Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-КУРС / ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / ONLINE COURSE / ONLINE LECTURE / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Архангельская Екатерина Афанасьевна

В статье представлен механизм перехода российских вузов на дистанционные образовательные технологии. В связи с обострившейся в марте 2020 г. санитарноэпидемиологической ситуацией в стране и введением карантина в образовательных организациях, вузы вынуждены были решать вопросы продолжения обучения студентов. Длившийся долгие годы процесс подготовки к возможности проведения дистанционных занятий со студентами после введения глобального карантина по всей стране был запущен в практическое русло в кратчайшие сроки. Некоторые вузы, к сожалению, оказались к этому не готовы. Тем не менее существует довольно большое количество различных инструментов для проведения удаленных занятий со студентами. Рассмотрено, какие возможности предоставляет применение данных инструментов в образовательном процессе. Для бесконтактной работы со студентами можно использовать также и популярные среди молодежи социальные сети. Показано, как и для каких образовательных целей они могут быть полезны. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения, возможности его использования при подготовке специалистов с высшим образованием. Обозначены основные задачи и проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Архангельская Екатерина Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents the mechanism of transition of Russian universities to distance education technologies. Due to the aggravated sanitary and epidemiological situation in the country and the introduction of quarantines in educational organizations, universities were forced to solve the issues of continuing education of students. The long-standing process of preparing for the possibility of conducting distance classes with students after putting the entire country in lockdown was put into practice within the shortest possible time. Many universities, unfortunately, were not ready for this. However, there are quite a large number of different tools for conducting remote classes with students. It is considered what opportunities are provided by the use of these tools in the educational process. For contactless work with students, one can also use social networks, popular with young people. The article shows how and for what educational purposes they can be useful. The advantages and disadvantages of distance learning, the possibility of its use in the training of specialists with higher education are considered. The main tasks and problems that need to be solved for the further development of distance educational technologies in our country are outlined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-148-160

ББК 74.480.26

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

USING DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Игнатьев Владимир Петрович

Профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Ignatiev Vladimir P.

Professor at the Department of Examination, Management and Cadaster of real Estate, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, ScD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]

Архангельская Екатерина Афанасьевна

Заведующий кафедрой экспертизы, управления и кадастра недвижимости, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, кандидат технических наук E-mail: [email protected]

Arhangelskaja Ekaterina A.

Head of the Department of Examination, Management and Cadaster of real Estate, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, PhD in Technical Sciences E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен механизм перехода российских вузов на дистанционные образовательные технологии. В связи с обострившейся в марте 2020 г. санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране и введением карантина в образовательных организациях, вузы вынуждены были решать вопросы продолжения обучения студентов. Длившийся долгие годы процесс подготовки к возможности проведения дистанционных занятий со студентами после введения глобального карантина по всей стране был

Abstract. The article presents the mechanism of transition of Russian universities to distance education technologies. Due to the aggravated sanitary and epidemiological situation in the country and the introduction of quarantines in educational organizations, universities were forced to solve the issues of continuing education of students. The long-standing process of preparing for the possibility of conducting distance classes with students after putting the entire country in lockdown was put into practice

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Игнатьев В. П., Архангельская Е. А., 2020

запущен в практическое русло в кратчайшие сроки. Некоторые вузы, к сожалению, оказались к этому не готовы. Тем не менее существует довольно большое количество различных инструментов для проведения удаленных занятий со студентами. Рассмотрено, какие возможности предоставляет применение данных инструментов в образовательном процессе. Для бесконтактной работы со студентами можно использовать также и популярные среди молодежи социальные сети. Показано, как и для каких образовательных целей они могут быть полезны. Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения, возможности его использования при подготовке специалистов с высшим образованием. Обозначены основные задачи и проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий в нашей стране.

within the shortest possible time. Many universities, unfortunately, were not ready for this. However, there are quite a large number of different tools for conducting remote classes with students. It is considered what opportunities are provided by the use of these tools in the educational process. For contactless work with students, one can also use social networks, popular with young people. The article shows how and for what educational purposes they can be useful. The advantages and disadvantages of distance learning, the possibility of its use in the training of specialists with higher education are considered. The main tasks and problems that need to be solved for the further development of distance educational technologies in our country are outlined.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, цифровизация, онлайн-курс, онлайн-лекция, социальные сети, образовательные возможности.

