Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР?'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Татьяна Витальевна, Гурьянчик Виталий Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного высшего образования, связанные с дистанционным обучением и использованием информационно-коммуникационных технологий. Охарактеризованы основные направления данного процесса, связанные с вынужденным переходом всей системы российского образования в дистанционный формат в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и внедрением онлайн-инструментов в систему образования. Авторы предлагают рассматривать современное дистанционное обучение, с одной стороны, как инструмент цифровой социализации обучающихся, а, следовательно, инновационный компонент образования, как ориентационный фактор модернизации системы образования. С другой стороны, огромный пласт проблем, вызванных вынужденным переходом на дистанционное обучение, высветил ряд недостатков, которые можно охарактеризовать как имитацию образовательной деятельности или образовательный симулякр. Авторы делают выводы об изменении роли преподавателя в процессе дистанционного обучения, а также выделяют преимущества и недостатки (барьеры) для студентов и педагогов в реализации образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Татьяна Витальевна, Гурьянчик Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: INNOVATION OR EDUCATIONAL SIMULATION?

The article deals with the current problems of modern education related to distance learning and the use of information and communication technologies. In this paper, the scientific problem is formulated and research tasks are formulated due to the need and relevance for pedagogical science and practice. The main directions of this process related to the forced transition of the entire Russian education system to a distance format in connection with the COVID-19 coronavirus pandemic and the introduction of online tools in the education system are described. The authors propose to consider modern distance learning, on the one hand, as a tool of digital socialization of students, and, consequently, an innovative component of education, as an orientation factor of modernization of the education system. On the other hand, a huge layer of problems caused by the forced transition to distance learning has highlighted a number of shortcomings that can be described as an imitation of educational activities or an educational simulacrum. The authors draw conclusions about the changing role of the teacher in the process of distance learning, and also highlight the advantages and disadvantages (barriers) for students and teachers in the implementation of educational tasks.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР?»

1) ситуация-проблема (сочетание причин, проблем из реальной жизни);

2) ситуация-оценка (показывает ситуацию, выход из которой уже найден);

3) ситуация-иллюстрация (поясняет сложную проблему, процедуру);

4) ситуация-упражнение (предполагает принятие очевидных, бесспорных решений, носят тренировочных характер).

Метод дискуссий - неимитационный метод проблемного обучения, направленный на более глубокое изучение проблемы, который обеспечивает интегрирование знаний студентов из различных областей. Обратимся к понятию слова «дискуссия».

Дискуссия - обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения.

Дискутирование по проблемной теме строится на возражении мнения собеседника и на обосновании своего собственного.

Результативность данного метода основывается на логичности суждений, умении аргументировать и доказывать свою позицию.

Выводы. В вопросе активизации учебной деятельности потенциал активных методов обучения различен: он зависит от выбора подходящего метода к определенной цели, от порядка использования, мастерства преподавателя, при использовании активных методов. При применении данных методов в группе студентов формируется положительный микроклимат, что, в свою очередь, создает обстановку свободного общения. В современных вузах говорят о необходимости повышении мотивации учения. Все чаще говорится о важности активной познавательной деятельности студента педагогического вуза, позволяющая развивать умение творчески мыслить, применяя в учебе и работе профессиональные навыки.

Итак, рассмотренные в статье творческие методы и формы активизации учебного процесса студентов вузов способствуют формированию и закреплению у них профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы по специальности.

Литература:

1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов / М.А. Антони // Психология обучения. - 2015. - № 12. С. 52.

2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг. - 2017. - № 1. С. 58-61.

3. Гайнеев Э.Р. Дуальный подход в подготовке студентов к чемпионату профессий WorldSkills / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 10. С. 89-90.

4. Герасимова Н.И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности / Н.И. Герасимова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 1. С. 24-25.

5. Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. С. 23-24.

6. Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач / Ю.В. Козырев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2016. - № 6. С. 60-61.

7. Низамов Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе / Р.А. Низамов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. - 278 с.

8. Норенкова Н.А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании / Н.А. Норенкова. - Челябинск, 2016. - 432 с.

9. Попова О.В. Использование активных методов обучения как средство формирования профессиональной компетентности студента колледжа / О.В. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. С. 78-79.

