Научная статья на тему 'Защита прав потребителей по договору розничной купли продажи при дистанционном способе'

Защита прав потребителей по договору розничной купли продажи при дистанционном способе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2924
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОГОВОР / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / RETAIL PURCHASE AND SALES AGREEMENT / DISTANT SALES / AGREEMENT / WAYS OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав покупателя по договору розничной купли-продажи при дистанционном способе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the consumer rights in alignment with the agreement of distance sales agreement

The author of the paper examines the issues of consumer rights protection in alignment with regulation of retail purchase and sales made at a distance

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей по договору розничной купли продажи при дистанционном способе»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гладков

Евгений Евгеньевич

Магистрант кафедры гражданского права и процесса Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС

Eugene E. Gladkov

Graduate student at the Department of Civil Law and Procedure of Nizhny Novgorod Institute of Management -branch of the RANEPA

e-mail: mailgladkov@mail.ru

Защита прав потребителей по договору розничной купли продажи при дистанционном способе

Protection of the consumer rights in alignment with the agreement of distance sales agreement

В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав покупателя по договору розничной купли-продажи при дистанционном способе

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, дистанционный договор, способы защиты

The author of the paper examines the issues of consumer rights protection in alignment with regulation of retail purchase and sales made at a distance

Keywords: retail purchase and sales agreement, distant sales agreement, ways of protection

УДК 347.451.01

В современных экономических условиях становится объективно востребованным договор розничной купли-продажи осуществляемым дистанционным способом. И если еще десятилетие назад такой способ договора купли-продажи использовался редко, то с развитием новых информационных технологий он становится более востребованным. Ежедневно заключаются большое количество договоров купли-продажи дистанционным способом, возникают споры, складывается судебная практика. Каждый из нас может быть стороной договора розничной купли-продажи осуществляемого дистанционным способом. Такой способ получил свое правовое регулирование в части 2 статьи 497 Гражданского Кодекса РФ. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) [1].

Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами [2].

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2016 - 13 -

Legal Aspects of the State Management

доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения такого договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.

Особенностью заключения договора купли-продажи дистанционным способом является то, что продажа товаров осуществляется на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе, информационно-телекоммуникацонной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов или иным способом, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Специфична и оплата товара по договору с условием дистанционной розничной продажи. Оплата товара совершается наличными деньгами при доставке товара курьером или при наличии агентского договора и «электронными деньгами».

При расчетах наличными деньгами даже виртуальный магазин обязан применять кассовую технику. Это предписывается п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и получающий наличные, должен выдать клиенту кассовый чек. Как правило, контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) находится в офисе продавца. Именно там пробивают кассовый чек, а потом отдают его курьеру вместе с товаром.

При продаже товаров покупателю через посредника по агентскому договору выбивать чеки ККТ должен тот участник, от имени которого ведется торговля. Поэтому если по агентскому договору продажа товаров ведется от имени курьерской фирмы, то продавец может не обзаводиться кассовым аппаратом. Ведь в такой ситуации выбивать чеки должен агент-фирма, который доставляет товар заказчику. Кроме того, через свой кассовый аппарат он должен провести и вознаграждение, полученное от продавца.

Так как же разрешаются споры, когда покупатель решил отказаться от товара? [4]

В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

Являются ли каталоги товаров рекламой или представляют всего лишь оферту для заключения договора продажи товара дистанционным способом?

Арбитражный суд Московского округа в своих постановлениях [5] устанавливает, что каталоги товаров не являются рекламой, а представляют собой оферту для заключения договора продажи товара дистанционным способом.

-14 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2016

Правовые аспекты государственного управления

С учетом положений статьи 497 ГК РФ и Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Правительством Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612, договор розничной купли-продажи дистанционным способом может быть заключен на основании ознакомления покупателя (физического лица) с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора.

Названные каталоги содержат наименование товара, его красочное графическое изображение и краткое текстовое описание; основные потребительские свойства (цветовые решения, линейка размеров, материал); полное фирменное наименование продавца, его почтовый адрес и адрес места нахождения, телефоны для получения дополнительной информации; цена товара; условия приобретения, оплаты, доставки (включая несколько готовых бланков заказа (акцепта); срок действия каталога, то есть в полной мере соответствуют требованиям пунктов 8, 12, 17 Правил продажи товаров дистанционным способом, что позволяет квалифицировать их как оферту применительно к положениям статьи 497 ГК РФ.

Часто при оплате товара по договору розничной купли-продажи, совершенному дистанционным способом, безналичным путем, возникают вопросы о том, каким образом покупатель в этом случае может подтвердить факт покупки товара. Анализ судебной практики позволяет выяснить, какие документы признаются судами в качестве доказательств приобретения товара.

Доказательствами покупки товара, приобретенного дистанционным путем, могут служить выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итоги дебетовых и кредитовых операций, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» сказано:

«... Исходя из пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, статьи 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет, телефон), а оплата товара (работ, услуг) осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе, с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).» [3].

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая [принят Гос. Думой от 22 дек. 1995 г. №14-ФЗ] (ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

2. Российская Федерация. Закон. О защите прав потребителей [от 7 февр. 1992 г. №2300-1] (с измен. от 3 нояб. 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей // Российская газета», № 156, 11.07.2012.

4. Решение от 11.08.16 по делу № 2-7858/16 Советский районный суд г. Липецка.

5. Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2011 №К-А40/7294-11 по делу №А-40-118810/10-127-644.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2016

-15-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.