Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / дистанционное обучение / образовательный процесс / обучающиеся / смешанное обучение / цифровые технологии / информационно-коммуникационные технологии. / distance education / distance learning / educational process / students / blended learning / digital technologies / information and communication technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поморцева Наталья Владимировна

В статье присутствует анализ научных концепций и методик, которые в современных условиях находят широкое применение в системе дистанционного образования. Проводится сравнительный анализ различных информационно-коммуникационных технологий в современном дистанционном образовании.Также анализируются понятия «дистанционное форма образования», «дистанционное обучение», «смешанное обучение». Определено, что дистанционное обучение является целенаправленным процессом взаимодействия предметов обучения, который сочетает в себе традиционное и дистанционное обучение, которое может происходить как в аудитории, так и за её пределами, в синхронных и асинхронных режимах и на основе широкого использования различных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обозначены направления совершенствования методической базы, используемой в системе дистанционного образования. Представлены рекомендации по совершенствованию системы дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поморцева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article contains an analysis of scientific concepts and techniques, which in modern conditions are widely used in the distance education system. A comparative analysis of various information and communication technologies in modern distance education is carried out. The concepts of «distance education», «distance learning», «blended learning» are also analyzed. It has been determined that distance learning is a purposeful process of interaction between learning subjects, which combines traditional and distance learning, which can take place both in the classroom and outside it, in synchronous and asynchronous modes and based on the widespread use of various information and communication technologies (hereinafter referred to as ICT). The directions for improving the methodological base used in the distance education system are indicated. Recommendations for improving the distance education system are presented.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Наталья Владимировна ПОМОРЦЕВА - доктор педагогических наук, доцент, заведующим кафедрой русского языка № 3 Российского университета дружбы народов мени Патриса Лумумбы Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

УДК 371.3

Для цитирования: Н.В. Поморцева. Дистанционное образование: российский и зарубежный опыт // Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 66-72. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-66-72

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

АННОТАЦИЯ

В статье присутствует анализ научных концепций и методик, которые в современных условиях находят широкое применение в системе дистанционного образования. Проводится сравнительный анализ различных информационно-коммуникационных технологий в современном дистанционном образовании.Также анализируются понятия «дистанционное форма образования», «дистанционное обучение», «смешанное обучение». Определено, что дистанционное обучение является целенаправленным процессом взаимодействия предметов обучения, который сочетает в себе традиционное и дистанционное обучение, которое может происходить как в аудитории, так и за её пределами, в синхронных и асинхронных режимах и на основе широкого использования различных информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обозначены направления совершенствования методической базы, используемой в системе дистанционного образования. Представлены рекомендации по совершенствованию системы дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, образовательный процесс, обучающиеся, смешанное обучение, цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Natalya Vladimirovna POMORTSEVA - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language №3, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba

Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

DISTANCE EDUCATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

ANNOTATION

The article contains an analysis of scientific concepts and techniques, which in modern conditions are widely used in the distance education system. A comparative analysis of various information and communication technologies in modern distance education is carried out. The concepts of «distance education», «distance learning», «blended learning» are also analyzed. It has been determined that distance learning is a purposeful process of interaction between learning subjects, which combines traditional and distance learning, which can take place both in the classroom and outside it, in synchronous and asynchronous modes and based on the widespread use of various information and communication technologies (hereinafter referred to as ICT). The directions for improving the methodological base used in the distance education system are indicated. Recommendations for improving the distance education system are presented.

Keywords: distance education, distance learning, educational process, students, blended learning, digital technologies, information and communication technologies.

Главной задачей профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров. Для поддержания и совершенствования образовательного процесса требуется постоянное обновление учебных программ, внедрение инновационных технологий и методик их успешной реализации. [16, а 250]. О.В. Бойченко и О.Ю. Смирнова отмечают, что современные цифровые и информационно-коммуникационные технологии - один

из способов повышения эффективности качества образования в образовательных организациях [4, с. 29]. И, как справедливо указывают представители экспертного сообщества, в результате модернизации российской школы информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса [7, с. 169]. При всём этом, Г.Б. Прончев указывает, что электронно-цифровые технологии качественно расширили

сферу социальной коммуникации, включив в число коммуникаторов нечеловеческих агентов (роботов, технологии искусственного интеллекта), а технологическая революция 4.0. обеспечила соответствующую инфраструктуру [13, с. 126].

