4. Золотовская, Л. А. Рефлексивная активность как элемент модели выпускника современного военного вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - С. 96-99.
5. Кодзоков, С. А. Применение педагогических подходов в целях стимулирования деятельности курсанта в развитии компетенции целеполагания в самостоятельной работе : дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01. - СПб., 2014. - 162 с.
6. Олейников, А. В. Особенности организации рефлексивного типа обучения общевоенным дисциплинам в условиях информатизации учебного процесса в военном вузе // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2010. - № 28.
7. Романенко, Н. Л. Педагогические условия развития рефлексивной позиции законопослушного поведения курсантов военных вузов внутренних войск МВД России : дис. на канд. пед. наук, 13.00.01. - СПб., 2011. - 141 с.
8. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. -№ 2.- С. 92-115.
9. Анисимов, О. С. Основы методологии. - М.: РАМиА, 1994. - 306 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.- 252 с.
11. Кривых, С. В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе : спецкурс для учителей и методические рекомендации. - Новокузнецк: Изд. ИПК, 1998. - 151 с.
12. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности // Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - С. 64-125.
13. Щедровицкий, П. Г. Введение в мыследеятельностную педагогику. - Кемерово, 1990. - 87 с.
14. Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета (федеральный выпуск № 3711). - 2005. - 3 марта 2005 года.
УДК - 378.046.4
О.К. Асекретов*, С.А. Горелов**
Организация обучения сотрудников сводных отрядов полиции, привлекаемых для обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий в регионах Российской Федерации
В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования процесса организации обучения сотрудников сводных отрядов полиции во время подготовки и проведения крупномасштабных массовых мероприятий. Проведение дополнительных мероприятий по качественному отбору личного состава из практических органов с последующим контролем за повышением эффективности профессионализма и развития профессионально-специализированных компетенций у специалистов. Приводится разработанная схема эффективной подготовки в процессе организации обучения сотрудников сводных отрядов полиции, привлекаемых для обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий в регионах Российской Федерации. Рассматриваются рекомендации по оптимизации и модернизации обучения сотрудников сводных отрядов в экстремальных условиях несения службы. На основе практической деятельности, а именно, анализа обучения сводных отрядов на объектах обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий, даются практические рекомендации.
Ключевые слова: организация обучения, сводные отряды полиции, прогнозирование, модернизация учебного процесса, совершенствование обучения в экстремальных условиях прохождения службы, органы внутренних дел, образовательные организации.
O.K. Asecretov*, S.A. Gorelov**. Organization of training for consolidated police units involved to ensure that large-scale public events in the regions of the Russian Federation. The article discusses the need to improve the organization of training while providing large-scale events in the regions of the Russian Federation with the staff of the consolidated police units is discussed. Additional activities for qualitative selection of personnel with practical enforcement, with the subsequent control for improving the efficiency and professionalism of professional and specialized competencies among specialists. The scheme provides
* Асекретов, Олег Константинович, заместитель начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
** Горелов, Станислав Александрович, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206 г Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
* Asecretov, Oleg Konstantinovich, Deputy Head of the Department of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the MIA of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.
** Gorelov, Stanislav Alexanrovich, lecturer the department of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the MIA of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93. © Асекретов О.К., Горелов С.А., 2016
Асекретов О.К., Горелов С.А. Организация обучения сотрудников сводных отрядов полиции...
effective training in the organization of training of consolidated police units, for large-scale events in the regions of the Russian Federation. Is presented recommendations on the optimization and upgrading training of consolidated units in extreme conditions of service, are considered. On the basis of practical activities, namely the analysis of the summary of training units at the facilities to ensure a large-scale public events practical advice is given.
Keywords: learning organization, consolidated police units, forecasting, modernization of the educational process, improving training in extreme conditions of service, internal affairs agencies, educational organizations.
