Научная статья на тему 'Организационные и социально-психологические особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Организационные и социально-психологические особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / DISTANCE LEARNING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / A CHILD WITH DISABILITY / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митькина Елена Ивановна

В работе анализируются вопросы организации доступного общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с церебральным параличом, с помощью дистанционных образовательных технологий. Специфика социальной ситуации развития детей этой категории заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией. Выявляются новые педагогические возможности, обеспечиваемые дистанционными образовательными технологиями для детей с особыми образовательными нуждами. Определяются виды взаимодействия между участниками образовательного процесса, их место в учебной деятельности и требования, накладываемые на технические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митькина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF REMOTE TEACHING OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The paper analyses the issues of organization of the available general education for children with disabilities, particularly, the children with cerebral palsy, by application of distance learning technologies. The specificity of the social situation of such children ’s development is a negative impact on the child’s identity made by the traumatic situation associated with the physical helplessness, isolation, and due to these factors the difficulties in social adaptation. The author considers new educational opportunities provided by the remote educational technologies for children with special educational needs. The paper also describes the types of interaction between the participants of the educational process, place of these types in the training activities, and requirements to the technical solutions.

Текст научной работы на тему «Организационные и социально-психологические особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.24

Митькина Елена Ивановна

кандидат педагогических наук, начальник Управления образования Администрации городского округа Электросталь Московской области

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Mitkina Elena Ivanovna

PhD in Education Science, Head of the Education Department at Administration of the Urban District Electrostal,

Moscow Region

ORGANIZATIONAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF REMOTE TEACHING OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Аннотация:

В работе анализируются вопросы организации доступного общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с церебральным параличом, с помощью дистанционных образовательных технологий. Специфика социальной ситуации развития детей этой категории заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией. Выявляются новые педагогические возможности, обеспечиваемые дистанционными образовательными технологиями для детей с особыми образовательными нуждами. Определяются виды взаимодействия между участниками образовательного процесса, их место в учебной деятельности и требования, накладываемые на технические решения.

Ключевые слова:

дистанционное образование, индивидуальная образовательная траектория, информационно-образовательная среда, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, специальные образовательные условия.

Summary:

The paper analyses the issues of organization of the available general education for children with disabilities, particularly, the children with cerebral palsy, by application of distance learning technologies. The specificity of the social situation of such children’s development is a negative impact on the child’s identity made by the traumatic situation associated with the physical helplessness, isolation, and due to these factors the difficulties in social adaptation. The author considers new educational opportunities provided by the remote educational technologies for children with special educational needs. The paper also describes the types of interaction between the participants of the educational process, place of these types in the training activities, and requirements to the technical solutions.

Keywords:

distance learning, individual educational trajectory, informational and educational environment, a child with disability, special educational conditions.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение, при котором учитель и учащийся разделены пространственно, обретает самостоятельную жизнь, позволяет реализовать разнообразные образовательные программы в варианте, доступном различным социальным группам и слоям населения. Телекоммуникационная интернет-среда обладает рядом специфических свойств (открытость, доступность, гибкость, модульность, интерактивность), определяющих особенности организации и проведении дистанционного обучения.

В современной России из 35,9 млн детей 4,5 %, то есть 1,6 млн, относятся к категории с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающим их возможностям. Из общего числа де-тей-инвалидов (30 тыс.) рекомендована дистанционная форма обучения. Однако по данным Минобрнауки РФ на дому в дистанционной форме обучается лишь 3,9 тыс. детей-инвалидов [1].

Для данной категории детей оказывается еще более важным, чем для остальных, выполнение стандартов и ритуалов школьной жизни, комфортные условия занятий, позитивное эмоциональное подкрепление в их ходе. Также особую важность приобретает формирование сообществ учащихся, родителей, учителей. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет принципиально расширить формы социального взаимодействия ребенка и осуществить реабилитацию его средствами образования.

С 2009 г. в Российской Федерации реализуются мероприятия по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» [2].

В городском округе Электросталь Московской области проект дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) реализуется с 2012 г. на основе

софинансирования из федерального бюджета и бюджета Московской области. Базовой школой данного проекта стала МОУ СОШ № 18 (директор Т.М. Гульбасова).

Управление проектом осуществляется на уровне Министерства образования Московской области, Управления образования Администрации городского округа Электросталь Московской области, МОУ СОШ № 18 [3].

