Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / DISTANT EDUCATION / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / GIFTED CHILDREN / THE IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е. Г., Городецкая Н. И.

В статье раскрываются принципы использования дистанционных образовательных технологий, рассматриваются возможности дистанционного обучения в реализации системы педагогической деятельности с одаренными детьми, на основе результатов экспериментальной деятельности даются рекомендации по специфике организации дистанционного обучения одаренных детей и возможностям повышения квалификации педагогических работников в области методики использования информационных технологий в работе с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкина Е. Г., Городецкая Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The distant studying in the system of pedagogical activity with gifted children

The article touches upon the basic principles of using the distant educational technologies. The authors point out all the possibilities of the distant education in the system of pedagogical activity with gifted children. On the base of the results of the experimental activities the authors give some recommendations how to organize the distant education with gifted children. It is important to mention in this connection that the authors of the article show all the possibilities of improving the professional skills of teachers in terms of using the information technologies.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Информатизация образования

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Е. Г. КАЛИНКИНА, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,

кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук,

доцент, проректор по учебно- руководитель Центра

методической работе ГОУ ДПО НИРО дистанционного обучения ekalin2006@rambler.ru ГОУ ДПО НИРО

nigorod @yandex. ги

В статье раскрываются принципы использования дистанционных образовательных технологий, рассматриваются возможности дистанционного обучения в реализации системы педагогической деятельности с одаренными детьми, на основе результатов экспериментальной деятельности даются рекомендации по специфике организации дистанционного обучения одаренных детей и возможностям повышения квалификации педагогических работников в области методики использования информационных технологий в работе с одаренными детьми.

The article touches upon the basic principles of using the distant educational technologies. The authors point out all the possibilities of the distant education in the system of pedagogical activity with gifted children. On the base of the results of the experimental activities the authors give some recommendations how to organize the distant education with gifted children. It is important to mention in this connection that the authors of the article show all the possibilities of improving the professional skills of teachers in terms of using the information technologies.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, одаренные дети, повышение квалификации

Key words: distant education, distant educational technologies, gifted children, the improvement of the professional skills

Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. В рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей, формы и методы работы с одаренным ребенком. В настоящее время особую актуальность приобретает развитие системы педагогической деятельности с использованием современных образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

Значительные перспективы в реализации эффективной системы педагогической деятельности с одаренными детьми открывает использование дистанционных технологий, предоставляющих возможность каждому обучаемому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его способностям.

По сравнению с традиционными методами дистанционному обучению свойственны следующие особенности:

3 распределенность — возможность снятия пространственных ограничений и организации учебного процесса при разделении преподавателя и учащегося в пространстве;

3 гибкость — возможность снятия временных ограничений за счет гибкого графика учебного процесса;

3 комплексность — использование специально разработанных учебно-методических материалов (комплексов), сочетающих различные носители информации, в том числе печатные материалы, радио-и телевизионные передачи, видео- и аудио-

кассеты, средства компьютерной техники и телекоммуникаций;

3 интерактивность — наличие двусторонней коммуникации (синхронной или асинхронной), которая делает возможным непрерывное индивидуальное взаимодействие обучаемого и преподавателя и отличается от пассивного восприятия транслируемой информации.

Благодаря указанным особенностям дистанционное обучение позволяет получить ряд преимуществ с точки зрения реализации системы педагогической деятельности с одаренными детьми, поскольку в значительной степени обеспечивает учет инструментального и мотивационного аспектов поведения одаренного ребенка.

Как отмечается в «Рабочей концепции одаренности» [2], представляющей обобщение современного состояния изучения проблемы интеллектуальной одаренности и подходов к ее решению коллективом отечественных ученых (В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская, Ю. Д. Бабаева и др.), инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описывается следующими признаками.

3 Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана специфическая стратегия ее осуществления:

— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Значительные перспективы в реализации эффективной системы педагогической деятельности с одаренными детьми открывает использование дистанционных технологий, предоставляюшдх возможность каждому обучаемому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его способностям.

— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

3 Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятель -ности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия решения, ориентация на обоснование собственных действий).

3 Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

3 Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные

Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются повышенной способностью к самообучению, поэтому нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогашенной и индивидуализированной образовательной среды.

дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются повышенной способностью к самообучению, поэтому нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

3 Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

3 Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3 Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3 Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

3 Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

С 2009 года в рамках деятельности экспериментальной площадки ГОУ ДПО НИРО по теме «Применение дистанционных технологий в системе педагогической деятельности с одаренными детьми» на базе ряда образовательных учреждений, в частности МОУ Лицей № 40 Нижнего Новгорода, МОУ Уренская СОШ № 1, Арь-

евская СОШ, Большетерсенская СОШ Урен-ского района, МОУ СОШ № 3, 7, 9, 10 г. Павлова, МОУ СОШ № 1 г. Ворсмы, МОУ СОШ № 1 р. п. Тумботино, МОУ СОШ № 19 г. Заволжья Городецкого района, МОУ Вачская СОШ, начались разработка моделей и создание организационно-педагогических условий реализации системы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

В ходе эксперимента было выявлено, что эффективное использование дистанционного обучения в педагогической деятельности с одаренными детьми возможно только при соблюдении ряда условий:

3 обеспеченности учебных курсов учебно-методическими материалами, специально разработанными наиболее квалифицированными преподавателями;

3 определении целесообразности, тщательном планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ;

3 наличии постоянного индивидуального контакта обучающихся с преподавателем-консультантом (тьютором), возможности оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

3 обеспечении взаимодействия обучаемых между собой, организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом учащиеся также контактируют с преподавателем посредством телекоммуникаций);

3 объективности оценки результатов обучения на основе сочетания автоматизированных методов проверки знаний и рефлексии;

3 научно-методического сопровождения педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.

Учебный материал, используемый для дистанционного обучения, должен отличаться следующими характеристиками:

3 быть доступным для восприятия с экрана монитора;

3 содержать советы и рекомендации относительно того, что нужно делать, на что следует обратить особое внимание и почему;

3 мотивировать интерес учащегося к предмету;

3 подаваться обучаемому в форме личного обращения педагога.

Важно отметить: независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся, принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:

3 включать в себя изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

3 использовать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний, что стимулирует стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний; развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

3 предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

3 учитывать интересы одаренного ребенка и максимально поощрять углубленное изучение выбранных им тем;

3 содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);

Независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся, принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок.

3 обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики индивидуальных способов деятельности;

3 поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

3 обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

3 способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

3 включать в себя элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

В рамках деятельности экспериментальной площадки с учетом обозначенных выше подходов началась разработка контента УМК для организации обучения с использованием ДОТ, в частности: «От внимательного чтения текста к комплексной работе с ним» (О. С. Жукова, МОУ Уренская СОШ № 1), «Политическая карта» (Л. Н. Потехина), «Языки программирования» (И. Б. Баранцева, МОУ Арьев-ская СОШ), «Решение задач по механике» (В. А. Ильичева, МОУ Арьевская СОШ), «Решение химических задач» (Ф. А. Жуков, МОУ Боль-шетерсенская СОШ), «Социальная сфера общества» (Н. В. Селезнева, МОУ Больше-терсенская СОШ), «Творческая лаборатория. Учимся проектируя» (М. В. Казани-на, МОУ СОШ № 3 г. Павлова), «Скретч. Графика, анимация, программирование» (В. В. Воронина, МОУ СОШ № 7 г. Павлова), «Методы генетики человека» (Э. А. Митрофанова, МОУ СОШ № 7 г. Павлова), «Решение задач методом площади» (В. Л. Ус-цова, МОУ СОШ № 9 г. Павлова), «Олим-

Ключевым элементом организации дистанционного обучения является специализированная информационно-образовательная среда, поз-воляюшая реализовать технологии дистанционного обучения.

пиадная математика» (Т. С. Фомичева, МОУ СОШ № 10 г. Павлова), «Триумф и трагедия» (И. А. Седова, МОУ СОШ № 1 г. Ворсмы), «Экология комнатных растений» (Н. В. Балакина, МОУ СОШ № 1 р. п. Тумботино), «Использование метода "шагов" для решения задач повышенной сложности по физике» (Н. К. Арова, МОУ Вачская СОШ), «Применение анимации Flash MX для иллюстрации явлений, изучаемых в рамках различных предметов в средней школе» (А. В. Тюрин, МОУ Вачская СОШ), «Я научусь решать задачи», «Уроки речевого творчества» (Л. Г. Ерофеева, учитель начальных классов МОУ Вачская СОШ), «Политическая система современного общества» (Т. А. Голубева, МОУ Вачская СОШ), «Использование информационных технологий в ходе подготовки к ЕГЭ» (Е. С. Одинцова, учитель русского языка и литературы, МОУ Вач-ская СОШ) и др.