В настоящее время в нашей стране достаточно часто проводятся крупномасштабные массовые мероприятия - встречи глав государств, экономические форумы, спортивные состязания и другие массовые мероприятия. Одним из самых масштабных мероприятий за последнее время были XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры 2014 г. С момента закрытия Олимпийских игр начиналась усиленная подготовка к проведению XXI Чемпионата мира по футболу FIFA (Federation international de football association), который будет проводиться с 14 июня по 15 июля 2018 г. в одиннадцати городах Российской Федерации.
Все крупномасштабные массовые мероприятия характеризуются большим количеством зрителей, и не только граждан России, но и граждан иностранных государств, а также огромным вниманием со стороны средств российских и зарубежных средств массовой информации, мировой общественности. Так, XXII Олимпийские и XI Паралимпийские игры 2014 г. посетили 50 глав государств, 60 делегаций международных организаций и министерств спорта, 2859 спортсменов из 88 стран мира. Всего было продано более 1,4 млн. билетов на спортивные соревнования, более 2 млн. человек посетили Олимпийский парк, проводились трансляции по средствам массовой информации в объёме 100 тысю часов вещания, получено 13 млрд. откликов в социальных сетях. Площадь особо охраняемой территории составила 42 тыс. га. Особое внимание на Олимпийских объектах уделялось безопасности.
По нашему мнению, у недоброжелателей всегда будет соблазн навредить репутации нашей страны, сорвать проведение мероприятий. Поэтому во время подготовки и проведения крупномасштабных массовых мероприятий усиливается вероятность угроз совершения террористических актов, различных психологических провокаций, негативного освещения работы сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих досмотровые мероприятия на охраняемых объектах, в средствах массовой информации, давления с помощью современных интернет-технологий. В связи с этим на сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность и общественный порядок при проведении крупномасштабных мероприятий, ложится огромная ответственность за выполнение служебных задач.
Такие задачи могут выполнить только профессионально компетентные специалисты, хорошо подготовленные и обученные сотрудники полиции, обладающие высокой стрессоустойчивостью, навыками работы с гражданами и другими профессионально важными качествами. Исходя из выше изложенного, требуется длительная подготовка сотрудников органов внутренних дел, а именно:
- подбор и расстановка кадров при формировании сводных отрядов;
- прохождение медицинской комиссии личным составом;
- прохождение психофизиологического обследования;
- организация тылового и материально-технического обеспечения;
- обеспечение средствами связи;
- обеспечение приборами обнаружения взрывчатых веществ и техническими средствами досмотра;
- организация питания и проживания сводных отрядов полиции;
- прохождение обучения в учебном центре по авиационной и транспортной безопасности ЗАО «АэроМАШ - Авиационная Безопасность» по программе подготовки инспекторов технических средств досмотра при осуществлении допуска посетителей и персонала на объекты транспорта и массовых мероприятий, с получением сертификата авиационного учебного центра.
Одним из важных моментов подготовки личного состава являются организация и проведение обучения, которые включают: 1) профессионально-специализированный отбор; 2) инструктажи научно-педагогического состава, убывающего к месту проведения служебной командировки с целью обучения личного состава; 3) ознакомление личного состава с инструкциями сотрудникам досмотровых нарядов, в которых расписаны задачи службы, действия в случае возникновения внештатных ситуаций, по различным сигналам и вводным; 4) обучение личного состава в местах дислокации до отправки к месту несения службы; 5) обучение сводных отрядов полиции по прибытию в пункты временной дислокации до начала службы и непосредственно во время несения службы, в часы, отведенные для обучения, согласно тематическим планам и расписаниям занятий; 6) применение в обучении памятки «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел»; 7) применение в обучении памятки «Несение службы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период проведения крупномасштабных массовых мероприятий»; 8) разработка и применение в учебном процессе методических рекомендаций по проведению занятий в период проведения крупномасштабных массовых мероприятий; 9) разработка и применение в учебном процессе альбома схем по организации и обеспечению досмотровых мероприятий; 10) проведение практических занятий с помощью моделирования тактико-служебных ситуаций.
