Хажеев Азат Гарифуллович - соискатель кафедры истории Московский педагогический
государственный университет 450103, г.Уфа, ул.Бехтерева, д.10, коп.2, кв.91.
E-mail: [email protected]
А.Г. Хажеев
РОЛЬ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1990-е - нач. 2000-х гг.)
Одним из главных условий реализации кадровой политики современной России является создание квалифицированного корпуса государственных и муниципальных служащих, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность в условиях модернизационного процесса [4]. В данном контексте важное значение приобретает анализ исторического опыта становления управленческого образования в нашей стране.
В течение периода 1990-х - начала 2000-х гг. в системе отечественной высшей школы сформировался сектор подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления [5, с. 122]. В его структуру входили: Российская академия государственной службы (РАГС) и региональные академии государственной службы, институты и университеты (академии) управления ряда субъектов РФ, государственные «классические» университеты, государственные, в том числе ведомственные, и негосударственные специализированные вузы, главным образом, экономического и юридического профиля [1].
Важную роль в развитии профессионализма государственной и муниципальной службы и повышении престижа высшего управленческого образования как в рамках административного аппарата, так и в обществе в целом сыграли университеты, являвшиеся центрами многопрофильного гуманитарного образования.
В 1993 г. был открыт факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, который стал одним из наиболее современных и динамично развивающихся учебно-научных подразделений ведущего вуза страны. С первых лет существования факультет реализовывал собственную концепцию образовательного процесса и комплексную систему подготовки кадров по специальностям «Государственное и муниципальное управление»,
«Антикризисное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент организации». Первый выпуск состоялся в 1999 г. В том же году было создано специальное отделение для лиц с высшим образованием. Обучение проводилось по программе второго высшего образования (на контрактной основе). Срок обучения составлял 3 года, выпускникам выдавались дипломы МГУ (государственного образца) с присуждением квалификации «менеджер» [6].
В 2007 г. был осуществлен первый набор в магистратуру факультета по трем программам направления «Менеджмент» - «Государственное и муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами». Открытие магистерских программ предоставило выпускникам разных факультетов МГУ, а также выпускникам других вузов возможность продолжить свое образование по наиболее востребованным и перспективным управленческим специальностям. Срок обучения составлял 2 года, по окончании курса присваивалась степень магистра менеджмента.
В 2005 г. по инициативе Правительства РФ, Российской академии наук, руководства Московского университета и Национальной школы администрации Франции (ENA) решением ученого совета МГУ была создана «Высшая школа государственного администрирования» в целях подготовки высококвалифицированных кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти России, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.
Обучение в школе велось по специализированной магистерской программе «Государственное администрирование» (2 года) и программе дополнительного (к высшему) образования «MBA - Связи с государственными органами (Government Relations - GR)» (2 года). Образовательный процесс школы имел ряд особенностей, в том числе: обучение через практическое решение реальных проектных задач из области государственного управления и взаимоотношений власти и бизнеса; участие представителей Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и бизнес-структур в учебном процессе и управлении Школой; тематика выпускных работ рекомендуется и курируется высшими органами государственной власти, крупными государственно-частными и бизнес-структурами; возможность изучения английского и французского языков, прохождения обучения и стажировки за рубежом; планирование и сопровождение карьерного роста в ходе обучения и по выпуску.
В рамках «Высшей школы государственного администрирования» стала действовать программа двухгодичной магистратуры «Г осударственное
администрирование», задачей которой являлось формирование компетенций и совершенствование профессиональных навыков государственных служащих. Цель программы - обеспечение организованного и качественного процесса подготовки и переподготовки кадров для государственной службы, причем ее специфику составляет подготовка государственных служащих, которые являются одновременно экспертами и менеджерами. Выпускники, успешно закончившие обучение по программе, получали государственный диплом МГУ имени М.В. Ломоносова с присвоением степени «Магистр менеджмента».
В Московском государственном университете стали реализоваться также программы дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки по специальностям «Государственный и муниципальный менеджмент» и «Муниципальная служба».
В 1996 г. специальность «Государственное и муниципальное управление» была открыта в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на факультете управления, действующем в структуре Института экономики, управления и права.
Руководством факультета были утверждены образовательные задачи программы:
- подготовка специалистов в области государственного и муниципального управления, свободно ориентирующихся в реалиях современного мира;
- соединение фундаментального образования, получаемого в университете классического типа - РГГУ, с широким набором альтернативных прикладных управленческих курсов и факультативов;
- сочетание приобретения базовых знаний со знакомством с лучшим практическим опытом государственных и муниципальных структур.
Специалистами РГГУ был также разработан профессиональноквалификационный портрет специалиста, включающий следующие
характеристики:
- адаптированность для работы в различных органах государственного и муниципального управления;
- умение принимать решения;
- способность прогнозировать события, "просчитывать" возможные последствия принимаемых решений;
- умение проектировать и внедрять современные системы государственного и муниципального управления;
- обладание навыками разработки оптимальных организационных структур органов управления;
- способность организовывать документационные процессы в аппарате управления.