Как показывает практика, ключевым элементом организации дистанционного обучения является специализированная информационно-образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. В частности, в Нижегородском институте развития образования дистанционное обучение осуществляется на основе использования таких электронных образовательных сред, как VLE3 и Moodle. Педагоги — участники экспериментальной деятельности — имеют возможность осваивать и апробировать технологические особенности реализации ДОТ, используя различные ИОС, разрабатывая авторские курсы и применяя сайты поддержки дистанционного обучения. В качестве примера можно привести авторские сайты педагогов-экспериментаторов, на которых

размещен информационный контент, содержащий методические и учебные материалы: учителя химии Т. П. Монич (http:// chem.lic40.net), учителя физики Т. М. Уфим-цевой, учителя химии В. Ф. Кревской (http://sites.google.com/site/krevskajavf), учителя истории О. В. Шумагиной (www. shumagina.ru) и др.

В дидактическом плане существуют три наиболее важные частные проблемы разработки и использования информационно-образовательной среды на основе ИКТ:

3 организация самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся;

3 организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями;

3 организация групповой учебной деятельности обучающихся (дискуссий, совместной работы над проектами и т. п.).

В системе дистанционного обучения роль педагогических методов и приемов значительно возрастает, поскольку многие функции преподавателя замещаются информационными технологиями. Насколько рационально и комфортно будет организована образовательная среда на основе информационных технологий, настолько эффективным будет саморазвитие обучающихся. При этом классические методы обучения легко могут быть реализованы в условиях дистанционного обучения, основанного на использовании интерактивных элементов информационно-образовательной среды (см. таблицу) [4].

Соотношение методов обучения с формой их представления в дистанционной информационно-образовательной среде

Методы обучения Инструменты системы ДО Форма представления материала

Словесные лекция Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, ссылка на каталог, пояснение, урок Текст в формате doc, веб-страница в формате html, презентация в Microsoft PowerPoint (ppt), аудиолекция (mp3), видеолекция

работа с книгой Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, ссылка на каталог, пояснение Текст в формате doc, веб-страница в формате html; презентация в Microsoft PowerPoint (ppt), аудиолекция (mp3), видеолекция

дискуссия Форум, чат, обмен сообщениями, опрос Сообщения на форуме, чат-сессии, электронные письма

беседа Форум, чат, обмен сообщениями Сообщения на форуме, чат-сессии, электронные письма

объяснение Урок, форум, чат, обмен сообщениями, глоссарий Страницы с объяснением темы и вопросами, сообщения на форуме, чат-сессии, электронные конференции, электронные письма, запись новых терминов в глоссариях

Наглядные метод иллюстрации Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, ссылка на каталог, пояснение Презентация в Microsoft PowerPoint (ppt), аудиолекция (mp3), видеолекция

метод демонстрации Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, ссылка на каталог, пояснение Презентация в Microsoft PowerPoint (ppt), аудиолекция (mp3), видеолекция

Практические упражнения Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, рабочая тетрадь, задание, урок, глоссарий Интерактивные упражнения, эссе, рефераты, тестовые задания, опросы, анкеты

Окончание табл.

Методы обучения Инструменты системы ДО Форма представления материала

лабораторные работы Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, рабочая тетрадь, задание, тест Виртуальные лабораторные практикумы, флэш-ролики

практические работы Текстовая страница, веб-страница, ссылка на веб-страницу или файл, рабочая тетрадь, задание, тест Интерактивные задания, эссе, рефераты, тесты, контрольные работы, опросы, анкеты и т. п.

Результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют, что дистанционные образовательные технологии открывают большие возможности в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности, олимпиад, творческих конкурсов.