На муниципальном уровне Управление образования координирует реализацию проекта; организует с использованием потенциала МОУ ДПО «Методический центр» и базовой школы обучение детей с ОВЗ, их родителей (лиц, их заменяющих), педагогов-предметников, осуществляющих обучение на дому, основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ-компетентности; ведет учет детей с ОВЗ, которым не противопоказано по медицинским заключениям дистанционное обучение; организует совместно с МОУ выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории, предполагающей уточнение индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Школьный уровень предполагает организацию работы педагогов-преподавателей с использованием элементов дистанционных технологий; взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ по вопросам реализации проекта; с региональным оператором проекта, Управлением образования, МОУ ДПО «Методический центр», Министерством образования Московской области по вопросам его реализации; учет педагогами-предметниками индивидуальных достижений детей с ОВЗ, фиксируемых компьютерной системой (платформой).

Списки детей с ОВЗ для участия в проекте уточняются ежегодно и составляются на основании заявлений родителей (законных представителей).

Обучение данной категории детей осуществляется штатными педагогами-предметниками на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей с ОВЗ.

В проекте модели дистанционного обучения рассматриваются различные формы: надомное и дистанционное, вариативность их сочетания, то есть, различные формы взаимодействия и общения педагога и учащегося. Такой переход к выбору способа обучения представляется оптимальным по отношению к детям с ОВЗ на всех этапах школьного обучения, так как позволяет создавать вариативную среду с учетом клинико-психолого-педагогической характеристики ребят и динамики развития.

Дополнительно к «традиционному» обучению (в соответствии с имеющимися лицензией и свидетельством о государственной аккредитации) детям-инвалидам предоставляется возможность осваивать выбранные общеобразовательные курсы с использованием элементов дистанционного обучения и специально разработанных образовательных ресурсов и компьютерной системы (платформы) дистанционного образования.

Использование в учебном процессе специализированного образовательного ресурса обучающимся и педагогом-предметником направлено на улучшение восприятия учебного материала путем расширения дидактических возможностей «традиционных» образовательных технологий и социализации за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности и не ограничивают право педагога-предметника на свободу выбора и применения иных методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.

В школе для детей с ОВЗ из числа участников проекта за счет его бюджета рабочие места оснащены комплектами специализированной компьютерной и периферийной техники, цифрового учебного оборудования и программного обеспечения, предоставлен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам с помощью компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика.

Педагогам-предметникам, организующим образовательный процесс, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами педагога-предметника.

В связи с тем, что при правильной организации дистанционного образования с использованием качественного образовательного ресурса образовательные результаты детей с ОВЗ и степень их социализации повышаются, включение элементов дистанционных технологий в учебный процесс педагогом-предметником рассматривается не как дополнительная нагрузка, а как обязанность педагога применять современные средства обучения для повышения качества обучения. В МОУ СОШ № 18 используются 3 формы учебных занятий: индивидуальные уроки по Скайпу, уроки с эффектом присутствия в классе, уроки совместно с учеником в сети Интернет.

Педагог-предметник, организующий образовательный процесс, работает в сетевом взаимодействии с методистами и преподавателями, осуществляющими управление образовательным ресурсом, дистанционное консультирование, проведение коллективных образовательных мероприятий (повышение квалификации, коллективное обсуждение отдельных учебных тем, форумы, чаты, конференции и другое).

Особенно пользуются успехом у учащихся транслируемые школьные уроки, в которых они участвуют. Эффект присутствия в классе на уроке позволяет ребенку ощущать себя полноценным участником учебного процесса. Это оказалось полезно и интересно всем учащимся класса. Ученик проекта дистанционного образования, учащийся 10 класса, стал участником дистанционной олимпиады по истории.

Таким образом, создание информационной образовательной среды, в рамках которой дети с ОВЗ получают новые возможности в построении индивидуальной образовательной траектории, позволило расширить их возможности обучения.

Ссылки:

1. Антонова Л.Н. Актуальные проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: всерос. семинар-совещание (г. Московский Московской области, 14-15 октября 2010 г.). URL: http://www.pandia.ru/393406/ (дата обращения: 05.12.2013).

2. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: http://xn--80abuqiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80% D0%BE%D0%B5%D0% BA% D1 %82%D1 %8B/%D0%BF%D0%BD%D0%BF%D0%BE (дата обращения: 07.01.2014).

3. Положение об организации дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденное приказом по Управлению образования Администрации городского округа Электросталь Московской области от 03.12.2012 № 654/5-о. URL: http://uoelektrostal.ru/?Documents/EDRegulations (дата обращения: 07.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.