Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МОТИВАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексич Екатерина Викторовна, Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, Первова Галина Михайловна

Рассмотрены различные аспекты проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях в контексте информатизации отечественного образования. Представлен критический обзор современного состояния обсуждаемой проблемы, обобщен накопленный практический опыт. Особое внимание уделено тому, как дистанционный формат влияет на изменение характера общения между обучающимися и между преподавателем и студентом, а также тому, как возрастает роль рефлексии в совершенствовании различных аспектов обучения иностранным языкам. Рассмотрены специфика понятийного аппарата и сценарии взаимодействия участников образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения, выделены их сильные и слабые стороны. На основе рассуждений о том, как электронные образовательные платформы меняют современную образовательную реальность в целом и обучение иностранным языкам в частности, сделаны важные замечания, связанные с компетентностью сегодняшнего педагога, и выводы о необходимости развития системы дистанционного образования, способной сделать учебный процесс живым и аутентичным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексич Екатерина Викторовна, Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, Первова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES: CURRENT STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT IN THE CONTEXT OF INCREASING MOTIVATION AND DEVELOPING STUDENTS' AUTONOMY

Various aspects of the problem of distance learning of foreign languages in higher educational institutions in the context of informatization of domestic education are considered. A critical review of the current state of the problem under discussion is presented, the accumulated practical experience is summarized. Special attention is paid to how the distance format affects the change in the nature of communication between students and between a teacher and a student, as well as how the role of reflection increases in the improvement of various aspects of teaching foreign languages. The specifics of the conceptual apparatus and scenarios of interaction of participants in the educational process in the implementation of distance learning technologies are considered, their strengths and weaknesses are highlighted. Based on the reasoning about how electronic educational platforms are changing the modern educational reality in general and teaching foreign languages in particular, important observations related to the competence of this teacher and conclusions about the need to develop a distance education system capable of making the learning process lively and authentic are made.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 372.881.1

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-4-898-910

Дистанционное обучение иностранным языкам: современное состояние и пути совершенствования в контексте повышения мотивации и развития автономии обучающихся

Екатерина Викторовна АЛЕКСИЧ1*, Надежда Васильевна ХАУСМАНН-УШКОВА2,

Галина Михайловна ПЕРВОВА2

:ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел

Российской Федерации им. В.Я. Кикотя» 117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: e.aleksic@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены различные аспекты проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях в контексте информатизации отечественного образования. Представлен критический обзор современного состояния обсуждаемой проблемы, обобщен накопленный практический опыт. Особое внимание уделено тому, как дистанционный формат влияет на изменение характера общения между обучающимися и между преподавателем и студентом, а также тому, как возрастает роль рефлексии в совершенствовании различных аспектов обучения иностранным языкам. Рассмотрены специфика понятийного аппарата и сценарии взаимодействия участников образовательного процесса при реализации технологий дистанционного обучения, выделены их сильные и слабые стороны. На основе рассуждений о том, как электронные образовательные платформы меняют современную образовательную реальность в целом и обучение иностранным языкам в частности, сделаны важные замечания, связанные с компетентностью сегодняшнего педагога, и выводы о необходимости развития системы дистанционного образования, способной сделать учебный процесс живым и аутентичным.

Ключевые слова: дистанционное образование, обучение иностранным языкам, мотивация, автономия, рефлексия, информационно-коммуникационные технологии, платформа Для цитирования: Алексич Е.В., Хаусманн-Ушкова Н.В., Первова Г.М. Дистанционное обучение иностранным языкам: современное состояние и пути совершенствования в контексте повышения мотивации и развития автономии обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 898-910. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-4-898-910

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-4-898-910

Distance learning of foreign languages: current state and ways of improvement in the context of increasing motivation and developing students' autonomy

Ekaterina V. ALEKSICH1*, Nadezhda V. HAUSMANN-USHKOVA2, Galina M. PERVOVA2

:Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 12 Academician Volgin St., Moscow 117437, Russian Federation

2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation Corresponding author: e.aleksic@mail.ru

'9*

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Алексич Е.В., Хаусманн-Ушкова Н.В., Первова Г.М., 2022

Abstract. Various aspects of the problem of distance learning of foreign languages in higher educational institutions in the context of informatization of domestic education are considered. A critical review of the current state of the problem under discussion is presented, the accumulated practical experience is summarized. Special attention is paid to how the distance format affects the change in the nature of communication between students and between a teacher and a student, as well as how the role of reflection increases in the improvement of various aspects of teaching foreign languages. The specifics of the conceptual apparatus and scenarios of interaction of participants in the educational process in the implementation of distance learning technologies are considered, their strengths and weaknesses are highlighted. Based on the reasoning about how electronic educational platforms are changing the modern educational reality in general and teaching foreign languages in particular, important observations related to the competence of this teacher and conclusions about the need to develop a distance education system capable of making the learning process lively and authentic are made.