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что каждый тратит часть своей жизни на образование и изучение знаний, накопленных предыдущими поколениями. В то же время продолжительность периода исследования требует увеличения, поскольку объем знаний, накопленных человечеством, всегда увеличивается. Анализ дистанционного обучения показывает, что потенциальных студентов при такой форме обучения может быть гораздо больше, т.к. цифровая среда способна создать равные возможности для всех [10, с. 176]. Необходимо исходить из обстоятельства социальной мобильности, спровоцированной глобализационными процессами, свободного передвижения по миру многочисленных представителей человеческого сообщества [15, с. 211]. Кроме того, такие категории вероятных абитуриентов, как территориально отдаленные по месту жительства или пребывания граждане (сельская местность, горные районы и т.п.), женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам, люди с физическими недостатками, те, кто объединяют обучение и работу, работники, которые улучшают свои навыки и т.д., увеличивают круг заинтересованных в дистанционном образовании как доступной форме получения необходимых им услуг. Конечно, нельзя и забывать, что преимуществом данной формы обучения является её гибкий график [16, с. 220]. Дистанционное обучение — стало настоящей инновацией XXI века, поскольку виртуальный курс лекций позволяет вам сократить или продлить время обучения [14, с. 53].

Сегодня использование информационного пространства, современных образовательных технологий удалённого и интернет-обучения — становится все более распространенным в России [1; 2]. Однако, существуют и проблемы в представлении образовательного контента, который будет учитывать мировые тенденции, направленные на гибкость и доступность образования.

Одной из приоритетных областей программы реформы и модернизации высшего образования в России является дистанционное обучение. Ведь дистанционное обучение проводится с применением последних информационных и образовательных технологий, которые предоставляют возможность-постоянно учиться и получать новые знания в массовом порядке.

Использование технологий удаленного обучения увеличивает и повышает эффективность образовательного процесса, однако, это в значительной степени зависит от уровня подготовки преподавателей для реализации дистанционного обучения, а также от готовности студентов обучаться в условиях дистанционного обучения. Не менее важным для эффективного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения является научная, методологическая и логистическая поддержка.

Однако, несмотря на большое количество научных разработок по этой проблеме, современное дистанционное обучение в России больше напоминает традиционные формы заочного обучения без использования новых форм и методов обучения.

Цель статьи — исследовать особенности внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе, проанализировать отечественный и зарубежный опыт в этой области.

Среди государственных (национальных) университетов зарубежных стран наиболее развитыми являются системы дистанционного обучения Германии, Франции, Испании и США.

Расположенный в Мадриде «Национальный университет дистанционного образования» был основан парламентом Испании в 1972 г., чтобы обеспечить высшее образование всем, кто по разным причинам не может изучать в рамках программ традиционных университетов [3, с. 15].

Сегодня единственным государственным университетом в Германии, который предлагает широкий спектр различных программ дистанционного образования, является Университет переписки в Хагене. Университет предлагает программы для первого и второго циклов преподавания (степень бакалавра, степень магистра), которые являются реальной альтернативой образования. Университет имеет право принять защиту кандидатов и докторантов, а также предлагает программы на полный рабочий день для профессионального или личного развития. Университет предоставляет образовательные услуги более 50 тыс. студентов в год.

В 1939 г. был основан Национальный центр отдаленного образования для предоставления образовательных услуг жителям Франции и французских стран в 1939 г. В 1987 г. была создана Федерация дистанционного обучения в Интернете. Его члены — 35 университетов, которые предлагают полное или частичное дистанционное обучение. С 1996 г. работает открытая образовательная платформа «электронный кампус», в каталоге которой 3 тыс. человек, 265 тысяч человек из 200 стран прошли обучение [3, с.17].

Сегодня около 8 млн американцев вступили в дистанционное обучение, и их число увеличивается на 20-25 % в год. Университеты США предлагают дистанционные курсы на всех уровнях обучения (Bachelor, Master, PhD, Post-Diploma Advanced Training) с различными платформами и функциями. Стоимость удаленных курсов и программ меньше, чем стационарно, что указывает на их немного более низкую производительность. Студенты, которые учатся через дистанционные курсы, могут сделать это публично. Часто доходы от таких студентов достигают 90 % от общего дохода у аккредитованных учреждений.