Keywords: distance education technologies, digitalization, online course, online lecture, social networks, educational opportunities.

Введение

Вопросы использования цифровых технологий в российских вузах начали активно обсуждаться с 1992 г. в связи с очередной модернизацией сферы высшего образования. Одна из основных тенденций, способствующих развитию высшей школы России, была направлена на «расширение поля цифровизации как важнейшего тренда не только учебного процесса, но и других сфер функционирования вузов» [1, с. 28]. С тех пор проблема цифровизации не перестает быть актуальной для многих отечественных вузов.

Во всем мире активное развитие получили онлайн-технологии обучения студентов, которые позволяют при наличии устойчивой интернет-связи обучаться дистанционно практически по любым дисциплинам на различных образовательных платформах открытого образования, в том числе ведущих мировых университетов [2-4].

В нашей стране реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий закреплена на законодательном уровне, о чем говорится в статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 01.03.2020) «Об образовании

в Российской Федерации». В данном законе «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5]. Новый стимул для дальнейшего развития цифровых технологий появился после утверждения приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», согласно которому к концу 2020 г. «на онлайн-курсах должно обучаться не менее 6 млн человек» [6].

Многие российские вузы работают над вопросами использования дистанционных образовательных технологий, поскольку «это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем и обучающимися» [7, с. 191]. Однако вопросов рационального использования данной формы обучения студентов остается еще довольно много. Попробуем вместе с вами разобраться в них.

Образовательные возможности различных инструментов для организации дистанционного обучения студентов вузов

В связи с глобальным распространением коронавирусной инфекции во многих странах мира в начале марта текущего года был введен карантин, ограничивающий контакты между людьми, включая преподавателей и студентов. Конечно, сам факт распространения заразной инфекции является крайне негативным явлением, но, как говорят в России, «нет худа без добра». В нашей стране в части совершенствования российского образования, и в частности высшего, применение дистанционных образовательных технологий становилось притчей во языцех, так как подготовка к применению их шла с давних пор, но механизм все никак не запускался. Такому положению дел много причин, основные из которых указаны в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Согласно данному документу, к ключевым рискам отнесены:

• низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных образовательных технологий, основанных на он-лайн-курсах и цифровом контенте;

• консервативная позиция образовательных организаций, препятствующая широкому использованию онлайн-курсов;

• отсутствие у образовательных организаций свободных средств для создания он-лайн-курсов;

• низкая активность работодателей и инвесторов по поддержке разработки качественного цифрового контента;

• отсутствие механизмов интеграции между уровнями образования - общим, средним профессиональным, высшим и дополнительным профессиональным образованием;

• отсутствие дополнительного финансирования в необходимом объеме.

Работу по цифровой трансформации образования можно разделить на три большие связанные между собой группы:

• развитие цифровой инфраструктуры образования;

• развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание;

• разработка и распространение новых моделей организации учебной работы [8, с. 16].

Все эти мероприятия направлены на существенную трансформацию системы высшего образования, слом старой парадигмы и переход на совершенно новый уровень и уклад образования, требующий качественного обновления и замены не только подходов к планированию, организации и контролю учебно-образовательной деятельности, включая учебно-методический, организационно-управленческий и все прочие процессы, обеспечивающие функционирование вуза, но и трансформацию сознания всех участников образовательного процесса.

В настоящее время существует много площадок открытого онлайн-образования, предлагающих бесплатные МООС (массовые открытые онлайн-курсы) [9-11]. В Российской Федерации получили развитие такие площадки онлайн-образования, как: Универ-сариум (https://universarium.org/), Лекториум (https://www.lektorium.tv/), Национальная платформа открытого образования (http://npoed.ru/), GOU (https://gaidaruniversity.ru/), Stepic (https://stepik.org/catalog) и др.

Несмотря на всю сложность и многогранность работы, сопровождающей переход на цифровые образовательные технологии, многие российские вузы преуспели в этом вопросе, став флагманами в сфере продвижения открытого и онлайн-обучения в нашей стране. Среди вузов, активно использующих онлайн-обучение студентов, ведущие вузы страны, такие как: МГУ, СПбГУ, МИСиС, ВШЭ, НИТУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, УрФУ, Университет ИТМО, ТГУ, ТюмГУ и др. Данные вузы с началом появления угрозы массового распространения коронавируса и переводом студентов на удаленный режим обучения предоставили свои готовые онлайн-курсы для свободного пользования.

