Научная статья на тему 'Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle. Herzen. SPb. Ru)'

Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle. Herzen. SPb. Ru) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2653
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТЫ МАГИСТРОВ / ПЛАТФОРМА MOODLE.HERZEN.SBB.RU / PLATFORM MOODLE.HERZEN.SBB.RU / RESEARCH / DISTANCE SUPPORT OF GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

Рассматриваются особенности дистанционной поддержки научно-исследовательской работы будущих магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Определены особенности дистанционной поддержки при помощи платформы Moodle.herzen.sbb.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребко Эльвира Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance Support of Master''s of Education Degree Students Research (the Case of the Platform Moodle.herzen.sbb.ru)

The article discusses the features of distance support of research of master''s of education degree students in the field safety. The features of disctance support using the platform Moodle.herzen.sbb.ru. are described.

Текст научной работы на тему «Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle. Herzen. SPb. Ru)»

Э. М. Ребко

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере платформы Moodle.herzen.sbb.ru)

Рассматриваются особенности дистанционной поддержки научно-исследовательской работы будущих магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Определены особенности дистанционной поддержки при помощи платформы Moodle.herzen.sbb.ru.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, дистанционная поддержка работы магистров, платформа Moodle.herzen.sbb.ru.

Е. Rebko

DISTANCE SUPPORT OF MASTER'S OF EDUCATION DEGREE STUDENTS RESEARCH (the Case of the Platform Moodle.herzen.sbb.ru)

The article discusses the features of distance support of research of master's of education degree students in the field safety. The features of disctance support using the platform Moodle.herzen.sbb.ru. are described.

Keywords: research, distance support of graduate students, platform Moodle.herzen.sbb.ru.

В настоящее время актуальным является вопрос подготовки магистров педагогического образования, что обусловлено переходом на новые стандарты общего и высшего образования, изменением запроса современного общества к современным специалистам в области образования. Важным направлением решения задач подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности является организация научно-исследовательской работы, способствующая реализации различных видов профессиональной деятельности [2, с. 298].

Научно-исследовательская работа является важной частью основной образовательной программы подготовки магистров образования и входит в перечень рекомендуемых федеральным государственным образовательным стандартом видов профессиональной деятельности.

Однако применение исключительно традиционных способов взаимодействия с магистратами в процессе реализации научно-исследовательской работы становится все менее эффективным, не позволяет оперативно реагировать на запросы студентов, на требования современного образования и времени.

Сегодня необходимы новые способы эффективного взаимодействия «студент — преподаватель», одним из которых, на наш взгляд, является дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров. Именно она отвечает современным тенденциям высшего образования, способствует формированию мобильности студентов, позволяет оптимизировать деятельность преподавателя.

В приоритетном национальном проекте «Образование» большое внимание уделя-

ется дистанционному обучению. Сегодня дистанционное обучение представляет собой особую форму обучения (наряду с очной, вечерней, экстернатом и пр.). Перспективная система обучения, какой считается дистанционное обучение, должна быть способна не только формировать знания, но и в результате постоянного и быстрого обновления знаний развить потребность в непрерывном самостоятельном овладении этими знаниями, умениями и навыками самообразования [3, с. 3].

Образование становится более динамичным, сетевым и все больше — электронным. Современный студент живет в мире Интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио- и видеоконтента, что дает ему возможность, с одной стороны, иметь неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам, а с другой стороны, поддерживает коммуникацию с преподавателем в любое время, в любом месте [1, с. 991].

Данные факты позволяют полагать, что дистанционная поддержка очного обучения студентов-магистрантов становится приоритетной. Дистанционную поддержку очного образования применяют крупнейшие вузы мира и нашей страны.

Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена наравне с другими ведущими вузами страны ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. Данная функция возложена на Центр дистанционной поддержки образования (ЦДПО) РГПУ им. А. И. Герцена, который предоставляет широкий спектр курсов дистанционного обучения и обладает широкими возможностями поддержки образовательного процесса средствами дистанционных технологий. Курсы, разработанные на базе ЦДПО РГПУ им. А. И. Герцена, созданы на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru.