Именно это разнообразие является одним из предпосылок для высокого интерстициального конкурентного статуса системы высшего образования.

Дистанционное образование — это форма обучения, которая не предусматривает посещение

учебного заведения и позволяет овладеть тем или иным уровнем знаний по той или иной специальности в процессе удалённого обучения.

Исследователи констатируют, что «дистанционное обучение — это новая конкретная форма обучения, которая включает в себя использование собственных инструментов обучения, взаимодействия учителя и учеников, имеет такую же компетентную структуру, что и любая форма обучения» [11, с. 32]. При этом, цифровые и информационно-коммуникационные технологии предоставляют быструю обратную связь как для обучающихся, так и для преподавателя [4, с. 16].

Анализируя некоторые определения «дистанционного обучения», мы можем сделать вывод, что ученые в этой концепции различают следующие основные компоненты:

— субъекты обучения;

— объект обучения;

— компоненты образовательного процесса (цель, содержание, методы, организационные формы и средства обучения).

Следовательно, дистанционное обучение является целевым интерактивным процессом взаимодействия между учителем и высшим образованием, основанным на использовании современной информационной и телекоммуникационной технологий, которые дают вам возможность организовать процесс самоуправления, планирования и внедрения индивидуальной образовательной траектории, в зависимости от своих собственных возможностей и потребностей, который распространяется на широкий спектр людей. Данное образование доступно по широкому спектру образовательных ресурсов вне зависимости от возраста, социальных ограничений, здоровья и профессиональная мобильность населения [3, с. 70].

Исследователи определяют ряд существенных минусов в дистанционном образовании, самый основной — это сложность организации системы объективного контроля уровня знаний студента, сгладить эти минусы призвано, так называемое, «смешанное образование».

Концепция «смешанного обучения» сочетает в себе традиционное и дистанционное обучение с использованием возможностей информационных и компьютерных технологий, то есть она направлена на создание такой учебной среды, где преподаватели и студенты смогут устанавливать личное взаимодействие, следите за обучением и т.п.

В научном обороте присутствует видение, что концепция смешанного обучения — это целеустремленный процесс получения знаний, умений и навыков в условиях интерализации аудитора и дополнительной образовательной деятельности предметов образовательного процесса на основе использования и взаимного дополнения студенческого самоконтроля по времени, месту, маршрутам и темам обучения» [11,с.34].

Согласно В.К. Жукову, смешанное обучение является целенаправленным процессом взаимодействия предметов обучения, который сочетает в себе

традиционные формы и формы дистанционного образования, с использование ИКТ [8, с.65].

Синхронный формат означает реальное сотрудничество. Его преимущество заключается в том, что участники могут быть вовлечены мгновенно и в определенное время. Это «живая трансляция», в которой претенденты на образование могут связываться с помощью общения с учителями с помощью видео или аудиообщения, общения в чате. Синхронный формат обучения может быть связан с вебинаром, видеоконференцией, виртуальным классом, онлайн-обучением.

Асинхронный формат может охватывать различные средства информации, аудио и видео (он не ограничен). Используя асинхронный режим обучения, обучающиеся работают в своем собственном темпе и в удобное время. Асинхронный режим применяется к различным формам цифрового и онлайн-обучения. Синхронный формат удаленного обучения включает в себя: массовые трансляции, онлайн-курсы, онлайн-литературу, блоги, форумы, чаты и т.п.

Сравнивая синхронное и асинхронное обучение, мы можем различить некоторые особенности каждого формата. В частности, синхронный формат предоставляет обучающимся быстрое взаимодействие с учителем (можно сразу объяснить те понятия и концепции, которые вызывают трудности для учащихся); организация групповых занятий; развитие общения и навыков совместной работы; мотивация к учёбе в процессе коммуникации. В свою очередь, асинхронный формат может быть преобразован с обучением по гибкому графику (обучение легко сочетается с работой и другими занятиями); возможность воспринимать образовательный материал в своем собственном темпе; доступность образовательного материала в удобное время для обучающегося; развитие навыков самоорганизации и способности учиться.

