УДК 378.016:004.771
Н. А. Стефановская
Web-инструменты в дистанционном обучении магистров библиотечно-информационной деятельности
Впервые проанализирован опыт использования различных цифровых инструментов в дистанционном обучении магистров библиотечно-информационной деятельности в Тамбовском государственном университете, полученный в период карантина в связи с пандемией COVID-19. Показана роль образовательной платформы Moodle как организационной основы дистанционного обучения. Описаны формы использования сервисов Zoom, Webinar.ru, YouTube. Показана продуктивность применения конкретных web-инструментов при организации онлайн-занятий в аспекте наглядности, командной и индивидуальной работы со студентами, возможности повторного просмотра записи занятий для лучшего усвоения материалов. Обозначены типичные организационные, технические, социально-психологические и этические проблемы дистанционного обучения. Выделены функции web-инструментов: информационная, коммуникативная, симуляционная, контрольная. Сделан вывод о предпосылках и факторах, влияющих на успешность перехода на дистанционное обучение, таких как качество контента базовой образовательной платформы дистанционного обучения, уровень цифровых компетенций преподавателей и студентов, эффективный тайм-менеджмент и др.
Ключевые слова: дистанционное обучение, магистратура, библиотечно-информационная деятельность, web-инструменты, пандемия, образовательные платформы, цифровые технологии
Natalia A. Stefanovskaya
Web-tools in distance learning of Master of Library and information
activities
For the first time, the experience of using various digital tools in distance learning for Master of Library and information activities at Tambov State University, obtained during the quarantine period in connection with the COVID-19 pandemic, is analyzed. The role of the Moodle educational platform as an organizational basis for distance learning is shown. The forms of using Zoom, Webinar.ru, and YouTube services are described. The productivity of using specific web tools in organizing online classes is shown in terms of visibility, team and individual work with students, and the ability to re-view the recording of classes for better assimilation of materials. Typical organizational, technical, socio-psychological and ethical problems of distance learning are identified. The functions of web tools are highlighted: information, communication, simulation, control. The conclusion is made about the prerequisites and factors that affect the success of the transition to distance learning, such as the quality of the content of the basic educational platform of distance learning, the level of digital competencies of teachers and students, effective time management, etc.
Keywords: distance learning, master's degree, library and information activities, web tools, pandemic, educational platforms, digital technologies DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-184-188
Интенсивное развитие дистанционного обучения - один из трендов современной системы высшего образования. Оно предполагает взаимодействие с обучающимися на расстоянии с сохранением всех присущих учебному процессу компонентов, реализуемых специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1, с. 17]. Таким образом, его основу составляют различные цифровые инструменты, используемые в обучении. К ним
исследователи относят все потенциально полезные цифровые ресурсы, включая программное обеспечение, приложения, цифровые учебные и интерактивные материалы, цифровые коллекции, мобильные устройства [2, с. 109]. При системном подходе все они объединяются в понятии электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Хотя развитие дистанционного обучения и ЭИОС в российском образовании идет уже достаточно длительный период, но, по справедливому замечанию
В. К. Клюева, в большинстве вузов до недавнего времени ЭИОС функционировал] формально, в «полуспящем режиме» [3, с. 6]. Процессы цифровой трансформации в системе высшего образования значительно ускорились на фоне пандемии корона-вирусной инфекции, которая спровоцировала вынужденный мгновенный переход весной 2020 г. всей системы образования в дистанционный формат. В связи с чем мы считаем актуальным проанализировать достижения и проблемы в дистанционном обучении магистров библиотечно-инфор-мационной деятельности, проявившиеся в этот период.Достаточно успешному решению возникших проблем с переходом на исключительно дистанционную форму обучения в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина (ТГУ) способствовало то, что уже в течение нескольких последних лет процессы цифровизации интенсивно развивались в нашем университете. Цифровая трансформация выделена как одно из ключевых направлений стратегии университета, поэтому определенный задел в использовании различных интернет-платформ и ресурсов уже имелся, ряд инструментов был апробирован ранее, и вынужденный переход на дистанционные форматы взаимодействия со студентами только ускорил эти процессы.
