Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ ВУЗА / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснобаева-Черная Жанна Владимировна, Бороденко Людмила Николаевна

Необходимость анализа публикаций, посвященных вопросам «плюсов» и «минусов» дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и постпандемийный период, обусловлена тем, что данный формат обучения перестал быть инновацией и стал полноценной составляющей образовательной системы высшей школы, а значит будет развиваться. Важность анализа информации о дистанционном обучении на веб-страницах официальных сайтов учреждений высшего профессионального образования с организацией дистанционных форм обучения мотивирована изучением комплекса их преимуществ, сформированного вузами, и соответствия предложений происходящему на практике. Результаты исследования показали, что дистанционное обучение: 1) соответствует процессу цифровизации образовательной среды; 2) характеризуется выходом на новый уровень развития с такими перспективами: формирование дидактических компетенций участников дистанционного обучения; разработка учебных материалов, направленных на интерактивность занятий и динамичность системы оценивания для усиления вовлеченности обучающихся; создание психологического комфорта личности и уверенной личной мотивации; стабильное финансирование цифровых технологий и цифрового оборудования вузов; повышение уровня компьютерной грамотности; создание комплекса упражнений лечебно-профилактического характера для увеличения двигательной активности студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснобаева-Черная Жанна Владимировна, Бороденко Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: THE EXPERIENCE OF UNDERSTANDING AND PRIORITY AREAS FOR IMPROVEMENT

The purpose of the study is to comprehend the modern experience of distance learning in the educational system of higher education and to identify priority areas for its improvement. This format of education has ceased to be an innovation and has become a full-fledged component of the educational system of higher education, which means it will develop. This necessitates the analysis of publications that are devoted to the advantages, disadvantages, opportunities and risks of distance learning during the COVID-19 pandemic and the post-pandemic period. The importance of analyzing information about distance learning on the web pages of the official websites of institutions of higher professional education with the organization of distance learning forms is motivated by the study of the complex of their advantages that formed higher educational institutions and the compliance of proposals with what is happening in practice. The relevance of the article determines the demand for distance learning and the need to determine vectors for its improvement to improve the quality of higher education in Russia. The main topic of scientific articles on distance learning 2020-2022 is a meaningful analysis of its “pluses” and “minuses”, taking into account the experience of the widespread introduction of this form of education into the practice of higher education in Russia and relying on sociological surveys of specific participants in distance learning. The official websites of universities provide information on distance learning with an emphasis on its advantages and compliance with the process of digitalization of the educational environment. The results of the study showed that distance learning is characterized by reaching a new level of development with the following prospects: the formation of didactic competencies of distance learning participants; development of educational materials aimed at the interactivity of classes and the dynamism of the assessment system to enhance the involvement of students; creation of psychological comfort of the individual and confident personal motivation; stable financing of digital technologies and digital equipment of universities; increasing the level of computer literacy; creation of a complex of exercises of a therapeutic and prophylactic nature to increase the motor activity of students and teachers.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 378.1

DOI 10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279

Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования

Краснобаева-Черная Ж.В., Бороденко Л.Н.

Приазовский государственный технический университет, Российская Федерация, ДНР, 87500, г. Мариуполь, ул. Университетская, 7 E-mail: zh.krasnobaieva@gmail.com; lusi11271@gmail.com

Аннотация. Необходимость анализа публикаций, посвященных вопросам «плюсов» и «минусов» дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и постпандемийный период, обусловлена тем, что данный формат обучения перестал быть инновацией и стал полноценной составляющей образовательной системы высшей школы, а значит будет развиваться. Важность анализа информации о дистанционном обучении на веб-страницах официальных сайтов учреждений высшего профессионального образования с организацией дистанционных форм обучения мотивирована изучением комплекса их преимуществ, сформированного вузами, и соответствия предложений происходящему на практике. Результаты исследования показали, что дистанционное обучение: 1) соответствует процессу цифровизации образовательной среды; 2) характеризуется выходом на новый уровень развития с такими перспективами: формирование дидактических компетенций участников дистанционного обучения; разработка учебных материалов, направленных на интерактивность занятий и динамичность системы оценивания для усиления вовлеченности обучающихся; создание психологического комфорта личности и уверенной личной мотивации; стабильное финансирование цифровых технологий и цифрового оборудования вузов; повышение уровня компьютерной грамотности; создание комплекса упражнений лечебно-профилактического характера для увеличения двигательной активности студентов и преподавателей.