Keywords: distance education, learning of foreign languages, motivation, autonomy, reflection, information and communication technologies, platform

For citation: Aleksich E.V., Hausmann-Ushkova N.V., Pervova G.M. Distantsionnoye obuche-niye inostrannym yazykam: sovremennoye sostoyaniye i puti so-vershenstvovaniya v kontekste povysheniya motivatsii i razvitiya avtonomii obuchayushchikhsya [Distance learning of foreign languages: current state and ways of improvement in the context of increasing motivation and developing students' autonomy]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 4, pp. 898-910. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-898-910 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Формирование системы дистанционного образования в России началось вместе с появлением доступа всех слоев населения к сети Интернет. Стремительное развитие информационных-коммуникационных технологий во многом обусловило их широкое при-

менение в образовательном процессе, но не привело к радикальным изменениям в нем. Пандемия коронавирусной инфекции, начавшаяся в 2020 г., обусловила повсеместное введение различного рода ограничений, которые затронули и образовательную сферу. Именно в таких условиях цифровизация образования существенно изменила как формат

проведения занятий, его содержание, так и систему оценки обученности. Таким образом, на данный момент применение технологий дистанционного обучения является одной из наиболее важных проблем, решение которых призвано ответить на возникшие трудности в реализации образовательного процесса. Особо следует отметить значимость применения дистанционных технологий в рамках учреждений высшего образования, в том числе при обучении иностранным языкам, поскольку они способны ответить на потребность студентов в их практическом использовании, а значит - обеспечить реализацию деятельностного подхода.

Перейдем к рассмотрению основных понятий и обобщению опыта внедрения технологий дистанционного обучения на занятиях по иностранному языку в учреждениях высшего образования. Кроме того, остановимся на некоторых типах заданий, при выполнении которых применение дистанционного формата показывает наибольшую вовлеченность студентов в учебную деятельность и ее эффективность.

ЧТО МЕНЯЕТ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

Дистанционное обучение стало весьма распространенной формой организации занятий. По всему миру доля предлагаемых образовательных продуктов на базе ИКТ составляет 60 % [1, с. 81]. Дистанционная модель организации образовательного процесса оказывается достаточно гибкой. Она может внедряться как частично, так и полностью. В зависимости от выбранного сценария, эффективное обучение языку, включая осуществление контроля, возможно при наличии соответствующих инструментов, освоение которых требует существенных временных затрат со стороны педагога. С связи с этим важно понимать, какие аспекты и в какой степени подвергаются изменениям.

В первую очередь хотелось бы уделить внимание самому важному, на наш взгляд, элементу образовательного процесса - обще-

нию. Согласно Л.С. Выготскому, образование представляет собой социальный конструкт, предполагающий, что знания переходят от одного индивида к другому в процессе совместной деятельности [2]. Введение дистанционных технологий существенно изменяет характер общения как между обучающимися, так и студентов с преподавателем. Последний должен, прежде всего, выбрать коммуникационную платформу, исходя из предполагаемых видов активности на занятиях, особое внимание следует уделить возможности взаимодействия обучающихся друг с другом и с педагогом, которое не создавало бы напряжения для других участников образовательного процесса. Это важно, поскольку общение в Сети изначально предполагает наличие интерактивного базиса, то же самое студенты ожидают в образовательном процессе. Значимость интерактивности обусловливается и тем, что нахождение обучающихся в домашних условиях образует множество дистракторов, которые могут привести к снижению уровня внимания к учебному материалу, если не к его полному исчезновению. Дистракторы могут исходить от других членов семьи, равно как и от интернет-среды, которая поддерживает одновременное функционирование нескольких каналов связи. Помимо этого, педагогу крайне важно подготовиться к общению со студентами в Сети и поддерживать строгое разделение сфер коммуникации (рабочие чаты, взаимодействие с членами семьи, друзьями и пр.). В некоторых случаях преподавателю рекомендуется создать новый аккаунт, если зарегистрированный ранее используется для личного общения.

Другим важным аспектом организации дистанционного обучения является определение предварительных требований к качеству и/или наличию определенных программных продуктов и периферийных устройств. Особое внимание следует уделить возможности студентов принимать участие в аудио-и/или видеочатах, в связи с чем они должны быть обеспечены микрофонами и видеокамерами. Для большинства обучающихся это не

станет проблемой, поскольку современные мобильные телефоны и ноутбуки, как правило, оснащены видеокамерой. При этом о перечне программного обеспечения, необходимого к установке, должно быть сообщено заранее. Аналогичное требование предъявляется и при использовании различных образовательных платформ, которые могут потребовать регистрации студентов и получения доступа к закрытому разделу. Нельзя забывать и о скорости интернет-соединения, ведь именно от нее во многом зависит успешность образовательного процесса при дистанционном обучении. Скорость интернет-соединения, удовлетворяющая базовым требованиям, составляет 1,8-2,6 Мбит/с для групповых видео-вызовов1.

