Научная статья на тему 'Дистанционная купля - продажа товаров: Актуальные проблемы практики'

Дистанционная купля - продажа товаров: Актуальные проблемы практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2580
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
DISTANCE TRADING / RETAIL PURCHASE AND SALE / CONSUMER PROTECTION / PROBLEMS OF PRACTICE / LEGAL STATUS OF THE PARTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барабачкова Мария Николаевна, Корнилова Н.В.

Работа посвящена выявлению и рассмотрению правовых проблем, которые возникают при купле-продаже товаров дистанционным способом. Цель исследования обратить внимание законодателя на необходимость ужесточения правового регулирования деятельности продавцов, осуществляющих дистанционную торговлю, на основании обобщения судебной практики по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the identification and consideration of legal problems that arise when buying and selling goods remotely. The purpose of the study is to draw the attention of the legislator to the need to tighten the legal regulation of the activities of sellers engaged in distance trading, based on a summary of judicial practice on the topic of the study.

Текст научной работы на тему «Дистанционная купля - продажа товаров: Актуальные проблемы практики»

УДК 347.451.03

Юридические науки

Барабачкова Мария Николаевна, студент, 3 курс магистратуры, юридический факультет, Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия, г. Хабаровск Корнилова Н. В., научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и гражданского процессуального права Хабаровский государственный университет экономики и права, Россия,

г. Хабаровск

ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ - ПРОДАЖА ТОВАРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ

Аннотация: Работа посвящена выявлению и рассмотрению правовых проблем, которые возникают при купле-продаже товаров дистанционным способом. Цель исследования - обратить внимание законодателя на необходимость ужесточения правового регулирования деятельности продавцов, осуществляющих дистанционную торговлю, на основании обобщения судебной практики по теме исследования.

Ключевые слова: дистанционная торговля, розничная купля-продажа, защита прав потребителей, проблемы практики, правовое положение сторон.

Annotation: The work is devoted to the identification and consideration of legal problems that arise when buying and selling goods remotely. The purpose of the study is to draw the attention of the legislator to the need to tighten the legal regulation of the activities of sellers engaged in distance trading, based on a summary of judicial practice on the topic of the study.

Key words: distance trading, retail purchase and sale, consumer protection, problems of practice, legal status of the parties.

Стремительное развитие современных технологий, произошедшее в Российской Федерации за последние 20 лет, привело к видоизменению рынка товаров за счет увеличения доли онлайн-продаж. Только за 2018 год объем российского рынка Интернет-торговли вырос почти на 60% по отношению к 2017 году и составил 1,66 трлн руб. Экономисты прогнозируют продолжение разрастания сегмента дистанционной торговли на многие годы вперед. Чаще всего удаленно приобретаются продукты питания, лекарства, одежда, бытовая техника, мебель и иные товары народного потребления. Под запретом находится реализация через «Интернет» алкогольной продукции, а также товаров, запрещенных или ограниченных в обороте на территории Российской Федерации.

Данный способ продаж становится все более популярным, поскольку временные затраты на поиск необходимого товара в глобальной сети не могут сравниться с аналогичными затратами покупателя при личном посещении ряда торговых точек, а ценовая политика интернет-магазинов позволяет сэкономить населению немалые суммы. Для продавцов дистанционная торговля удобна отсутствием необходимости увеличения штата сотрудников, содержания торгового зала и, как следствие, позволяет значительно сократить постоянные издержки.

Однако, именно дистанционная продажа товаров является одной из наиболее частых причин для возникновения споров между продавцом и покупателем. Законодателем неслучайно объединены в ст. 497 ГК РФ продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара. Приобретая товары по образцам или удаленно, покупатель не имеет возможности выбрать определенную единицу товара, проверить перед покупкой ее качество и соответствие заявленным свойствам. Если информация о товаре доступна только в каталогах, буклетах, ценовых листах продавца, без фактического ознакомления с товаром или его образцом, в таком случае идет речь о дистанционном способе продажи товара.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими продажу товаров дистанционным способом, выступают Гражданский кодекс РФ, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, а также утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. «Правилами продажи товаров дистанционным способом».

Совершая ставшие привычными сделки купли-продажи товаров через «Интернет», покупатель зачастую не догадывается, что между ним и продавцом заключается договор розничной купли-продажи. Сторонами должно быть достигнуто соглашение о предмете (наименование товара, его количество), цене и доставке. Если покупатель не имеет возможности получить товар у продавца самостоятельно, доставка может производиться как силами автопарка продавца, так и силами сторонних перевозчиков (транспортных компаний или курьерских служб). Право собственности на товар переходит к покупателю в момент его передачи, если покупателем произведена предварительная полная оплата стоимости товара, или в момент оплаты, если товар покупателем еще не был оплачен, или оплачен не в полном размере.

Совершение покупок в интернет-магазинах нередко оборачивается для покупателя необходимостью защиты своих прав в судебном порядке. Так происходит в случае получения продавцом оплаты по выставленному счету и неисполнения им своих обязательств перед покупателем в виде передачи (отправки) оплаченной вещи. Продавцы игнорируют претензионные обращения покупателей, избегают получения направляемых им судебных извещений. В ходе разбирательств выясняется, что по заявленному месту нахождения магазин фактически не располагается, опубликованные контакты оказываются неверными. Данное поведение продавца может быть охарактеризовано как недобросовестное, характер его действий - мошенническими, нацеленными на обман покупателя и неосновательное обогащение.