Мы полагаем, что при соблюдении вышеперечисленных пунктов в дальнейшем удастся улучшить организацию проведения обучения, учитывая опыт, полученный во время подготовки к
Структурное подразделение региона МВД Российской Федерации
Образовательные организации МВД России
Строевые подразделения
Прохождение медицинской комиссии
л.
Прохождение медицинской комиссии
Прохождение обучения ЗАО «Аэро МАШ» с получением сертификатов
л.
Прохождение психофизиологического освидетельствования
Дополнительные занятия по практике проведения досмотра и работе с приборами обнаружения
Морально психологическая подготовка
Прохождение психофизиологического освидетельствования
службе и выполнению задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г.
На основании проведенного аналитического исследования основными недостатками в организации обучения личного состава сводных отрядов полиции во время проведения крупномасштабных массовых мероприятий можно выделить следующие.
1. Не весь научно-педагогический состав, прибывший в служебную командировку в город Сочи с целью обучения личного состава правилам несения службы на досмотровых комплексах, был назначен с профилирующих и специализированных кафедр.
2. Научно-педагогический состав прибыл в составе сводных отрядов подразделений и выполнял функции строевых офицеров, в результате чего возникали ситуации, когда преподаватель должен был одновременно находиться на двух совещаниях, проводить занятия вне пункта временной дислокации и руководить личным составом.
3. Перед убытием в служебную командировку и в течение первого месяца отсутствовало расписания занятий и, как правило, преподаватель узнавал тему занятий и с каким сводным отрядом полиции он их проводит, непосредственно перед началом занятий, поэтому полноценная подготовка к занятиям отсутствовала.
4. В начале процесса обучения отсутствовали инструкции всем сотрудникам досмотровых нарядов, старшим смен и операторам рентгенотелевизионных установок, по которым необходимо обучать и проводить практические занятия с личным составом, заступающим на службу.
Из схемы (рис. 1) видно, что при подготовке к выполнению служебных задач для обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий в регионах Российской Федерации в строевых подразделениях, в отличие от сотрудников образовательных организаций МВД России, отсутствует организация обучения на местах, до убытия к месту несения службы. Во время проведения практических занятий по прибытию к месту несения службы на объекты выяснилось, что у сотрудников строевых подразделений недостаточно практического опыта и не хватает необходимых знаний для эффективного выполнения служебных задач. В связи с этим полагаем, что при организации и проведении обучения для качественной подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач для обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий в регионах Российской Федерации необходимо: 1) для организации и проведения практических занятий назначать преподавателей образовательных организаций МВД России и руководителей подразделений, имеющих большой практический опыт; 2) формирование сводных отрядов полиции и резерва начинать заблаговременно, чтобы сотрудники смогли не только пройти медицинскую комиссию и обучение до прибытия к месту несения службы, но и психологически подготовится к служебной командировке; 3) составление учебных планов, расписаний занятий осуществлять заблаговременно, до начала процесса обучения; 4) во время составления учебных планов, расписаний занятий и в процессе обучения сотрудников полиции, выполняющих служебные задачи в составе досмотровых групп, уделять особое внимание изучению инструкций, проведению практических занятий, отработке действий по различным вводным.
Как пример, можно рассмотреть «Инструкцию старшего смены сводного отряда полиции» и «Инструкцию оператора рентгенотелевизионного интроскопа» «Инструкции группы досмотра»,
Рис. 1. Подготовка организации обучения сотрудников
сводных отрядов полиции, для обеспечения крупномасштабных массовых мероприятий в регионах Российской Федерации.
Асекретов О.К., Горелов С.А. Организация обучения сотрудников сводных отрядов полиции...
разработанные сотрудниками кафедры деятельности ОВД в особых условиях во время несения службы по обеспечению охраны общественного порядка на XXII Олимпийских и XI Паралимпийских играх 2014 г. в городе Сочи.
