Научная статья на тему 'Дистанционная подготовка сотрудников полиции к применению технических средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий'

Дистанционная подготовка сотрудников полиции к применению технических средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МЕТАЛЛОДЕТЕКТОРЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭИОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшин Иван Иванович, Тимофеев Виктор Владимирович, Иванов Игорь Петрович

В статье рассмотрены вопросы организации повышения квалификации сотрудников полиции, привлекаемых по обеспечению общественной безопас-ности на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года, проводимом в России. Рассматриваются аспекты нормативно-правового регулирования вопросов реализации образовательного процесса по указанному направлению подготовки с использованием дистанционной формы обучения в образовательных организациях системы МВД России. Обобщен положительный опыт подготовки сотрудников полиции в Барнаульском юридическом институте МВД России по использованию средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий. Обучение сотрудников полиции в организациях системы МВД России строится с учетом накопленного положительного опыта по комплексному решению вопросов общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. На основании изложенного, можно сделать следующие выводы: При подготовке к крупным массовым мероприятиям необходимо заблаговременно определять перечень моделей технических средств досмотра, запланированных к применению сотрудниками полиции при охране общественного порядка. Обеспечить поставку образцов указанных досмотровых средств в образовательные организации системы МВД России, осуществляющих подготовку личного состава. Для решения поставленных задач, в ходе образовательного процесса, необходимо более эффективно использовать электронные тренажеры и досмотровую технику. На конкретных объектах по охране общественного порядка организовать инструктаж личного состава по владению имеющимися образцами специальной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюшин Иван Иванович, Тимофеев Виктор Владимирович, Иванов Игорь Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционная подготовка сотрудников полиции к применению технических средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий»

Дистанционная подготовка сотрудников полиции к применению технических средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий

Кирюшин Иван Иванович

преподаватель, кафедра информатики и специальной техники, Барнаульский юридический институт

МВД России

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Песчаная, 80

ЕЗ kii22@rambler.ru

Тимофеев Виктор Владимирович

кандидат технических наук

доцент, кафедра Информатики и специальной техники, Барнаульский юридический институт МВД

России

656922, Россия, Алтайский Край область, г. Барнаул, ул. Тимуровская, 62

И v.v.timofeev@bk.ru

1/Ъанов №орь Петрович

кандидат педагогических наук доцент, кафедра информатики и математики, Краснодарский университет МВД России 350005, Россия, Краснодарский Край область, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128

И iv_on_off@mail.ru Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"

Аннотация.

В статье рассмотрены вопросы организации повышения квалификации сотрудников полиции, привлекаемых по обеспечению общественной безопас-ности на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года, проводимом в России. Рассматриваются аспекты нормативно-правового регулирования вопросов реализации образовательного процесса по указанному направлению подготовки с использованием дистанционной формы обучения в образовательных организациях системы МВД России. Обобщен положительный опыт подготовки сотрудников полиции в Барнаульском юридическом институте МВД России по использованию средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий. Обучение сотрудников полиции в организациях системы МВД России строится с учетом накопленного положительного опыта по комплексному решению вопросов общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:При подготовке к крупным массовым мероприятиям необходимо заблаговременно определять перечень моделей технических средств досмотра, запланированных к применению сотрудниками полиции при охране общественного порядка.Обеспечить поставку образцов указанных досмотровых средств в образовательные организации системы МВД России, осуществляющих подготовку личного состава.Для решения поставленных задач, в ходе образовательного процесса, необходимо более эффективно использовать электронные тренажеры и досмотровую

технику.На конкретных объектах по охране общественного порядка организовать инструктаж личного состава по владению имеющимися образцами специальной техники.

Ключевые слова: средства контроля, подготовка полиции, технические средства, мета л л од ете кторы , обеспечение безопасности, дистанционное обучение,

профессиональная подготовка, обучение сотрудников полиции, подготовка кадров, ЭИОС

DOI:

10.7256/2454-0692.2018.4.27377

Дата направления в редакцию:

11-09-2018

Дата рецензирования:

11-09-2018

Обучение сотрудников полиции в организациях системы МВД России строится с учетом накопленного положительного опыта по комплексному решению вопросов общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Материалы настоящей работы подготовлены с учётом имеющегося опыта, наработанного профессорско-преподавательским составом Барнаульского юридического института МВД России, в ходе обучения сотрудников полиции для участия в охране общественного порядка на чемпионате мира по футболу FIFA 2018.