Недостатки синхронного формата обучения выделяют следующие:

— необходимость синхронизировать график и приспособиться к общим темпам обучения;

— если индивидуальное внимание преподавателя необходимо для нескольких слушателей, то другие должны ждать;

— зависимость эффективности обучения от личности учителя;

— высокие требования к качеству связи во время тренировок.

Недостатки асинхронного формата включают в себя:

— неспособность быстро получить объяснение от учителя, если вы не понимаете образовательный материал;

— высокие требования к организации независимого обучения [12, с.54].

Дистанционное обучение может быть реализовано в двух вариантах:

1. Дистанционное обучение как отдельная форма образования (удаленное) — студенты не посещают высшие учебные заведения и осваивают предметы

только удаленно;

2. Применение технологий удаленного обучения для любой формы образования — студенты участвуют частично офлайн, частично онлайн («смешанное обучение»). Именно в сочетании формы образования и технологий для использования дистанционного обучения появился термин «смешанное обучение».

Направления реализации дистанционного обучения в ВУЗах:

— поддержка традиционного образовательного процесса, когда проводятся дистанционные курсы с помощью системы дистанционного обучения;

— улучшение качества образования;

— подготовка конкурентного специалиста, способного участвовать в рынке труда;

— участие кандидатов в образование, которые не могут посещать классы;

— участие большого количества слушателей;

— создание единой информационно-методической базы.

Среди основных задач использования технологий дистанционного обучения в ВУЗе исследователи определяют следующие:

— создание наиболее благоприятных условий образования для студентов;

— переподготовку преподавателей необходимо проводить на основе введения последних информационных, психологических и педагогических технологий обучения.

Преподаватели и студенты нуждаются в инструменте для проведения процесса удаленного обучения. Платформа является одним из этих инструментов. Это программная среда, которая позволяет размещать методический материал, общаться, контролировать знания студентов, управлять курсом и процессом обучения.

Е.В. Крайнюк обнаружил, что «набор дистанционного обучения» -это набор методов и программного обеспечения, посредством которых осуществляется дистанционное обучение. Ученый считает, что такая среда формируется двумя способами:

1. Использование платформ (систем) дистанционного обучения (Moodle, Ding Talk, Zoom, Microsoft Teams, ClassDojo и Google Classroom и других).

2. С помощью набора интернет-услуг (блог, e-mail, онлайн-доска, онлайн-видео и -Audio, чаты, форумы, инструменты онлайн-тестирования, онлайн-презентации, электронные библиотеки и т.д.) [9, с. 216].

Так, например, во многих платных ВУЗах столицы наряду с традиционными технологиями обучения, широко используются технологии дистанционного обучения. Этот подход в обучении включает как видео-курсы, так и письменные тесты на различных платформах. По большей части, платформа Moodle используется в университетах, которая напрямую сопровождает образовательный процесс. Во многих университетах Москвы также популярно обучение в Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom и Google Meet.

Вышеупомянутые образовательные платформы широко используются в образовательном процессе высших учебных заведений во многих странах, они помогают планировать и организовать образовательный процесс, создавать курсы и общаться параллельно с большим количеством студентов для быстрого и качественного контроля знаний студента.

Давайте более подробно рассмотрим наиболее перспективные платформы.

1. Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) — это модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения, она также называется системой обучения, курсы, виртуальную среду обучения или платформу для обучения. Большой набор инструментов обучения, особенно, удалённые. Эта платформа может использоваться для изучения образования, продвинутого обучения, бизнес-подготовки, как в компьютерной аудитории, так и дома. Система Moodle предназначена для онлайн-обучения в Интернете.

Система предоставляет много возможностей для обучающихся. Среди них: доступ к образовательным материалам (тексты лекций, задачи для практической работы студентов), вспомогательным материалам (учебники, учебные пособия, словари, каталоги и т.д.). А также средства для тестирования и общения; для групповой работы обучающихся (форумы, чаты, вебинары, семинары и т.д.); просмотр результатов учебного курса с учебным курсом; просмотр результатов выполненных задач; использование календарных мероприятий и т.д.