Рассмотрим опыт использования отдельных web-инструментов на кафедре библиотечно-информационных ресурсов ТГУ в обучении магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». В ТГУ по этому направлению реализуется магистерская программа «Инновационный менеджмент в библиотеч-но-информационной сфере», поэтому освоение различных цифровых технологий значимо для обучающихся как в образовательном, так и в профессиональном аспектах. В ТГУ уже с 2013 г. внедрена и используется система дистанционного обучения на платформе Moodle практически на всех направлениях. Первоначально она использовалась преимущественно для работы с заочниками и проведения дистанционных курсов повышения квалификации. Наиболее востребованными в первые годы освоения этой платформы были возможности организации электронного тестирования по модулям отдельных изучаемых дисциплин и размещение текстов конспектов лекций. За последние 5 лет планомерная систематическая организационно-управ-
ленческая работа руководства университета и учебно-методического управления, предусматривавшая принятие ряда локальных нормативных актов, регламентов по развитию и сферам использования ЭИОС вуза, организацию различных форм обучения профессорско-преподавательского состава созданию электронных учебных курсов и ресурсов на указанной платформе (курсы повышения квалификации, тренинги, групповые консультации по институтам и факультетам), привела к существенному расширению применения потенциала платформы в образовательном процессе. Уже к 2017 г. в системе Moodle по каждой дисциплине учебного плана были размещены конспекты лекционных материалов, презентации, гиперссылки на учебные материалы в электронной библиотеке университета, практические задания, контрольные модульные тесты. Технологически наиболее часто при создании электронных курсов преподавателями использовались такие встроенные функциональные элементы и ресурсы курса, как: Глоссарий, Задание, Лекция, Пакет SCORM (для размещения видеоматериалов), Тест, Гиперссылка, Страница, Файл.
Отметим, что автоматическая проверка тестов и ведение электронного журнала в этой системе значительно облегчают задачи преподавателей по осуществлению текущего контроля знаний. Адресные комментарии по итогам выполнения практических работ в рамках элемента «Задание» позволяют индивидуализировать контакты со студентами, исправлять и корректировать выполненные задания. Эффективность использования платформы в рамках реализации магистерских программ связана с тем, что магистры, даже очной формы обучения, - в основном, люди, уже работающие в библиотеках, и поэтому не всегда имеют возможность полноценно посещать занятия по расписанию. В условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение всех студентов на период карантина данная платформа стала основным инструментом организации учебного процесса. В этот период в видеостудии университета оперативно была организована профессиональная запись видеолекций по вводным или ключевым темам дисциплин. Видеолекции были размещены на закрытом канале видеохостинга YouTube, а ссылки на видеоролики размещены внутри курсов на платформе Moodle. Надо отметить, что видеолекции и
ранее присутствовали в структуре курсов, но это были самостоятельно подготовленные преподавателями с помощью различных компьютерных программ ресурсы, представляющие собой озвученную презентацию, где голос преподавателя звучит только «за кадром». Профессиональная запись и обработка позволили создать полноценные качественные видеолекции, совмещающие в кадре видеообраз лектора в учебной аудитории с демонстрацией презентации или иллюстративных материалов.
