Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / традиционное обучение / обучающийся / педагог / педагог-тьютор / distance learning / traditional education / student / teacher / teacher-tutor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснобаева-Черная Жанна Владимировна, Бороденко Людмила Николаевна

Определены основные аспекты позиционирования дистанционного обучения в научной парадигме высшей школы в 2013–2022 гг. Сформирована аргументационная база дистанционного обучения: а) как личностного развития обучающихся; б) как составляющей психолого-педагогической компетентности преподавателя; в) как способа преодоления недостатков традиционного образования; г) как способа дополнения традиционного образования vs альтернативы традиционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснобаева-Черная Жанна Владимировна, Бороденко Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN THE SCIENTIFIC PARADIGM OF HIGHER SCHOOL: EVOLUTION OF VIEWS

The article defines the main aspects of distance learning positioning in the scientific paradigm of higher education in 2013–2022. The argumentation base of distance learning has been formed: a) as a personal development of students; b) as a component of the teacher's psychological and pedagogical competence; c) as a way to overcome the shortcomings of traditional education; d) as a way to complement traditional education vs alternative to traditional education.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ»

УДК 378.1

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-115-125

Краснобаева-Черная Жанна Владимировна

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры перевода

e-mail: zh.krasnobaieva@gmail.com

Бороденко Людмила Николаевна

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой перевода

e-mail: lusi11271@gmail.com

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Мариуполь, Россия 87500, ДНР, г. Мариуполь, ул. Университетская, 7

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ

Zhanna V. Krasnobaeva-Chernaya

Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Translation

e-mail: zh.krasnobaieva@gmail.com

Lyudmila N. Borodenko

Candidate of Philology, Head of the Department of Translation

e-mail: lusi11271@gmail.com

Priazovsky State Technical University, Mariupol, Russia 87500, DPR, Mariupol, University st., 7

DISTANCE LEARNING IN THE SCIENTIFIC PARADIGM OF HIGHER SCHOOL: EVOLUTION OF VIEWS

Аннотация. Определены основные аспекты позиционирования дистанционного обучения в научной парадигме высшей школы в 2013-2022 гг. Сформирована аргументационная база дистанционного обучения: а) как личностного развития обучающихся; б) как составляющей психолого-педагогической компетентности преподавателя; в) как способа преодоления недостатков традиционного образования; г) как способа дополнения традиционного образования vs альтернативы традиционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционное обучение, обучающийся, педагог, педагог-тьютор.

Abstract. The article defines the main aspects of distance learning positioning in the scientific paradigm of higher education in 2013-2022. The argumentation base of distance learning has been formed: a) as a personal development of students; b) as a component of the teacher's psychological and pedagogical competence; c) as a way to overcome the shortcomings of traditional education; d) as a way to complement traditional education vs alternative to traditional education.

Key words: distance learning, traditional education, student, teacher, teacher-

tutor.

Реалии современного мира диктуют необходимость непрерывного совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Одним из способов такого совершенствования является дистанционное обучение (далее - ДО), которое в научной литературе последних лет позиционируется как современный формат образования (Т.А. Казакова [6], С.М. Шуварина [16] и др.).

Термин «дистанционное обучение» активно функционирует в научной литературе (ср. также термины: цифровое обучение, цифровой образовательный процесс, цифровая среда обучения, цифровая образовательная среда, цифровые технологии в образовании, цифровые образовательные ресурсы, онлайн-обучение, онлайн-образование и др.). Акцентируем внимание на том, что в правом поле регламентировано использование только терминов «дистанционные образовательные технологии», под которым понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников», и «электронное обучение», которое рассматривается как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Закон предусматривает, что:

1) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной

информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

3) при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Федеральный закон от 08.06.2020 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вносит в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменения: статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания: «17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:

1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;

2) копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе».

Критический анализ научных статей по вопросам ДО позволяет выделить четыре основных аспекта его позиционирования в высшей школе:

1) как личностное развитие обучающихся;

2) как составляющая психолого-педагогической компетентности преподавателя;

3) как способ преодоления недостатков традиционного образования;

4) как способ дополнения традиционного образования vs альтернатива традиционного образования.

ДО как личностное развитие обучающихся

Б.Б. Айсмонтас и Мд. Уддин Актхер (2013) определяют целью высшего образования формирование личности с творческим потенциалом, ориентированной на высокие профессиональные достижения. На подготовку такого специалиста нацелены стандарты высшего профессионального образования, базирующиеся на компетентностном подходе и предполагающие формирование у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Помимо когнитивных способностей повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность, возрастает роль мотивации [1]. Особенно нужно выделить способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Развитие всех перечисленных качеств невозможно без разработки новых технологий высшего профессионального образования, в том числе дистанционных.