Ключевые слова: высшая школа, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, официальный веб-сайт вуза, пандемия

Для цитирования: Краснобаева-Черная Ж.В., Бороденко Л.Н. 2023. Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2): 269-279. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279

Distance Learning in the Educational System of Higher Education: The Experience of Understanding and Priority Areas

for Improvement

Zhanna V. Krasnobaeva-Chernaya, Lyudmila N. Borodenko

Priazovsky State Technical University 7 University St, Mariupol 87500, DPR, Russian Federation E-mail: zh.krasnobaieva@gmail.com; lusi11271@gmail.com

Abstract. The purpose of the study is to comprehend the modern experience of distance learning in the educational system of higher education and to identify priority areas for its improvement. This format of education has ceased to be an innovation and has become a full-fledged component of the educational

system of higher education, which means it will develop. This necessitates the analysis of publications that are devoted to the advantages, disadvantages, opportunities and risks of distance learning during the COVID-19 pandemic and the post-pandemic period. The importance of analyzing information about distance learning on the web pages of the official websites of institutions of higher professional education with the organization of distance learning forms is motivated by the study of the complex of their advantages that formed higher educational institutions and the compliance of proposals with what is happening in practice. The relevance of the article determines the demand for distance learning and the need to determine vectors for its improvement to improve the quality of higher education in Russia. The main topic of scientific articles on distance learning 2020-2022 is a meaningful analysis of its "pluses" and "minuses", taking into account the experience of the widespread introduction of this form of education into the practice of higher education in Russia and relying on sociological surveys of specific participants in distance learning. The official websites of universities provide information on distance learning with an emphasis on its advantages and compliance with the process of digitalization of the educational environment. The results of the study showed that distance learning is characterized by reaching a new level of development with the following prospects: the formation of didactic competencies of distance learning participants; development of educational materials aimed at the interactivity of classes and the dynamism of the assessment system to enhance the involvement of students; creation of psychological comfort of the individual and confident personal motivation; stable financing of digital technologies and digital equipment of universities; increasing the level of computer literacy; creation of a complex of exercises of a therapeutic and prophylactic nature to increase the motor activity of students and teachers.

Keywords: higher education, distance learning, distance learning technologies, e-learning, university official website, pandemic

For citation: Krasnobaeva-Chernaya Zh.V., Borodenko L.N. 2023. Distance Learning in the Educational System of Higher Education: The Experience of Understanding and Priority Areas for Improvement. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(2): 269-279 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279

Введение

Пандемия COVID-19 показала востребованность дистанционного образования в высшей школе, активизировала заинтересованность данной формой обучения, но главное -обострила научные дискуссии с применением социологических опросов о преимуществах и недостатках этого формата взаимодействия преподавателя и студента, что позволило дополнить и развить теоретико-методологические и практические аспекты онлайн-обучения. Так, эмпирические исследования направлены на выявление общих проблем перехода на ди-стант в системе отечественного высшего образования, например, исследование И.А. Алеш-ковского с соавторами «Мнение студентов вузов России о вынужденном дистанционном обучении» [Алешковский и др., 2020]; критическое осмысление итогов эксперимента по оценке качества онлайн-обучения, полученных исследователями «Высшей школы экономики» [Дождиков, 2020]; определение количественных характеристик возможностей и угроз, возникающих в результате спонтанного расширения объемов дистанционного обучения в результате пандемии и мер противодействия ее распространению на основании мнений экспертного сообщества [Ендовицкий и др., 2022]; установление связи между предпочтениями студентами дистанционного или традиционного обучения с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием с учетом субъективной оценки успешности учебы, самоконтроля и академического контроля [Неврюев и др., 2022] и др.

Акцентируем внимание на таких основных моментах: 1) необходимость анализа публикаций, посвященных вопросам преимуществ, недостатков, возможностей и рисков дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и постпандемийный период (см. работы [Михайлов, Денисова, 2020; Яруллина, 2020; Гнитецкая, Дроздова, 2021; Ми-киденко, Сторожева, 2021; Соловов, Меньшикова, 2021; Ахметов, 2022] и др.), обусловлена тем, что данный формат обучения перестал быть инновацией и стал полноценной

составляющей образовательной системы высшей школы, а значит будет развиваться; 2) важность анализа информации о дистанционном обучении на веб-страницах официальных сайтов учреждений высшего профессионального образования с организацией дистанционных форм обучения мотивирована изучением комплекса их преимуществ, сформированного вузами, и соответствия предложений происходящему на практике. Поскольку такой вид обучения остается востребованным, уже сейчас необходимо определять векторы его совершенствования (развитие плюсов, нивелирование минусов) для повышения качества высшего образования в России, что обуславливает актуальность данной статьи.