1. Старшим смены назначается офицер из числа командиров рот сводного отряда полиции
2. Несение службы осуществляет на (указывается название объекта) объектах в зоне досмотра пешеходов, в составе досмотровой группы.
3. Выполняя служебные обязанности, старший смены сводного отряда полиции руководствуется:
- Федеральным Законом Российской Федерации (название закона);
- Указом Президента Российской Федерации (название указа);
- политикой (указывается название мероприятия);
- процедурой досмотра;
- инструкциями и руководством по эксплуатации рентгенотелевизионного интроскопа;
- указаниями старшего оперативного начальника, полученными на инструктаже.
4. Старший смены отвечает за организацию и качественное несение службы нарядом на технических средствах досмотра.
5. Получив распоряжение от командира сводного отряда полиции о заступлении на службу, он обязан: принять решение по расстановке личного состава, согласовав её с психологом сводного отряда полиции, учитывая при этом психологическую совместимость и личностные качества инспекторов технических средств досмотра, порядок выдвижения личного состава к месту несения службы.
6. Накануне заступления на службу довести до личного состава время, место, задачи, расстановку и порядок несения службы.
7. Доложить командиру сводного отряда полиции о готовности наряда к несению службы.
8. В день заступлении проверить форму одежды, документы, готовность к несению службы личным составом и знание обязанностей инспекторов технических средств досмотра.
9. Осуществить посадку на транспортные средства, если транспортных средств два и более -назначить старших машин из числа офицеров постоянного состава. В случае передвижения в пешем порядке организовать выдвижение колонн.
10. По прибытию к месту несения службы проверить наличие личного состава, доложить старшему участка, провести инструктаж инспекторов технических средств досмотра, довести порядок взаимодействия с инспекторами по досмотру.
11. При приемке объекта заслушать доклады от старших расчётов о состоянии оборудования и рабочих мест операторов технических средств досмотра.
12. В ходе несения службы контролировать качество несения службы, своевременность ротации расчётов операторов технических средств досмотра, организовать питание личного состава.
13. В случае возникновения экстренных ситуаций помогать расчётам в принятии решения, своевременно докладывать о произошедшем начальнику участка и командиру сводного отряда полиции.
14. По окончании несения службы принять доклады от старших расчётов, операторов технических средств досмотра о количестве досмотренной ручной клади граждан и обнаруженных запрещённых предметах. Подвести итоги несения службы, доложить начальнику участка и командиру сводного отряда полиции об итогах несения службы.
15. По команде начальника сводного отряда полиции организовать прибытие личного состава в пункт временной дислокации.
16. Проход зрителей на (указывается название объекта) объекты осуществляется при четком взаимодействии волонтеров, сотрудников патрульно-постовой службы, операторов технических средств досмотра и сотрудников других служб безопасности.
Рассмотрев некоторые аспекты служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел во время проведения крупномасштабных массовых мероприятий, мы дали некоторые рекомендации по организации, подготовке и обучению сотрудников сводных отрядов полиции привлекаемых для их обеспечения в регионах Российской Федерации, которые, по нашему мнению, повысят уровень подготовленности личного состава к несению службы и позволят избежать нарушений служебной дисциплины, чрезвычайных происшествий, нарушений правил несения службы, психологических срывов и стрессовых ситуаций.
Список литературы
1. Демидов, Ю. Н. О мерах по обеспечению безопасности и правопорядка в период подготовки и проведения массовых мероприятий в Российской Федерации // Аналитический вестник. - 2013.
- № 18 (502). - С. 6-17.
2. Еферин, В. П., Хорькин, Ю. Л., Диденко, В. А. Управление деятельностью территориальных органов МВД России по предупреждению беспорядков при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных публичных мероприятий : учебно-методическое пособие.
- Домодедово, 2013.
3. Калинников, A. C., Козлов, О. В., Иванюк, A. M. Тактические способы действий служебных нарядов ОВД при проведении массовых общественно-политических, зрелищных и спортивных мероприятий : учеб.-метод. пособие. - Калининград, 2012.