Разработчикам электронных курсов на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru. предоставляются следующие возможности:

- использование учебных материалов в виде текстовых файлов, изображений, презентаций, аудио- и видеофайлов;

- организация системы контроля знаний в виде опросов, тестов, заданий, лекций, семинаров;

- многократное возвращение к изучаемым материалам;

- самостоятельное управление системой контроля знаний;

- постоянный мониторинг действий студентов;

- конфиденциальность обучения;

- организация интерактивного взаимодействия со студентами через форумы, чаты, работу с глоссарием [1, с. 992].

Для организации научно-исследовательской работы магистрантов образования с дистанционной поддержкой Герце-новский университет обладает необходимыми ресурсами и возможностями, включающими:

• образовательный портал (сайт), содержащий учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

• оборудование, имеющее доступ к сети Интернет;

• мультимедийные классы и электронные библиотеки (медиазал);

• необходимый учебный контент;

• структурное подразделение, ведущее деятельность по организации и поддержке дистанционного образования;

• необходимую квалификацию профессорско-преподавательского состава и группы технической поддержки.

Платформа Moodle. Herzen.spb.ru позволила нам разработать качественный контент дистанционной поддержки научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся на I курсе по магистерской

программе «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде».

Возможности курса позволили:

- разработать и внедрить дистанционную поддержку для каждого семестра с указанием целей и задач научно-исследовательской работы в семестре, с предоставлением инвариантных и вариативных заданий по научно-исследовательской работе;

- встроить теоретические материалы и научные статьи;

- представить широкий спектр ссылок на научную, учебную и методическую литературу для изучения;

- разместить видеоконференции и ве-бинары в записи, которые можно просмотреть в удобное время;

- сделать подробные технологические карты научно-исследовательской работы в семестре;

- составить объявления о конкурсах научно-исследовательских работ, о требованиях к научным статьям, к публикациям и к выполняемым работам;

- составить глоссарий с указанием необходимой терминологии;

- разработать формы итогового отчета за семестр, за год и за весь период реализации научно-исследовательской работы.

Опыт реализации научно-исследовательской работы с дистанционной поддержкой в 1-ми 2-м семестрах 2013/2014 учебного года позволил нам определить основные виды деятельности студента и преподавателя в процессе применения платформы Moodle.Herzen.spb.ru (табл. 1).

Анализ отзывов студентов и преподавателей по итогам работы двух семестров позволил выявить преимущества организации НИР с дистанционной поддержкой (табл. 2).

Научно-исследовательская работа

В нача.го НИР магистрантов. Ш2 курс. БЖ в ИС т Новостной форум

Сущность и содержание научно-исхшедовательской работы магистрантов

В данном разделе вы сможете познакомиться с вводной информацией по научно-исследовательской работе магистрантов.

1

Научно-исследовательская работа магистрантов. Цель и задачи. Глоссарий

□ ¡3 Научно-исследовательская работа в семестре. Планирование. Технологическая карта НИР

□ □ Теоретические материалы, научные статьи, учебная и методическая литература

дП Конференции, ве&пнары, видео научных мероприятий в записи.

□П Полезные ссылки, Интернет-ресурсы, электронные издания

Объявления о конкурсах и грантах российских и зарубежных научных организаций, государственных учреждений

Требования к заданиям, промеры ВЬШол_ работ

|Режнм редактировдния|

Применить | искф

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ИД

Добавить новую тему... (Пока новостей нет)

ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ

Нет предстоящих событий

Перейти к календарю.., Новое событие...

ПОСЛЕДНИЕ ДЕЙСТВИЯ

Деятельности с Четверг, 24 Апрель 2014,21:34

Полный отчет о последних действиях

Ооновдение курса:

Курс дистанционной поддержки «Научно-исследовательская работа»

Таблица 2

Таблица 1

Деятельность преподавателя и студента при применении дистанционной поддержки НИР

Деятельность преподавателя Деятельность студента

- создание и разработка курса на базе Moodle.Herzen.spb.ru; - наполнение содержанием всех разделов, необходимых для качественной поддержки НИР; - проведение вводного инструктивного задания со студентами, контроль регистрации студентов в системе; - систематическое отслеживание работы системы и обновление информации (при необходимости); - проверка поступающих работ (отчетов) магистрантов; - оперативное реагирование на вопросы в дистанционной форме; - анализ деятельности студентов, обмен мнениями, корректировка данных; - классическая работа в очной форме - регистрация в системе Moodle.Herzen.spb.ru; - ознакомление с общей частью курса, с возможностями системы и с полным содержанием; - составление индивидуального плана — технологической карты работы в семестре; - ознакомление с инвариантной и вариативной частью задания для НИР, с требованиями к выполненным работам; - следование всем рекомендациям, предлагаемым преподавателем для оптимизации работы на удаленном расстоянии; - активное участие в форуме и обмене мнениями; - систематическое отслеживание плановых мероприятий и своевременное выполнение отчетов