Цель исследования: осмысление опыта дистанционного обучения в образовательной системе высшей школы и определение приоритетных направлений его совершенствования.

Объектом исследования является дистанционное обучение как форма образования в высшей школе. Для достижения поставленной цели использовались методы: а) дефиници-онный анализ, б) метод критического анализа отечественной научной литературы 20202022 гг., в) метод теоретического анализа информации на официальных веб-сайтах вузов России, г) метод верификации результатов и выводов.

Терминологические основы исследования

Первичный анализ научной литературы показал, что параллельно с термином «дистанционное обучение» (далее ДО) [Алешковский и др., 2020; Кирилова 2020; Михайлов, Денисова, 2020; Неврюев и др., 2022; Шнейдер, 2020], который сохраняет доминирование, в научной литературе по данной проблематике, активно функционируют термины «цифровое обучение», «цифровой образовательный процесс» [Яруллина, 2020], «цифровая среда обучения» [Днепровская, Шевцова, 2020], «цифровая образовательная среда» [Гнитецкая, Дроздова, 2021; Шаховалова и др., 2022] (а также «цифровые технологии в образовании» [Микиденко, Сторожева, 2021]; «цифровые образовательные ресурсы» [Соловов, Меньшикова, 2021; Ахметов, 2022]), «онлайн-обучение» [Дождиков, 2020], «онлайн-образование» [Дождиков, 2020; Напсо, 2020] и «электронное дистанционное обучение» [Соловов, Меньшикова, 2021]. При этом в правом поле до сегодняшнего дня регламентировано использование только понятий «дистанционные образовательные технологии» (образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников) и «электронное обучение» (организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников) (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон..., 2012]).

Таким образом, правовое содержание понятий «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение» позволяют вузам осуществлять деятельность в рамках ДО и отображать соответствующую информацию на официальных веб-сайтах. Под официальным веб-сайтом вуза понимаем «принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию» [Полтавец, 2010].

Дистанционное обучение в научной литературе 2020-2022 гг.

Сегодня на страницах научных изданий наблюдается новый виток осмысления проблем ДО с учетом опыта широкого внедрения данного формата обучения в практику

российского высшего образования в период пандемии COVID-19, даются оценки рисков для общего и психологического здоровья участников процесса, высказываются предостережения перехода на ДО и предлагаются пути решения. Изучение научных статей 2020-2022 гг. по данной проблематике позволяет осуществить комплексный анализ ДО.

1. Дидактический аспект ДО. А.В. Соловов и А.А. Меньшикова анализируют дидактические аспекты опыта использования методов и технологических средств электронного ДО в период коронавирусной пандемии, оценку потенциального позитива и реального негатива этого процесса. Нельзя не согласиться с авторами статьи в том, что «слишком много потрачено ресурсов (материальных и духовных), чтобы вновь полностью вернуться в ставшие «тесноватыми» для многих учащихся и педагогов стены традиционных учебных заведений с их уже неадекватной развитию современного общества классно-урочной системой обучения» [Соловов, Меньшикова, 2021, с. 67]. Сегодня важно правильно оценивать возможные негативные аспекты электронного ДО и разработать грамотные методики с учетом «психологических и дидактических аспектов ЭДО [электронного дистанционного обучения], связанных с мотивацией учащихся, разработкой интерактивных ЦОР [цифровых образовательных ресурсов], геймификацией, подготовкой педагогов и др.» [Соловов, Меньшикова, 2021, с. 67].

2. Педагогический аспект ДО. О.В. Михайлов и Я.В. Денисова рассматривают педагогические проблемы и приходят к выводу о том, что ДО «может стать преобладающим только в совершенно уникальных ситуациях, при которых «живое» общение между людьми вообще и преподавателями и студентами в частности по тем или иным причинам должно быть сведено к минимуму или даже вообще быть исключено» [Михайлов, Денисова, 2020, с. 65]. На взгляд авторов, ДО следует рассматривать лишь как «полезное дополнение, вносящее свой колорит и разнообразие в весьма непростой сам по себе процесс обучения и делающее его более занимательным и интересным для обучающихся» [Михайлов, Денисова, 2020, с. 73].