Для того чтобы быть конкурентоспособными, в настоящее время многие российские вузы разрабатывают собственные платформы онлайн-обучения. В Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова разработана система электронного и дистанционного обучения СЭДО СВФУ на базе Moodle (http://yagu.s-vfu.ru/), которая создана с целью внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения и осуществления цифровой трансформации образовательного процесса СВФУ.

СЭДО СВФУ состоит из пяти основных блоков, включающих нормативный, теоретический, практический, диагностический и методический блоки. Используя Moodle, преподаватель имеет возможность создавать электронные курсы дисциплин, наполняя их учебными, учебно-методическими материалами, презентациями лекций, индивидуальными практическими заданиями, нормативными, справочными и контролирующими материалами. Система позволяет организовывать и проводить онлайн-лекции, видеоконференции, форумы, обмениваться информацией, проверять выполнение студентами индивидуальных заданий, проводить контроль знаний и анкетирование студентов. Анализ результатов текущего контроля знаний студентов с использованием различных тестов происходит в полуавтоматическом режиме, что экономит массу времени и позволяет получать развернутые динамические данные по уровню усвоения студентами пройденных

тем. СЭДО Moodle при грамотном использовании полностью соответствует требованиям к организации образовательного процесса.

В настоящее время для организации дистанционной формы обучения в качестве дополнительных инструментов существует довольно много различных информационно-коммуникационных систем. Наиболее используемыми из них в нашей стране являются:

• Zoom - провайдер видеоконференций, свободный доступ (https://zoom.us/);

• Webinar - органайзер видеоконференций, запускается на всех браузерах и без дополнительного программного обеспечения, бесплатный доступ для ограниченного количества участников (https://webinar.ru/);

• BigBlueButton - бесплатная с ограничением вебинарная комната на вашем сервере (https://bigbluebutton.ru/);

• Skype - мессенджер с возможностями организации видеоконференции, хранение файлов до 1 месяца, свободный доступ (https://www.skype.com/ru/);

• YouTube - веб-сервис для размещения и обмена видеороликами (https://www. youtube.com/);

• Googte Hangouts - сервис для обмена сообщениями и организации видеоконференций, доступ свободный (https://hangouts.google.com/);

• Proficonf - органайзер видеоконференций, неограниченная длительность конференции, работает даже при плохом интернете, свободный доступ (https:// proficonf. com/ru/).

Все эти инструменты имеют разные возможности для организации дистанционного обучения студентов, но при умелом применении их можно успешно использовать для удаленной работы со студентами. Интерактивный режим позволяет организовать чат, видео- и аудиосвязь с каждым участником, то есть обеспечивает возможность обратной связи с обучающимися. Кроме того, с использованием данных инструментов возможно создание индивидуальной образовательной траектории студентов с возможностью проведения индивидуальных консультаций и обсуждений пройденных тем.

Основные возможности данных инструментов показаны в таблице.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В настоящее время среди молодежи очень популярны различные социальные сети, в которых многие студенты проводят значительную часть своего свободного времени. Преподавателям вузов необходимо научиться активно использовать данные информационные ресурсы в образовательном процессе.

Сегодня в Российской Федерации наиболее популярными и широко используемыми социальными сетями среди молодежи являются: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Instagram, Facebook, WhatsApp, Viber, Telegram, Pinterest. Возможность использования данных инструментов в образовательном процессе изучена многими авторами [12-14]. Главное, что все социальные сети доступны для студентов практически в любом месте, где есть сотовая связь, позволяют создать группы для обмена информацией. С их помощью возможно формирование единого информационного пространства по дисциплинам и направлениям подготовки / специальностям.