Педагогу при реализации дистанционного обучения следует уделить большое внимание изменениям в нормативно-правовых актах, поскольку они могут серьезно повлиять на структуру аттестации и требования к оценке достижений обучающихся. Помимо этого, учреждением высшего образования может быть установлена рекомендуемая платформа для организации учебного процесса.

Дистанционное обучение приводит не только к изменению формата и средств, используемых в образовательном процессе, но и способствует существенному изменению функций педагога и студентов. Например, постоянное использование социальных сетей и различных интернет-ресурсов последними не может свидетельствовать об их цифровой грамотности. Следовательно, педагогу необходимо научить студентов не только оперировать языковым материалом, но и использовать различные программные продукты, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса для каждого из них. Помимо этого, несмотря на то что обучение иностранным языкам предполагает формирование автономности у обучающихся, ее акти-

1 Системные требования Zoom для OC Windows, macOS и Linux. ZoomVideoCommunications. 2022. URL: https://support.zoom.us/hc/ru/artides/201362023-Систем-ные-требования-Zoom-дпя-ОС-Wmdows-macOS-и-Li-nux (дата обращения: 04.03.2022).

визация и развитие чувства ответственности необходимы ввиду существенного роста нагрузки, что обусловливается фактическим смещением в сторону самообучения, в то время как возможность оказания студенту своевременной академической помощи со стороны преподавателя падает. Для упрощения процесса обучения рекомендуется более широко применять визуализацию, а также различные формы интерактивного взаимодействия с материалом, в особенности - игровые практики. Помимо этого, для повышения успеваемости рекомендуется применять формирующее оценивание [3], которое проще всего реализовать в рамках ExitSlip по окончании занятия в Google Forms. Такая форма поможет педагогу не только получить обратную связь от студента и сориентировать его, но и повысить мотивацию самостоятельной работы за счет поощрения обучающихся, добивающихся намеченных целей в ExitSlip. Это не только способствует развитию их автономности в дистанционном обучении, но и помогает собственные цели в изучении иностранного языка. Помимо этого, преподаватель может также использовать ExitSlip для рефлексии и последующей коррекции задач и содержания предстоящих занятий. Рефлексия является крайне важной для педагога и обучающегося, поскольку позволяет своевременно обнаруживать диспропорции в образовательной траектории и исправлять их за счет анализа собственной деятельности и ее результатов. Такая форма самоконтроля реализуется преподавателем благодаря обучению студентов планированию, мониторингу деятельности (установлению достижения/недостижения поставленных целей и задач), а также оценке проделанной работы [4, с. 32]. Рефлексивную деятельность следует организовывать по окончании занятия, по завершении проблемного задания (или одного из его блоков), а также перед контролем. Это позволяет студентам осуществить самоанализ и начать работу над слабыми сторонами. В организации рефлексивной деятельности в рамках дистанционного обучения исследователи выделяют следующие этапы:

- предварительный, на котором устанавливается предполагаемая связь нового задания с предыдущим опытом студента и формируются ожидания относительно успешности его выполнения;

- текущий, предусматривающий анализ обучающимся осуществляемой им деятельности, что позволяет обозначить проблемные места в выполнении какого-либо задания и поиске решения;

- завершающий, на котором выявляются сильные и слабые стороны студента при выполнении задания, определяется его отношение к применяемым стратегиям;

- перспективный, в ходе которого осуществляется анализ проделанной работы, а также выявление достигнутых и недостигнутых задач, основных сложностей в выполнении задания конкретного типа, предлагаются пути разрешения возникших проблем в будущем.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Как упоминалось ранее, дистанционная модель организации образовательного процесса является довольно гибкой. Вероятно, именно этим объясняется наличие нескольких наименований, таких как дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-обучение, дистанционный и сетевой урок и др. [5, с. 7]. Несмотря на отсутствие общепринятого определения дистанционной формы обучения и ее трактовки в нормативных документах, в настоящее время предусматривается применение дистанционных технологий при реализации программ очного, очно-заочного и заочного обучения. Выбор в пользу технологий дистанционного обучения оставляется на усмотрение образовательных учреждений.