Важно отметить, что технологии дистанционного обучения успешно интегрируются в существующие формы образования. При этом использование дистанционных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога, в процессе обучения одаренных детей позволяет обеспечить:

3 реализацию принципов дифференциации и индивидуализации, работу по индивидуальному плану и осуществление индивидуальных программ обучения, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку компетентных специалистов в зависимости от своих потребностей;

3 учет различных потребностей ребенка, в том числе раскрытие способностей, лежащих вне его одаренности;

3 эффективное взаимодействие с другими учащимися, что не приводит к отрыву ребенка от коллектива сверстников;

3 оптимизацию организационно-управленческих аспектов обучения одаренных детей (отсутствие необходимости в каких-либо существенных изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, задействовании дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, связанная с тем,

что одаренные дети есть везде — в больших и малых городах, селах и т. п.).

Значительный организационно-методический, технологический и управленческий потенциал ДОТ проявился в процессе реализации таких моделей дистанционного обучения, как:

3 модель дистанционного обучения школьников, основанная на использовании сетевой технологии взаимодействия на базе ИКТ и реализованная в рамках городского ресурсного центра физико-математического образования в МОУ Лицей № 40 Нижнего Новгорода;

3 модель дистанционного обучения школьников на основе использования кейс-технологии и муниципальной платформы организации дистанционного обучения на базе функционирования сайта дистанционного обучения одаренных детей Уренского района (http://sites.google.com/site/idkuren) как специфической информационно-образовательной среды, разработанной с применением сервисов Google;

3 модель дистанционного учебного взаимодействия на основе Skype-технологий, интерактивных сервисов среды Moodle, e-mail и иных сервисов глобальной сети Интернет.

Мониторинг, проведенный в рамках деятельности экспериментальной площадки на базе Уренского района, показывает, что 100% учащихся, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в целом удовлетворены работой в дистанционном режиме. На вопрос: «Что дает вам обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?» учащиеся в первую

очередь назвали: «проявление самостоятельности в овладении навыками и способами деятельности», «развитие и реализация творческих и умственных способностей», «расширение круга познавательных интересов», «развитие адекватной самооценки, стимулирующей к деятельности», «развитие трудолюбия и работоспособности».

Результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют, что дистанционные образовательные технологии открывают большие возможности в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности, олимпиад, творческих конкурсов, предоставляя учащимся возможность не только выбора направления исследовательской работы, индивидуального темпа и способа продвижения, но и получения консультационной поддержки педагогов, научных работников, находящихся на значительном территориальном удалении друг от друга. Кроме того, сервисы сети Интернет (wiki, документы совместного доступа Google и т. п.) позволяют реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов, учащихся, ученых, создавать межвозрастные группы, объединенные общей проблематикой, что снимает одну из специфических проблем положения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечивая им возможность двигаться вперед с резким опережением, оставаясь при этом в среде сверстников. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что для гармонического и устойчивого развития одаренных детей, особенно в сенситивный период, важное значение имеет общение со сверстниками, что порой является затруднительным в силу специфики развития одаренных детей. В данной связи отметим, что дистанционное обучение оказывает положительное влияние на развитие социальных навыков и самооценку одаренных детей, особенно в рамках реализации потенциала сетевых сообществ. Использование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых инструментов информационных технологий, таких как интернет-сообщества, может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей, поэтому в задачах поддержки и развития групп одаренных детей особую роль играет формирование сетевых сообществ, где они чувствуют себя как рыба в воде и могут психологически раскрепоститься. Модель использования ДОТ в системе деятельности по организации районных дистанционных олимпиад и конкурсов разработана и успешно реализуется образовательными учреждениями Городецкого района. На основе данной модели были организованы и проведены десять районных дистанционных олимпиад.

Существенную роль в индивидуализации обучения и психолого-педагогической поддержке одаренных детей призван сыграть тьютор, готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основная задача тьютора — на основе диалога и совместного поиска помочь ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Иными словами, суть работы тьютора как значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования. Онлайн-тьютор особенно необходим с целью поддержки обучаемых в процессе освоения ими учебных курсов для ответов на вопросы и обеспечения информацией по тематике обучения; обеспечения обратной связи (неформально или как часть программы обучения); проведения тренингов

Возможность использования дистанционных технологий в процессе обучения одаренных детей связана с готовностью и умением учителя применять ДОТ в своей практике, оценивать их педагогический потенциал для решения конкретных задач.

и предложения рекомендаций обучаемым; модерации чата и помощи в онлайн-дис-куссиях.

