Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ДИСТАНЦИОННОМ И ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ДИСТАНЦИОННОМ И ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмин Глеб Владимирович, Исай Александр Николаевич, Юдин Василий Анатольевич

В данной статье рассматриваются вопросы создания и использования электронных образовательных ресурсов для подготовки военных специалистов в дистанционном и электронном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN DISTANCE AND E-LEARNING

The article deals with the problems of electronic educational resources development and use for the purposes of training military specialists in distance and e-learning.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ДИСТАНЦИОННОМ И ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Г.В. ЕРЕМИН,

A.Н. ИСАЙ,

B.А. ЮДИН

G.V. EREMIN, A.N. ISAY, V.A. YUDIN

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА

INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ДИСТАНЦИОННОМ И ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN DISTANCE AND E-LEARNING

Сведения об авторах: Ерёмин Глеб Владимирович - начальник Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, генерал-лейтенант, кандидат военных наук (г. Смоленск);

Исай Александр Николаевич - начальник кафедры автоматизированных систем боевого управления ВА ВПВО, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск);

Юдин Василий Анатольевич - доцент кафедры радиолокационного вооружения ВА ВПВО, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск).

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы создания и использования электронных образовательных ресурсов для подготовки военных специалистов в дистанционном и электронном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные технологии.

Information about the authors: Gleb Eremin - Head of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union AM. Vasilevsky, Lieutenant General, Candidate of Military Sciences (Smolenks);

Alexander Isay - Head of the Department of Automated Combat Control Systems of the VA ERW, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Smolenks);

Vasily Yudin-Associate Professor of the Department of Radar Weapons of the VA ERW, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Smolenks).

Summary. The article deals with the problems of electronic educational resources development and use for the purposes of training military specialists in distance and e-learning.

Keywords: distance learning, educational technologies.

Сочетание электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с опорой на электронные информационно-образовательные ресурсы учебного заведения позволяет

образовательным организациям эффективно и качественно обеспечить возможность получения знаний и умений обучающимся в различных формах обучения.

Анализ руководящих документов, регламентирующих образовательную деятельность, свидетельствует, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельно-

1 -

сти с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Кроме того, в регламентирующих документах определено и понятие дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.

Из опыта образовательной деятельности дистанционные образовательные технологии могут быть применены в следующих случаях:

1. Дистанционное проведение лекций ведущими специалистами вузов и органов военного управления.

2. Дистанционное обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации:

- профессорско-преподавательского состава;

- обучающихся вузов и специалистов из войск.

3. Дистанционное обучение участников парада.

4. Дистанционное обучение в случае чрезвычайных ситуаций (вирусных заболеваний).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ИОС), включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникацион-

ных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся (см. рис. 1).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели (см. рис. 2):

- полностью дистанционное обучение обучающегося;

- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение обучающегося.

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удалённо с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность и информативность которой обеспечивается образовательной организацией. Все коммуникации с преподавателем осуществляются посредством информационно-образовательной среды вуза с обеспечением доступа к ней через сетевые технологии.

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, включает очные за-

нятия, чередующиеся с дистанционными.

Выбор вида модели образовательной организацией обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно:

- содержанием образовательной программы;

- нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

- материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся);

- уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение преподавателей, использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии).

По способу доступа к данным системы дистанционного обучения

Рис. 1. Условия реализации дистанционного обучения

все разрабатываемые программные средства можно разделить на два типа:

- онлайн-сервисы системы дистанционного обучения, позволяющие получать доступ к данным посредством сетевых технологий;

- клиентские приложения системы дистанционного обучения, в которых пользователь обращается к данным через (защищённую) локальную сеть.

К зарубежным программам осуществления дистанционного обучения, применяемым гражданскими вузами, можно отнести: Zoom; Skype; TeploDigital; Microsoft Teams; Slack; Classroom; Gmail+Chat; Hangout и др.

Наряду с зарубежными программами активно используются и отечественные: Видеомост; iSpring Learn; Mirapolis LMS; ShareKnowledge; Teachbase; WebTutor; Docebo; Unicraft; e. Queo; eTutoriumLMS и др. Но использование перечисленного программного обеспечения может быть затруднено ограничениями, введёнными Правительством Российской Федерации по использованию иностранного программного обеспечения (ПО). Кроме того, при реализации образовательных программ может использоваться информация, имеющая конфиденциальный или закрытый характер, что наклады-

Полностью ^^ дистанционное обучение Частичное дистанционное обучение ч

Обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы) Частичное использование дистанционных образовательных технологий, очные занятия чередуются с дистанционными

Тип модели определяется

Содержание образовательной программы

Нормативная

база организации

Материально-техническая база организации

Уровень кадрового потенциала организации

Рис. 2. Модели использования дистанционного обучения

вает более жёсткие ограничения на выбор программного обеспечения.