Н.Л. Микиденко и С.П. Сторожева ставят перед собой цель - определить возможности и риски, преимущества и ограничения использования цифровых технологий в образовании на основе выявления мнений участников, непосредственно вовлеченных в образовательной процесс. Основная гипотеза сводилась к тому, что «рассогласованность между имеющимися компетенциями участников образовательного онлайн-процесса и необходимыми компетенциями для эффективной организации и участия в образовательном процессе в совокупности с ограничениями в доступности цифровых технологий определяют ключевые риски образования онлайн и точки роста участников образовательного процесса» [Мики-денко, Сторожева, 2021, с. 23]. Проведенный опрос подтвердил обозначенное противоречие между онлайн-образованием и экстренным ДО: «1. Онлайн-обучение переносит усилия преподавателя в подготовительный период, на подготовку и проектирование учебных материалов. Трудоемкость подготовки учебных материалов снижает заинтересованность преподавателей работой на дистанционных программах в целом. Поэтому экстренный переход в онлайн потребовал от преподавателей концентрации усилий на создании учебных материалов. 2. В преподавательском сообществе сохраняется оценка образования с применением дистанционных образовательных технологий как менее качественного в сравнении с очным. Это обусловливает необходимость выработки оснований для оценивания образовательных результатов, выбора фокуса оценивания, что может изменить общие подходы к результатам обучения, включающим не только знаниевую компоненту» [Микиденко, Сторожева, 2021, с. 31].

3. Психологический аспект ДО. Исследование Л.Р. Яруллиной [Яруллина, 2020], направленное на выявление психологических эффектов, вызванных трансформацией высшего образования в цифровую эпоху и определение приоритетных направлений психологической поддержки в условиях цифрового образовательного процесса, позволяет констатировать: 1) отсутствуют психологическая и педагогическая теории цифрового обучения,

которые послужили бы фундаментом в процессе преподавания в высшей школе и позволили бы найти оптимальное сочетание традиционной и виртуальной формы обучения; 2) происходит трансформация дидактики высшего образования, предъявляются новые требования к качеству обучения, новая модель обучения требует новых компетенций от преподавателя, поддерживающих его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, появляются новые ориентиры цифрового обучения, требующие особой психологической подготовленности преподавателей для работы на опережение в кризисных ситуациях, с одной стороны, и студентов, отвечающих требованиям работодателя в условиях цифровой экономики; 3) большая часть психологических рисков связана с перестройкой межличностных коммуникаций субъектов образовательного процесса (цифровое общение лишено перцептивного компонента; информационные ресурсы не способны в полной мере осуществлять рефлексию, эмпатию между преподавателем и студентами, нет перцептивного взаимообмена между студентами; информация не дает полного знания; деградирует речь); 4) существует угроза нарушения информационно-психологической безопасности личности, которая обеспечивает психологический комфорт личности студента и преподавателя, позитивное развитие и психическое здоровье в процессе педагогического взаимодействия; 5) происходит смена ролей субъектов образовательного процесса («субъект-субъектное» взаимодействие меняет свое поле, оно опосредовано цифровыми средствами); 6) формируется новый тип студента (смена ракурса ценностных ориентаций, социальных установок, мировоззрения, типа мышления).

И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут считают, что ДО характеризуется психологическими проблемами «ведь далеко не каждый может самостоятельно организовать себя, свое рабочее время для прохождения регулярного обучения. Отсутствие уверенной личной мотивации, как минимум, скажется на качестве образования, а возможно, станет причиной, по которой его не удастся завершить» [Алешковский и др., 2020, с. 96].

А.Н. Неврюев, О.А. Сычев и И.Р. Сариева изучают связь отношения к ДО студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием и подчеркивают, что предпочтения в выборе дистанционной или традиционной формы обучения отражают мотивационно-смысловые и регуляторные особенности учебной деятельности студентов. С практической точки зрения важными представляются полученные данные о том, что «переход к дистанционному обучению в вузе для большинства студентов выглядит малопривлекательной альтернативой традиционному обучению, угрожающей качеству образования, в то время как смешанное обучение оценивается значительно позитивнее. Это позволяет говорить о том, что в ситуациях, подобных пандемии, требующих выбора между дистанционным и смешанным обучением, использование второй формы в вузах представляется более оправданным» [Неврюев и др., 2022, с. 143].