10. Ракитина Е.А. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах / Е.А. Ракитина, А.И. Попов // Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - № 1 (50). С. 65-69.

Педагогика

УДК 378.018.43

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический

университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль);

кандидат исторических наук, доцент Гурьянчик Виталий Николаевич

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР?

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы современного высшего образования, связанные с дистанционным обучением и использованием информационно-коммуникационных технологий. Охарактеризованы основные направления данного процесса, связанные с вынужденным переходом всей системы российского образования в дистанционный формат в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и внедрением онлайн-инструментов в систему образования. Авторы предлагают рассматривать современное дистанционное обучение, с одной стороны, как инструмент цифровой социализации обучающихся, а, следовательно, инновационный компонент образования, как ориентационный фактор модернизации системы образования. С другой стороны, огромный пласт проблем, вызванных вынужденным переходом на дистанционное обучение, высветил ряд недостатков, которые можно охарактеризовать как имитацию образовательной деятельности или образовательный симулякр. Авторы делают выводы об изменении роли преподавателя в процессе дистанционного обучения, а также выделяют преимущества и недостатки (барьеры) для студентов и педагогов в реализации образовательных задач.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновация, образовательный симулякр, парадигма образования, педагогическая деятельность, цифровизация образования.

Annotation. The article deals with the current problems of modern education related to distance learning and the use of information and communication technologies. In this paper, the scientific problem is formulated and research tasks are formulated due to the need and relevance for pedagogical science and practice. The main directions of this process related to the forced transition of the entire Russian education system to a distance format in connection with the COVID-19 coronavirus pandemic and the introduction of online tools in the education system are described. The authors propose to consider modern distance learning, on the one hand, as a tool of digital socialization of students, and, consequently, an innovative component of education, as an orientation factor of modernization of the education system. On the other hand, a huge layer of problems caused by the forced transition to distance learning has highlighted a number of shortcomings that can be described as an imitation of educational activities or an educational simulacrum. The authors draw conclusions about the changing role of the teacher in the process of distance learning, and also highlight the advantages and disadvantages (barriers) for students and teachers in the implementation of educational tasks.

Keywords: distance learning, innovation, educational simulacrum, educational paradigm, pedagogical activity, digitalization of education.

Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет.

Симулякр есть истина.

Экклезиаст

Введение. В настоящий момент практически все сферы общественной жизни в той или иной степени оказались затронуты последствиями распространения коронавирусной инфекции. Кризисная ситуация 2020 г., обусловленная пандемией, заставила мировое сообщество критически взглянуть на многие прежние приоритеты. Обнаружившаяся вдруг несостоятельность финансовой системы, резкий спад производства, прибыли, реальных доходов населения и поиски путей выхода из сложившейся ситуации нарушили привычный ход развития. Усугубились социальные болезни, возник новый дисбаланс на рынке труда и потребления, возникла новая реальность.

Изложение основного материала статьи. Пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19коснулась всех сфер нашей жизни, спровоцировав общемировой сдвиг в сторону онлайн-обучения. Такая ситуация напоминает онкологическое заболевание, когда остается диагностировать злокачественное или доброкачественное образование, а также установить стадию болезни и назначить лечение. Но сегодня в связи с данной ситуацией возникает вопрос: не приведет ли текущий кризис к трансформации университетов в онлайн-институты? Время покажет, какими будут последствия экстренного перехода на онлайн-формат, но то, что они проявятся уже в краткосрочной перспективе - сомневаться не приходится.

Несомненно, что пандемия в той или иной степени затронула систему высшего образования в каждой стране, специфика заключается лишь в том, насколько национальные системы образования были готовы к дистанционному образованию с учетом имеющегося опыта и возможностей. Исследователи сравнивают данную ситуацию с «холодным душем» для современной системы образования. Тем не менее, можно проследить общий вектор этих изменений: пандемия поставила университеты в тяжелые условия, вынуждая в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, тратить значительные средства для ускоренной цифровизации, принимать решения часто без учета возможных последствий.