Для преподавательского состава работа с этой платформой предоставляет возможность разработки удаленных курсов автора; размещение образовательных материалов (тексты лекций, задачи для практической и независимой работы студентов; вспомогательные материалы (учебники, образовательные и методологические средства, словари, ссылки и т.д.). В форматах DOC, DOCX, ODT, HTML, PDF, а также представления материалов), а также в других различных форматах и через дополнительные плагины; добавление различных элементов курса; проведение быстрой модификации образовательных материалов; использование различных типов тестов и их автоматическое формирование; автоматизация процесса тестирования знаний при завершении студентом курса и отчеты о прохождении тестов; добавление различных плагинов (модули, которые подключаются к программе и предоставляют ей дополнительные возможности) к учебным курсам для проведения различных программных инструментов дисциплины [11].

Moodle — это бесплатная и открытая система управления обучением, которая обеспечивает связь между учителями и учениками, которая реализуется в виде интернет-конференций, дискуссий, форумов и многого другого. Эта система также подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки тренировок. Система Moodle имеет безопасный доступ.

Недостатки системы можно объяснить тем, что она плохо адаптирована на смартфонах, невозможно провести онлайн-встречи, имеет сложную интерпретацию, которая требует некоторых навыков.

2. Zoom — это программа для организаций, она включает онлайн-ленты и видео. Популярность этой программы увеличилась с началом карантина из-за пандемии Covid-19. Сервис в основном используется в общих средних образовательных и высших учебных заведениях для дистанционного обучения, а также для вебинаров для большого количества пользователей и докладчиков.

Служба Zoom включает в себя: организацию совместных чатов для переписки и обмена материалами; проведение онлайн конференций и приглашения до 100 участников в бесплатной версии (количество участников и докладчиков увеличивается в платной версии); записи их диспутов и совместных лекций. Во время семинаров и конференций вы можете представить материалы на рабочем столе компьютера, планшета или смартфона; проведение большого количества конференций в неограниченное время в платной версии (в бесплатной продолжительность всего 40 минут); планирование конференций и приглашение участников заранее.

Недостатки платформы Zoom включают тот факт, что невозможно проверить, оценить и обмениваться материалами; нет электрического журнала.

3. Microsoft Teams Center по командной работе в Office 365. Этот программный продукт стал самым популярным средством по совместной работе. Это упрощенное разнообразие систем управления обучением, которые интегрируют пользователей, контент и инструменты, необходимые командам для более эффективной работы. Система также позволяет академической группе встречаться, общаться, работать вместе, создавать файлы контента и обмениваться файлами. Эта программа объединяет всё в совместной рабочей среде, которая содержит чаты для обсуждения, встреч, обмена файлами и корпоративных программ. Желательно ограничить количество участников, чтобы посторонние не мешали эффективному обучению членов конкретной группы. Имеет безопасный доступ [12].

Недостатки системы Microsoft Teams включают следующее: Microsoft Mail должна быть дополнительно создана; нет электронного журнала; нужны некоторые навыки в работе.

4. Google Classroom-это бесплатный веб-менеджер для обмена файлами. В этой службе вы можете сфотографироваться и прикрепить фотографии к задачам, редактировать и делать копии. Вы можете обмениваться файлами из других приложений, а заявитель имеет автономный доступ к информации. Учитель может следить за работой учащихся в Интернете, чтобы увидеть документы, которые с которыми они работают, которые выполняют задачи и даже их ошибки. В службе учитель имеет возможность прокомментировать полученные работы и провести оценки, также отправить работу

ученика для пересмотра. Google Classroom может отправлять письма от одного ко многим обучающимся.

Чтобы начать работу, достаточно только Google Mail (Gmail). Gmail автоматически создал почту Gmail. И поскольку программы Google в основном связаны, вы можете получить доступ ко многим сервисам из одного профиля. Рассмотренные услуги позволяют учителю проверять правильность учеников в автоматическом режиме, использовать энциклопедии и различные каталоги, различные источники информации, которые сохраняются в облачном хранилище Google Drive.

Услуги Google предоставляют много возможностей, которые оптимизируют учебный процесс студентов, значительно улучшения обучения, создают условия для самоуправления обущающихся, активируют когнитивную деятельность учащихся. Благодаря Google Services, преподаватели и студенты получают инструменты для совместной работы в образовательном процессе.

