ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
С.А. ОРЛОВ
' : 1 =Г Ü ! 111 ;
* I I ТТ^ГГ ■ с 1 ш 1
S.A. ORLOV
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
DISTANCE LEARNING
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ METHODOLOGICAL SUPPORT OF CLASSES IN THE FACE OF NEW CHALLENGES
Сведения об авторе. Орлов Сергей Анатольевич - старший преподаватель кафедры управления ракетными ударами и огнём артиллерии в бою и операции Михайловской военной артиллерийской академии (г. Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil. ru).
Аннотация. В данной статье раскрываются сущность дистанционного обучения, краткая история развития и опыт кафедры по методическому обеспечению проведения занятий в его условиях.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение.
Information about the author. Sergey Orlov - senior lecturer of the Department of missile strikes and artillery fire control in combat and operations of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil. ru).
Summary. This article reveals the essence of distance learning, a brief history of development and the Department experience in methodology of the distance learning.
Keywords: e-learning, distance learning technologies, distance learning.
1,1
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации определён требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения закона об образовании существует чёткое разграничение данных понятий. Электронное обучение подразуме-
вает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для её обработки и передачи между обучающимися и преподавателями. Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причём обучающиеся и преподаватели находятся на расстоянии. Таким образом, ключевую роль играют компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия преподавателя и обучающегося, а во втором - удалённого.
Интернет-энциклопедия «Википедия» трактует термин «дистанционное обучение» как взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все при-
сущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Несмотря на появление телеграфа и телефона в начале XX века, достоверных фактов об их использовании в обучении нет, а эпоха «корреспондентского обучения» продолжилась и в некоторых вузах ведётся до сих пор. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. В Советском Союзе, начиная с 50-х годов XX века, по радио и телевидению транслировались различные обучающие программы. Благодаря этому аудитория обучающихся возросла в сотни раз. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у обучающегося отсутствовала возможность получить обратную связь с преподавателем.
В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании.
Его название обусловлено доступностью образования за невысокую плату и отсутствием необходимости часто посещать аудиторные занятия.
В конце 1980-х населению стали доступны персональные компьютеры, что дало толчок к появлению компьютерных обучающих программ.
В 1988 году был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Официальной датой начала дистанционного обучения в России можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он ни находился. Распространение «быстрого Интернета» дало возможность использо-
вать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.
В 1997 году инициативная группа ADL, при поддержке Министерства обороны США, начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение Интернет-технологий. SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model, «образцовая модель объекта содержимого для совместного использования») - сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно.
В 2020 году из-за коронавирус-ной инфекции COVID-19 более 1,5 миллиарда учащихся школ и вузов переведены на дистанционное обучение, впервые за всю историю.
Таблица
Основные образовательные платформы, используемые в высших учебных заведениях России
№ п/п Платформа Особенности
1 Moodle Бесплатная платформа с широкими возможностями кастомизации (кастомизация (от англ. to customize - настраивать, изменять) - индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений (обычно - на конечных стадиях производственного цикла)). Устанавливается только на свой сервер. Есть множество плагинов для расширения функционала . Требует навыков web-разработки для администрирования.
2 ¡Spring Платформа, ориентированная для корпоративного сектора . Готова к работе сразу после регистрации . Поддержка всех видов учебных материалов, вебинары, подробная статистика и редактор курсов, позволяющий быстро создать курсы и тренажёры из офисных документов и видео .
3 WebTutor Модульная HRM-платформа, позволяющая не только выстроить обучение, но и все HR-процессы: оценку компетенции, автоматизировать подбор и первичную подготовку кадров.
4 Teachbase Облачная платформа для обучения. Есть встроенный редактор курсов - страница с курсом собирается на Tilda, как обычная посадочная страница. Есть возможность продавать курсы
5 GetCourse Самая популярная платформа среди инфобизнесменов . Вебинары, интеграция с множеством платёжных систем, защита от кражи курсов .