Университетское сообщество в сложившихся условиях оказалось перед нелегким выбором: приостановить обучение или продолжить его в дистанционном формате? Отвечая на этот вопрос руководители министерств прежде всего исходили из реальных возможностей образовательных организаций перенести процесс обучения в виртуальное пространство. В большинстве латиноамериканских, африканских и азиатских стран образовательный процесс был приостановлен. Там же, где обучение продолжилось, в том числе и в России, необходимо было в кратчайшие сроки решать целый ряд задач: во-первых, определить формы дистанционного обучения; во-вторых, исходя из технических возможностей, определить доступные для обучающихся и педагогов технические средства и образовательные платформы; в-третьих, разработать и внедрить в процесс обучения новые методики оценки степени усвоения учебного материала и сформированности компетенций; в-четвертых, перейти на новые показательно-критериальные стандарты выпускных экзаменов и приема абитуриентов на обучение.

Ответ системы образования на новый вызов ограничивался не только технико-технологическими, методико-методологическими возможностями, но и объективными временными рамками. Кроме того, существующая во многих странах система платности (или частичной платности) высшего образования столкнулась с проблемой соответствия затрат на обучение с возможностями вузов их компенсировать объемами дистанционного дидактического и методического обеспечения. Данное противоречие породило в различных уголках мира недовольства среди обучающихся сложившейся ситуацией. Во многих странах мира прокатилась волна школьно-студенческих акций, в ходе которых молодые люди протестовали против перехода на дистанционное обучение. Причем, данная инициатива охватила не только африканские, латиноамериканские и часть азиатских стран, в которых отсутствуют реальные технические возможности поддерживать онлайн формы обучения, но это коснулось и продвинутых в технологическом аспекте европейских государств, в частности, Великобритании. Следовательно, речь идет об образовании не как процессе, а как о социальном институте, основное предназначение которого в трансляции межпоколенческого социокультурного опыта.

Итак, что же есть сегодня дистанционное обучение, которое не просто является ответом на вызов современной ситуации, а представляет собой смену парадигмальности в образовании, в какой-то степени продолжая идеологию постмодернизма, размывая «личностное в личности»? Инновация или симулякр? Отвечая на этот вопрос, необходимо, прежде всего, определиться в дефинициях.

Начнем с понятия «инновация», которое давно вошло в научный обиход. Можно привести несколько основных определений. К примеру, в 1970-е годы И.Перлаки дал такую формулу-дефиницию: «Нововведение есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения известной общественной потребности» [8]. Несомненно, отвечает критериям универсальности определение Б.Санто: «Инновация - это любое целенаправленное,

позитивное изменение материальных и нематериальных элементов организации, т.е. изменение, способствующее развитию и повышению эффективности данной организации» [9]. Вполне современно звучит трактовка Р.А.Фатхутдинова, в которой инновация предстает «конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта» [3]. Несмотря на разные трактовки, можно говорить о том, что инновация - это воплощенное в сознании и практике изменение существующей реалии посредством внедрения новшеств.

И вот тут возникает самый главный вопрос относительно дистанционного обучения как инновации - а есть ли результат, который идентифицируется с новшеством? Процесс есть, внедрения есть, а результат? Ответ достаточно прост, и, на наш взгляд (при данной системе организации и осуществления дистанционного образования), предсказуем - мы получаем еще одно поколение «недоучек», как ни оскорбительно это звучит. По нашему мнению, дистанционное образование в данной форме представляет лишь технологию компенсаторного характера, позволяющую поддержать «Титаник» на плаву.

Конечно, рассматривая различные конструктивно-деструктивные аспекты данной модели дистанционного обучения, можно манипулировать понятиями процесса и результата. Например, 17 декабря 2020 г. на ежегодной пресс-конференции Президента РФ Владимир Путин ответил на вопрос, как система образования справилась с онлайн-форматом: «Не всегда, скажем, специалист узкого профиля высокого класса может поприсутствовать сразу во многих местах, во многих учебных заведениях, да и вообще иногда не может - он занят своей исследовательской работой. А в системе онлайн - может. И конечно, это надо использовать.Это делается в известной уже по всей стране образовательной структуре «Сириуса» в Сочи, но не только: во многих других учебных центрах, в вузах, в школах это всё чаще и чаще применяется. И это надо будет делать, это востребовано, это стало частью нашей жизни, и не нужно этого бояться» [4]. Несомненно, что привлечение специалистов-практиков способствует обогащению учебного процесса, приобщению обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. И с этим сложно поспорить. Но зачастую это далеко от теории науки, от педагогики, это в большей степени «педагогическое шоу», а не целенаправленный процесс педагогического взаимодействия.