В научных публикациях можно часто встретить ссылки на определение дистанционного обучения, сформулированное еще в начале XXI века Е.С. Полат, которая считала, что данная модель - это «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и уча-

щихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [6, с. 17]. М.Н. Евстигнеев, в свою очередь, трактует дистанционное обучение как «перспективную форму обучения, включающую инновационные педагогические технологии с использованием современных ИКТ в рамках опосредованной коммуникации» [1, с. 81]. Таким образом, система дистанционного обучения всегда предполагает наличие всех участников образовательного процесса, как и в традиционной модели, а значит, включает в себя дистанционное учение и преподавание [5, с. 8]. Педагог всегда задействован в организации дистанционного обучения, даже в тех случаях, когда реализуется асинхронная модель, то есть когда он не взаимодействует со студентами в режиме реального времени, но осуществляет контроль, предоставляет академическую поддержку, если возникает потребность в ней. В учреждениях высшего образования наиболее распространенной считается асинхронная система дистанционного обучения МооШе. Она позволяет структурировать материалы курса, а также является универсальным конструктором тестовых заданий. При помощи данной системы студенты также могут загружать свои работы в различных форматах файлов, при этом у преподавателя есть возможность оставлять комментарии внутри платформы, благодаря чему реализуется формирующее оценивание.

Несмотря на то, что технологии дистанционного обучения стали применяться повсеместно, учреждения высшего образования все же чаще практикуют смешанное обучение, в рамках которого дистанционные технологии не заменяют традиционные формы, а дополняют их [7]. Таким образом, применяются методы, приемы и средства как дистанционной, так и традиционной формы обучения. Сочетание такого рода, то есть сме-

шанное обучение, является наиболее эффективным в преподавании иностранного языка, поскольку позволяет найти баланс между межличностным взаимодействием студентов на занятии и расширением их автономии за счет изучения учебного материала, особенно теоретического, через систему Moodle. Помимо этого, дистанционная форма обучения может широко применяться при реализации проектной деятельности на иностранном языке, где крайне важна оперативность.

СЦЕНАРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Асинхронный сценарий. Студенты получают материал лекции и задание к нему в системе Moodle. С преподавателем в режиме офлайн они либо не взаимодействуют вообще, либо взаимодействуют на этапе контроля или консультации. Обратная связь осуществляется через систему Moodle или при личной встрече.

2. Частично асинхронный сценарий. Студенты изучают теоретический материал в системе Moodle. Практическая работа осуществляется в аудиториях университета, при присутствии преподавателя. Обратная связь осуществляется при личной встрече. Данный сценарий может работать по строго обратному направлению. (Разновидность частично-асинхронного сценария: студенты работают в аудиториях университета. Преподаватель предоставляет им доступ к теоретическим материалам курса, которые они изучают на занятии (отсутствующие студенты - дома) и сразу же отрабатывают в парах или группах. При этом педагог оказывает академическую помощь. Обратная связь по результатам работы может передаваться лично или через систему Moodle).

3. Синхронный сценарий. Преподаватель предъявляет теоретический материал курса на занятии в университете, а студенты осуществляют практическую работу на следующем занятии.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Главной особенностью модели дистанционного обучения выступает географическая разделенность участников образовательного процесса, что обусловливает использование различных программных продуктов и средств ИКТ. Это, в свою очередь, приводит к изменению модели взаимодействия участников образовательного процесса, поскольку оно становится более контролируемым и не возникает естественно, как в рамках традиционного обучения. Поэтому требуется больше интеракции студентов с визуальным материалом, а также привлечения различных сценариев взаимодействия друг с другом в информационном пространстве дистанционных занятий. Важно заметить, что учебная нагрузка на студента существенно возрастает при вероятной нехватке академической поддержки со стороны преподавателя, что в итоге расширяет автономию первого. Контроль преподавателя сужается до уровня проведения соответствующих процедур, а также создания условий для самообучения [6]. При таком сценарии крайне важно подготовить обучающихся к самостоятельной работе и создать стимулы для индивидуального поиска необходимой и интересующей информации. Студенты должны иметь представление об информационных ресурсах, которые могут стать им полезными в процессе самообразования.

Другой не менее значимой особенностью дистанционного обучения является наличие единого информационно-образовательного портала для студентов, где они смогут в полной мере ознакомиться со структурой курса, получить дополнительную информацию к занятиям, узнать о своей успеваемости и получить комментарии преподавателя по поводу их работы. Такой портал может стать своеобразной доской объявлений о предстоящих событиях и изменениях в рамках изучаемого курса. Для отражения всего спектра подобной информации предусмотрены личные кабинеты студента и преподавателя, а также платформа дистанционного обучения

Moodle. Наряду с этими средствами многими преподавателями создаются текстовые чаты, которые обладают большей распространенностью и в большей степени предпочтительны для студентов, но не обладают обширным набором инструментов.

