ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
О совершенствовании государственного надзора и контроля в сфере торговли через Интернет-магазин
Неретина
Надежда Геннадьевна
Improvement of state control in the sphere of Internet-based trade
Кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и права Балаковского филиала РАНХиГС
В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, рассмотрена проблема контроля со стороны органов власти.
Nadezhda G. Neretina
Ключевые слова: интернет-торговля, права потребителей, законодательные акты, Интернет-магазин.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of the RANEPA
The author analyzes legal regulation of Internet-based trade and the issues of control of this process by the state authorities.
Keywords: Internet-based trade, consumer rights, legal acts, Internet stores.
e-mail: lnadezhdalow@mail.ru
УДК 316.334.2
Более десяти лет в Российской Федерации, как и в зарубежных странах, наблюдается тенденция роста интернет-торговли. Доля пользователей сети интернет всё более возрастает. Необходимо отметить и рост конкуренции на этих рынках за счет новых участников — интернет-продавцов. Население России приобретает все больше товаров не в традиционных торговых точках, а в Интернет-магазинах. Данное явление обусловлено стремлением потребителей к бытовому комфорту: избегание очередей, удобство при оформлении заказов, возможность доставки товаров, более широкий ассортимент продукции [9].
Согласно Приказу Росстата от 04 августа 2016 г. № 388 определение «Интернет-магазин» выглядит следующим образом: это имеющий уникальное доменное имя сайт, позволяющий покупателю заказать и приобрести товар, предварительно ознакомившись с существующей информацией о покупке (товарах, ценах, продавце, месте его нахождения, способах и условиях оплаты, доставке товара и др.).
Стоимость товаров, проданных через Интернет-магазины, определяется по времени выписки счета или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем. Также имеется определение Интернет-магазина, которое содержится в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст).
Торговля через интернет в российских законодательных актах звучит как «дистанционный способ продажи товара» и регулируется:
- Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ [1];
- Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ [2];
State and Regional Management
- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [3];
- Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27 сентября 2007 г. № 612 [4];
- Письмом Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» от 12 октября 2007 г. № 0100/10281-07-32 [5];
- Письмом Роспотребнадзора «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 [6];
- Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 [7];
- Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ [8].
Согласно Гражданскому Кодексу РФ Статья 497, «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»; Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» Статья 26.1. «Дистанционный способ продажи товара»; Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. «Правила продажи товаров дистанционным способом» продажа товаров дистанционным способом представляет собой торговлю товарами по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.
Отмечается, что владелец Интернет-магазина по своему усмотрению выбирает дизайн, рекламу и различные опции сайта по собственным предпочтениям. Информацию о предлагаемых на сайте товарах необходимо предоставлять исчерпывающую, в соответствии со статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Строгих ограничений не существует по поводу того, как будет оформлена эта информация. У продавца есть право выбора — опубликовать эти данные в виде рекламного сообщения, аннотации к товару или публичного договора купли-продажи, размещенного на сайте продавца. Кроме того, важной деталью при дистанционном способе продажи товаров является особое оформление рекламы. Статья 8 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ обязывает указывать в рекламной информации сведения о продавце, а именно, его наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля) не допускается продажа:
- продовольственных товаров (исключение: мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара);
- лекарственных препаратов;
- медицинских изделий;
- ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней;
- экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
- программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- оружия и патронов к нему.
Важно указать, что отдельного закона, который бы регулировал торговлю именно через Интернет-магазины в России нет. Однако согласно судебной практике и высказываниям мнения в СМИ Роспотребнадзора, данный запрещенный список распространяется и на Интернет-магазины (письмо от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32). Возможно косвенно, но подтверждается судебной практикой: Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 г. № 33-13810/2011).
На основании изложенного, считается целесообразным предложить для совершенствования правового регулирования и контроля со стороны органов власти следующие рекомендации в сфере интернет-торговли:
- 4 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2017
Государственное и региональное управление
- Предлагается придать классификацию Интернет - магазинам с разбивкой на разделы:
1. Товары.
2. Услуги.
3. Добавить раздел со ссылкой сайта Роспотребнадзора с возможностью обращения через данный сайт жалоб на продавца, либо сайт, предоставляющий услуги. Также сделать ссылку на сайт Роскомнадзора в случае обнаружения сайтов, на которых нарушаются авторские права, осуществляется торговля алкоголем, табаком (здесь необходимо ограничить доступ лиц моложе 18 лет, применив регистрацию на сайте с привязкой к государственным услугам).
Представляется необходимым создать сайт, на котором необходимо будет всем Интернет-магазинам проходить регистрацию с указанием предоставления конкретного вида услуг и конкретных категорий товаров (по типу ОКВЭД в системе Федеральной налоговой службы, т.е. виды экономической деятельности). Это позволит вести статистику использования в стране Интернет-магазинов и движения потока товаров. Покупатель, приобретая в Интернет-магазине товар, нажимает на ссылку «купить» и «оплатить», и после оплаты сведения поступают в единую базу данных, и уже становится очевидным, где приобретено, кто приобрел и какой товар приобретен. Данная база позволит потребителям ускорить время рассмотрения их жалоб в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 г.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // СПС «Гарант».
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ // СПС «Гарант».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СПС «Гарант».
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27 сентября 2007 г. № 612 // СПС «Гарант».
5. Письмо Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» 12 октября 2007 г. № 0100/10281-07-32 от 12 октября 2007 // СПС «Гарант».
6. Письмо Роспотребнадзора «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 // СПС «Гарант».
7. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 // СПС «Гарант».
8. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СПС «Гарант».
9. Разумовская О.А. Регулирование интернет-торговли в России// Бюллетень о развитии конкуренции. -
2015. - №8.