С учётом количества подготавливаемых сотрудников и срока их подготовки, занятия с ними проводились по дистанционной форме обучения. Данное решение потребовало комплексной переработки учебных материалов и методических подходов по организации и проведению учебных занятий.

В прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым, сфера образования отнесена к перспективным рынкам и продуктовым группам.

П рогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет наиболее перспективные области развития науки и техники на период до 2030 года, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ страны. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера по различным направлениям развития.

Реализация и развитие перечисленных мероприятий предполагается на основе: внедрения и использования алгоритмов и программного обеспечения для обработки

мультимедийной информации в сетях хранения; распараллеливания операций выявления семантических связей; разработки алгоритмов и программного обеспечения для самообучающихся систем машинного перевода; создания аналитического программного обеспечения нового поколения; формирования мультиструктурных и мультимодальных хранилищ информации.

«Горизонтальный» характер рассматриваемой сферы способствует внедрению в неё как инфраструктурных, так и специфических отраслевых решений, которые в долгосрочном периоде должны обеспечить наибольшую динамику роста общей эффективности образовательной сферы, в том числе и в образовательных организациях системы МВД России.

В ведомственной системе высшего образования предполагается наращивание информационных образовательных ресурсов для дистанционной формы реализации образовательного процесса, как для проведения лекционных, так и для семинарских и практических занятий по отдельным темам учебных дисциплин и модулей; мультимедийных средств поддержки различных форм обучения, адаптированных под современные форматы и требования; информационные базы как общеобразовательного, библиотечного, так и узкопрофессионального - юридического и специального технического профиля; узкопрофессиональные поисковые и библиотечные системы, предусматривающие доступ пользователей к ним с портативных устройств, оснащенных соответствующими приложениями.

Предлагаемая концепция перспективного развития информационного обеспечения образовательного процесса ведомственных образовательных организаций высшего образования системы МВД России ориентирована на следующие направления:

■ своевременную организацию повышения квалификации действующих сотрудников полиции, в том числе, обучающихся по дистанционной форме обучения;

■ разработку необходимых методических материалов образовательными организациями системы МВД России для обучающихся очной и заочной форм обучения по различным специальностям и направлениям подготовки;

■ выработку практических навыков использования специальной техники органов внутренних дел при подготовке учебных материалов для проведения занятий в системе служебной подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел;

■ подготовку методических рекомендаций для самостоятельного повышения образовательного уровня действующих сотрудников полиции различных должностных категорий, с размещением учебных материалов на информационных ресурсах образовательных организаций МВД России или на профильных порталах поддержки деятельности участкового уполномоченного полиции, следователя или дознавателя, разработанных сотрудниками Барнаульского юридического института МВД России.

Всестороннее использование информационного обеспечения образовательного процесса для ведомственных образовательных организаций высшего образования системы МВД

России является перспективным направлением их развития

Подписание Болонской конвенции определило вступление России в международное образовательное сообщество, что определило доминирование роли компетентностного подхода в подготовке выпускников высшей школы. Этот подход предусматривает переход от парадигмы знаний к системно-деятельностной парадигме.

В ходе выполнения указанной реорганизации возрастает роль самостоятельной работы значимость в образовательной деятельности формы и методы работы, эффективно стимул творческий подход к обучению.

образовательного процесса высшей школы обучающихся. Таким образом, особую высшего учебного заведения приобретают ирующие самостоятельную деятельность и

Следует отметить также, что инновационные технологии дистанционного обучения базируются преимущественно на самостоятельном получении учащимися необходимого объёма знаний требуемого качества. Дистанционное обучение, как форма реализации образовательного процесса, предполагает широкое использование всего спектра традиционных образовательных технологий, в первую очередь, в период проведения промежуточных и итоговый аттестаций и установочных сессий, а также современных информационных технологий: использования удалённого доступа к электронным ресурсам учебно-методических материалов и полнотекстовых библиотек, дистанционное

тестирование обучаемых [2, 12]. Кроме этого предполагается широкое внедрение лекций, практических занятий по ряду дисциплин и консультаций преподавателей, организованных в интерактивной форме.

Использование дистанционных форм реализации элементов образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования системы МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018).

Данный закон позволяет образовательным организациям реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных формах обучения или в их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся.

Более подробно применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ определено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, который устанавливает порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ.