Дистанционное обучение включает как асинхронное (off-line), так и синхронное (online) взаимодействие с обучающимися. Если первый формат реализован в обучении магистров библиотечно-информационной деятельности в основном на платформе Moodle, то непосредственное общение в формате онлайн-лекций, дискуссий и веби-наров, а также индивидуальных и групповых консультаций по подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций было организовано на кафедре в первые дни карантина с использованием Skype, а по мере экстренного интенсивного погружения преподавателей и студентов в цифровую среду - платформ Zoom и Webinar.ru. Значительную помощь в освоении этих и других web-инструментов оказали обучающие вебинары и онлайн-курсы, организованные как внутри университета, так и агрегатора-ми ЭБС, с которыми у университета были заключены договоры на подписку (в частности: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «Лань», IPR-books). Преподавателями кафедры использовались как бесплатные, индивидуально организованные через свой личный кабинет, видеоконференции, так и конференции через приобретенную университетом корпоративную версию Zoom и вебинарные комнаты. Безусловно, достоинствами самостоятельной организации конференций на платформах Zoom и Webinar.ru является оперативность организации, возможность свободного выбора графика онлайн-занятий, но определенные проблемы создают ограничения по времени или по количеству участников при использовании бесплатных версий. Данные неудобства отсутствуют в корпоративной версии, но здесь возникли проблемы с расписанием онлайн-занятий в связи с ограничением количества вебинарных комнат и параллельных конференций в масштабах университета. В этом варианте онлайн-занятия требуют предварительной
заявки администратору системы и согласования расписания онлайн-занятий разных факультетов. При рассмотрении отдельных тем использование платформы Zoom оказалось даже более продуктивным, чем непосредственное общение в аудитории. Так, возможность как преподавателю, так и участникам, подключить демонстрацию своего экрана монитора позволяет более наглядно показать алгоритм действий, например, при создании графических моделей отдельных библиотечных процессов в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент в библиотечно-информаци-онной деятельности», сразу же сделать уточняющие и корректирующие замечания при наличии ошибок в выполнении. Таким образом эффективно отрабатываются практические умения и навыки моделирования бизнес-процессов в библиотеке.
Демонстрация экрана преподавателя при рассмотрении темы «Информационные ресурсы как база научно-исследовательской деятельности» в рамках научно-исследовательского семинара для магистрантов позволила в режиме прямой трансляции каждому из студентов увидеть на своем мониторе алгоритмы создания и использования инструментов личного кабинета, информационного поиска, уточнения и отбора его результатов в различных отечественных и зарубежных научных базах данных, доступных по подписке университету (Web of Science, Scopus, eLibrary.ru и др.), что оказалось более продуктивным, чем демонстрация презентации на экране в аудитории. Возможности платформ Zoom и Webinar.ru вести и сохранять видеозапись конференций позволяют студентам по окончании занятия неоднократно возвращаться к просмотру, уточнить отдельные моменты. А возможность вступить в диалог с преподавателем или задать вопрос в чате, а преподавателю - видеть реакцию своих слушателей сохраняют «обратную связь» и частично компенсируют недостаток «прямого общения» преподавателя и студента. Платформа Webinar.ru использовалась в университете и для проведения дистанционной защиты магистерских диссертаций -выпускники в видеорежиме выступали с докладами и сопровождающими презентациями, используя функцию платформы «демонстрация экрана», а члены экзаменационной комиссии по ходу выступления задавали вопросы в чате. Для сокращения потенциальных технических проблем, свя-
занных с разнообразием используемых студентами мобильных устройств подключения к вебинарной комнате, демонстрация презентаций запускалась техническим модератором защиты со стационарного компьютера университетской сети.
Но необходимо отметить и имеющиеся проблемы при организации онлайн-за-нятий. Их можно разделить на две основные категории:технические (различная мощность и возможности технических устройств обучающихся и преподавателя, низкая скорость Интернета и качество связи в зависимости от местонахождения участников онлайн-занятия, отсутствие навыков работы на интернет-платформах у некоторых магистрантов) и этические (низкая культура организации делового общения в рамках интернет-коммуникации). Последние, например, выражаются в некорректном использовании микрофона и трансляции в эфир посторонних голосов и разговоров, отключении режима видеосвязи студентами, «замусоривании» чата конференции.
Как показал анализ публикаций, эти проблемы типичны. Так, В. К. Клюев выделяет социально-психологические проблемы (необходимость внутренней консолидации и самоорганизации, умение ориентироваться в ситуации неопределенности и многозадачности, проблемы тайм-менеджмента) и технико-технологические (отсутствие Интернета, надежного трафика, а в некоторых случаях собственно технических устройств связи) [3, с. 7]. В. Н. Минина делает акцент на неготовности студентов к работе с цифровыми технологиями, недостаточном уровне освоения цифровых компетенций студентами и преподавателями [4, с. 89-90].