Таблица

Образовательные возможности различных инструментов при организации дистанционного обучения студентов

Образовательные возможности Zoom М^еЫпаг BigBlueButton Skype УоиТиЬе Googlе На^ои^ Ргойсо^

Создание виртуального класса, группы + + + + + + +

Организация видеоконференции + + + + - + +

Количество участников видеоконференции 100 10 10 50 - 10 2

Показ презентаций + + + - + + +

Видеозапись 40 мин + 20 мин + + + +

Возможность организации командной работы + + + + - + +

Учет посещаемости студентами онлайн-лекции + + + + + + +

Онлайн-вопросы преподавателю + + + + + + +

Организация опроса обучающихся - - + - - + +

Разумеется, социальные сети не могут обеспечить сколько-нибудь полноценный образовательный процесс, но, тем не менее, их возможности с успехом можно использовать, например, для:

• размещения коротких видеороликов и аудиозаписей, текстовых и графических сообщений, что вполне приемлемо для записей кратких пояснений отдельных наиболее сложных для восприятия и понимания студентами разделов лекций;

• коллективного обсуждения различного учебного материала, обмена мнениями по дискуссионным вопросам;

• доведения до сведения студентов различной оперативной информации и объявлений, касающихся образовательного процесса;

• организации гиперссылок к доступным открытым образовательным ресурсам, к личной странице преподавателя.

Основным преимуществом социальных сетей является их высокая мобильность и оперативность в случае использования их в качестве доски объявлений и для обмена различной информацией между преподавателем и студентами.

Задачи и проблемы развития дистанционного образования в России

Дальнейшее развитие дистанционных образовательных технологий связано, с нашей точки зрения, с необходимостью создания всероссийской единой, глобальной, открытой, доступной образовательной площадки дистанционного образования. Образовательный контент данной площадки по всем направлениям подготовки и специальностям

должен формироваться из лучших онлайн-курсов, отобранных строго на основе конкурсных процедур, участие в которых должно быть престижным для любого вуза. Кроме морального необходимо также продумать систему материального стимулирования преподавателей вузов, чьи разработки онлайн-курсов войдут в данную платформу.

Дистанционная форма обучения, при всей своей привлекательности, тем не менее требует титанического труда педагогов, на чьи плечи ложится работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Должна будет претерпеть изменения форма подачи учебного материала, система оценки текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

При внедрении дистанционной формы обучения, если весь материал подготовлен и качественно записан, у преподавателей появляется время для учебно-методической работы, обновления учебного материала, лучшей подготовки и актуализации лекционного материала. В этих условиях наиболее востребованными станут преподаватели, владеющие навыками создания уникальных онлайн-курсов, в особенности спецкурсов, которые должны будут постоянно совершенствоваться и обновляться. У преподавателей, участвующих в дистанционном обучении, появится больше времени также для проведения реальных научных исследований, которыми они смогут заниматься с большим желанием и осознанной мотивацией. Часть преподавателей может перейти в разряд преподавателей-исследователей, большую часть времени отводя научно-исследовательской работе.

Тем не менее многие преподаватели не без основания продолжают опасаться того, что в случае широкого распространения дистанционной формы обучения они могут остаться невостребованными. Наше мнение, что должен сработать механизм естественного отбора, при котором останутся только те преподаватели, которые смогут работать в новом формате с использованием современных цифровых образовательных технологий.

Наконец должна прекратиться «погоня» за часами, должен будет существенно измениться механизм расчета часов и штатов, регламентирующий часовую нагрузку и норматив по количеству студентов, приходящихся на одного преподавателя. Несомненно, от услуг части преподавателей вузы вынуждены будут отказаться, что отразится на сокращении расходов фонда оплаты труда. В этой связи вполне обоснованными могут оказаться опасения многих преподавателей общеобразовательных и профильных дисциплин, в особенности возрастных, с многочисленными учеными степенями и званиями, которые в случае сокращения не смогут найти место работы, в отличие от своих молодых коллег.

Согласно требованиям ФГОС, остепененность преподавателей, задействованных в реализации основной профессиональной образовательной программы, должна составлять на уровне бакалавриата и специалитета от 60 до 70% в зависимости от направления подготовки / специальности. В случае использования онлайн-курсов этих пороговых значений можно будет достигнуть без особых проблем, так как авторами данных курсов будут маститые профессора и амбициозные доценты, имеющие необходимые ученые степени.