Особенно рискованной можно назвать оплату, совершенную покупателем путем безналичного перевода денежных средств со своей банковской карты на карту продавца или его представителя. Такой способ оплаты товара не только

позволяет продавцу скрывать свои реальные доходы в целях снижения налоговых платежей, но и фактически лишает потребителя права на претензионное обращение к продавцу, поскольку сделки купли-продажи между физическими лицами не подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Обращение в банк не приведет к возврату переведенных денежных средств, поскольку все операции подтверждаются держателями карт в момент осуществления перевода. Если продавец уклоняется от передачи покупателю вещи после ее оплаты, игнорирует все его обращения, пострадавшей стороне следует обратиться в полицию для розыска правонарушителя, после чего передать в суд иск с требованием о расторжении договора купли-продажи, компенсации морального вреда, взыскании неустойки за неисполнение обязательств в обусловленный срок и штрафа за невыполнение законных требований покупателя в досудебном порядке [1].

Учитывая негативный опыт третьих лиц при совершении покупки через Интернет, покупатели нередко опасаются приобретения товаров дистанционным способом даже у магазинов с хорошей репутацией, поскольку сразу после внесения предоплаты у покупателя остается лишь банковская квитанция о переводе. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» дано разъяснение, что факт покупки при дистанционных способах продажи товаров может быть подтвержден выпиской с банковского счета ... с указанием получателя платежа, а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств [2].

Предполагается целесообразным ужесточение контроля над магазинами, осуществляющими дистанционную торговлю, например, путем запроса у предпринимателей учредительных документов с их последующей проверкой. Торгующие профили (аккаунты) в социальных сетях должны подвергаться не менее тщательным проверкам со стороны контролирующих органов, чем обычные розничные магазины, не занимающиеся дистанционной продажей товаров.

Однако следует обратить внимание и на объем ответственности, возложенной законодателем на продавца. Правила продажи товаров дистанционным способом обязуют продавца предложить покупателю услуги по доставке (плата за оказание такой услуги определяется продавцом), предупредить его о необходимости привлечения специалистов, если использование товара невозможно без осуществления подключения квалифицированными специалистами, предоставить в момент доставки всю информацию, предусмотренную п. 9 Правил. Продавцу необходимо также уведомить покупателя о том, что товар уже был в употреблении, или в нем устранялся недостаток. В пункте 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» приведены требования к информации, которую при дистанционном способе торговли обязуется предоставить продавец. В частности, это должны быть сведения не только о предлагаемом к продаже товаре, условиях его приобретения, сроках годности, производителе, цене, но и о самом продавце (место нахождения, полное наименование). Предоставленная информация должна быть достаточной и достоверной для принятия решения покупателем о совершении покупки. Пункты 3, 4 ст. 26.1 и положения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывают продавца предоставлять покупателю в письменном виде не только информацию о товаре и его потребительских свойствах, но и о возможности покупателя вернуть товар продавцу в соответствии с законодательством РФ. Непредоставление такой информации дает покупателю право, например, отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи ему товара, а не в течение 7 дней в случае письменного уведомления продавцом, как того требует закон. Под письменным уведомлением следует понимать публикацию продавцом такой информации в открытом доступе и на понятном для покупателей языке [3].

Абзацем 5 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено ограничение права продавца на возмещение его расходов [4]. При отказе потребителя от товара продавцу могут быть возмещены лишь расходы на доставку этого товара от потребителя. Учитывая текущую

распространенность сделок по продаже товаров дистанционным способом, на практике часто встречаются случаи, когда продавец осуществляет доставку с условием оплаты в момент передачи товара в согласованное место и время, но покупатель отказывается от покупки, не желая компенсировать какие-либо расходы продавца. Продавцы в таких случаях зачастую не предпринимают в отношении покупателя, отказавшегося от принятия товара, никаких действий, поскольку сумма расходов обычно невелика, а разрешение конфликтной ситуации занимает немало времени [5].

Несмотря на достаточно высокий уровень правового регулирования договора розничной купли-продажи, законодателю предстоит внести еще не мало изменений, связанных с развитием дистанционной торговли. Имеющаяся судебная практика показывает, что причиной правонарушений со стороны продавца зачастую выступает отсутствие необходимых юридических знаний у должностных лиц (работников), а также нежелание нести ответственность на причиненный ущерб, возвращать вырученные за товар деньги. Игнорируя обращение потребителя, продавцы предполагают, что дальнейших действий от обратившегося не последует ввиду присущего многим гражданам страха в связи с незнанием гражданско-процессуальных особенностей, нежелания траты времени и денежных средств, а также отсутствия нужного уровня юридической грамотности. Однако отказ продавца в рассмотрении претензии потребителя может повлечь для него ряд неблагоприятных последствий: от ухудшения репутации на рынке до штрафных санкций, применяемых в судебном порядке. Все же конфликтные ситуации в большинстве случаев не доходят до судебных разбирательств, поскольку заведомо ставят продавца в невыгодное положение, в результате чего предпринимателям не остается ничего, кроме удовлетворения требований потребителя [6].

Библиографический список:

1. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29.01.1996 г. № 5 ст.

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, № 156, 11.07.2012.

4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4894.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / под ред. С. А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект: Екб.: Институт частного права, 2010. - 620 с.

6. Корнилова, Н.В. О производных способах приобретения права собственности / Н.В. Корнилова // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.