Теперь необходимо обратиться к понятию «симулякр». Симулякр (от лат^ши1асшт, simulo -«изображение» от «делать вид, притворяться») - обозначение или имитация чего-либо, неполноценная копия. В наше время понятие «симулякр» используют в том смысле, в каком его обычно использовал Ж. Бодрийяр. Так, по выражению Н.Б. Маньковской, исследователя Ж. Бодрийяра, «симулякр - это псевдовещь, замещающая «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции» [5]. Говоря простым языком, симулякр - это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует.

Жан Бодрийяр наглядно описал процесс симуляции в своей книге «Симулякры и симуляции», где достаточно четко определил разницу между реальностью и постреальностью: «Прибегать к диссимуляции -это значит делать вид, что ты не имеешь того, что у тебя есть. Симулировать - это значит делать вид, что у тебя есть то, чего ты не имеешь. Одно отсылает к наличию, другое - к отсутствию. Но дело осложняется тем, что симулировать не означает просто притворяться: «Тот, кто прикидывается больным, может просто лечь в кровать и убеждать, что он болен. Тот, кто симулирует болезнь, находит у себя ее определенные симптомы» (Литтре). Итак, притворство, или диссимуляция, оставляют нетронутым принцип реальности: разница всегда ясна, она лишь замаскирована. Симуляция же ставит под сомнение различие между «истинным» и «ложным», между «реальным» и «мнимым» [1].

Ж. Бодрийяр отражает сущность современного общества, «сформировавшегося идеологией постмодернизма как «общество спектакля» характеризующегося тем, что многие процессы в нем происходят симулятивно, больше изображаются, чем осуществляются. Система формальных симулякров все больше вытесняет реальные социальные смыслы происходящих процессов» [7].

Возникает эффект имитации педагогической деятельности, которая представляет собой «систему действий, в ходе которых реальные значения и смыслы замещаются и подменяются формальным воспроизведением операций и процедур, сопровождаемым их демонстрацией, декларацией и декорацией» [10]. Можно констатировать, что образование вообще и военное в частности «превращается в симулякр, т.е. в некий знак, замещающий собой реальный объект, слово, обозначающее собой того, чего на самом деле нет» [6].

Почему военное? В мае 2020 г. в Минобороны рассказали, что в этом году было принято решение об отмене весеннего каникулярного отпуска и досрочном окончании учебного года. В связи с этим учебная программа была выполнена полностью [2]. В этом решении как раз и кроится парадоксальность ситуации, когда вся система образования в конвульсиях пытается завершить учебный год, используя тот небольшой опыт применения дистанционных технологий, в военном образовании нашли выход - завершить учебный процесс под предлогом выполнения учебной программы. А на самом деле здесь в полной мере проявился образовательный симулякр, когда информационная закрытость военного образования, отсутствие единой специализированной военно-образовательной платформы в рамках военных вузов, показали неготовность военного образования противостоять неожиданному вызову.

Так или иначе, педагогическое сообщество сегодня живет в условиях неопределенности дистанционного обучения, что в свою очередь определяет изменение ролевых наборов педагога и обучающегося, порождает новые, уже не процессуально-технологические и методико-методологические вызовы, а концептуально-парадигмальные изменения образовательных отношений.

Изменение ролевого набора педагога стало «не снегом на голову», а закономерным результатом развития общества и технологических изменений, которые давно требовали использования в образовании. Роли преподавателя в процессе дистанционного обучения в современных реалиях можно представить следующим набором характеристик (компетенций):

- преподаватель-универсал (должен владеть предметом, методикой преподавания и быть технически компетентным в использовании онлайн ресурсов);

- преподаватель-администратор (должен обеспечивать грамотное функционирование онлайн платформы по своим дисциплинам, следить за расписанием занятий, посещаемостью студентами курса, оцениванием по предмету);

- преподаватель-дизайнер курсов (должен смоделировать «начинку» и дизайн курса под требования образовательных стандартов);

- преподаватель-тьютор или преподаватель-сопровождающий (должен курировать студентов в процессе обучения по дисциплине,);

- преподаватель-мотиватор (должен обеспечивать мотивацию студентов к изучению конкретной дисциплины);

- преподаватель-аниматор (должен обеспечивать интерактивность, образовательные спецэффекты при проектировании учебных занятий».