4. Финансово-экономический аспект ДО. Критический анализ А.В. Дождикова финансового аспекта, субъективной составляющей, негативных последствий поспешной циф-ровизации, рисков для физического и психического здоровья обучающихся онлайн говорит о преждевременности полной замены онлайн-образованием традиционных форм обучения. Автор акцентирует внимание на том, «что только по результатам исследования на большой выборке с учетом многих факторов и исключением субъективных пристрастий и предпочтений можно получить результаты, пригодные для поэтапного внедрения онлайн-техно-логий в образование» [Дождиков, 2020, с. 27-28]. В дальнейшем систему подобных экспериментов и опросов, по мнению ученого, «должна заменить аналитическая программа, рассчитывающая и сопоставляющая результаты образовательной деятельности на основе «больших оценочных данных», генерируемых во время прохождения студентами учебных курсов, создаваемых преподавателями, и электронными оценочными средствами» [Дождиков, 2020, с. 28].

5. Технологический аспект ДО. Д.А. Ендовицкий, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский и Е.А. Руднев в эмпирическом исследовании анализируют позиции трех групп экспертов: работодателей, преподавателей вузов и студентов. По мнению экспертов, ДО предоставляет студентам ограниченный перечень возможностей: «Прежде всего - повышение уровня компьютерной грамотности. В отношении этой возможности мнения экспертов практически однозначны. Из этого необходимо сделать и другой вывод: освоение компьютерных технологий необходимо усилить и при очной форме обучения. Не стоит полагаться на владение ими «по умолчанию». То же необходимо отметить и в отношении преподавательского состава. Возможность учиться без помех для основной деятельности и в различных географических точках работодатели считают значимой. Преподаватели и студенты оценивают ее гораздо ниже, из чего следует определенный разрыв в понимании необходимых навыков будущего работника представителями высшей школы и бизнеса. Надо полагать, что условия пандемии уже поставили работодателей в условия, когда способность работать в удаленном режиме стала важной компетенцией работника» [Ендовицкий и др., 2022, с. 95].

6. Медико-биологический аспект ДО. Исследование предыдущего коллектива авторов затрагивает и проблему влияния ДО на здоровье участников образовательного процесса: «В первую очередь, все группы экспертов единодушно отметили негативное влияние данной формы обучения на здоровье обучающихся. Следовательно, необходима разработка принципиально новых методических приемов, позволяющих целенаправленно проводить мероприятия, компенсирующие недостаток физической активности у студентов не только в период вынужденной изоляции, но и в условиях очного обучения» [Ендовицкий и др., 2022, с. 95]. М.Л. Листкова говорит об ограничивающей двигательной активности студентов и преподавателей в процессе ДО и настаивает на увеличении физической активности за счет привлечения к самостоятельным занятиям физической культурой. В режим двигательной активности автор рекомендует «включать средства и методы направленного профилактического воздействия: упражнения на дыхание, закаливающие водные процедуры, упражнения аутотренинга» и считает, что «программно-методическое сопровождение, состоящее из комплекса средств и методик оздоровительного характера, в условиях дистанционного общения преподавательского состава со студентами способствует созданию условий для укрепления здоровья студентов, устойчивости иммунной системы в противодействии простудным и вирусным заболеваниям» [Листкова, 2021, с. 112-113].

Дистанционное обучение на официальных веб-сайтах вузов России

Ряд вузов России предлагает учиться удаленно, то есть по программам удаленного образования (РУТ МИИТ, НИУ МЭИ, Финансовый университет, РосНОУ, НИТУ «МИСиС», РГСУ, МГППУ (Москва); СЗИУ РАНХиГС, СПбГУПТД, СПбУТУиЭ (Санкт-Петербург), Поволжский ГУФКСиТ, СибГУТИ, УрФУ, КФУ, ЧелГУ, ТюмГУ, ОмГТУ (регионы) и др.).

