Научная статья на тему 'О совершенствовании государственного надзора и контроля в сфере торговли через Интернет-магазин'

О совершенствовании государственного надзора и контроля в сфере торговли через Интернет-магазин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неретина Надежда Геннадьевна

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, рассмотрена проблема контроля со стороны органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state control in the sphere of Internet-based trade

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of the RANEPA

Текст научной работы на тему «О совершенствовании государственного надзора и контроля в сфере торговли через Интернет-магазин»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

О совершенствовании государственного надзора и контроля в сфере торговли через Интернет-магазин

Неретина

Надежда Геннадьевна

Improvement of state control in the sphere of Internet-based trade

Кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и права Балаковского филиала РАНХиГС

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, рассмотрена проблема контроля со стороны органов власти.

Nadezhda G. Neretina

Ключевые слова: интернет-торговля, права потребителей, законодательные акты, Интернет-магазин.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Legal Foundations of Public Administration of Balakovo branch of the RANEPA

The author analyzes legal regulation of Internet-based trade and the issues of control of this process by the state authorities.

Keywords: Internet-based trade, consumer rights, legal acts, Internet stores.

e-mail: lnadezhdalow@mail.ru

УДК 316.334.2

Более десяти лет в Российской Федерации, как и в зарубежных странах, наблюдается тенденция роста интернет-торговли. Доля пользователей сети интернет всё более возрастает. Необходимо отметить и рост конкуренции на этих рынках за счет новых участников — интернет-продавцов. Население России приобретает все больше товаров не в традиционных торговых точках, а в Интернет-магазинах. Данное явление обусловлено стремлением потребителей к бытовому комфорту: избегание очередей, удобство при оформлении заказов, возможность доставки товаров, более широкий ассортимент продукции [9].

Согласно Приказу Росстата от 04 августа 2016 г. № 388 определение «Интернет-магазин» выглядит следующим образом: это имеющий уникальное доменное имя сайт, позволяющий покупателю заказать и приобрести товар, предварительно ознакомившись с существующей информацией о покупке (товарах, ценах, продавце, месте его нахождения, способах и условиях оплаты, доставке товара и др.).

Стоимость товаров, проданных через Интернет-магазины, определяется по времени выписки счета или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем. Также имеется определение Интернет-магазина, которое содержится в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст).

Торговля через интернет в российских законодательных актах звучит как «дистанционный способ продажи товара» и регулируется:

- Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ [1];

- Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ [2];

State and Regional Management

- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [3];

- Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27 сентября 2007 г. № 612 [4];

- Письмом Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» от 12 октября 2007 г. № 0100/10281-07-32 [5];

- Письмом Роспотребнадзора «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 [6];

- Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 [7];

- Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ [8].

Согласно Гражданскому Кодексу РФ Статья 497, «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»; Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» Статья 26.1. «Дистанционный способ продажи товара»; Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. «Правила продажи товаров дистанционным способом» продажа товаров дистанционным способом представляет собой торговлю товарами по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.

Отмечается, что владелец Интернет-магазина по своему усмотрению выбирает дизайн, рекламу и различные опции сайта по собственным предпочтениям. Информацию о предлагаемых на сайте товарах необходимо предоставлять исчерпывающую, в соответствии со статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Строгих ограничений не существует по поводу того, как будет оформлена эта информация. У продавца есть право выбора — опубликовать эти данные в виде рекламного сообщения, аннотации к товару или публичного договора купли-продажи, размещенного на сайте продавца. Кроме того, важной деталью при дистанционном способе продажи товаров является особое оформление рекламы. Статья 8 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ обязывает указывать в рекламной информации сведения о продавце, а именно, его наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля) не допускается продажа:

- продовольственных товаров (исключение: мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара);

- лекарственных препаратов;

- медицинских изделий;

- ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней;

- экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;

- программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- оружия и патронов к нему.

Важно указать, что отдельного закона, который бы регулировал торговлю именно через Интернет-магазины в России нет. Однако согласно судебной практике и высказываниям мнения в СМИ Роспотребнадзора, данный запрещенный список распространяется и на Интернет-магазины (письмо от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32). Возможно косвенно, но подтверждается судебной практикой: Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 г. № 33-13810/2011).

На основании изложенного, считается целесообразным предложить для совершенствования правового регулирования и контроля со стороны органов власти следующие рекомендации в сфере интернет-торговли:

- 4 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2017

Государственное и региональное управление

- Предлагается придать классификацию Интернет - магазинам с разбивкой на разделы:

1. Товары.

2. Услуги.

3. Добавить раздел со ссылкой сайта Роспотребнадзора с возможностью обращения через данный сайт жалоб на продавца, либо сайт, предоставляющий услуги. Также сделать ссылку на сайт Роскомнадзора в случае обнаружения сайтов, на которых нарушаются авторские права, осуществляется торговля алкоголем, табаком (здесь необходимо ограничить доступ лиц моложе 18 лет, применив регистрацию на сайте с привязкой к государственным услугам).

Представляется необходимым создать сайт, на котором необходимо будет всем Интернет-магазинам проходить регистрацию с указанием предоставления конкретного вида услуг и конкретных категорий товаров (по типу ОКВЭД в системе Федеральной налоговой службы, т.е. виды экономической деятельности). Это позволит вести статистику использования в стране Интернет-магазинов и движения потока товаров. Покупатель, приобретая в Интернет-магазине товар, нажимает на ссылку «купить» и «оплатить», и после оплаты сведения поступают в единую базу данных, и уже становится очевидным, где приобретено, кто приобрел и какой товар приобретен. Данная база позволит потребителям ускорить время рассмотрения их жалоб в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 г.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // СПС «Гарант».

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ // СПС «Гарант».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СПС «Гарант».

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27 сентября 2007 г. № 612 // СПС «Гарант».

5. Письмо Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» 12 октября 2007 г. № 0100/10281-07-32 от 12 октября 2007 // СПС «Гарант».

6. Письмо Роспотребнадзора «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» от 08 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 // СПС «Гарант».

7. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 // СПС «Гарант».

8. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СПС «Гарант».

9. Разумовская О.А. Регулирование интернет-торговли в России// Бюллетень о развитии конкуренции. -

2015. - №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.