Несомненно, что представленный ролевой набор современного «дистанционного» педагога может быть расширен. И вопрос здесь не только в том, а сможет ли преподаватель все это осилить в отведенное ему трудовым законодательством время (это процессуально-методический аспект), сколько в сущностном содержании нового образования, смене понятий и смыслов, отражающих концепт «образование».

Поскольку интернет стирает границу между понятиями «далеко» и «близко», дистанционное обучение начинает разрушать существующую парадигму образования. Современный педагог располагает гораздо большими возможностями для обучения всему необходимому, чем когда-либо - от обучающих алгоритмов, основанных на искусственном интеллекте, до электронных досок для сообщений.

Однако, резкий переход к дистанционному образованию обозначил целый спектр проблем, которые необходимо решать в ближайшее время. Сопоставим преимущества и барьеры, которые предоставляет дистанционное обучение для студентов и преподавателей.

Таблица

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества | Барьеры

для студентов

отсутствие финансовых и временных затрат на дорогу из дома до образовательной организации; ограничение доступа к онлайн ресурсам в связи с отсутствием технических возможностей (интернет, компьютер, смартфон, камера, микрофон);

возможность использовать разнообразные интернет-ресурсы для самообразования и подготовки заданий на семинары и практические занятия, в том числе во время онлайн зачетов и экзаменов; недостаточная цифровая грамотность и компетентность, сложности с поиском информации и ее верификацией;

наличие материалов курсов в электронном формате, в том числе в облачных хранилищах; материалы лекций не фиксируются студентами в конспектах;

бытовой и психологический комфорт во время занятий; эргономика учебного пространства студента не всегда является комфортной для обучения;

возможность сочетать обучение и занятость по месту трудоустройства студента; страдает качество обучения, поверхностность образования («макдонольдизация образования»);

мобильность и гибкость;

для преподавателей

отсутствие финансовых и временных затрат на дорогу из дома до образовательной организации; необходимость приобретения дополнительных компетенций в области дистанционного образования; разная степень владения цифровыми технологиями;

возможность сочетать несколько мероприятий одновременно (к примеру, проводить учебные занятия и принимать участие в конференции, совещании и т.д.); комплектование рабочего места дополнительными цифровыми инструментами, подключение онлайн ресурсов, нередко финансовые затраты;

бытовой и психологический комфорт во время занятий; психологический дискомфорт во время проведения занятий (особенно лекционных), когда затруднена обратная связь со студентами;

необходимость иметь мобильную версию онлайн ресурса, к примеру, zoom, в ситуации смешанного обучения и невозможности использовать компьютер на рабочем месте в образовательной организации;

необходимость менять методику проведения занятий, разрабатывать его различные сценарии;

дополнительные затраты времени на разработку наглядных материалов к занятиям, подготовку и проверку заданий для самостоятельной работы студентов;

мотивация студентов при изучении дисциплины часто занижена, возникает потребность использовать инструменты геймификации образования, игровой эффект, систему поощрений;

необходимость приведения в соответствие процедур и критериев оценки знаний с новым онлайн-расписанием и педагогическими подходами.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что недостатков у современной системы организации дистанционного формата обучения гораздо больше, чем достоинств. Стоит отметить, что вузы за достаточно короткий период времени накопили собственный опыт (не всегда успешный) организации дистанционного обучения и использования цифровой образовательной среды. Своевременным представляется изучение успешных моделей онлайн-обучения студентов, трансляция опыта применения доступных, без дополнительных финансовых затрат, цифровых платформ. Несомненно, большой интерес сегодня будут

представлять методические рекомендации для преподавателей и студентов по онлайн-обучению, в том числе и касающиеся поведения студентов во время проведения дистанционных занятий.Инновация в форме дистанционного обучения вызвала необходимость изменить методику и технологию организации образовательного процесса в вузе. Это нужно понять и принять как данность, чтобы современная образовательная парадигма не принимала черты образовательного симулякра.