Наконец, дистанционное обучение находит реализацию в двух форматах: асинхронном и синхронном. Взаимодействие между участниками образовательного процесса в рамках этих форматов существенно разнится, поскольку первый предполагает наличие некой платформы, где общение преподавателя и студентов происходит в рамках текстового чата. Педагог не общается с обучающимися в режиме реального времени, а заранее готовит материалы курса и загружает их на платформу. Студенты, в свою очередь, ограничены во времени освоения материала, а также выполнения заданий. Асинхронный формат предполагает большую автономность обучающихся и их ответственность, в связи с чем для облегчения понимания материала и его большей наглядности рекомендуется применять иллюстрации, в том числе видеоролики с лекциями. При этом синхронный формат взаимодействия предполагает общение между обучающимися, а также студентов и преподавателя в реальном времени, вне зависимости от формы - будь то речевой канал или текстовый чат.

Наибольшие удобства в реализации дистанционного обучения в университете обеспечивают платформы и программные продукты, обладающие возможностью организации взаимодействия участников образовательного процесса в асинхронном и синхронном форматах. В частности, высокую эффективность показало программное обеспечение Discord, которое позволяет педагогу создать сервер на каждый год обучения или по преподаваемым дисциплинам. Сервер предоставляет возможность создания множества текстовых чатов, что крайне актуально при асинхронном формате работы. Параллельно могут быть созданы речевые каналы связи, где уровень доступа к каждому из них может регулироваться преподавателем. Кро-

ме того, данное программное обеспечение предоставляет возможность демонстрации мультимедиа-контента на занятии, а также включения видеосвязи. В результате применение такого программного обеспечения при обучении иностранному языку в дистанционном формате помогает преподавателю максимально приблизить взаимодействие между студентами на дистанционном занятии к реальному. Во время общения обучающихся у педагога есть возможность осуществлять переход между речевыми каналами связи. При этом, по сравнению с другими платформами (например, Zoom), время общения на занятии программным обеспечением не ограничивается. Недостатком Discord выступает отсутствие возможности записи занятия внутри, однако, при установке сторонних программ данная проблема будет решена.

Согласно С.М. Лесину, Д.А. Махотину и В.Ю. Михайлову, при планировании занятий по иностранному языку в дистанционном формате преподавателю следует учесть следующие факторы:

- формат взаимодействия участников образовательного процесса в рамках дистанционного занятия, а именно: синхронный или асинхронный;

- отводимое на занятие время, а также дизайн курса, что влияет на формирование регламента и структуру занятия;

- иная характеристика вовлеченности и мотивированности студентов на дистанционном занятии;

- необходимость в изменении структуры или повторном проектировании элементов, направленных на контроль и оценку обученности студентов [5, с. 11].

ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Система дистанционного обучения обладает множеством преимуществ. М.Н. Евстигнеев выделяет следующие.

1. Доступность образования обусловливается отсутствием ограничений, обуслов-

ленных географическим расположением участников образовательного процесса, часового пояса, а также других, которые могут носить характер возрастных, половых, этнических и др. Все это возможно благодаря применению современных средств ИКТ, где главным условием выступает наличие связи. Однако некоторые неудобства или невозможность получения дистанционного образования могут быть вызваны различиями во временном поясе нахождения студента и преподавателя при условии применения синхронной модели взаимодействия, которая является рекомендуемой на дистанционных занятиях по иностранному языку.

2. Модульная система обучения представляет из себя структурирование материала курса по отдельным блокам, что во многом способствует равномерному распределению учебной нагрузки на студентов, а также позволяет им определиться с блоками, отвечающими их целям в обучении. Модульная система также призвана повысить уровень мотивации студентов к самообучению, что в долгосрочной перспективе способствует качественному усвоению материала, а также работе над различными видами иноязычных умений. При этом процесс оценки результатов учебной деятельности может быть автоматизирован при условии внедрения тестов. Любые виды творческих заданий по-прежнему подлежат полной проверке со стороны преподавателя.

3. Индивидуальная траектория обучения реализуется благодаря гибкости системы дистанционного обучения, которая позволяет учитывать индивидуальные интересы студентов. Так, преподаватель может определить индивидуальный темп освоения материала курса для каждого студента, равно как и студенты, за счет обширной автономии, могут больше сфокусироваться на тех темах, которые отвечают их интересам и целям.

4. Интерактивность обучения является крайне важной и неотъемлемой характеристикой дистанционного обучения. Она реализуется асинхронно и синхронно. Как правило, проблемные вопросы рассматриваются индивидуально по мере появления.