Выпускающими кафедрами по специальности стали кафедра организационного развития, кафедра управления и кафедра моделирования в экономике и управлении. Авторитетность РГГУ как одного из ведущих вузов страны, центра развития инновационных образовательных технологий способствовала установлению долговременного сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти и администрацией г. Москвы в вопросах подготовки управленческих кадров. Базами практики студентов РГГУ, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», стали органы муниципального (2-й, 3-й курсы) и государственного управления (4-й, 5-й курсы), с которыми вуз заключил соответствующие договоры: Совет Федерации Федерального собрания РФ, мэрия Москвы, Управление делами Президента РФ, Правительство Москвы, префектуры, управы и муниципалитеты г. Москвы. При выборе базы прохождения практики студента учитывалась сфера его научных интересов.
В процесс формирования системы непрерывной подготовки кадров государственного управления в рассматриваемый период активно включились региональные университеты, открывавшие специальность «Государственное и муниципальное управление» на юридических и экономических факультетах, в том числе в рамках коммерческих образовательных услуг. При университетах открывались институты и курсы повышения квалификации работников административного аппарата и муниципальных учреждений.
Одним из ведущих региональных центров подготовки квалифицированных кадров для государственного и муниципального управления в рассматриваемый период стал Белгородский государственный университет, на базе которого успешно реализовывалась модель непрерывного профессионального развития управленческих кадров. В целях формирования системы непрерывного профессионального развития кадров регионального управления в его структуре распоряжением губернатора Белгородской области №718-р от 12 сентября
2005 г. был создан Институт государственного и муниципального управления (ИГМУ БелГУ).
Профессиональная переподготовка как образовательная форма имела ряд преимуществ, которые привлекали заказчиков (государственные и муниципальные учреждения) и непосредственно слушателей. Например, на сайте ИГМУ БелГУ (2008 г.) выдвигались следующие аргументы в пользу программ профессиональной подготовки работников административного аппарата:
- приемлемая продолжительность освоения программы (до 10 месяцев);
- отсутствие возрастных ограничений;
- возможность корректировки содержания и структуры программ, что способствует удовлетворению потребностей заказчика в большей степени;
- проведение занятий преимущественно специалистами-практиками;
- включение в программу курса лекций, дискуссий, практических занятий, ролевых и деловых игр, мастер-классов, тренингов [2].
Профессорско-преподавательскими коллективами университетов велась научная работа в области теории и методики преподавания управленческих дисциплин, подготовки и издания учебной и научно-методической литературы соответствующей тематики. Например, Брянским государственным университетом для курсов повышения квалификации госслужащих в 2007 г. было выпущено учебно-методическое пособие «Кадровая политика в условиях административной реформы». Программы подготовки управленческих кадров реализовывались в создававшихся университетами структурах дистанционного обучения. Например, специальность «Г осударственное и муниципальное управление» преподавалась в Институте дистанционного образования Тюменского государственного университета.
Факультеты и институты государственного управления в структуре университетов в различных регионах страны установили постоянные связи с профильными вузами в Германии. Франции, США, Канады. Преподаватели и слушатели университетов получили возможность дополнительного обучения и стажировки за рубежом.
В феврале 2008 г. Министерством образования и науки РФ были утверждены государственные требования к международной программе дополнительного образования для государственных служащих - «Master of Public Administration» (MPA). В том же году был создан Совет Минобрнауки по программам МРА на базе РАГС, в который вошли 11 вузов, в том числе
Российский университет дружбы народов, МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.
Таким образом, классические университеты России в 1990-2000-е гг. принимали активное участие в осуществлении профессиональной подготовки и повышении квалификации кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление». Особенностью развития данного образовательного направления в них была ориентация на мировой опыт подготовки управленческих кадров различной специализации и активное развитие платного сектора образовательных услуг.
В 2000-е гг. программы подготовки кадров государственного и муниципального управления, реализуемые в российских университетах, характеризовались непрерывностью, многоуровневостью, вариативностью, высоким научно-методическим и технологическим уровнем и являлись важным компонентом государственной программы формирования корпуса квалифицированных управленческих кадров.
* * *
1. Виняр В.А. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы // Подготовка управленческих кадров в XXI веке: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (20-22 декабря 2007 г.). Челябинск, 2008. С.117-118.
2. Институт государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] //
Белгородский государственный университет: [сайт]. иКЬ:
http://old.bsu.edu.ru/Struktura/Fakultet/IGMU/ (Дата обращения 23.10.2012)
3. Кадровая политика в условиях административной реформы: учеб.-метод. пособие для курсов повышения квалификации / Артамонов А.Н., Денисов С.И., Горбова Т.М. и др.; под ред. д-ра юрид. наук П.Н. Кириченко. Брянск: РИО БГУ, 2007.
4. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин встретился с
руководителями региональных общественных приёмных Председателя партии «Единая Россия» 6 декабря 2011 г.: стенограмма [Электронный ресурс] // Сайт Председателя Правительства РФ Владимира Путина: [сайт]. иКЬ:
http://premier.gov.ru/events/news/17321/ (Дата обращения 15.11.2012)
5. Резанович А.Е. Этапы развития отечественной системы подготовки управленческих кадров // Подготовка управленческих кадров в XXI веке: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. (20-22 декабря 2007 г.). Челябинск, 2008.
6. Факультет государственного управления [Электронный ресурс] // МГУ им.
М.В. Ломоносова: [сайт]. иКЬ: http://www.msu.ru/info/struct/dep/upr.html (Дата
обращения 23.10.2012)