Ряд исследователей делает акцент на проблемах мотивации, самоконтроля, формального однотипного характера обратной связи от преподавателя при создании комментариев к выполненным заданиям, наличии чувства изолированности, недостатка общения с сокурсниками, компьютерной тревожности, включающей субъективное ощущение собственной некомпетентности в использовании компьютерных технологий и тревоги за состояние здоровья от длительного пребывания за компьютером, а также отсутствие навыков использования конкретных цифровых инструментов. Еще одним инструментом, который был успешно использован в процессе изучения дис-
циплины «Организация и методика исследований в библиотечно-информационной сфере», стали Google-формы. Этот сервис используется при выполнении творческих практических работ по разработке инструментария для научного исследования и анализа его результатов. С его помощью организуется коллективное создание и редактирование всей группой во время занятия единой анкеты по выбранной теме исследования. Ссылка на созданную анкету размещается в соцсети в группе кафедры и рассылается студентам других групп для получения массива данных от респондентов. После чего каждый студент исследовательской группы, имея доступ к единому статистическому массиву ответов в сервисе Google-формы, самостоятельно составляет индивидуальный отчет по результатам исследования и представляет на итоговое занятие в группе. Тем самым на основе данного сервиса мы сочетаем командные и индивидуальные формы работы магистрантов, а коллективное обсуждение итоговых индивидуальных отчетов по принципу фокус-группы помогает развитию и совершенствованию их аналитических навыков, активизации мышления.
Таким образом, при дистанционном обучении магистрантов направления «Библиотечно-информационная деятельность» используется комплекс различных web-инструментов. В теоретическом обучении - платформы Moodle, Zoom и Webinar. ru, видеохостинг YouTube; при организации практических занятий - Zoom и сервис Google-формы; для контроля знаний - тесты на платформе Moodle, онлайн-защиты диссертаций на платформе Webinar.ru. Для консультирования и индивидуального взаимодействия преподавателя со студентами активно используются все интернет-каналы - соцсети, мессенджеры, электронная почта. Используемые web-инструменты выполняют различные функции: информационную - передачи,транслирования образовательной информации обучающимся; коммуникативную - канала общения, диалога, интерактивного взаимодействия по векторам «преподаватель - магистрант», «преподаватель - группа», «магистрант-магистрант»; симуляционную, или имитационную - организации виртуальной среды для выполнения практических заданий, тренинга практических навыков; контрольную - оценки полученных знаний, компетенций.
Среди предпосылок и факторов успешного перехода на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 выделим наличие LMS в вузе и степень ее наполнения (объем и качество загруженного образовательного контента), техническую подготовленность преподавателей и студентов, эффективный тайм-менеджмент по распределению нагрузки и срокам выполнения и проверки заданий, преодоление социально-психологических барьеров погружения в цифровую среду, степень самоорганизации и мотивации к самостоятельной работе магистрантов.
Список литературы
1. Полат Е. С., Бешенков С. А., Бухаркина М. Ю. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. Москва: Academia, 2004. 414 с.
2. Грязнов С. А. Цифровые технологии в контексте смешанного обучения // Цифровизация образования: вызовы современности: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с международ. участием (Чебоксары, 13 нояб. 2020 г.) / ред.:
Р. И. Кириллова, Н. Н. Тимофеева. Чебоксары, 2020. С. 107-110.
3. Клюев В. К. Нестандартная работа в нештатной ситуации // Библиотечное дело. 2020. № 14. С. 6-8.
4. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 1. С. 84-101.
References
1. Polat E. S., Beshenkov S. A., Bukharkina M. Yu. Theory and practice of distance learning: a textbook. Moscow: Academia, 2004. 414 (in Russ.).
2. Grjaznov S. A. Digital technologies in the context of mixed learning. Digitalization of education: challenges of modernity: materials of the All-Russ. sci. and methodological conf. with intern. participation (Cheboksary, Nov. 13, 2020) / ed.: R. I. Kirillova, N. N. Timofeeva. Cheboksary, 2020. 107-110 (in Russ.).
3. Kljuev V. K. Non-standard work in an emergency. Library business. 2020. 14. 6-8 (in Russ.).
4. Minina V. N. Digitalization of higher education and its social results. Bulletin of Saint-Petersburg University. Sociology. 2020. 13 (1), 84-101(in Russ.).