Если с онлайн-лекциями ситуация более-менее понятна, то остаются вопросы с лабораторными занятиями и практиками. На наш взгляд, лабораторные работы, связанные с постановкой опытов по химии и по физике, должны остаться на уровне общеобразовательной школы, а в вузах на уровне бакалавриата ориентир должен быть на создание

виртуальных 3D-лабораторий, дающих более глубокие и наглядные представления о внешних и внутренних процессах, происходящих во время проведения лабораторной работы. Конечно, в вузах на уровне магистратуры и аспирантуры должно остаться проведение реальных научных исследований и экспериментов под руководством ученых-педагогов, но для этого нужна серьезная научно-исследовательская база, оснащенная современным оборудованием и приборами. Только в этом случае будут возможны реальные научные результаты и гарантированное качество подготовки молодых ученых-исследователей.

Относительно различных видов практик. Например, по направлению 08.03.01 Строительство в Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики [15]. При этом учебная практика состоит из ознакомительной и изыскательской практик, производственная - из технологической, проектной и исполнительской типов практик. Из данного перечня вуз самостоятельно отбирает один или несколько типов практик. Кроме того, имеется преддипломная практика.

Переход на дистанционные практики - тоже довольно сложное мероприятие, которое требует сложной и трудоемкой подготовительной работы. Но плюсы ее очевидны, так как существенно расширяются возможности визуального восприятия, контактов со специалистами реального сектора экономики, получения актуальных материалов, текущего контроля со стороны преподавателя этапов прохождения практики. Учебная практика студентов обычно проводится на стройках города, в котором расположен вуз, что изначально ограничивает возможности для ознакомления с передовыми технологиями строительства объектов. Дистанционная практика может быть гораздо более насыщенной и привлекательной, давая обзор строительных площадок и знакомя студентов со строительными технологиями, используемыми ведущими строительными корпорациями различных стран мира. Возможна организация видео-конференц-связи с руководителями и инженерами, непосредственно задействованными на строительных площадках.

В настоящее время начинают появляться фирмы, которые предлагают свои услуги по организации и проведению различных дистанционных практик, разумеется, на платной основе, например, компания Leopold Education. И это понятно, так как в условиях реальных потребностей всегда появляются потенциальные предложения. Для того чтобы практики не превратились в профанацию, необходимо на российском уровне продумать и этот вопрос. На наш взгляд, наряду с онлайн-курсами по дисциплинам, должны появиться и онлайн-курсы по практикам. И еще в случае с практиками остается также главный вопрос, касающийся оценки уровня сформированности необходимых компетенций и практических навыков, позволяющих внедрять полученные знания в практической деятельности.

В целом вопрос оценки и оценочных средств в системе дистанционного обучения является одним из самых сложных, так как от него зависит конечный результат обучения. Насколько серьезно данный вопрос будет продуман и проработан, такой результат в итоге и будет получен. Оценочные средства, система зачета пройденной дистанционно дисциплины должны быть понятными и прозрачными. При этом наибольшая сложность заключается в оценке уровня сформированности компетенций по изученной дисциплине и компетенций, формирующихся посредством изучения нескольких разных дисциплин. Здесь непочатый край работы для методистов и экспертов.

Перспективы использования социальных сетей в образовательном процессе видятся в создании преподавателем постоянных групп обучающихся по своей дисциплине, к которой подключаются все новые студенты. Таким образом, в данной группе со временем окажутся не только студенты, изучающие данную дисциплину в настоящее время, но и выпускники, работающие на производстве, которые будут иметь возможность вносить коррективы в образовательный процесс, советовать, на что лучше обратить внимание, какие новые знания и навыки необходимы сейчас и нужны будут в перспективе реальному сектору экономики.

При массовом переходе российских вузов в 2011 г. на двухуровневую, так называемую Болонскую систему высшего образования мы, наряду со многими новшествами, в том числе столкнулись с модульной системой построения учебных планов, к которой успели уже привыкнуть [16]. Но при этом многие вузы не до конца перешли на индивидуальные учебные планы, ограничив выбор студентов элективными курсами или дисциплинами на выбор. В системе дистанционного образования модульность образования и индивидуализация образовательной траектории обучающегося напрашиваются сами собой, что требует также тщательной нормативной проработки, чтобы исключить все возможные риски и сделать данную систему понятной для всех участников образовательного процесса.