Рис. 1. Структура электронной информационно-образовательной среды
Дистанционное обучение позволяет: снизить финансовые затраты как обучающихся, так и преподавателей; самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий; проводить обучение с более широкой аудиторией; повысить качество обучения за счёт применения современных средств (объёмных электронных библиотек и т.п.); создать единую образовательную среду.
Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн.
Одним из путей, обеспечивающих опережающее развитие образования, является использование информационных технологий и развитие системы дистанционного обучения.
В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие глобальной сети Internet, web-технологий и других средств коммуникации, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения. Согласно исследованию от издания Finances Online, которое готовит обзоры программ для бизнеса, количество провайдеров платформ для обучения (LMS) на 2019 год перевалило за 1000. Пять наиболее популярных провайдеров LMS в России представлены в таблице.
В системе военного образования, являющегося частью системы профессионального образования в целом, одной из существенных задач является формирование специальной среды и условий, позволяющих максимально использовать
Рис. 2. Структура электронной библиотечной системы академии
все потенциальные возможности военного образования с использованием дистанционных технологий обучения.
В соответствии с концепцией реформы военного образования в органах управления военного образования, военных учебных заведений и НИИ Министерства обороны ведётся активная работа по поиску новых, более эффективных информационных технологий образования, которые позволили бы вывести подготовку военных специалистов на качественно новый уровень.
Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательной организации (см. рис. 1).
Информационно-образовательная среда, в общем виде включающая в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, а также технологические средства, должна обеспечить успешное освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их нахождения.
Переход на дистанционное обучение поставил как академию, так и, в частности, кафедру перед новым вызовом - методическим обеспечением занятий, которое представляет совокупность всей учебно-методической документации, представленной в виде систематизированного описания седержания занятий и методики их проведения, реализуемых впоследствии на практике.
Благодаря своевременно принятому решению Министром обороны Российской Федерации об обучении специалистов в военно-учебных заведениях с применением электронных учебных изда-
ний на кафедре к этому времени был подготовлен инструментарий электронного обучения - учебные издания по дисциплинам обучения в электронной библиотечной системе академии; компьютерный артиллерийский полигон «Артер-ра-ВТ^»; информационные терминалы «Инфомат».
Электронная библиотечная система академии (см. рис. 2), включающая в себя электронный читальный зал и зал с доступом к Электронному образовательному ресурсу Министерства обороны Российской Федерации, позволяет надёжно сохранять и эффективно использовать разнообразные электронные учебные и методические издания, которые локализованы в самой системе, а также находить необходимый материал через доступные ей сторонние ресурсы.
Электронные учебные издания, к которым относятся учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия по всем преподаваемым дисциплинам кафедры, были изначально разработаны для организации электронного обучения (см. рис. 3).
Можно выделить три основных режима их работы: обучение без проверки; обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала; тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Разработанные электронные учебные издания позволяют быстро искать необходимую информацию по тексту; получать учебную ин-
формацию в виде гипертекста, т.е. изучать «живой», интерактивный учебный материал, снабжённый взаимными ссылками на различные части материала; просматривать богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого материала - мультимедиа (multi - много, media - среда).
Мультимедиасредства по своей природе интерактивны, то есть обучающийся не остаётся пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучающегося; оценить приобретённые знания, используя тестовую систему самопроверки знаний.
Использование электронных изданий обучающимися позволяет успешно сформировать результаты их обучения по дисциплине - знания и умения, но остаётся вопрос формирования навыков или опыта деятельности.
Для формирования навыков и опыта обучающихся в стрельбе и управлении огнём используется компьютерный артиллерийский полигон «Артерра-ВТ-SD», позволяющий выполнять огневые задачи в различных погодных условиях, в любое время суток, из различных артиллерийских систем, всеми видами боеприпасов.
Для самостоятельного формирования навыков или опыта деятельности у обучающихся на персональные компьютеры была установлена упрощённая версия тренажёра «Артерра».
