Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование дистанционное обучение / интернет-обучение / виртуальное обучение / студент / вуз / distance education / distance learning / online learning / virtual learning / student / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абубакаров Аюб Хусейнович, Кучмезов Расул Абдулмуталифович, Арадахова Мария Балаэфендиевна

В статье изучено дистанционное образование в современном вузе. Дистанционное обучение на сегодняшний день является процессом по использованию технологий для предоставления субъектам образовательного процесса необходимого учебного материала. Данное обучение может принимать различные формы и в значительной степени опирается на современные инструменты электронного обучения, которые поддерживают интерес студентов. Дистанционное обучение предполагает использование интерактивности. Дистанционное образование повышает навыки самостоятельной работы студентов и мотивирует их к большей самоорганизованности во время учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies distance education in a modern university. Distance learning today is a process of using technology to provide subjects of the educational process with the necessary educational material. This training can take many forms and relies heavily on modern e-learning tools to keep students interested. Distance learning involves the use of interactivity. Distance education improves students' independent work skills and motivates them to be more self-organized during the educational process.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

использует приемы комплексности, функциональности, художественности и концептуальности.

Экспозиции нашего времени постоянно используют научные и технические достижения, по-новому воспринимают и отражают реальность, используя интерактивные и мультимедийные технологии [4]. Этому необходимо учить и студентов-дизайнеров, обучая их реальному дизайн-проектированию экспозиционных пространств в вузе, давая им новые компетенции. Выставка, как правило, имеет определенные временные рамки, поэтому дизайнер может свободно творить, использовать необычные конструкторские новшества, экспериментировать с выставочным пространством.

Литература:

1. Абоимова, И.С. Использование предметных средств в формировании профессиональных способностей студентов-дизайнеров / И.С. Абоимова, Д.И. Шавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. -С. 6-9

2. Белова, И.Л. К вопросу о развитии художественно-проектного мышления студентов-дизайнеров с помощью технологии проектного моделирования / И.Л. Белова, E.H. Гурьянчева, И.А. Кучкин // Балтийский гуманитарный журнал. -2023. - Т. 12, № 1(42). - С. 12-16

3. Депсамес, Л.И. Пространство как объект дизайнерской деятельности / Л.П. Депсамес, С.И. Яковлева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 2(60). -С. 124-127

4. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.

5. Ряжкин, А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза / А.О. Ряжкин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 10.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры чеченской филологии Абубакаров Аюб Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских

и восточных языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала) ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье изучено дистанционное образование в современном вузе. Дистанционное обучение на сегодняшний день является процессом по использованию технологий для предоставления субъектам образовательного процесса необходимого учебного материала. Данное обучение может принимать различные формы и в значительной степени опирается на современные инструменты электронного обучения, которые поддерживают интерес студентов. Дистанционное обучение предполагает использование интерактивности. Дистанционное образование повышает навыки самостоятельной работы студентов и мотивирует их к большей самоорганизованности во время учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное образование дистанционное обучение, интернет-обучение, виртуальное обучение, студент, вуз.

Annotation. The article studies distance education in a modern university. Distance learning today is a process of using technology to provide subjects of the educational process with the necessary educational material. This training can take many forms and relies heavily on modern e-learning tools to keep students interested. Distance learning involves the use of interactivity. Distance education improves students' independent work skills and motivates them to be more self-organized during the educational process.

Key words: distance education, distance learning, online learning, virtual learning, student, university.

Введение. В настоящее время дистанционное обучение является объектом различных отечественных и зарубежных научных исследований. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем в исследовании дистанционного образования в современном вузе. Образование с использованием дистанционных технологий набирает популярность в современном мире. Эта тенденция, вероятно, сохранится из-за глобализации образования и распространения новых инструментов информационных технологий, а также поскольку существует большая потребность в обеспечении гибкого предоставления образования. Это дает учащимся свободу в отношении времени и места. Кроме того, это позволяет человеку продолжать работу и другие обязанности. А развитие информационно-виртуальной сферы, делает обучение качественным, соответствующим стандартам образования.

Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение имеет возможность сделать процесс обучения более качественным и доступным. Данный способ организации обучения непосредственно связано с применением электронного средства, который становится инструментом обучения, и сети интернет, которая становится образовательной средой. В последнее время дистанционное обучение глобально отражается в образовательной и информационной культуре. Технологии дистанционного обучения помогают получать полноценное образование для тех, кто по различным обстоятельствам не может это сделать в обычном формате: из-за состояния здоровья, особенностей образа жизни, отсутствия финансовых средств, в силу территориальной удаленности. Дистанционные образовательные технологии предоставляют возможность получения полноценного образования, которое соответствует всем требованиям государства.

На сегодняшний день существует множество схожих понятий в области интернет-образования. По мнению Д.Т. Рудаковой, «интернет-обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. По мнению автора, Интернет-обучение также как и любая другая форма обучения предусматривает все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения» [7, С. 35].

Современная виртуальная образовательная среда должна быть адаптирована к способностям и прогрессу каждого обучающегося. Другими словами, такое обучение позволяет сделать любой учебный курс максимально персонализированным.

Виртуальное обучение может быть построено на основе использования средств видеосвязи или за счет записи видео. Прямые видео коннекты могут быть использованы при обучении в режиме реального времени, а записи могут быт переданы обучающимся при асинхронном обучении.

В качестве сопровождения дистанционного обучения могут выступать различные онлайн-ресурсы и сайты, благодаря которым можно использовать дополнительные задания, упражнения, наглядный контент и демонстрации.

Еще одно важное свойство дистанционного образования - это эффективные и адекватные инструменты оценивания обучающихся, которые позволяют оценить качество усвоения материала каждым студентом в отдельности. Данные обучающихся помогают преподавателям совершенствовать учебную программу. При этом это помогает студентам следить за своими оценками, а также корректирует их в соответствии с ними [3]. Онлайн-обучение успешно использует различные формы интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

Обучающемуся доступны различные форматы взаимодействия с педагогом, формы самоконтроля в цифровом виде в любое подходящее ему время. Это могут быть классические уроки в режиме реального времени, лекции в видео-формате, семинары, лабораторные работы, практические занятия, тестирования для проверки усвоения материала, электронные учебники, контрольные задания, консультации - всё это находится на экране собственного компьютера 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Студенты в данном формате получают новые навыки использования цифровых ресурсов, благодаря которым они смогут быть более востребованными для будущих работодателей, что является не менее важным мотивирующим фактором.

Использование новейших компьютерных технологий в образовании ведет к пересмотру подходов к обучению, изменению методов обучения, учебных программ и роли участников в процессе образования. Цель интеграции этих технологий заключается в улучшении качества образования и внедрении новых возможностей для развития мотивационно-личностных качеств студентов.

В отличие от традиционного обучения, дистанционное обучение предлагает использование цифровой среды, но педагогическое воздействие остается реальным. Такой формат обучения требует большой подготовки. Должны быть разработаны инструкции, программное обеспечение, разработаны планы, учебные пособия, апробированы образовательные платформы. Кроме того, использование таких технологий требует определенного уровня информационной компетентности преподавателей и учащихся. Особую сложность вызывает проблема проверка знаний на расстоянии.

Процесс организации курса в дистанционном формате является сложным процессом, который может быть успешным только при учете психолого-педагогических особенностей обучения в вузе.

Авторы работ, такие как A.B. Лейф и Е.В. Павлова, обращают внимание на значимость психологической готовности преподавателей к работе в новых условиях [6]. В своих исследованиях Э.Ф. Зеер и его коллеги отмечают, что не все преподаватели проявляют интерес к использованию электронных ресурсов и информационных технологий в своей работе [4]. Нагрузки на работе могут привести к апатии и тревожности, что затрудняет принятие новшеств и изменений. Чтобы успешно адаптироваться, преподаватели должны поддерживать общие цели и ценности школы на личностном уровне и уметь расширять свои компетенции для работы в цифровой среде.