В настоящее время вопросы применения дистанционных технологий образовательными организациями при реализации образовательного процесса по основным образовательным программам и различным специальностям, а также направлениям подготовки регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

■ приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)». Пункт 3.4. данного документа разрешает при реализации программы специалитета образовательной организации применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При этом, реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается;

■ приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)». В пункте 3.4. указанного приказа, разрешается при реализации программы специалитета образовательной организации применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В свою очередь, реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается;

■ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция (уровень бакалавриата)». Пункт 3.4., которого разрешает при реализации программы бакалавриата образовательной организации применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, а ограничения на реализацию программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий отсутствуют.

В целях оказания методической помощи образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях актуального законодательства об образовании, Минобрнауки России подготовило методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного и сетевого обучения (письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06).

В целях реализации положений Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004 - 2010 годы, во исполнение пункта 10.7.2. Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2006 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в деятельность образовательных организаций системы МВД России элементы дистанционных технологий внедрены во исполнение требований приказа № 497 от 23 июня 2006 г. «О внедрении системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России».

Дистанционная подготовка сотрудников полиции к использованию средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий, осуществляемая на базе Барнаульского юридического института МВД России, реализуется согласно методическими рекомендациями по организации образовательного процесса по программам профессионального обучения (повышения квалификации и переподготовки) и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, разработанными преподавательским составом Барнаульского юридического институтом МВД России, совместно с Белгородским юридическим институтом МВД России имени И.Д. Путилина.

В ходе организации и реализации образовательного процесса повышения квалификации сотрудников полиции по использованию средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий, профессорско-преподавательский состав Барнаульского юридического института МВД России руководствовался положениями Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Анализируя результаты подготовки сотрудников полиции по использованию средств контроля и досмотра при проведении международных спортивных мероприятий, осуществлённой с использованием дистанционных форм реализации образовательного процесса, следует отметить, что основной проблемой реализации образовательного процесса по дистанционной форме явилась организация проведения практических занятий.

Обозначенная проблема обусловлена несколькими факторами:

■ необходимостью наличия у обучающихся достаточного уровня базовой подготовки по осваиваемой дисциплине;

■ уровень базовой подготовленности обучающихся в группе не должен иметь существенных различий, чего на практике невозможно добиться в ходе формирования списочного состава учебных групп;

■ необходимостью наличия у обучающихся технических средств, подлежащих изучению на практических занятиях;

■ желательно наличие у обучающихся практических навыков использования технических средств контроля и досмотра аналогичных изучаемым.

Комплектование обучающихся в группы по степени их подготовленности является организационной проблемой, а её решение затруднительно по ряду причин. Группы формируются по должностным категориям обучающихся сотрудников, либо структурному признаку подразделения, которое они представляют. Количество отдельных категорий сотрудников не всегда позволяет выделить их в отдельные группы, например, руководящий состав. В то же время уровень базовой подготовки сотрудников по изучаемой дисциплине на момент формирования учебных групп неизвестен. В связи с этим, коррекция базового уровня подготовки отдельных обучающихся сотрудников, до среднего в группе, выполняется ими в ходе самостоятельных занятий.

Ведомственная нормативная база, определяющая обеспеченность территориальных органов техническими средствами, предусматривает использование различных моделей поисковой и досмотровой техники аналогичного функционального назначения, имеющей свои конструктивные особенности и отличия в расположении и назначении элементов настройки и управления. Имеющаяся в территориальных органах и подразделениях поисковая и досмотровая техника имеет существенное многообразие моделей и их модификаций. Кроме этого, отсутствует достоверная информация о марках и моделях поисковой и досмотровой техники, которая планируется к применению по месту проведения международного спортивного мероприятия. В решении этой задачи ключевую роль играет качественный подбор учебного материала, соответствующего целям и задачам обучения.

В программу подготовки сотрудников полиции по применению средств контроля и досмотра при проведении чемпионата мира по футболу 2018 был включён обзор современного состояния отечественной и зарубежной досмотровой техники. П рактические вопросы эксплуатации досмотровой техники рассматривались на примере имеющихся в институте образцов. Данный подход к организации обучения позволил не делать жесткой привязки формируемых у обучающихся умений и практических навыков к конкретным моделям техники.

В условиях ограниченного объёма учебных занятий и достаточно коротких сроков

обучения сотрудников полиции, принимающих участие в обеспечении общественного порядка в ходе проведения чемпионата мира 2018, особенно важна максимальная эффективность образовательного процесса.