Преимущества дистанционной поддержки НИР

Отзывы преподавателей Отзывы студентов

Разработка ресурса с возможностью дополнения, корректировки, изменения в удобное время Наличие всей информации по НИР в одном ресурсе

Возможность обращения к материалам НИР в любом доступном месте и в любое время Возможность обращения к материалам НИР в любом доступном месте и в любое время

Дистанционная поддержка не исключает аудиторную работу по системе «преподаватель — студент», но существенно снижает затраты времени на перемещение и материальные расходы (распечатка материалов, отчетов, хранение их в кабинете) Возможность выбора индивидуального маршрута, изменения индивидуального маршрута в ходе реализации научно-исследовательской работы

Организация онлайн-консультаций с рабочего места преподавателя или с иного удобного места Участие в онлайн-консультациях и возможности очных встреч с преподавателем

Индивидуальные вопросы преподавателю в удобном дистанционном режиме Обмен мнениями с другими студентами в форме форума, где видна вся переписка участников образовательного процесса

Постоянный контроль, оперативность при взаимодействии со студентами Систематичность научно-исследовательской работы

Необходимо отметить, что применение дистанционной поддержки в научно-исследовательской работе магистрантов помогает решению сопутствующих задач образования, таких, как:

- овладение новыми информационными технологиями;

- повышение уровня информационной культуры и работы с информацией, с источниками информации;

- обогащение профессиональными знаниями и навыками, работа с дистанционными ресурсами и платформами;

- систематизация знаний, умение планировать свое время, эффективно применять имеющиеся достижения техники в образовательном процессе;

- расширение представлений об образовательных возможностях сети Интернет.

Важным является и то, что применение дистанционной поддержки научно-исследовательской работы магистрантов способствует формированию компетенций, рекомендуемых федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВПО, ФГОС ВО (проект),

помогает формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5) [4; 5].

В заключение необходимо отметить, что дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистрантов может способствовать развитию сетевых образовательных программ, став мощным инструментом для полноценного взаимодействия между образовательными и иными учреждениями и организациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Особенности использования 1ms moodle для дистанционного обучения / Г. Ж. Ниязова, Г. А. Дуй-сенова, Б. А. Иманбеков //Молодой ученый. 2014. № 3. С. 991-994.

2. Попова Р. И. Организация научно-исследовательской работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности как средство формирования профессиональных компетенций//Казанская наука. 2013. № 11. С. 298-302.

3. Тихомирова Ю. А. Методика дистанционного обучения биологии в современной школе (на материале курса «Человек и его здоровье»): Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.01.00 — Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.01.2010 г. № 35.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 — Педагогическое образование (уровень магистратуры). Проект. http://www.herzen. spb.ru/main/structure/others/umu/OSIP/umudoc/1392204362/1392619641/ (Дата обращения к ресурсу: 10 апреля 2014 г.).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Osobennosti ispol'zovanija lms moodle dlja distantsionnogo obuchenija / G. Zh. Nijazova, G. A. Dujse-nova, B. A. Imanbekov // Molodoj uchenyj. 2014. № 3. S. 991-994.

2. Popova R. I. Organizatsija nauchno-issledovatel'skoj raboty magistrov pedagogicheskogo obrazovanija v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti kak sredstvo formirovanija professional'nyh kompetentsij // Kazanskaja nauka. 2013. № 11. S. 298-302

3. Tihomirova Ju. A. Metodika distantsionnogo obuchenija biologii v sovremennoj shkole (na materiale kursa «Chelovek i ego zdorov'e»): Avtoref. ... kand. ped. nauk. SPb., 2014.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po na-pravleniju podgotovki 05.01.00 — Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsija (stepen1) «magistr»), Ut-verzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 14.01.2010 g. № 35.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.04.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury). Proekt. http://www.herzen.spb.ru/main/ structure/others/umu/OSIP/umudoc/1392204362/1392619641/ (Data obrawenija k resursu: 10 aprelja 2014 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.