4.Михайлова, Л. М. Зимняя Олимпиада 2014 Сочи. - М.: ЗАО Издательство «Центрполиграф», 2013. - 256 с.
5. Перонко, И. А. Проведение Олимпийских игр - мощный стимул развития региональной экономики // Деньги и кредит. - 2013. - № 2. - С. 13-16.
6. Панкратьева, У. В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2011. - № 4(47). - С. 73-74.
7. Теодораки, Э. Организация олимпийских мероприятий. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - XIV, 271 с.
8. Трофимова, Н. С. Социально-психологические особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3 (62). - С. 41-43.
УДК 159.9+37.02
Л.Т. Бородавко*, В.Н. Устюжанин**
Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского
В статье дана оценка сущности и структуры педагогической системы К.Д. Ушинского, рассмотрены идеи народности, нравственного и патриотического воспитания. Раскрываются его подходы к формированию активной творческой личности и к подготовке её к умственному и физическому труду.
Ключевые слова: нравственность, личность, воспитание, патриотизм, труд.
L.T. Borodavko*, V.N. Ustjuzhanin**. Moral and Patriotic Education in the Pedagogic system of K.D. Ushinskiy. The article evaluates the essence and the structure of the pedagogic system of K.D. Ushinskiy. It considers the ideas of narodnost' (national spirit), moral and patriotic education. The approaches of K.D. Ushinskiy to the formation of the active creative personality and to training the personality for intellectual and physical labor are revealed in the article.
Keywords: morality, personality, education, patriotism, labor.
В современных условиях, когда патриотизм в России рассматривается как национальная идея (об этом постоянно говорит и Президент Российской Федерации В.В. Путин), настало время вновь обратиться к бессмертному наследию великого русского педагога-новатора К.Д. Ушинского, значение которого в становлении отечественной педагогики трудно переоценить. Высокая оценка значения педагога-новатора дана его соратником и учеником Л.Н. Модзалевским: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [4].
Как и многие талантливые люди того времени? К.Д. Ушинский прожил яркую, трудную, но очень короткую жизнь. Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1823 г. в Туле. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1846-1849 гг. работал профессором в Ярославском Демидовском лицее, но был вынужден оставить его после обвинений в неблагонадежности. В последующие годы сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855), преподавал русскую словесность и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте, в 1855-1859 гг. работал инспектором его классов, с 1859 г. - инспектор Смольного института, с 1860 по 1862 гг. - редактор «Журнала Министерства народного просвещения». В течение 5 лет - с 1862 по 1867 гг. - жил за границей, где изучал постановку школьного дела. Умер К.Д. Ушинский в Одессе 22 декабря 1870 года (3 января 1871 г.). В начале 2016 г. исполнилось 145 лет со дня смерти великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, талантливого теоретика и практика в области образования, основоположника научной педагогики в России.
Многие поколения педагогических работников в России знают имя «учителя русских учителей». К его научным подходам, творчеству, его идеям сегодня проявляется повышенный интерес. Подтверждением этому является издание 11-томного собрания его сочинений, изданы воспоминания его современников и учеников, с 1946 г. официальной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации является медаль К.Д. Ушинского, которой в этом году исполнится уже 70 лет. Но такое внимание к личности и трудам К.Д. Ушинского было не всегда. На протяжении всего ХХ столетия его имя было незаслуженно забыто. В советской педагогике звучали фамилии Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.
* Бородавко, Леонид Трофимович, начальник Санкт-Петербургского военного суворовского училища МВД России, доктор педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198096, Санкт-Петербург, ул. Кронштадская, д. 3. E-mail: [email protected].
* Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected].
* Borodavko, Leonid Trofimovich, head of the St. Petersburg Suvorov Military Shool of the Russian Interior Ministry, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198096, St. Petersburg, Kronshtadtskaya str., 3. E-mail: [email protected].
** Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of Internal Affairs, PhD of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected]. © Бородавко Л.Т., Устюжанин В.Н., 2016