На официальных веб-сайтах вузов указаны следующие преимущества удаленного образования: 1) доступ к образованию открыт в любой точке мира; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; параллельное с профессиональной деятельностью обучение; учебные материалы легко доступны, а взаимодействие с преподавателями осуществляется быстро и эффективно; использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; повышение творческого и интеллектуального потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения [Технологии ДО, 2023]; 2) доступность как независимость от географического и временного положения; индивидуальный темп как самостоятельное планирование времени, места и продолжительности занятий; мобильность как эффективная и многообразная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым;

технологичность как использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий (текстовый и аудиовизуальный учебный материал); профессиональная интеграция; социальное равноправие; творчество [Дистанционное обучение, 2023б]; 3) массовость и доступность профильной подготовки; вариант обучения для каждого вне зависимости от социального статуса и региона проживания; свободное совмещение с другими видами деятельности; мобильность образовательного процесса; параллельное освоение цифровых технологий и программ; развитие дисциплинированности и ответственности [Что такое ..., 2023].

Дистанционные образовательные технологии, применяемые в учебном процессе Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, основаны на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа студента к информационным образовательным ресурсам вуза независимо от его места нахождения, с целью повышения эффективности учебного процесса за счет использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий [Дистанционное обучение, 2023б]. Деятельность по организации ДО осуществляет Центр дистанционного обучения.

Факультет ДО Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники [Дистанционное обучение., 2023] использует платформу «Система дистанционного обучения» или «Современная система электронного обучения» с такими возможностями: смотреть видеолекции, изучать учебные материалы по дисциплине, выполнять виртуальные лабораторные работы, выполнять контрольные работы, обсуждать учебные вопросы с однокурсниками, принимать участие в вебинарах, сдать экзамен по учебному плану в период сессии.

Интернет-институт Тульского государственного университета [Технология обучения, 2023] реализует программы высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий. Процесс обучения основан на использовании особой виртуальной среды - системы ДО «Moodle» (учебники в электронном виде; презентации MS Power Point; flash-компоненты; видео-лекции; ссылки на необходимые ресурсы). Консультации с преподавателем происходят посредством общения на форумах, по электронной почте, а также с помощью онлайн-чата.

В Университете «Синергия» ДО осуществляется с помощью различных форм телекоммуникации: чат-занятий, веб-форумов, телеконференций, полноценных образовательных платформ. Каждый ученик имеет личный кабинет с функцией: отметки пройденного материала; самопроверки тестированием после изучения конкретной темы; загрузки выполненных практических заданий; отображения успеваемости [Что такое., 2023].

Образовательный процесс на Цифровом подготовительном факультете Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы ведется полностью через цифровую платформу. Реализация проекта в подобном формате позволяет сделать обучение более гибким для слушателя [Цифровой подготовительный., 2006-2023].

ДО в Амурском государственном университете реализуется по следующим уровням образования: общеобразовательные программы; программы среднего профессионального образования; программы высшего профессионального образования; программы дополнительного профессионального образования. Совершенствование системы ДО и развитие его локальной нормативно-методической базы в АмГУ происходит через внедрение новых образовательных программ, основанных на технологиях электронного обучения, в том числе совместно с ведущими российскими университетами и научными организациями. Такое партнерство в рамках онлайн-образования позволяет реализовать важные задачи, среди которых: создание современной и безопасной цифровой среды; содействие росту привлекательности образовательных программ за счет кооперации с партнерами; восполнение недостающих кадровых ресурсов требуемой квалификации; оптимизация затрат на реализацию основных образовательных программ; увеличение вариативности предложенных курсов для студентов; обеспечение гибкости планирования учебного процесса и возможность

применения индивидуальной образовательной траектории; повышение качества обучения студентов и обновление содержания основных образовательных программ; применение независимого контроля знаний обучающихся; усиление привлекательности своих образовательных программ; высвобождение части времени преподавателей для научной работы без увеличения штатной численности сотрудников и др. [Дистанционное обучение, 2023а].

Заключение

Результаты исследования демонстрируют: 1) основной темой научных статей 2020-2022 гг., посвященных ДО, является содержательный анализ его «плюсов» и «минусов» (угроз и возможностей) с учетом опыта широкого внедрения данной формы обучения в практику высшего образования России и опорой на социологические опросы конкретных участников ДО, что позволяет говорить о новом этапе осмысления теоретических, методологических и практических проблем ДО в высшей школе; 2) на официальных веб-сайтах вузов представлена информация о ДО с акцентом на его преимуществах, достоинствах и соответствии процессу цифровизации образовательной среды в целом, что направлено на привлечение студентов для обучения в данном формате.