Общаясь в Интернете в процессе дистанционного обучения часто используют Skype, так же создают групповые чаты, звонки и конференции в Viber, Telegram, WhatsApp и используем e-mail, то есть используют любые доступные услуги и возможности для сотрудничества со студентами.

В настоящее время облачные сервисы являются полными образовательными инструментами, которые позволяют учителю создавать свою собственную информацию и образовательное пространство.

Таким образом, благодаря современным цифровым технологиям формируются отношения между преподавателями и студентами.Внедрение современных информационных технологий обучения в образовательное процесс направлено на более полное усвоение образовательного материала, формирование коммуникативной и информационной компетенции обучающихся. Дистанционное обучение способствует формированию таких личных качеств, как самоорганизация, независимость, творчество, ответственность, целеустремленность и т.д. Обучающийся должен научиться работать в команде удаленно, увеличить свою собственную информационную и цифровую компетентность, иметь возможность различать и обрабатывать необходимое содержание материала, мотивацию для получения образования и планировать свое собственное развитие. Среди преимуществ дистанционного обучения для образования можно выделить: способность корректировать темпы обучения для себя; уменьшение психической и физической активности; формирование навыков самообразования (научиться учиться). Однако наряду с преимуществами, внедрение дистанционного обучения в образовательном процессе существуют и недостатки. К ним относятся: ограничение прямого социального общения; гадгетация жизни; небольшое количество часов, которое применяется на практике.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что современные информационные

технологии и коммуникации не заменят живое общение обучающихся с преподавателем, но они создают новые возможности: для студентов — учиться самостоятельно, для педагогов — сократить время и повысить число слушателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-Ф3(посл. ред.) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lmer7rv0 hs44136243 (дата обращения: 12.08.2023).

2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017№ 816 «Обутверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 12.08.2023).

3. Абрамовский А.Л., Белоножко М.Л. Дистанционное высшее образование в России: проблемы, возможности, перспективы: монография. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. — 120 с.

4. Бойченко О.В., Смирнова О.Ю. Образовательный процесс: цифровые и информационно-коммуникационные технологии //Дистанционные образовательные технологии / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ялта, 17-22 сентября 2018 г. / Отв. ред. В.Н. Таран. —Симферополь: Ариал, 2018. — С. 13-16.

5. Бойченко О.В., Смирнова О.Ю. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в образовании //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. —С. 29-33.

6. Веретихина С.В., Кириллов А.В., Хицков Е.А., Шмакова Е.Г.Дистанционный труд. Организация электронного документооборота в кадровом делопроизводстве: монография. — М.: РУСАЙНС, 2020. — 208 с.

7. Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Прончев К.Г., Кри-чевер Е.И.Доступность дистанционных форм обучения для россиян (исследование Рунета) // Образование и право. 2019. № 7. — С. 168-178.

8. Жуков В.К. Управление системой высшего дистанционного образования в регионе. — Томск: Изд-во ТУСУРа, 2017. — 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Крайнюк Е.В. Электронная библиотека в системе дистанционного образования университета //Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 12. Т.2 /Библиотека традиционная и электронная: смыслы и ценности. — Новосибирск: ГПНТБ, 2017. — С. 216-224.

10. Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу //

Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6 (58). —С. 1763-1771.

11. Орлов А.А., Орлова Л.А., Пономарева Т.М. [и др.]Педагогическое взаимодействие в дистанционном образовании: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / под ред. А.А. Орлова. — Тула: ТППО, 2021. — 201 с.

12. Положенцева И.В. Педагогическая среда дис-

танционного образования в высшей школе России: монография. — М.: Унив. кн., 2016. — 198с.

13. Прончев Г.Б. Трансформация моделей социальной коммуникации в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2022. Т. 28. № 4. — С. 122-138.

14. Рабаданова Р.М.,Исмиханов З.Н., Шамхалова Э.А. Дистанционные технологии в современном образовании и их применение: монография. — М.: Перо, 2021. — 108 с.

15. Рыжов В.Б. Болонский процесс и иммиграционное законодательство в государствах Европейского союза //Образование и право. 2018. № 2.— С. 210-215.