В целях повышения эффективности и качества подготовки сотрудников полиции к применению средств контроля и досмотра при проведении чемпионата мира по футболу 2018 широко использовались возможности существующей в БЮИ МВД России

электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС)[4-5], реализованной с использованием сервиса системы управления обучением Moodle. Данная система позволила реализовать на её базе элементы дистанционного обучения -полную поддержку методического сопровождения и дидактического наполнения образовательного процесса [4-5, 12] по разделу «Тактико-специальная подготовка» блока специальной подготовки, по использованию и применению средств контроля и досмотра. При этом, доступ обучающихся к указанным ресурсам осуществлялся с использованием различных телекоммуникационных устройств: компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Данное техническое решение организации доступа к ЭИОС позволило максимально обеспечить учебным материалом самостоятельные занятия

обучающихся и предоставить им средства самоконтроля полученных знаний [6, 7].

Следует отметить положительный опыт использования электронного тренажёра, разработанного сотрудниками Краснодарского университета МВД России, в ходе реализации образовательного процесса по указанному разделу. Его использование позволило сформировать у обучающихся навыки выявления запрещённых предметов в ручной клади и багаже, в ходе анализа изображений, полученных с использованием досмотровой техники, реально отсутствующей в наличии в Барнаульском юридическом институте МВД России [8-11].

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:

1 . При подготовке к крупным массовым мероприятиям необходимо заблаговременно определять перечень моделей технических средств досмотра, запланированных к применению сотрудниками полиции при охране общественного порядка.

2 . Обеспечить поставку образцов указанных досмотровых средств в образовательные организации системы МВД России, осуществляющих подготовку личного состава.

3 . Для решения поставленных задач, в ходе образовательного процесса, необходимо более эффективно использовать электронные тренажеры и досмотровую технику.

На конкретных объектах по охране общественного порядка организовать инструктаж личного состава по владению имеющимися образцами специальной техники.

Библиография

1. Тимофеев В.В. Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности образовательных организаций высшей школы // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 4 (38). С. 162-166.

2. Гридасова Л.В., Константинова Т.К., Тимофеев В.В. Реализация принципов электронного и сетевого обучения слушателей заочной формы обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. Барнаул: БЮИ МВД России. 2013. Вып. № 22. С. 43-45.

3. Кирюшин И.И. Единое информационно-образовательное пространство институтов

МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 91-95.

4. Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. Обучение через тестирование в MOODLE и STELLUS // Кибернетика и программирование. 2017. № 1. С. 69-74.

5. Литвинов В.А. Автоматизация процесса подготовки материалов для LMS MOODLE // Математические методы и информационно-технические средства материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. (под ред.: И.Н. Старостенко, кандидат физико-математических наук, доцент (председатель); Е.В. Михайленко, кандидат физико-математических наук, доцент (заместитель председателя); М.В. Шарпан, кандидат физико-математических наук; А.А. Хромых, кандидат физико-математических наук. 2017. С. 157-160.

6. Кирюшин И.И. Использование глобальной сети интернет и ведомственных информационно-телекоммуникационных систем для реализации элементов дистанционного обучения курсантов Барнаульского юридического института МВД России // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции (под ред. С.К. Бурякова). Барнаул: БЮИ МВД России. 2017. С. 300-302.

7. Иванов, И.П. Информационные технологии как фактор повышения качества обучения // Подготовка сотрудников полиции к использованию информационных технологий в борьбе с преступностью: материалы Всерос. Науч.-практ. конф. (6-7 декабря 2011 г., г. Волгоград) / под общ. Ред В.И. Третьякова, Н.В. Ходяковой. -Волгоград: ВА МВД России, 2012. С 188-193.

8. Еськов А.В., Кирюшин И.И. Обучение курсантов поиску тест-объектов с использованием металлодетектора // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 2 (27). С. 63-65.

9. Тимофеев В.В., Имамова В.Р. Визуализация информации об объекте поиска с помощью металлоискателя годографа // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 226-227.

10. Тимофеев В.В., Кирюшин И.И. Использование современных технологий обучения при изучении магнитного томографа «ЗОНД-П» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 228-230.

11. Тимофеев В.В., Кирюшин И.И. Реализация современных технологий образовательного процесса по дисциплине «Специальная техника ОВД» с использованием магнитного томографа «ЗОНД-П» // Научно-технический портал МВД России. 2017. № 1. С. 17-22.

12. Иванов И.П. Информационные технологии в образовательном процессе Краснодарского университета МВД России // Математические методы и информационно-технические средства: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф., 16 июня 2017 г. / редкол. И.Н. Старостенко, Е.В. Михайленко, М.В. Шарпан, А.А. Хромых. - Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2017. - С. 119-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.