Таким образом, ДО является неотъемлемой частью образовательной системы высшей школы и характеризуется выходом на новый уровень развития с четким определением и понимаем важности приоритетных направлений совершенствования: а) формирование компетенций участников ДО (дидактический аспект); б) разработка учебных материалов, направленных на интерактивность занятий и динамичность системы оценивания для усиления вовлеченности обучающихся (педагогический аспект); в) создание психологического комфорта личности и уверенной личной мотивации участников ДО (психологический аспект); г) стабильное финансирование цифровых технологий и цифрового оборудования вузов (финансово-экономический аспект); д) повышение уровня компьютерной грамотности участников ДО (технологический аспект); е) создание комплекса упражнений лечебно-профилактического характера для увеличения двигательной активности участников ДО (медико-биологический аспект).

Список источников

Дистанционное обучение. 2023а. Сайт Амурского образовательного университета. URL:

https://www.amursu.ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 03.05.2023). Дистанционное обучение. 2023б. Сайт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина. URL: https://piu.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/distantsionnoe-obuchenie.php7utm_source =google.com&utm medium=organic&utm campaign=google.com&utm referrer=google.com (дата обращения: 03.05.2023). Дистанционное обучение ФДО ТУСУР. 2023. Сайт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. URL: https://fdo.tusur.ru/study/chto-takoe-distantsionnoe-obrazovanie-fdo-tusur/ (дата обращения: 03.05.2023). Технологии ДО. 2023. Институт открытого и дистанционного образования. Сайт Южно-Уральского государственного университета. URL: https: //ode.susu.ru/ about/technology-to/ (дата обращения: 03.05.2023).

Технология обучения. 2023. Сайт Интернет-института Тульского государственного университета.

URL: https://i-institute.org/academics/technology (дата обращения: 27.04.2023). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2023) Цифровой подготовительный факультет. 2006-2023. Сайт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. URL: https://www.rudn.ru/education/schools-and-departments/faculties/cifrovoy-podgotovitelnyy-fakultet-2 (дата обращения: 03.05.2023).

Что такое дистанционная форма обучения. 2023. Сайт Университета «Синергия». URL: https://synergy.ru/about/education_articles/distanczionnoe_obrazovanie/chto_takoe_distanczionnay a forma obucheniya (дата обращения: 03.05.2023).

Список литературы

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. 2020. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности. Высшее образование в России, 29(10): 86-99. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 Ахметов С.И. 2022. Использование цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(1): 60-66. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-60-66. Гнитецкая Т.Н., Дроздова Е.М. 2021. Качество естественно-научного образования в условиях цифровизации образовательной среды. Общество. Коммуникация. Образование, 12(1): 56-64. DOI: 10.18721/GHSS.12105 Днепровская Г.В., Шевцова И.В. 2020. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения. Высшее образование в России, 29(12): 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-2912-144-155

Дождиков А.В. 2020. Онлайн-обучение как e-leaming: качество и результаты (критический анализ).

Высшее образование в России, 29 (12): 21-32. DOI: Ю.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32 Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. 2022. Дистанционное обучение -дисбаланс возможностей и угроз. Высшее образование в России, 31(1): 89-97. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97 Кирилова С.А. 2020. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика. Научное мнение, 7-8: 76-82. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.76.82 Листкова М.Л. 2021. Содержание средств и методик физического воспитания студентов в режиме дистанционного обучения в период пандемии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 16(1): 109-114. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-1-109-114.

Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. 2021. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире, 11(1): 23-34. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-12 Михайлов О.В., Денисова Я.В. 2020. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? Высшее образование в России, 29(10): 65-76. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76 Напсо М.Д. 2020. Дистанционное образование / обучение: некоторые аспекты. Образовательные технологии, 4: 62-68.

Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. 2022. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием. Психологическая наука и образование, 27(1): 136-146. DOI: 10.17759/pse.2022270111 Полтавец А.В. 2010. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности. Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 3(12): 14-23. Соловов А.В., Меньшикова А.А. 2021. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения. Высшее образование в России, 30(6): 60-69. DOI: 10.31992/0869-3617-2021 -30-6-60-69 Шаховалова Е.Г., Шаховалов Н.Н., Кутькина О.П. 2022. Цифровая грамотность преподавателей вузов творческой направленности: проблемы, перспективы. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 41(3): 532-542. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542. Шнейдер Л.Б. 2020. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии. Высшее

образование сегодня, 29(7): 18-23. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18 Яруллина Л.Р. 2020. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты. Мир науки. Педагогика и психология, 6(8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 17.01.2023)

References

Aleshkovskiy I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. 2020. Russian University Students about Distance Learning: Assessments and Opportunities. Higher Education in Russia, 29(10): 86-99 (in Russian). Akhmetov S.I. 2022. Using Digital Educational Resources to Develop Self-reliance in Adolescents. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(1): 60-66 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-74512022-41-1-60-66.

Gnitetskaya T.N., Drozdova E.M. 2021. Quality of science education in a digitalized educational environment. Society. Communication. Education, 12(1): 56-64 (in Russian). DOI: 10.18721/GHSS.12105

Dneprovskaya G.V., Shevtsova I.V. 2020. Open Educational Resources in the Development of Digital Learning Environment. Higher Education in Russia, 29(12): 144-155 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-155 Dozhdikov A.V. 2020. Online Learning as e-Learning: The Quality and Results (Critical Analysis). Higher

Education in Russia, 29(12): 21-32 (in Russian). DOI: l0.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32 Endovitskiy D.A., Risin I.E., Treshchevskiy Yu.I., Rudnev E.A. 2022. Distance Education: Imbalance between Possibilities and Threats. Higher Education in Russia, 31(1): 89-97 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97 Kirilova S.A. 2020. Emotional burnout of teachers under the forced transition to distance learning: reasons

and prevention. Nauchnoe mnenie, 7-8: 76-82. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.76.82 Listkova M.L. 2021. Content of means and methodologies of students' physical upbringing in distance learning regime during pandemic. Russian Journal of Physical Education and Sport, 16(1): 109-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-109-114. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. 2021. Digital technologies in education: opportunities and risks, advantages and limitations. Professional education in the modern world, 11(1): 23-34 (in Russian). DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-12. Mikhaylov O.V., Denisova Ya.V. 2020. Distance Learning at Russian Universities: "Step Forward, Two Steps Back"? Higher Education in Russia, 29(10): 65-76 (in Russian). DOI: https://doi.org/ l0.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76 Napso M.D. 2020. Distantsionnoe obrazovanie / obuchenie: nekotorye aspekty [Distance education /

training: some aspects]. Obrazovatel'nye tekhnologii, 4: 62-68. Nevryuev A.N., Sychev O.A., Sarieva I.R. 2022. The Relationship between the Students' Attitude toward Distance Learning, Alienation from Studying and Emotional Burnout. Psychological science and education, 27(1): 136-146 (in Russian). DOI: 10.17759/pse.2022270111 Poltavets A.V. 2010. High school web site as the effective tool of maintenance of high school activity. Nauchnyy vestnik Ural'skoy akademii gosudarstvennoy sluzhby: politologiya, ekonomika, sotsiologiya, pravo, 3(12): 14-23. Solovov A.V., Men'shikova A.A. 2021. Coronavirus Zigzags of Electronic Distance Learning. Higher

Education in Russia, 30(6): 60-69 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69 Shakhovalova E.G., Shakhovalov N.N., Kut'kina O.P. 2022. Digital Literacy of University Teachers of Creative Orientation: Problems, Prospects. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(3): 532-542 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-532-542. Shneyder L.B. 2020. Realities of remote studying in the context of pandemic. Higher Education Today,

29(7): 18-23 (in Russian). DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18 Yarullina L.R. 2020. Digital learning in higher school: psychological risks and effects. World of Science. Pedagogy and psychology. World of Science. Pedagogy and psychology, 6(8) (in Russian). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (accessed: January 17, 2023).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось.

Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 02.04.2023 Received April 02, 2023

Поступила после рецензирования 04.05.2023 Revised May 04, 2023

Принята к публикации 10.06.2023 Accepted June 10, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Краснобаева-Черная Жанна Владимировна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры перевода, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Россия

Бороденко Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой перевода, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zhanna V. Krasnobaeva-Chernaya, Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Translation, Priazov State Technical University, Mariupol, Russia

Lyudmila N. Borodenko, Candidate of Philology, Head of the Department of Translation, Priazov State Technical University, Mariupol, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.