Дистанционное преподавание более трудоёмко, поскольку требует крайне детальной организации занятия. То, что обычно обговаривается в аудитории, нужно подробно расписать в задании. Получение заданий на учебные занятия было организовано по каналам локально-вычислительной сети через информационные терминалы «Инфомат», находящиеся как на кафедре, так и в подразделениях обучающихся.
Информационный терминал представляет собой электронную
Рис. 3. Типовое содержание электронных учебных изданий кафедры
базу данных, содержащую в себе полный комплекс информации по дисциплинам: федеральный государственный образовательный стандарт, квалификационные требования, рабочие программы, тематические планы, учебно-методические материалы и т.п.
Проблемой дистанционного обучения на кафедре стало отсутствие коммуникаций между преподавателем и обучающимися, позволяющих передавать и принимать информацию «Для служебного пользования», хотя преподавательский состав был готов применять различные формы дистанционных (неконтактных) образовательных технологий и электронного обучения: вебинары, видеоконференции, самостоятельную работу обучающихся, оп-Ипе тестирование, электронные учебные издания - на удалении, а тренажёрные системы, автоматизированные обучающие комплексы - только при личном присутствии.
В этом случае оказывал помощь курсовой офицер-преподаватель или начальник курса. Получив задания на каждое учебное отделение у преподавателя и уяснив их, он получал консультацию по каждому учебному вопросу (при необходимости), т.к. в среде обучающихся он уже являлся преподавателем-консультантом. Также консультацию можно было получить у дежурного преподавателя-консультанта кафедры по внутренней связи, для чего командир отделения формировал группу вопросов обучающихся.
Таким образом, в создавшихся условиях обеспечения непрерывного образовательного процесса обучения в академии для обучающихся был организован неограниченный доступ к электронной библиотечной системе; предоставлены обучающимся рабочие места для освоения образовательных программ за счёт возможностей собственной локально-вычислительной сети в классах, полностью оснащённых персональными компьютерами; загружены на персо-
нальные ноутбуки обучающихся тексты лекций с презентациями, электронные учебные издания, программы автоматизированных обучающих комплексов и тренажёрных систем; организована дистанционная работа преподавателей по формированию перечня, структуры и содержания новых методических материалов (материалов лекций с презентациями, заданий для обучающихся, фондов оценочных средств), обеспечивающих применение удалённого обучения; организован текущий контроль успеваемости по фондам оценочных средств.
Дистанционное обучение, проводимое в достаточно короткий промежуток времени, снизило результаты традиционного обучения примерно на 8%, что и подтвердилось при проведении промежуточной аттестации.
Основными причинами получения удовлетворительных и неудовлетворительных оценок явились: неумение изучать теоретический материал самостоятельно; совместное решение практических заданий с наиболее подготовленным обучающимся без дискуссии или объяснений; бездумное списывание; низкая личная сознательность и самодисциплина.
В то же время обучающиеся, получившие отличные и хорошие оценки, достаточно высоко подняли собственную самооценку.
В целом дистанционное обучение на современном этапе помимо положительных сторон имеет и су-
щественные недостатки: отсутствие приобретения полноценных практических навыков делает невозможным подготовку специалистов целого ряда специализаций командного и инженерного профилей; отсутствие постоянного контроля над обучающимся требует высокой личной дисциплинированности; необходимость технического обеспечения обучающихся - доступ к современным средствам коммуникаций.
В то же время использование возможностей электронной информационно-образовательной среды в Министерстве обороны Российской Федерации позволит осуществлять удалённую подготовку специалистов «Курсов повышения квалификации», а также обеспечить повышение квалификации военных специалистов в системе профессионально-должностной подготовки, где основным видом учебных занятий является самостоятельное обучение. "
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев, И. В. Дистанционное образование и закон [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «^Шатте», 2015.-и^: edutainme. ги/ post/distantsionnoe-obrazovanie-i-2акоп/.
2. Хусяинов, Т. М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение, 2014. № 4. С. 30-41.