В своем исследовании, О.Н. Бекетова и С.А. Демина обращают внимание на проблемы коммуникации, связанные с изменением ролей преподавателя и обучающегося в условиях цифровой образовательной среды [1]. Они предполагают, что изменение ролей преподавателей может негативно сказаться на восприятии материала учащимися и привести к завышенной значимости самостоятельного обучения. В дистанционной форме обучения традиционные функции преподавателя, такие как "носитель знаний", рассказчик, контролер и т.д., не имеют такого же значения. Согласно мнению Д.Э. Гаспаряна, развитие дистанционного образования приводит к изменению отношений между участниками образовательного процесса и снижает роль преподавателей в данном процессе [2].

В условиях дистанционного обучения преподавателю нужно выполнять ряд дополнительных ролей, таких как разработчик курсов, методолог, технический специалист, дизайнер и многих других. Каждый день появляются новые технологические возможности, требующие от учителя повышения уровня знаний и умений для работы с ними. Одновременно педагог-тьютор должен выполнять мотивирующую и поддерживающую функцию, помогая студентам эффективно ориентироваться в информационном потоке и достигать запланированных образовательных результатов. Кроме того, важно понимать, что студенты, обучающиеся только на электронных платформах, часто испытывают одиночество и неуверенность в своих силах. X. М. Ханапиева отмечает, что отсутствие поддержки преподавателей может привести к тому, что студенты могут бросить свое обучение. Поддержка преподавателей является крайне важной для успеха обучения в дистанционной форме [11].

В работе С.Ю. Степанова, П.А. Оржековского и Д.В. Ушакова отмечается проблема отсутствия диалога между преподавателем и студентом, а также сложности восприятия информации в условиях дистанционного обучения [8]. Они отмечают, что различные смысловые контексты могут отвлекать студентов и препятствовать развитию совместной мыслительной деятельности. Кроме того, полное или частичное отсутствие эмпатии и рефлексии в процессе обезличенной электронной коммуникации с преподавателем также затрудняет восприятие информации студентами. Е. В. Фадеев добавляет, что в отличие от реального общения, обезличенная электронная коммуникация не предоставляет возможности использования вербальных и невербальных средств коммуникации, таких как речь, жесты, мимика и зрительный контакт, что делает восприятие информации более сложным [10].

М. Г. Сорокова обращает внимание на то, что в дистанционной форме обучения студентам приходится самостоятельно интерпретировать информацию, в том числе и эмоциональную подоплеку диалога, что существенно затрудняет их способность к самостоятельному мышлению. Отсутствие разговорной практики, которая является неотъемлемой частью диалогического мышления, снижает способность студентов к внутреннему монологу [5]. Е.С. Полат отмечает, что в дистанционной форме обучения важно развивать у обучающихся критическое и креативное мышление, которое поможет им анализировать и сопоставлять различные точки зрения и выходить на свою аргументированную позицию [9]. Кроме того, для студентов дистанционной формы обучения важно развивать способность к концентрации во время учебного процесса, что значительно затруднено наличием внешних отвлекающих факторов, таких как семья, работа и домашние дела.

Эффективность онлайн-обучения зависит не только от процесса обучения, но также от процесса планирования. При дистанционном обучении важно вводить определенный режим дня и планирование заданий, чтобы обеспечить психологический комфорт. Иллюзия о том, что при онлайн-обучении можно заниматься в любое время, может привести к снижению продуктивности и успеваемости. Студентам необходимо придерживаться расписания дня, включая утренний подъем и отход ко сну, выполнение домашних заданий и организацию отдыха.