5. Технологичность обучения. Данная характеристика дистанционного обучения выстраивается с той позиции, что мотивация студентов к изучению материалов курса будет выше за счет использования технологичных решений для решения поставленных педагогом задач.

6. Содержание обучения. Преподаватель должен уделять особое внимание используемым материалам в рамках курса, так ему необходимо удостовериться в их релевантности интересам и потребностям студентов, а также стремиться к соблюдению авторских прав, если материал не разработан самим преподавателем. Наиболее часто последнее требование относится к используемой мультимедиа.

7. Роль преподавателя в дистанционном обучении является несколько иной, по сравнению с традиционными форматами. Так, преподаватель выступает в роли помощника, стремится оказать академическую поддержку где необходимо, а также актуализирует необходимость в развитии автономии студентов, что может потребовать работы с целепо-лаганием. Преподаватель продолжает выступать как куратор в образовательном процессе, поскольку именно он определяет общую траекторию, формирует схему взаимодействия на дистанционных занятиях.

8. Контроль успеваемости. Дистанционная модель обучения отличается широким набором средств контроля успеваемости студентов. Помимо этого, оценка успеваемости может осуществляться преподавателем, а также студентами. В свою очередь, некоторые виды контроля автоматически проверяются системой дистанционного обучения (тестовые задания), в то время как задания креативной направленности оцениваются преподавателем и/или студентами. Система дистанционного обучения автоматически рассчитывает баллы в балльно-рейтинговой системе, что исключает вмешательство преподавателя в процесс конечной оценки результатов [1, с. 82-83].

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Наряду с преимуществами, у дистанционной системы есть и недостатки, во многом ограничивающие ее применение и/или снижающие ее эффективность. Одна из главных проблем связана с требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому преподавателем и студентами. Далеко не всегда средства ИКТ совместимы с программными продуктами, задействованными в образовательной деятельности (это могут быть мессенджеры или другое ПО, используемое для коммуникации). Компьютеры не всегда оснащены микрофонами и видеокамерами, что особенно актуально при проведении промежуточной аттестации. Бывают трудности с получением стабильного соединения с сетью Интернет, с желаемой скоростью не менее 2,6 Мбит/с2. Проблема отсутствия такого стабильного соединения особенно актуальна для сельской местности и может негативно повлиять не только на качество дистанционного обучения, но и на возможность его реализации в принципе.

Другой существенной проблемой на пути дистанционного обучения может стать низкая цифровая грамотность преподавателя и студентов. Для снятия этой проблемы рекомендуется на самом дистанционном занятии ознакомить обучающихся с используемым программным обеспечением, а также образовательными ресурсами, помочь им в регистрации. Помимо этого, студенты должны заранее проверить и подготовить оборудование к работе (в особенности на предмет корректного функционирования микрофона в определенной программной среде). Ввиду того, что уровень автономности студентов в рамках дистанционных занятий существенно возрастает, а роль преподавателя смещается в сторону фасилитации, возникает проблема поддержания мотивации самообразования,

2 Системные требования Zoom для OC Windows, macOS и Linux. ZoomVideoCommunications. 2022. URL: https://support.zoom.us/hc/ru/artides/201362023-Систем-ные-требования-Zoom-дпя-ОС-Wmdows-macOS-и-Li-nux (дата обращения: 04.03.2022).

равно как и достижения поставленных целей в рамках курса. Порой, однако, такая проблема является следствием отсутствия опыта обучающихся в качественном поиске и анализе информации из сети Интернет. Для разрешения такой проблемы педагог может обратиться к своему опыту самообразования и поделиться им со студентами на одном из занятий, в частности, наиболее авторитетными ресурсами, которые они в дальнейшем будут использовать для изучения иностранного языка.

ПЛАТФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

У современного преподавателя иностранного языка в арсенале огромное количество различных ресурсов, включая асинхронные платформы дистанционного обучения, равно как и ресурсы на базе Веб 2.0, социальные сети, мессенджеры и файлообмен-ники. Платформы дистанционного обучения выступают в роли готового ресурса, который обладает обширными возможностями конструирования курсов и тестов. Подавляющая часть таких ресурсов является сугубо асинхронной, то есть не предполагает работу студентов в режиме реального времени.

Как упоминалось ранее, наиболее распространенной платформой дистанционного обучения в университетах является Moodle. Ее преимуществами выступает гибкость, которая позволяет настроить под нужды учебного заведения, и бесплатность.