16. Pronchev G.B., Goncharova I.V., Lyubimov A.P., Mikhailov A.P. Information Security and Online Education During the COVID-19 // Pandemic Journal of Higher Education Theory and Practice, North American Business Press (USA). 2023. Vol. 23. № 2. — P. 218-232.

SPISOK LITERATURY:

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lmer7rv 0hs44136243 (data obrashcheniya: 12.08.2023).

2. Prikaz Minobrnauki Rossi iot 23.08.2017 № 816 «Ob utverzhdeniiPoryadkaprimeneniya organizatsiyami, osushchestvlyay ushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologi pri realizatsii obrazovatel'nyk hprogramm» [Elektronnyy resurs]. — URL: (data obrashcheniya: 12.08.2023).

3. Abramovskiy A.L., Belonozhko M.L. Distantsion-noyevyssheye obrazovaniye v Rossii: problemy, vozmozhnosti, perspektivy: monografiya. — Tyumen': TyumGNGU, 2015. — 120 s.

4. Boychenko O.V., Smirnova O.YU. Obrazovatel'nyy protsess: tsifrovyye i informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii // Distantsionnyye obrazo-vatel'nyye tekhnologii / Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yalta, 17—22 sentyabrya 2018 g. / Otv. red. V.N. Taran. —Simferopol': Arial, 2018. — S. 13-16.

5. Boychenko O.V., Smirnova O.YU. Informatsionno-kommunikatsionnyye i tsifrovyye tekhnologii v obrazovanii // Problemy sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya. 2019. № 64-2. — S. 29-33.

6. Veretikhina S.V., Kirillov A.V., KhitskovYe.A., ShmakovaYe.G. Distan-tsionnyy trud. Organizatsiya elektronnogo dokumentooborota v kadrovom deloproizvodstve: monografiya. — M.: RUSAYNS, 2020. — 208 s.

7. Goncharova I.V., Pronchev G.B., Pronchev K.G., KricheverYe.I. Dostup-nost' distantsionnykh form obucheniya dlya rossiyan (issledovaniye Runeta) // Obrazovaniye ipravo. 2019. № 7. — S. 168-178.

8. Zhukov V.K. Upravleniye sistemoyvysshego distantsionnogo obrazova-niya v regione. — Tomsk: Izd-voTUSURa, 2017. — 128 s.

9. KraynyukYe.V. Elektronnaya biblioteka v sisteme distantsionnogo ob-razovaniya universiteta // Trudy

GPNTB SO RAN. Vyp. 12. T.2 / Bib-lioteka traditsionnaya i elektronnaya: smyslyitsennosti. — Novosibirsk: GPNTB, 2017. — S. 216-224.

10. Monakhov D.N., Pronchev G.B. Ot tsifry k tsifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. 2020. T. 10. № 6 (58). - S. 1763-1771.

11. Orlov A.A., Orlova L.A., Ponomareva T.M. [i dr.] Pedagogicheskoye vzaimodeystviye v distantsionnom obrazovanii: uchebno-metodicheskoye poso-biye dlya prepodavateley i studentov/podred. A.A. Orlova. — Tula:

TPPO, 2021. - 201 s.

12. Polozhentseva I. V. Pedagogicheskaya sreda distantsionnogo obrazovaniya v vysshey shkole Rossii: monografiya. — M.: Univ. kn, 2016. — 198 s.

13. Pronchev G.B. Transformatsiya modeley sotsial'noy

kommunikatsii v tsifrovuyuepokhu // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsio-logiya i politologiya. 2022. T. 28. № 4. - S. 122-138.

14. Rabadanova R.M., Ismikhanov Z.N., Shamkhalova E.A. Distantsionnyye tekhnologii v sovremennom obrazovanii i ikh primeneniye: monografiya. — M.: Pero, 2021. — 108 s.

15. Ryzhov V.B. Bolonskiyprotsess i immigratsionnoye zakonodatel'stvo v gosudarstvakh Yevropeyskogo soyuza // Obrazovaniyeipravo. 2018. № 2. — S. 210-215.

16. Pronchev G.B., Goncharova I.V., Lyubimov A.P., Mikhailov A.P. Infor-mation Security and Online Education During the COVID-19//Pandemic Journal of Higher Education Theory and Practice, North American Business Press (USA). 2023. Vol. 23. № 2. — P. 218-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.