Расписание занятий и подготовки к ним имеет ключевое значение для преподавателей и студентов в процессе дистанционного обучения. Управление самостоятельной работой студентов, включая ее планирование, организацию и контроль, является одной из главных задач преподавателя. С соблюдением режима дня всем участникам процесса

дистанционного обучения удастся повысить эффективность обучения. Кроме того, эффективность обучения в дистанционном формате также зависит от уровня самоконтроля студентов.

Успешное дистанционное образование требует наличия у студентов таких личностных качеств, как добросовестность, способность к психологической саморегуляции и самоорганизации, т. е. способности самостоятельно управлять процессом обучения, а также индивидуальных различий внутренней мотивации. Студенты, обладающие данными качествами, более благоприятно воспринимали онлайн-курсы, находились вовлеченными и ценили их, а также испытывали меньше беспокойства и разочарования при прохождении таких курсов. Кроме того, студенты, которые ощутили чувство общности или социального присутствия, также воспринимали дистанционную форму обучения более благоприятно.

Для успешного усвоения большого объема информации в виде литературы, видео-уроков, онлайн-конференций необходима самостоятельность со стороны обучающихся. Это также способствует развитию чувства ответственности, так как несоблюдение дисциплинарных условий может привести к возникновению академической задолженности.

Виртуальная образовательная среда в рамках ее использования в системе высшего образования существует на основе виртуального взаимодействия. При этом все материалы и необходимая информация размещается также в виртуальном пространстве.

На основе изучения специфики Интернет-обучения и особенностей интерактивных форм обучения можно определить формы организации виртуальной образовательной среды между преподавателями и студентами.

Для каждой из перечисленных форм организации виртуальной образовательной среды преподавателю важно подобрать соответствующий дидактический материал, который основан на использовании различных сайтов и ресурсов.

Категории Интернет-ресурсов определяются в зависимости от цели их использования в виртуальной образовательной среде. Перечислим основные категории данных ресурсов:

1. Интернет-ресурсы для встреч в режиме реального времени (Zoom, Discord, Skype, ClickMeeting);

2. Ресурсы для оформления, создания и передачи материалов (Viber, Telegram, Whatsapp, Почта, Сервисы Google);

3. Интернет-ресурсы для создания интерактивных заданий и тестов (LearningApps, Kubbu, Quizlet, Online Test Pad);

4. Интернет-ресурсы для обратной связи Сервисы Google (Форумы, блоги, Direct Poll, Telegram, Viber, Почта, Quizizz);

5. Платформы для управления виртуальным образовательным процессом (Moodle, ILIAS, ATutor, Diskurs).

Особенности использования данных Интернет-ресурсов рассмотрим на примере анализа функций некоторых из них.

Ресурс Zoom позволяет всем участникам образовательного пространства организовывать встречи на основе аудио и

видео связи. Данный ресурс может быть использован не только с использованием компьютера, но и на телефоне. Дополнительные функции данного ресурса могут предоставить всем участникам возможности поделиться действующим экраном, передать определенные документы и использовать онлайн-чат в группе или в личные сообщения.

Преимущества:

- Большое количество участников - уроки через Zoom позволяют взаимодействовать с аудиторией. В бесплатной версии можно организовывать онлайн мероприятия с участием до 100 пользователей.

- Несколько платформ. Можно легко зайти на сайт с любого устройства, даже смартфона, по пригласительной ссылке из браузера. Не требуется установка специального программного обеспечения.

- Высокое качество изображения и звука.

- Никаких задержек или отставаний. Экранные демонстрация. Бесплатная версия предлагает несколько вариантов экрана для обеспечения видимости. Для просмотра материалов ведущего участникам необходимы привилегии администратора.

- Визуализация. Движение курсора по экрану можно визуализировать во время презентации. Также можно дополнить свою презентацию текстом, диаграммами и графиками. Можно легко удалять, перемещать и сохранять свои изображения.

- Встроенный чат. С участниками можно вести беседы, не перерывая презентацию. Организаторы и участники могут писать сообщения всем желающим и переписываться друг с другом. Также есть чат с самим собой, где можно легко копировать заметки, фотографии, видео, аудио и хранить документы до 10 лет. Если обмен чатами содержит важные данные, их можно сохранить в виде отдельного файла.