Ученые отмечают, что дидактика ДО изначально ориентирована на активную роль студента, на его внутреннюю мотивацию и осознанное желание получить необходимые знания, что предполагает наличие определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Обучение в системе ДО студента, не обладающего развитыми субъектными качествами, не имеющего навыков самоменеджмента, не располагающего необходимым уровнем саморегуляции, самоконтроля, культуры умственного труда, представляется весьма проблематичным.

Н.А. Лызь (2021) анализирует возможности и риски ДО с позиции одной из главных целей образования - личностного развития человека и приходит к выводу, что дистанционный формат образования может, с одной стороны, расширять возможности удовлетворения образовательных потребностей, а с другой - негативно отражаться на социально-психологических, мотивационных, регулятивных и эмоциональных ресурсах развивающейся личности [9]. На противоречии между личностным развитием обучающихся и вынужденным переходом институтов образования на дистанционные формы обучения акцентируют внимание Н.М. Буцаева, Ю.Н. Могильный и С.М. Чугунов (2020) [3].

О.Ю. Дигтяр (2022) при использовании ДО центральную позицию отводит студенту, а не преподавателю (как это происходит в условиях традиционного формата обучения): обучающиеся сами принимают решение о том, как и когда

учиться, то есть становятся центром всего процесса обучения [5, с. 156]. В функцию преподавателя и тьютора входит помощь в ориентации в системе обучения и потоке учебного материала, мотивация студентов, решение возникающих сложностей.

ДО как составляющая психолого-педагогической компетентности

преподават еля

Одним из самых весомых компонентов качества ДО, по мнению Д.З. Ахметовой (2013), является психолого-педагогическая компетентность преподавателя (тьютора), предполагающая владение психолого-педагогическими знаниями, профессиональными умениями, основанными на знании дидактики, теории и методики обучения и воспитания, навыками коммуникативной культуры. Особой областью автор называет информационную культуру педагога и считает, что психолого-педагогическая компетентность преподавателя как основа общей профессиональной компетентности подлежит мониторингу и коррекции. В качестве диагностики профессиональной компетентности предложен алгоритм:

• выявление мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию в области психолого-педагогической науки и практики;

• изучение индивидуального стиля деятельности и педагогического общения преподавателя (тьютора);

• анализ состояния здоровья и уровня работоспособности преподавателя;

• наблюдение умения реализовывать творческий потенциал;

• проверка владения средствами коммуникаций (наличие способностей создания информационных модулей, навыков работы в открытой образовательной среде);

• анализ обучаемости преподавателя, его интеллектуальной продвинутости [2, с. 57].

О.Ю. Дигтяр (2022) акцентирует внимание на роли педагога-тьютора как совершенно новой и важной сфере деятельности, поскольку для того, чтобы внедрить дистанционную поддержку в систему традиционного обучения, необходим педагог, сопровождающий электронные платформы. Без педагога-тьютора использование дистанционной поддержки может быть не таким эффективным, что может привести к отсутствию положительного результата и роста уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Именно поэтому в условиях ДО необходимо учитывать роль педагога-тьютора, работающего в определенной среде [5, с. 156]. Это среда должна быть: а) вариативной, т. е. содержать в себе разные виды работ (изучение теоретического материала, выполнение практических заданий и сдача экзаменов); б) неструктурированной (не существует определенной схемы действий, т. е. обучающийся может выбирать сам, с чего ему начать); в) избыточной, т. е. студент знает, что мир разный, и реагирует по-разному; г) открытой, т. е. у студентов имеется возможность сказать, чего им хочется, а тьютор должен подстроиться;

д) провокативной, т. е. тьютор выстраивает среду так, чтобы заставить обучающихся рефлексировать, понимать, что им интереснее, чем хочется заниматься. Именно через созданную тьютором среду обучающийся может проявить себя, самоопределиться, отнестись к своему выбору ответственно, действовать самостоятельно и инициативно.

Возможным барьером к собственной инновационной деятельности для преподавателей, по мнению А.В. Носковой, Д.В. Голоуховой, Е.И. Кузьминой и Д.В. Галицкой (2022), является неоднозначное отношение к процессу цифровизации сферы образования [13]. В контексте академического развития авторы анализируют цифровые образовательные практики и выделяют три типа агентов: инноваторы (производят и внедряют новые образовательные практики), популяризаторы (способствуют академическому развитию вуза) и рутинеры (замедляют внедрение цифровых технологий).