Благодаря дистанционным образовательным технологиям существенным образом может возрасти мобильность обучающихся, поскольку от них не требуется финансовых затрат, связанных с необходимостью переезда в зарубежную страну. Потребуется кардинальный пересмотр сетевой формы обучения, так как в условиях дистанционной формы обучения она становится, с нашей очки зрения, неким тормозом, ограничивающим студентов в свободном выборе изучаемых модулей и дисциплин, а также университетов, в которых работают авторы выбранных онлайн-курсов.

Отдельно хотелось бы затронуть проблему идентификации личности обучающегося в процессе проведения оценочных процедур. Это чисто российская специфика, так как ни один профессор известного зарубежного университета не поймет, если у него спросить, как он контролирует, сам ли студент ответил на вопрос, выполнил индивидуальное задание, или ему кто-то помог? После того, как вы попытаетесь свой вопрос объяснить, что называется, «на пальцах», профессор возмущенно спросит: «А для кого студент учится?». Отсюда вывод: чтобы дистанционная форма обучения в нашей стране состоялась, необходимо менять наш менталитет и систему приема на работу молодых специалистов, исключив всевозможные связи и звонки и оставив в качестве главного аргумента при приеме на работу знания, умения и навыки выпускника вуза.

Перед введением дистанционной формы обучения до сведения студентов и преподавателей необходимо довести Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» с целью сохранения их здоровья [17]. Главное внимание при этом необходимо обратить на п. 2 приложения 7, в котором говорится об организации занятий с ПЭВМ студентов вузов с учетом оптимального времени учебных занятий за компьютером и мерах, направленных на предупреждение развития переутомления обучающихся.

Если занятия в компьютерных классах за монитором не сильно утомляют зрение студентов, то прослушивание лекций и просмотр сопутствующих материалов на сотовых телефонах может негативно отразиться и привести к ухудшению их зрения из-за длительного сосредоточенного внимания, прикованного к небольшому экрану. С учетом того, что сегодняшние молодые люди навряд ли будут подолгу сидеть за компьютером, вполне прогнозируемо, что большинство из них будут учиться, что называется, «на бегу» с помощью сотовых телефонов. Для уменьшения негативных последствий необходимо продумать механизмы саморегуляции и контроля обучающихся при обучении с использованием мобильных устройств.

Для того чтобы дистанционное образование было более эффективным, российские вузы, имеющие финансовую возможность, могли бы обеспечивать студентов планшетами, в которых загружены все необходимые учебно-методические материалы, учебная литература за курс обучения, расписание занятий и другая полезная информация, которую можно регулярно обновлять и дополнять. Данные планшеты - альтернатива учебникам, выдаваемым сейчас вузовскими библиотеками. Но это для большинства российских вузов, разумеется, перспектива не завтрашнего дня, а более отдаленного будущего.

Заключение

Мы придерживаемся позиции, что дистанционная форма обучения студентов может обеспечить качественное высшее образование только при решении обозначенных нами задач и существующих проблем.

У нашей страны появился шанс догнать в этом вопросе ведущие страны мира и сказать свое веское слово в вопросе развития дистанционного образования, так как все необходимые ресурсы, главное - людские, в России имеются. Мы, как всегда, медленно запрягаем, но догнав должны продвинуться вперед дальше и быстрее всех.

С учетом того, что современные молодые люди, дети поколения Z, уже практически не отличают действительность от виртуальной реальности, будущее образования, хотим мы этого или нет, будет все больше связано с цифровыми технологиями и дистанционным образованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Сероштан М. В., Кетова Н. П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27-40. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.

2. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59, No. 4. P. 441-450.

3. Kellogg S., Edelmann A. Massively Open Online Course for Educators (MOOC-Ed) Network Dataset // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, No. 5. P. 977-983.

4. Fu J. S. ICT in Education: A Critical Literature Review and Its Implications // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2013. Vol. 9, Iss. 1. P. 112-125.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.03.2020).

6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», 2016. URL: https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 20.03.2020).

7. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191-194.

8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ, 2019. 343 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5.

9. Массовые открытые онлайн курсы - современная концепция в образовании и обучении / Ю. Л. Костюк, И. С. Левин, А. Л. Фукс [и др.] // Вестн. Томского гос. ун-та. 2014. № 1 (26). С. 89-98.