- Обратная связь. Если во время презентации возникнут вопросы или предложения, функция «поднять руку» даст знать об этом. Можно использовать наклейки с реакцией, чтобы показать свою реакцию на услышанное и увиденное. Таким образом, докладчики могут быть уверены, что их действительно слышат.

- Запись конференции. Легко записывает и сохраняет события, приостанавливает и возобновляет запись с определенного момента.

- Управление спикерами. Администратор имеет возможность отключить микрофоны всех участников конференции и оставить только голос спикера.

- Конференц-залы. Чтобы обсудить что-то с определенными участниками, не мешая другим, можно создать отдельные комнаты и сгруппировать их во время мероприятия. Эта функция отключена по умолчанию в бесплатной версии, но её можно легко включить в настройках сервиса на сайте.

- Приглашения. Чтобы пригласить людей на мероприятие, просто нужно скопировать прямую ссылку на созданную вами встречу и отправить ее получателем любым способом - сообщением, по электронной почте, в социальных сетях и т.д.

Discord был запущен в 2015 году, и его первоначальный рост во многом был связан с его широким распространением среди геймеров. Однако только после пандемии COVID-19 он начал привлекать более широкую аудиторию. Он поддерживает видеозвонки, голосовой чат и текстовые сообщения, позволяя пользователям общаться и коммуницировать между собой. Приложение упрощает общение в чате и предлагает функции поиска, которые помогут отдельному пользователю найти других людей и добавить их в список друзей для быстрого общения.

Преимуществом использования программы Discord является то, что она активно используется подростками, поэтому ее интерфейс знаком многим обучающимся, что облегчает процесс использования в процессе обучения.

Сервисы Google - это интуитивно понятный, надежный и безопасный облачный портфель цифровых инструментов, предназначенных доя образовательных учреждений и для упрощения образовательного процесса, обеспечения безопасности и соответствия данных, обеспечения возможности обучения из любого места. К числу данных сервисов можно отнести и работу с документами, работу с целой группой обучающихся на Google Classroom, почту, формы, ресурсы по созданию сайтов и т.д. Одним из ресурсов для организации онлайн-встреч является сервис Google Meet. Google Meet - это удобная платформа для видеосвязи, используемая в различных целях, включая образовательные, и позволяющая проводить видео чаты длиной не более 60 минут. Подходит для тех, кто уже использует программное обеспечение Google Workspace.

LearningApps - это онлайн-приложение Web 2.0, поддерживающее процесс обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно использованы в обучении или

изменены или созданы пользователями в Интернете. Цель состоит в том, чтобы собрать многоразовые приложения и сделать их общедоступными. Данные модули не содержат каких-либо специальных рамок или конкретного сценария урока: они ограничиваются только интерактивной частью.

Выводы. Таким образом, дистанционное обучение на сегодняшний день является процессом по использованию технологий для предоставления субъектам образовательного процесса необходимого учебного материала. Данное обучение может принимать различные формы и в значительной степени опирается на современные инструменты электронного обучения, которые поддерживают интерес студентов. Современное онлайн-обучение подразумевает различные формы: асинхронную, синхронную и гибридную. Дистанционное обучение предполагает использование интерактивности. Дистанционное образование повышает навыки самостоятельной работы студентов и мотивирует их к большей самоорганизованности во время учебного процесса.