Для организации занятий в синхронном режиме преподаватели часто используют такие платформы, как Zoom, Skype, Pruffme, Discord. Две первые платформы крайне удобны для студентов, поскольку не требуют с их стороны установки программного обеспечения или регистрации в отличие от Discord. Однако следует отметить, что в случае со Skype преподавателю крайне важно убедиться, что качество связи и скорость Интернета достаточно высоки, поскольку основная нагрузка приходится на пользователя, запустившего конференцию. Кроме того, для

организации дистанционных занятий также применяются социальные сети ввиду их оперативности, простоты эксплуатации, универсальности. Современные социальные сети также позволяют организовывать синхронное взаимодействие обучающихся через аудио- и видеочаты. Помимо этого, студентами на занятиях по проектной деятельности могут применяться такие платформы, как Google Docs, Google Drive, а также доска Miro. Последняя является универсальной платформой, позволяющей всем участникам образовательного пространства использовать одну доску, что упрощает совместную работу студентов в группах, равно как и контролирующую деятельность преподавателя. Доска Miro поддерживает применение мультимедиа, есть возможность использовать заметки, рисовать ментальные карты (mindmaps), вставлять текст, пользоваться электронной ручкой. При этом весь результат работы сохраняется в облаке, что позволяет студентам продолжать работать и во внеучебное время.

Google Docs - это текстовый онлайн-процессор, позволяющий сразу нескольким студентам редактировать единый документ. Все изменения сохраняются, поэтому преподаватель сможет их отследить. Google Docs является хорошим инструментом для составления обучающимися финального продукта, в то время как Miro - для организации его структуры, распределения обязанностей между членами группы.

Для оценки деятельности студентов по изучению иностранного языка наиболее распространенными и функциональными являются платформы Google Forms и Quizizz. Эти две платформы схожи по функционалу, но последняя в большей степени ориентирована на создание задания тестового типа. Преимуществом платформы является произвольный подбор вопросов для каждого обучающегося, а также возможность для педагога устанавливать временные ограничения на решение каждого вопроса, включая такие ограничения для каждого студента, что позволяет принять в расчет индивидуальные способности каждого индивида.

Google Forms является более функциональной платформой с точки зрения вариаций возможных заданий. Это могут быть не только тесты с автоматической проверкой, но и задания творческого характера, такие как эссе. Более того, студенты имеют возможность загружать файлы в Google Forms, которые автоматически сохраняются в облаке преподавателя. Ответы обучающихся сразу же отображаются на платформе, исходя из чего у педагога есть возможность быстро оценить уровень усваиваемости материала в учебной группе в целом и тем самым обнаружить проблемные места, которым следует уделить больше внимания в будущем за счет наглядного отображения в виде диаграмм. При организации тестирования преподаватель может дополнительно установить плагин Timer for Google Forms, который позволяет устанавливать время начала и конца тестирования, вводить запрет ответа на вопросы по истечении отведенного времени. Результаты тестирования сохраняются в Google Spreadsheets с указанием в таблице общего времени выполнения теста, а также ответов студентов.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Проведение дистанционных занятий по иностранному языку требует сформирован-ности и педагога соответствующей компетентности, лежащей на пересечении ряда компетенций и цифровой грамотности. Набор таких компетенций позволяет определить способность преподавателя работать с большими объемами информации и отбирать необходимую для занятия, взаимодействовать с различными цифровыми устройствами и программными продуктами и применять их в образовательной деятельности.

Согласно М.Н. Евстигнееву, под компетентностью преподавателя иностранного языка в области применения современных технологий дистанционного обучения следует понимать «способность и готовность использовать платформы дистанционного об-

разования и другие современные информационно-коммуникационные технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» [1, с. 7].

Преподаватель иностранного языка при организации дистанционного обучения должен: во-первых, быть знаком со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации; во-вторых, владеть методами и средствами мотивирования студентов в специфической образовательной среде; в-третьих, быть осведомленным об основных ресурсах, предоставляющих контент высокого качества, а также позволяющих наиболее эффективно организовать учебную деятельность; в-четвертых, быть компетентным в вопросах информационной безопасности (подробнее см.: [8]); в-пятых, уметь разбираться в ресурсах и дополнениях к ним, позволяющих реализовать полную или частичную автоматизацию процесса оценивания деятельности студентов; в-шестых, быть готовым выстраивать линии обратной связи с обучающимися; в-седьмых, быть способным применять на практике знание основ организации и сопровождения проектной деятельности на иностранном языке с использованием ИКТ. Помимо этого, для эффективной организации дистанционного обучения педагогу необходимо быть способным и готовым повышать заинтересованность студентов в самообразовании, равно как и участие в учебной деятельности на занятиях; использовать все необходимое программное обеспечение и интернет-ресурсы; поддерживать должный уровень информационной безопасности; организовывать наиболее эффективное взаимодействие участников образова-

тельного процесса как в синхронном, так и в асинхронных форматах.