ДО как способ преодоления недостатков традиционного образования

Н.Ю. Марчук (2013) актуализирует внимание на том, что ДО способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования, отличаясь от него по ряду показателей:

• повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн-участников и просмотров записей;

• привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

• предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

• привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн-занятию;

• обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

• обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

• дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

• стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Однако автор акцентирует внимание на том, что психолого-педагогические

особенности ДО складываются из специфики виртуальной среды, особенностей взаимодействия в этой среде и организации информации в условиях виртуального взаимодействия, и выделяет [10]:

1) положительное влияние на личность: а) виртуальный мир представляет мир реальный, позволяет имитировать происходящее в социальной реальности, отрабатывать навыки, получать знания и опыт с минимальным риском; б) виртуальное взаимодействие позволяет снизить психологическое напряжение, избежать психологического дискомфорта, что связано с ощущением психологической безопасности и повышением коммуникативной

активности участников; в) возможность стать анонимным участником взаимодействия или предстать под вымышленным именем стимулирует ролевое экспериментирование, способствует лучшему самопознанию, раскрытию индивидуализации;

2) отрицательные психологические аспекты использования виртуального мира: а) отсутствие непосредственного эмоционального, энергетического, суггестивного контакта учащихся с педагогом (усложняет процесс передачи социокультурного опыта, снижает харизматические возможности субъектов образования, негативно влияет на групповую и профессиональную идентификацию учащихся, учебную мотивацию); б) механистичность, проецирование законов реального мира на виртуальную среду и наоборот (педагогу следует избегать применения методов и техник преподавания, актуальных для реального мира, но не учитывающих особенностей виртуального взаимодействия; необходимо давать учащимся инструкцию о том, как применяемые ими навыки могут быть перенесены из виртуального мира в реальный); в) обезличивание субъектов образовательного процесса (виртуальный мир способствует не только анонимности, но и сенсорной деградации в общении).

О.В. Козелков (2017) считает, что современное ДО является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании: а) расширяет свой потенциал и рассматривается как перспективная система обучения, выступающая как синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной Сети; б) не только способствует интенсификации распространения знаний для широкого круга потенциальных обучаемых, но и активно формирует рыночную среду обучения из потенциальных потребителей новых знаний и технологий [7, с. 92].

А.В. Ничагина (2020) показывает возможность совершенствования лекционно-семинарской системы с использованием ДО в высшем учебном заведении [12].

ДО как способ дополнения традиционного образования vs альтернатива

традиционного образования

Условия пандемии COVID-19 актуализировали рассмотрение ДО как альтернативы традиционного образования. Однако мнения исследователей по данному аспекту ДО свидетельствуют о нежизнеспособности такой альтернативы.

Г.В. Курицына (2016) считает, что следует рассматривать ДО как форму наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом. В ДО используются традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого [8, с. 48]. Ученый выделяет характеристики ДО (гибкость, модульность, параллельность,

дальнодействие, асинхронность, охват («массовость»), рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность) [Там же, с. 42-43] и предостерегает, что одновременно дистанционное образование предъявляет определенные требования как к преподавателю, так и к обучаемому, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того, и другого.

Востребованность ДО, по мнению М.Д. Напсо (2020), мотивирована принципами, составляющими его основу: 1) актуальности - расширение пространства использования (научно-технический прогресс требует постоянной переподготовки); 2) доступности, согласно которому информация и знания становятся доступны каждому, что обеспечивает взаимосвязанность процесса образования, возможность использования образовательных ресурсов разного содержания и направленности; 3) всеобщности - дистанционное образование распространяется на весь спектр социальных отношений, создает равные возможности для получения образования независимо от уровня материальной обеспеченности и социального положения; 4) автономности, сущность которого состоит в том, что любой человек может самостоятельно приобретать знания за пределами формального образования, используя цифровой формат [11].

И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин, Т.Б. Алишев (2020) говорят о форме контактного удаленного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды вуза и дистанционных образовательных технологий как о новой модели обучения, обладающей большими возможностями. При этом, по мнению подавляющего большинства преподавателей, студентов, исследователей в области образования, основным недостатком удаленного (дистанционного) обучения является отсутствие возможностей для живого общения, непосредственного, «лицом к лицу», взаимодействия участников образовательного процесса. Главная задача образования - развитие личности обучающегося, жизненного опыта, создание условий для ее самореализации в динамично изменяющейся среде, что невозможно успешно обеспечить в условиях отсутствия живого общения всех участников образовательного процесса. Анализ отношения к ДО студентов и преподавателей позволяет сделать вывод о том, что в системе базового формального образования всех уровней и направлений подготовки оно может рассматриваться «как форма, дополняющая и усиливающая социально-педагогический, организационный, психологический и управленческий потенциал традиционного формата получения образования» [4, с. 109].