Вторым обязательным условием для реализации дистанционных образовательных технологий является предоставление каждому обучающемуся и преподавателю свободного доступа к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочие места преподавателя и обучающегося обязательно должны быть оборудованы персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Кроме того, для повышения эффективности реализации образовательных программ рабочее место преподавателя рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут ис-

Глава 3. Преобразователи частоты О 3.1. Общие сведения о преобразовании частоты О 3.2. Дополнительные каналы приема О 33. Многозлектродные ПЧ

□ 3А. Диодные ПЧ

□ 3.5. Расчет ПЧ

О 3.6. Исследование ПЧ О 3.7. Моделирование ПЧ О Контрольные вопросы и задачи Рубежный контроль №1 Глава 4. Усилители промежуточной частоты О 4.1. Общие сведения об УПЧ О 4.2. Особенности построения каскадов УПЧ О 43. Усилители промежуточной частоты 1-го и 2-го тип П| 4.4. Усилители промежуточной частоты с сосредоточс!

□ 4.5. Расчет УПЧ

О -3.6. Исследование УПЧ О 4.7. Моделирование УПЧ О Контрольные вопросы и задачи Глава 5. Детекторы Рубежный контроль №2 Глава б. Видеоусилители

Глава 7. Принципы работы систем автоматического регул! Глава 8. Методы обеспечения помехоустойчивости устрой Зачет с оценкой Остаточные знания

Рис. 3. Пример содержания ЭОК

пользоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов могут использоваться: комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.

Кроме перечисленного минимума программно-аппаратных средств в состав автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателя должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления образовательного процесса:

- общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредак-торы);

- учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по дисциплинам обучения).

Для формирования информационно-образовательной среды с помощью программной системы дистанционного обучения необходимо:

- разработчикам образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, методисты) совместно разработать и разместить содержательный контент;

- преподавателю спланировать свою учебную деятельность: вы-

1 -

Ш

брать из имеющихся или создать нужные для обучающихся электронные ресурсы и задания;

- обеспечить доступ к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах обучения управлению образовательной организации, учебно-методическому отделу, преподавателям и обучающимся;

- определить порядок и способ проведения консультаций с обучающимися при выполнении заданий, предусмотренных образовательной программой;

- сохранять все результаты обучения в информационно-образовательной среде и на их основании формировать портфолио обучающихся и преподавателей.

Основу образовательных ресурсов в дистанционном и электронном обучении составляют электронные обучающие курсы (ЭОК), под которыми понимаются программно-методические комплексы, обеспечивающие возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел и содержащие информационные ресурсы, средства общения, систему тестирования. ЭОК в отличие от обычных электронных учебников и пособий должны формировать не только знания обучающихся, но и умения. Для этого они должны содержать теоретический материал, оснащённый мультимедиаконтентом, тестовые задания для текущего контроля знаний и умений и промежуточной аттестации, а также лабораторный практикум и практические занятия (см. рис. 3).

Качество разработки электронных обучающих курсов непосредственно влияет на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. При создании ЭОК разработчик должен реализовать в нём следующие возможности:

- включение в электронные образовательные ресурсы большого

набора различных элементов: теоретический материал, тесты, задания, глоссарий, презентации лекций, задания на семинары и практикум, мультимедиаконтент, 3D-модели и др.;

- различные способы оценки работы обучающихся на протяжении всего времени изучения курса для отслеживания активности обучающихся и оценки результатов обучения по выбранным критериям;

- контактная информация о разработчиках, позволяющая наладить общение с обучающимися и отправку им отзывов, комментариев и другой учебной информации.

обучения в интересах Министерства обороны Российской Федерации ведутся работы по созданию элементов ИОС.

В ходе создания единой электронной библиотеки образовательных и научных организаций Министерства обороны Российской Федерации (ОКР «Библио») ведётся работа по созданию программных средств для разработки, редактирования, управления и миграции электронных учебников (ЭУ), а также средств формирования статистики изучения и прохождения электронных учебников и электронных образовательных курсов в части функциональной подсисте-

Рис. 4. Состав программного обеспечения

Реализация перечисленных возможностей и ранее сформулированных требований к системе дистанционного и электронного обучения с учётом требований Постановления Правительства Российской Федерации № 1236 и специфики подготовки военных специалистов существенно затруднена с применением ПО сторонних фирм, перечисленных в начале статьи. В связи с этим для повышения эффективности разработки электронных образовательных ресурсов и реализации дистанционного и электронного

мы «Формирование электронных образовательных ресурсов».