10. Чекалина Т. А., Тумандеева Т. В., Максименко Н. В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 44-52.

11. Тимошин С. П., Белага В. В. Web-сервис для интеграции актуальной информации с ведущих МООС-площадок // Открытое образование. 2017. Т. 21, № 4. С. 27-33.

12. Ткаченко И. С., Богатырева Ю. И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3, № 3. С. 44-50. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50.

13. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1055-1057. URL: https://moluch.ru/ archive/113/29321/ (дата обращения: 28.03.2020).

14. Черемисин А. Г., Багдасарова Д. Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования // Вестн. Донецкого пед. ин-та. 2017. № 2. С. 328-334.

15. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство». URL: https://base. garant.ru/71705256/ (дата обращения: 05.04.2020).

16. Высшее образование в немецкой и русской традициях: коллективная моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.

17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». URL: https://base.garant.ru/4179328/ (дата обращения: 06.04.2020).

References

1. Seroshtan M. V., Ketova N. P. Sovremennye rossiyskie universitety: pozitsionirovanie, trendy razvitiya, vozmozhnosti narashchivaniya konkurentnykh preimushchestv. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020, Vol. 29, No. 2, pp. 27-40. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.

2. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster. Business Horizons. 2016, Vol. 59, No. 4, pp. 441-450.

3. Kellogg S., Edelmann A. Massively Open Online Course for Educators (MOOC-Ed) Network Dataset. British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, No. 5, pp. 977-983.

4. Fu J. S. ICT in Education: A Critical Literature Review and Its Implications. International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2013, Vol. 9, Iss. 1, pp. 112-125.

5. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 20.03.2020).

6. Pasport prioritetnogo proekta "Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v Rossiyskoy Federatsii", 2016. Available at: https://base.garant.ru/71677640/ (accessed: 20.03.2020).

7. Kushcheva N. B., Terekhova V. I. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v vysshem obrazovanii Rossii. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2018, No. 1 (65), pp. 191-194.

8. Uvarov A. Yu., Geybl E., Dvoretskaya I. V. et al. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Moscow: Izd-vo VShE, 2019. 343 p. DOI: https://doi. org/10.17323/978-5-7598-1990-5.

9. Kostyuk Yu. L., Levin I. S., Fuks A. L. et al. Massovye otkrytye onlayn kursy -sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2014. № 1 (26), pp. 89-98.

10. Chekalina T. A., Tumandeeva T. V., Maksimenko N. V. Osnovnye napravleniya i perspektivy razvitiya onlayn-obucheniya. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018, No. 3 (31), pp. 44-52.

11. Timoshin S. P., Belaga V. V. Web-servis dlya integratsii aktualnoy informatsii s vedushchikh MOOS-ploshchadok. Otkrytoe obrazovanie. 2017, Vol. 21, No. 4, pp. 27-33.

12. Tkachenko I. S., Bogatyreva Yu. I. Ispolzovanie vozmozhnostey sotsialnykh setey v obrazovatelnom protsesse. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2017, Vol. 3, No. 3, pp. 44-50. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50.

13. Abramova O. M., Solovyeva O. A. Ispolzovanie sotsialnykh setey v obrazovatelnom protsesse. Molodoy uchenyy. 2016, No. 9, pp. 1055-1057. Available at: https://moluch.ru/ archive/113/29321/ (accessed: 28.03.2020).

14. Cheremisin A. G., Bagdasarova D. G. Obrazovanie i sotsialnye seti: polozhitelnye i otritsatelnye aspekty ikh ispolzovaniya. Vestn. Donetskogo ped. in-ta. 2017, No. 2, pp. 328-334.

15. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2017 No. 481 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 08.03.01 Stroitelstvo". Available at: https://base.garant. ru/71705256/ (accessed: 05.04.2020).

16. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. et al. Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: kollektivnaya monogr. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledovaniy, 2016. 272 p.

17. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 03.06.2003 No. 118 "O vvedenii v deystvie sanitarno-epidemiologicheskikh pravil i normativov SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03". Available at: https://base.garant.ru/4179328/ (accessed: 06.04.2020).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 07.04.2020 The article was received on 07.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.