Возможность использования дистанционных технологий в процессе обучения одаренных детей связана с готовностью и умением учителя применять ДОТ в своей практике, оценивать их педагогический потенциал для решения конкретных задач. Это актуализирует специальную подготовку учителя в области организации дистанционного обучения, овладения коммуникационными средствами и технологиями работы в информационно-образовательной среде. В данной связи в Нижегородском институте развития образования разработана и успешно апробирована образовательная программа «Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми», которая нацелена на развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной компетентности педагогов для работы с одаренными детьми. Программа призвана дать слушателям представление о дистанционных образовательных технологиях и возможностях их эффективного использования для формирования и развития педагогической деятельности с одаренными детьми, способствовать осмыслению современных тенденций использования дистанционных форм обучения и практическому освоению интерактивных сервисов сети Интернет. Освоение курса содействует формированию готовности учителя-предметника к использованию дистанционных образовательных технологий и предполагает знания:

3 теоретических основ дистанционного обучения и современных концепций использования дистанционных технологий в школьном образовании;

3 спектра современных коммуникационных сервисов сети Интернет и педаго-

В Нижегородском институте развития образования разработана и успешно апробирована образовательная программа «Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми», которая нацелена на развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной компетентности педагогов для работы с одаренными детьми.

гических технологий их применения в учебном процессе;

3 актуальных тенденций использования дистанционных образовательных технологий в целях развития педагогической деятельности с одаренными детьми.

Курс «Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми» направлен также на формирование умений:

3 работать с современными средствами компьютерной телекоммуникации;

3 проектировать сценарии использования различных интерактивных программных средств в учебном процессе;

3 использовать современные компьютерные средства и коммуникационные сервисы сети Интернет в профессиональной деятельности;

3 работать с различными видами информации;

3 использовать современные дистанционные образовательные технологии в проектировании и реализации учебных занятий с одаренными детьми;

3 проектировать и разрабатывать дистанционный элективный (факультативный) курс для одаренных детей, формировать его информационный контент в среде дистанционного обучения;

3 конструировать сценарий интерактивного дистанционного учебного занятия (консультации) по проблематике элективного (факультативного) курса.

Программа построена с учетом специфики технологий дистанционного обучения и предполагает сочетание различных форм обучения: лекции, практикумы, включающие самостоятельную работу с использованием компьютерных средств, интерактивные тренинги с использованием современных средств телекоммуникаций в формате интернет-конференций, чатов и форумов, выполнение творческих заданий. Основным результатом обучения является осмысление педагогами методических и организационных аспектов применения дистанционных образовательных технологий в школьном образовании, а также

возможных направлений и способов развития педагогической деятельности с одаренными детьми посредством использования дистанционных форм обучения. В целях методической поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми с использованием дистанционных технологий, создан дистанционный курс, а также сайт «Дистанционные технологии в ра-

боте с одаренными детьми» google.com/site/distedunn).

В заключение отметим, что использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать условия для того, чтобы каждый ребенок имел возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимального для него уровня развития.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. : Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М. : Арманов-центр, 2010.

2. Рабочая концепция одаренности. — М., 2003.

3. Роблер, М. Д. Насколько интерактивны ваши электронные курсы? Правила для оценки интерактивности в дистанционном обучении. — URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/4614CDAE60E438A6C32572BE005C6BC9/ doc.html.

4. Учебно-методические материалы для подготовки преподавателей к работе в интегрированной информационной среде. — Челябинск, 2008.

5. 10 советов для онлайн-тьюторов. — URL: http://www.trainings.ru.

6. Gilbert, L. Building interactivity into web courses: Tools for social and instructional interaction / L. Gilbert, D. R. Moore // Educational Technology. — 1998. — 38 (3).

7. Kimeldorf, M. Teaching online-Techniques and methods / M. Kimeldorf // Learning and Leading with Technology. — 1995. — 23 (1).

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

О. В. КУЗИНА, учитель информатики лицея-интерната «Центр одаренных детей» kuzinolga @yandex.ru

В статье утверждается мысль о возможностях компетентностного подхода в изменении форм и методов организации занятий, процедур контроля качества образовательного процесса, а также наполнении уроков новым содержанием. На примере одного из разделов курса информатики автор показывает преимущества данного подхода в формировании у учащихся практических навыков и фундаментальных умений, которые могут быть востребованы в будущей профессиональной, личной и социальной жизни выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.