Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЮРИСТ / СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тттян Лёва Лёвович

В представленной статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие в ходе осуществления деятельности юридических клиник посредством дистанционных технологий. Определён современный вектор движения в развитии юридического образования с учётом специфики виртуальной юридической клиники. Выделены условия построения эффективного образовательного процесса в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Обоснована актуальность введения дистанционной работы юридических клиник в высших учебных заведениях для повышения уровня юридического образования. Предложены пути решения проблем, с целью оказания необходимой правовой помощи социально незащищённым группам населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE WORK OF LEGAL CLINICS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article discusses some of the problems that arise in the course of the activities of legal clinics through remote technologies. The modern vector of movement in the development of legal education is determined, taking into account the specifics of the virtual legal clinic. The conditions for building an effective educational process in a period of unfavorable epidemiological situation are highlighted. The relevance of the introduction of remote work of legal clinics in higher educational institutions to improve the level of legal education is substantiated. The ways of solving problems are proposed in order to provide the necessary legal assistance to socially unprotected groups of the population.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Тттян Лёва Лёвович Российская таможенная академия Юридический факультет Россия, Люберцы l.tttyan@yandex.ru Tttyan Lyova Levovich Russian Customs Academy Faculty of Law Russia, Lyubertsy l.tttyan@yandex.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК: ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в представленной статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие в ходе осуществления деятельности юридических клиник посредством дистанционных технологий. Определён современный вектор движения в развитии юридического образования с учётом специфики виртуальной юридической клиники. Выделены условия построения эффективного образовательного процесса в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Обоснована актуальность введения дистанционной работы юридических клиник в высших учебных заведениях для повышения уровня юридического образования. Предложены пути решения проблем, с целью оказания необходимой правовой помощи социально незащищённым группам населения.

Ключевые слова: дистанционная юридическая клиника, дистанционные технологии, профессиональные навыки, юрист, стандарты высшего образования.

31

Г В О ПР О С Ы РОССИЙСКОЙ ВЫПУСК № 17

УДК 37.013.46

REMOTE WORK OF LEGAL CLINICS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF

DEVELOPMENT

Annotation: the article discusses some of the problems that arise in the course of the activities of legal clinics through remote technologies. The modern vector of movement in the development of legal education is determined, taking into account the specifics of the virtual legal clinic. The conditions for building an effective educational process in a period of unfavorable epidemiological situation are highlighted. The relevance of the introduction of remote work of legal clinics in higher educational institutions to improve the level of legal education is substantiated. The ways of solving problems are proposed in order to provide the necessary legal assistance to socially unprotected groups of the population.

Key words: distance legal clinic, distance technologies, professional skills, lawyer, standards of higher education.

Распространение короновирусной инфекции COVID-19 привело к необходимости введения ограничительных мер, затронувших все аспекты социальной жизни общества. Прежде всего, изменился не только порядок работы образовательных организаций, но и организация учебного процесса. Была введена система дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которая не обошла стороной и юридические клиники.

Как нам известно, юрист это социально-ориентированная профессия. Для того чтобы сохранить данный статус, необходимо не только знать правовые нормы и правила их применения, но и уметь выстраивать общение с людьми. В период пандемии, когда живое общение заменятся «виртуальным», вопрос о взаимодействии между людьми становится наиболее острым.

С теоретической точки зрения, порядок работы клинициста в дистанционном формате ничем не отличается от очного: интервьюирование

посетителя, формирование фабулы дела, моделирование различных вариантов по разрешению дела, определение позиции по делу и составление процессуальных документов. Единственное нововведение в данные мероприятия это - компьютерные и информационные технологии, которые способствуют взаимодействию с посетителями юридической клиники. При этом, по мнению А.В. Эктова, технически такая дистанционная работа может осуществляться, в частности, 1) обменом сообщениями с посетителем юридической клиники с помощью электронной почты; 2) через виртуальную приемную (Web-приёмная) - интернет-страницу, содержащую форму, заполнение которой позволяет потенциальному посетителю отправить в юридическую клинику электронное обращение, связанное с оказанием ему бесплатной юридической помощи; 3) смешанным путем, когда посещение юридической клиники осуществляется в web-приёмной, а общение посредством телефонных звонков, в том числе и с помощью видео-конференц-связи (ВКС) [7, с. 150].

Немного остановимся на работе клинициста в таком виртуальном формате. Интервьюирование, в большинстве случаев, проходит в режиме on-line звонков в каком-либо мессенджере, например, в мобильных приложениях «WhatsApp» или «Viber». Преимущественно спросом пользуются такие программные обеспечения, где возможно установить видеосвязь с собеседником. Такие сервисы удобны в общении с клиентом: во-первых, посетитель находится в домашней или привычной для него обстановке, а это минимизирует волнение и другие сопутствующие негативные факторы; во-вторых, происходит экономия времени, ввиду отсутствия необходимости очно посещать юридическую клинику; в-третьих, бесконтактное общение существенно уменьшает риски заболеть.