Д.А. Штыхно, Л.В. Константинова и Н.Н. Гагиев (2020) выявляют ключевые проблемы, с которыми столкнулось вузовское сообщество при переходе на дистанционный режим работы: рост образовательного неравенства, зависимость качества образования не только от возможностей образовательных учреждений, но и от компетенций и технических возможностей студентов и преподавателей; повышенная нагрузка как на студентов, так и на преподавателей; возможное снижение качества из-за распространения

онлайн-образования; рост стоимости обучения. Авторы считают, что на будущее развитие системы высшего образования будут влиять два разнонаправленных тренда поддержки и отторжения полного дистанционного формата обучения [15]. Пандемия коронавируса показала возможную эффективность перевода части обучения в цифровой формат, что позволит в дальнейшем сделать обучение более гибким, персонализированным и эффективным.

А.Ю. Церюльник (2021) отмечает, что развитие цифровых технологий открывает большие возможности для решения задач в образовательной сфере [14]. В связи с этим множество ресурсов и программ цифровой среды при совмещении асинхронной и синхронной методик ДО позволяет делать процесс обучения более продуктивным и интересным для студентов, усиливать их мотивацию к получению новых знаний, улучшать взаимодействие студентов и преподавателей. При этом регулярное повышение квалификации преподавателей, направленное на изучение новых способов удаленного обучения, дает возможность адаптировать традиционные технологии, используемые на занятиях в стенах университета, не только без снижения качества, но и с выделением в некоторых случаях преимуществ интернет-среды. Именно подобная гибкость при полноценном применении современных технологий крайне необходима в связи с непростой ситуацией в мире, когда пандемия вносит серьезные коррективы в разные области жизни, в том числе в процесс образования.

Выводы: 1. В правовом поле регламентировано использование только терминов «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение». 2. Развитие потенциала личности обучающихся выступает основным принципом ДО в современной парадигме образовательной системы. 3. ДО как составляющая психолого-педагогической компетентности преподавателя связано с информационной культурой педагога в процессе цифровизации сферы образования и актуализацией новых ролей (преподаватель-тьютор, педагог-тьютор, тьютор, инноватор, популяризатор, рутинер). 4. ДО как способ преодоления недостатков традиционного образования мотивировано рядом достоинств, но связано с возникновением психологических рисков. 5. ДО как способ дополнения традиционного образования соответствует развитию цифровых технологий в мире и открывает большие возможности для решения задач в образовательной сфере. 6. ДО как альтернатива традиционного образования не находит широкой поддержки в научных кругах, но акцентирует внимание на функции дополнения и усиления социально-педагогического, организационного, психологического и управленческого потенциала традиционного формата обучения. Таким образом, в последние годы обострились научные дискуссии о практических вопросах, связанных с организацией ДО, и вышло на новый уровень изучение теоретических аспектов обоснования его роли и места в системе образования высшей школы.

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б., Уддин Актхер Мд. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. -2013. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ra/journal/2013/4Mismontas_Ahter.phtml (дата обращения: 02.02.2023).

2. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. - 2013. -№ 4. - С. 55-57.

3. Буцаева Н.М., Могильный Ю.Н., Чугунов С.М. Проблема личностного развития обучающихся в условиях дистанционного обучения // Научные вести.

- 2020. - № 12(29). - С. 46-50.

4. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 101-111.

5. Дигтяр О.Ю. Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе в условиях мировой пандемии и ее влияние на учебный процесс // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 154-157.

6. Казакова Т.А. Дистанционное обучение как современный формат преподавания в вузе // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2021. - № 4. - С. 92-96.

7. Козелков О.В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. - С. 91-93.

8. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 34-49.

9. Лызь Н.А. Дистанционный формат образования и личностное развитие обучающихся // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 3. - С. 17-24.

10. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 78-85.

11. Напсо М.Д. Дистанционное образование/обучение: некоторые аспекты // Образовательные технологии. - 2020. - № 4. - С. 62-68.

12. Ничагина А.В. Совершенствование лекционно-семинарской системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020.

- № 4(48). - С. 60-64.

13. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И. Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. -2022. - Вып. 31. - С. 159-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Церюльник А.Ю. Актуальные вопросы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-distantsionnogo-obucheniya-v-period-pandemii-covid-19/viewer (дата обращения: 03.02.2023).

15. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. - 2020. - № 24(5). - С. 72-81.

16. Шуварина С.М. Дистанционное обучение как современный формат получения знаний // Актуальные проблемы гуманитарного образования : матер. V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18-19 окт. 2018 г. / ред. кол.: О.А. Воробьева (отв. ред.) и др. - Минск : Изд-во Белорус. гос. ун-та, 2018. -С. 360-364 [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/207888/1/360-364.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.