Литература:

1. Бекетова, О.Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О.Н. Бекетова, С.А. Демина // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1,- С. 69-78

2. Гаспарян, Д.Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт / Д.Э. Гаспарян // Вестник МГУКИ-2020. - № 1. - С. 99-110

3. Грязнова, Е.В. К вопросу о природе дистанционного образования / Е.В. Грязнова, Ю.В. Брызгалова, Н.В. Изместьева, Л.Ю. Николаева // АНИ: педагогика и психология. -2018. - №4 (25). - С. 169-172

4. Зеер, Э.Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э.Ф. Зеер, Н.В. Ломовцева, В. С. Третьякова // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 3. - С. 26-39

5. Куликова, Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе / Е.В. Куликова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 4 (24). - С. 143-150

6. Лейфа, A.B. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования / A.B. Лейфа, Е.В. Павлова // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 1. -С. 78-93

7. Рудакова, Д.Т. Содержание и принципы интернет-обучения / Д.Т. Рудакова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2009. - №3. - С. 34-39

8. Степанов, С.Ю. Проблема цифровизации и с.атегии развития непрерывного образования / С.Ю. Степанов, П.А. Оржековский, Д.В. Ушаков // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2,- С. 75-77

9. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / [Е.С. Полат и др.]; под ред. Е.С. Полат. -2-е изд. -М.: Юрайт, 2020.-434 с.

10. Фадеев, Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения / Е.В. Фадеев // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ 3 (64). - С. 308-310

11. Ханапиева, Х.М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения / Х.М. Ханапиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 2 (11). - С. 78-82

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель образовательной программы по педагогике дошкольного и начального образования педагогического факультета Абугалиева Гульшат Сержановна

Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова (г. Уральск)

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

КАЗАХСТАНА

Аннотация. В данной статье рассматриваются этнопедагогические ценности народных традиций, основанных на высоких принципах морали и этики, что способствует познанию этнокультурного и духовно-нравственного потенциала своего этноса и народов Казахстана. Народные традиции актуализируют ценностно-смысловой контекст культуры и носят жизнеутверждающий характер, поскольку основаны на ценностях жизни. Он способствует расширению коммуникационной потребности личности и направлен на поиск смысла жизни. Автор приходит к выводу, что активизация процесса интернационализации образования усиливает стремление совершенствовать опыт трансляции ценностей этнопедагогики в образовательный процесс и имеет глубоко личностный характер для обучающихся в полиязычной образовательной среде

Ключевые слова: педагог, полиязычие, компетентность, народная традиция, потенциал, ценность.

Annotation. This article examines the ethnopedagogical values of folk traditions based on high principles of morality and ethics, which contributes to the knowledge of the ethnocultural and spiritual and moral potential of one's ethnic group and the peoples of Kazakhstan. Folk traditions actualize the value-semantic context of culture and are life-affirming in nature, since they are based on the values of life. It helps to expand the communication needs of the individual and is aimed at finding the meaning of life. The author comes to the conclusion that the intensification of the process of internationalization of education strengthens the desire to improve the experience of translating the values of ethnopedagogy into the educational process and has a deeply personal character for students in the multilingual educational environment of the university.

Key words: teacher, multilingualism, competence, folk tradition, potential, value.

Введение. Проблема формирования личности на основе духовности, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, и их позитивной социализации в обществе является актуальной.

Вопросы воспитания школьников и молодежи, духовного развития общества в целом на основе национальных традиций разных народов, народной педагогики нашли отражение в трудах многих ученых (С.Ф. Абдуллаев, О.А. Апраксина, Г.Н. Волков, К. Ералин, Б.Т. Лихачев, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, В.Н. Шацкая и другие). Вопросам влияния национальной культуры народов на формирование личности на современном этапе посвящены работы ученых С.Р. Ражабова, И. Кадырова, А.Э. Измайлова, Н.Д. Хмеля, И. Обидова, С. Кадырова, М. Кудайкулова, Ю.П. Сокольникова, А.П. Сейтешева, К.Д. Каракулова, К.А. Дуйсенбаева и других.

Особенностям народных традиций казахского народа посвящены фундаментальные исследования этнографов, историков, этнологов, искусствоведов, педагогов Х.А. Артынбаева, М.Х. Балтабаева, Б.Г. Ерзаковина, А.В. Затаевича, К.Ж. Комахметовой, А. Кунанбаева, А.Х. Маргулана и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.