Обращаясь к подпункту 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который устанавливает: «Социальная справедливость и социальная

ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи» [1], следует отметить, что с помощью таких дистанционных технологий данный принцип будет реализован в полном объёме. Прежде всего, речь идёт о гражданах, которым не только затруднительно добираться до места нахождения юридических клиники, но и которые испытывают большие эмоциональные переживания при общении в помещения с большим скоплением людей. Теперь, когда общение перешло закрытый онлайн формат, где находится только стажер-консультант и гражданин, нуждающийся в правовой помощи, разговор принимает более конфиденциальный статус.

Кроме того, студент не испытывает никаких трудностей при использовании таких технологий, потому как обращается к ним в повседневной жизни. Также немаловажную роль в работе виртуальной юридической клиники играет электронная почта. Благодаря развитию электронному документообороту в России, роль данного средства коммуникации только возросла. С помощью неё клиницист запрашивает у посетителя необходимые документы, отправляет ему заключение по делу и процессуальные документы. И в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации это единственный вариант для оказания правовой помощи клиенту и оптимизации работы юридических клиник. Хотя нам представляется необходимым, чтобы такой формат работы сохранялся и после снятия всех ограничительных мер.

Однако, С.Е. Выползова отмечает, что дистанционная форма может вызвать недопонимание между консультантом и клиентом по вопросам непосредственно касающимися правовой проблемы посетителя [5, с. 20]. С этим аргументом нельзя не согласиться, но в то же время такие случаи возникают и при очном консультировании посетителя юридической клиники. Хотя с применением дистанционных технологий решение таких проблем будет проще и эффективнее, потому как увеличится частота общения с клиентом. Другой вопрос как быстро граждане, в особенности люди пенсионного возраста, смогут

освоить дистанционные технологии, чтобы иметь возможность посещать юридическую клинику в виртуальном формате. Анализируя данную проблему, К.С. Тишкович утверждает: «Решение этой проблемы в юридической клинической работе видится в организации системы взаимодействия, сотрудничества и посредничества с органами государственной власти и местного самоуправления, социальными учреждениями и некоммерческими организациями, способными оказать техническую поддержку для получения гражданами помощи онлайн. В том числе в рамках оказываемых социальных услуг в форме социального обслуживания, предоставляемого поставщиками социальных услуг на дому» [6, с. 108].

Широкое внедрение дистанционных технологий в работу юридических клиник при вузах будет способствовать развитию профессиональных навыков будущих юристов. На это также ориентирует федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Так, согласно пункту 7.12 ФГОС ВО утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763: «В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества» [3]. В таких рамках, студент юридической клиники приобретает навыки работы с информационными технологиями и информационно-справочными системами, повышает навыки ведения делового письма, а также обучается этики общения в сети «Интернет». Учитывая, что востребованность данных навыков с каждым годом будет только возрастать, студент-клиницист будет особо замотивирован при участии в работе юридической клиники. Такие навыки в рамках высшего юридического образования можно будет получить только будучи студентом юридической клиники. Кроме этого, законодатель в Приказе Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 «О внесении изменений в

федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» абзаце 5 пункта 7.3.1 регламентирует: «В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью» [4]. Также обратимся к пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [2]. Иными словами, законодатель предусмотрел возможность для дистанционного клинического образования.

Таким образом, функционирование юридической клиники при помощи дистанционных технологий и других инновационных средств отвечает требованиям современного образования. Однако, на наш взгляд, нельзя упускать тот факт, что предшествующим этапом в виртуальной работе юридической клиники выступает организационный этап. Руководителю юридической клиники, преподавателям-кураторам необходимо постоянно проводить тренинги с клиницистами по использованию дистанционных технологий, настраивать информационную среду по приёму и обработке сообщений от посетителей. Стажёр юридической клиники, в свою очередь, должен освоить такие технологии, правила этикета общения в сети «Интернет». Это всё позволяет дистанционной юридической клиники, а в частности её структуре, находиться в гибком и вариативном состоянии. Данный этап сложно осуществить без специальных знаний и навыков, поэтому без налаженной системы работы в очном формате, не может идти речи об эффективной деятельности юридической клиники в виртуальном варианте.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 01.07.2021) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152039.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 14. 04.04.2011.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // Официальный интернет портал правовой информации www.pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708080037.

5. Выползова С. Е. Специфика дистанционной формы юридической клиники на базе высшего учебного заведения. - Курган: Юридические клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи Российской Федерации: история, реальность, стратегия развития, взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями. Материалы Всероссийской конференции с международным участием, 2020. С. 18-21.

6. Тишкович К. С. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЮРИДИЧЕСКОМУ КЛИНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Вестник

ОмГУ. Серия. Право. 2021. [Электронный ресурс] // URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-yuridicheskomu-

klmicheskomu-obucheniyu-problemy-i-perspektivy.

7. Эктов А. В. «Дистанционная» юридическая клиника как форма практико-ориентированного обучения в вузе. Ярославский педагогический вестник. 2018. [Электронный ресурс] // URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-yuridicheskaya-klinika-kak-forma-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-v-vuz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.