Планирование дистанционных занятий требует иного подхода к организации материала курса. В первую очередь необходимо учитывать принятый в интернет-пространстве дизайн статей образовательной направленности, предусматривающий наличие мультимедиа-ресурсов, а также сжатой версии теоретического материала с последующей быстрой проверкой степени ее усвоения через тестовые задания. Причина таких тенденций заключается в коротком интервале внимания у современной молодежи. Таким образом, для проектирования асинхронного курса педагогу необходима специализированная подготовка, включающая ознакомление с полным функционалом платформы, а также с современными подходами к планированию и организации обучения с применением дистанционных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, использование дистанционного обучения в учреждениях высшего образования является эффективным способом развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся за счет обширной вариативности путей организации взаимодействия в образовательном процессе между его участниками. Более того, дистанционное обучение в должной мере способствует расширению автономии студентов, их саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе за счет внедрения стратегий рефлексии, а наличие множества платформ типа Веб 2.0 существенно упрощают этот процесс и делают обучение живым и аутентичным.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2021. 224 с.

3. Степанова Н.А. Сущность формирующего контроля и его роль в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192. С. 70-77. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-70-77

4. Титова С.В., Баринова К.В. Рефлексия в онлайн-обучении иностранным языкам в школе: подходы, способы, механизмы реализации // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 29-37.

5. Лесин С.М., Махотин Д.А., Михайлов В.Ю. Дистанционное обучение в школе: ключевые понятия // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 5-14.

6. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю., МоисееваМ.В. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.

7. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4 (12). С. 115-125.

8. Алексич Е.В., Стромов В.Ю. Предупреждения девиаций в сети Интернет как условие обеспечения информационной безопасности студентов вуза // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 2. С. 15-18.

References

1. Evstigneyev M.N. Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologiy na sovremennom etape [Competence of a foreign language teacher in the field of using distance technologies at the present stage]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2020, no. 9, pp. 80-90. (In Russian).

2. Vygotskiy L.S. Pedologiya podrostka. Psikhologicheskoye i sotsial'noye razvitiye rebenka [Pedology of a Teenager. Psychological and Social Development of the Child]. St. Petersburg, Piter Publishing House, 2021, 224 p. (In Russian).

3. Stepanova N.A. Sushchnost' formiruyushchego kontrolya i ego rol' v obuchenii inostrannomu yazyku [The essence of formative assessment and its role in the foreign language teaching]. Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 192, pp. 70-77. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-70-77. (In Russian).

4. Titova S.V., Barinova K.V. Refleksiya v onlayn-obuchenii inostrannym yazykam v shkole: podkhody, spo-soby, mekhanizmy realizatsii [Reflection in online foreign language teaching at school: approaches, methods, mechanisms of implementation]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2020, no. 9, pp. 29-37. (In Russian).

5. Lesin S.M., Makhotin D.A., Mikhaylov V.Y. Distantsionnoye obucheniye v shkole: klyuchevyye ponyatiya [Distance Learning at School: Key Concepts and Problems]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2020, no. 9, pp. 5-14. (In Russian).

6. Polat E.S., Bukharkina M.Y., Moiseyeva M.V. et al. Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of Distance Learning]. Moscow, Akademiya Publ., 2004, 416 p. (In Russian).

7. Fandey V.A. Smeshannoye obucheniye: sovremennoye sostoyaniye i klassifikatsiya modeley smeshannogo obucheniya [Blended learning: current state and classification of blended learning models]. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki - Informatization of Education and Science, 2011, no. 4 (12), pp. 115-125. (In Russian).

8. Aleksich E.V., Stromov V.Y. Preduprezhdeniya deviatsiy v seti Internet kak usloviye obespecheniya infor-matsionnoy bezopasnosti studentov vuza [Preventing deviations on the Internet as a condition for ensuring university students' information security]. Mezhdunarodnyy zhurnal psikhologii i pedagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti - International Journal Psychology and Pedagogics Official Activity, 2020, no. 2, pp. 15-18. (In Russian).

Информация об авторах

Алексич Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-00018842-3160, e.aleksic@mail.ru

Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор филологических наук, доцент, профессор, профессор кафедры лингвистики и лингводидактики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-4347-624Х, nush2001@mail.ru

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-5777-2832, gmp47@yandex.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 01.04.2022

Одобрена после рецензирования 24.06.2022

Принята к публикации 09.09.2022

Information about the authors

Ekaterina V. Aleksich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Language Department, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-00018842-3160, e.aleksic@mail.ru

Nadezhda V. Hausmann-Ushkova, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Linguistics and Linguodidactics Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-4347-624X, nush2001@mail.ru

Galina M. Pervova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000002-5777-2832, gmp47@yandex.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 01.04.2022 Approved after reviewing 24.06.2022 Accepted for publication 09.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.