Выводы. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что в сложившихся условиях основными задачами для образовательных организаций системы высшего образования должны стать:

- внедрение системы стратегического мониторинга и планирования мероприятий с учетом возможных рисков не только собственно для образовательной организации, сколько для экономико-социальной сферы в условиях пандемии и посткороновирусного развития;

- разработка концепции единой электронной информационно-образовательной среды с учетом возможностей педагогов и обучающихся. В данном случае речь идет не только о техническом и технологическом обеспечении учебного процесса (Интернет, необходимое количество ЭВМ, платформы и пр.), но и социально-экономической составляющей: компенсации за использование платных информационно-образовательных продуктов для педагогов (Zoom, GoogleClassroom, Microsoft 365 Groups, WizIQMoodle, iSpring и др.), гибкая система оплаты за обучение в режиме «дистанционки», государственное субсидирование технического обеспечения образования (в первую очередь для обучающихся);

- разработка электронно-методологической и методической платформы, нацеленной на обмен опытом дистанционного образования в педагогической среде, которая позволяла бы аккумулировать передовые технологии использования различных сервисов онлайн-преподавания в сочетании с открытыми обсуждениями, дискуссиями в педагогическом сообществе вуза, организацией тренингов и курсов, оказывающих методическую поддержку преподавателям;

- внедрение в образовательную практику научно и методологически обоснованной концепции онлайн-обучения, ориентированной на долгосрочную перспективу, продиктованную не только сложившейся ситуацией, но и общемировой тенденцией развития дистанционного образования.

Важно понимать, что данные задачи уже не стратегические инициативы, а ближайшие мероприятия высших образовательных организаций, а пандемия - это катализатор, подтолкнувший образовательную систему к изменениям и трансформации исходя из реалий современной социально-экономической обстановки.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр: (пер. с фр. А. Качалова). - М.: ПОСТУМ, 2018. - 240 с.

2. В образовательных учреждениях Минобороны учебный год закончится до 5 мая // Российская газета - URL: https://rg.ru/2020/04/27/v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniiah-minoborony-uchebnyj-god-zakonchitsia-do-5-maia.html(дата обращения 05.01.2021).

3. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. - М.: Кнорус, 2009. - С. 18. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. — М.: КНОРУС, 2011. — 350 с.

4. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671?fbclid=IwAR3mPWfUomgibh6nWD6rFLx-uU3sA1f71ctmjwTl-NxSZJL0uCVkg0-cm 0 (дата обращения 05.01.2021).

5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. - СПб.:Алетейя, 2000. - 347 с.

6. Москвина, Н.Б. О рисках утраты субъектности и профессиональной идентичности преподавателя вуза / Н.Б. Москвина, С.П. Машовец, Б.Е. Фишман // Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 93-100.

7. Осьмачко, С.Г. Методологический симулякр бюрократической педагогики / С.Г. Осьмачко // Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». - ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; Е.О. Иванова (отв. ред.). - 2015. - С. 329-333.

8. Перлаки И. Нововведение в организациях. Пер. со словацк. / Науч. ред. НИ. Лапина. - М.: Экономика, 1981. - 144 с.

9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; Пер. с венг. с изм. и доп. авт.; Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 295 с.

10. Серкина, Я.И. Социальные риски имитации образовательных практик в России / Я.И. Серкина // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-riski-imitatsii-obrazovatelnyh-praktik-v-rossii (дата обращения 09.12.2020).

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.035.3

директор Мареева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Предгорного муниципального района Ставропольского края (Предгорный р-н, Новоблагодарное с.), аспирант кафедры педагогики и педтехнологий ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается трудовое воспитание детей в семье, школе. Рассматриваются различные формы взаимодействия школы с семьей. Производится анализ взаимодействия и делаются выводы полученных результатов.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, трудовое воспитание старшеклассников, воспитание в семье.

Annotation. This article discusses the labor education of children in the family. Various forms of interaction between the school and the family. The interaction is analyzed and conclusions of the obtained results are drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.