В состав указанного программного комплекса входят (см. рис. 4):

• специальное программное обеспечение (СПО) «Редактор электронного курса/учебника»;

• СПО «Воспроизведение электронного курса/учебника»;

• СПО «Анализ прохождения курса/учебника»;

• модуль интеграции с LMS-ВУЗ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• модуль интеграции с электронной библиотекой.

Подсистема разработки ЭУ и ЭОК должна позволять разраба-

© К—» юж—> ыгц 1 ■

СПО ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Зырухи ХЮТРСМ40Г0 )М(<-»*|

Н»ц||щ: Тктео»>1курс

ИЩШИПИГ

Гс*

Ъгйгмтые»*

Рис. 5. Публикация электронного учебника

тывать, хранить и использовать ЭУ в открытой, конфиденциальной и закрытой частях, включая следующие возможности, обеспечивающие технологию дистанционного обучения:

- сбор и накопление статистической информации о ходе и результатах подготовки в режиме реального времени и их передача в специализированном программном обеспечении, реализующим функции управления образованием;

- загрузка объектов, позволяющих отображать математические соотношения в виде графиков или диаграмм; вопросов тестов; терминов словаря; встраивание в структуру учебного материала интерактивных и медиаобъектов различных форматов, в том числе 3D-моделей;

- публикация готовых учебных материалов в электронной библиотеке Министерства обороны Российской Федерации (ЭБ МО РФ) с поддержкой редактирования разработанных в данной подсистеме материалов;

- аппаратно-программная независимость ПО предполагает возможность использования созданных интерактивных ЭУ и обучающих курсов на компьютерах других типов, поколений и использующих отличную от исходной операционную систему;

- встроенная поддержка создания тестов, контрольных

Рис. 6. Статистика по

и аттестационных инструментов с возможностью настраивать весовые коэффициенты правильных ответов и интерактивной помощи при неправильных ответах;

- обеспечение ограниченного доступа к создаваемым интерактивным ЭУ и ЭОК преподавателей и обучающихся с помощью специальных мер защиты.

В соответствии с техническим заданием на ОКР «Библио» и результатами предварительных испытаний использование перечисленного функционала позволяет использовать следующие возможности при реализации технологии дистанционного обучения: возможность ведения единого каталога библиотечных изданий в масштабе Вооружённых Сил Российской Федерации, публикации электронных учебных изданий в библиотеке МО и последующая загрузка их обучающимися (см. рис. 5).

Это решает проблему обеспечения учебным материалом обу-

прохождению теста

чающихся для самостоятельного изучения материала учебных дисциплин согласно выданным индивидуальным заданиям.

В случае возникновения вопросов по изучаемому материалу с использованием инструмента личного кабинета «Вебинар» возможно проведение индивидуальных и групповых консультаций с обучающимися с демонстрацией презентаций, мультимедиаобъек-тов и другой поясняющей информации.

Контроль отработки учебного материала может быть организован автоматическим сбором статистики по итогам прохождения обучающимися различных тестов ЭОК (см. рис. 6).

Ожидается, что для анализа преподавателю будет предоставлена информация не только итогов тестирования по темам дисциплины, но и итоги работы с учебным материалом: процент изученного материала (от общего материала учебника) и время работы с ним. Это позволит дать качественную и количественную характеристику каждому обучающемуся, скорректировать его траекторию обучения.

Таким образом, реализация дистанционного и электронного обучения с использованием программного обеспечения, реализуемого в рамках ОКР «Библио», позволит существенно расширить направления образовательной деятельности без снижения качества подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации. "

Результаты тестирования

Ииатаста •«ОАК» Т«СТ»рС*!НЯ»

Этап обучим Входов «о»п рол»

Начат 22071057

Ор««м 0000

Бала 0

Оц««1 2

г>роч«*т праакякмьп отито« ОХ

Р*тул»тат проюжА«мп т«ста Н» Пройд«"

Ршмиццш

Гфхт* тс<т ЯМОЫ * [ Г>эо*тит«е1 ааияо ]

ПараЛтм я таорм [ Пфв*та к гссфкя {

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.