1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
УДК 371.31
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В МОУ СОШ № 33 г. ЭНГЕЛЬСА
«УРОК С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ»
И.В. Смирнова, Ю.В. Иванушкина, С.В. Агуреева, Е.Е. Остроумова
В статье рассмотрена реализация дистанционной технологии в МОУ СОШ № 33 г. Энгельса «урок с доставкой на дом». Приведена схема применения дистанционных образовательных технологий в обучении и наиболее актуальные формы организации телекоммуникационной деятельности для наших школьников.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, «урок с доставкой на дом».
Век, в котором мы живем, называют веком открытых образовательных мультимедиа систем, возможности сетевого распространения образовательных ресурсов и телекоммуникационного доступа. Информационные технологии решают задачу предоставления всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. Эту задачу можно успешно решать с применением возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей-предметников (http://do.techn.sstu.ru/).
E-Learning (сокращ. от англ. Electronic Learning- электронное обучение) - это сис-
тема электронного обучения. Под термином E-Learning понимают дистанционное обучение или самообучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Схема применения дистанционных образовательных технологий в обучении (рис. 1).
Наиболее актуальными формами организации телекоммуникационной деятельности для наших школьников являются: асинхронные (e-mail, телеконференция, веб-форум, веб-доска объявлений, гостевая книга) и синхронные (чат-уроки и чат-конференции в реальном времени) формы организации.
Рис. 1. Применение форм дистанционного обучения в школе
Наша школа «Урок с доставкой на дом» предполагает свою специфику отбора средств обучения организации познавательной деятельности обучающихся. Работа направлена на обучающихся 9-11-х классов с повышенным интересом к обучению. С учетом их возрастных особенностей мы подбираем различные формы и методы работы.
Хорошие результаты показывает использование телекоммуникационного метода проектов, основанного на поисковых, исследовательских формах деятельности. Ребята с интересом работают в виртуальных химических лабораториях: интерактивно выполняют эксперимент, моделируют процессы, используют тренажеры по предметам, со-
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
вершают виртуальные экскурсии, участвуют в тематических форумах и on-line чатах.
Существует немало профессионально сделанных интегрированных инструментальных программ-оболочек для создания курсов дистанционного обучения, мы выбрали одну из наиболее полнофункциональных законченных систем управления обучением, с удобными средствами создания учебных материалов и управления сайтами, гибкими инструментами составления отчетов и мощными административными функциями. Moodle позволяет эффективно организовать работу нашей дистанционной школы, используя такие возможности, как организация тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из Интернета.
В дистанционной школе «Урок с доставкой на дом» мы определили три основных
направления: естественнонаучное «В царстве химии», тьюторы - Е.Е. Остроумова, С.В. Агуреева; информационное «Информатика для любознательных», тьютор - И.В. Смирнова; филологическое «Диалог на английском языке», тьютор - Ю.В. Иванушкина. По каждому из этих направлений разработана программа дистанционного обучения старшеклассников. Всего в дистанционной школе обучается 75 учащихся из разных школ города и района.
Сегодня дистанционное образование - это новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.
Литература
1. URL: http://www.academy.it.ru
УДК 37.013.42
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕТИ*
М.С. Чванова, М.В. Храмова
В работе представлены некоторые результаты исследования общения пользователей в сети, предпочтения, изменения в предпочтениях, связанные с развитием ресурсов сети Интернет.
Ключевые слова: общение, общение в сети, коммуникации, Интернет.
В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона отражает факт обмена информацией между общающимися, интерактивная - факт организации взаимодействия, перцептивная - факт установления взаимопонимания. Использование информационнокоммуникационных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и ис-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инновационной информационно -коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей», проект № 12-06-12006/12.
полнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую.
Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Здесь важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:
- информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
- вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
- органическим дополнением вербальной речи является употребление таких невербальных средств общения, как:
• кинесика (жесты, мимика, пантомимика);