Научная статья на тему 'Защита прав потребителей при реализации товара в сети Интернет'

Защита прав потребителей при реализации товара в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2138
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
покупатель / продавец / продажа товаров дистанционным путем / защита / закон / правила / buyer / seller / the sale of goods remotely / protection / law / rules

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Владимировна Дудченко, Виктория Юрьевна Павловская

В статье анализируется Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» как основные документы, регулирующие порядок продажи товаров дистанционным путем, а именно, через сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights of the consumers in the implementation of the goods in the Internet network

The article analyzes the Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 «On protection of consumer rights» and the Decree of the Government of the Russian Federation of 27.09.2007 № 612 «On approval of Rules for the sale of goods by remote means» as the main documents regulating the procedure for the sale of goods remotely, namely via the Internet.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей при реализации товара в сети Интернет»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

УДК 347.451.031 ББК 67.404.9

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10502

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Анна Владимировна ДУДЧЕНКО, Виктория Юрьевна ПАВЛОВСКАЯ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Кубанского

Краснодарский филиал Российского государственного университета

экономического университета E-mail: a-dyd4enko@yandex.ru

имени Г.В. Плеханова

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье анализируется Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» как основные документы, регулирующие порядок продажи товаров дистанционным путем, а именно, через сеть Интернет.

Ключевые слова: покупатель, продавец, продажа товаров дистанционным путем, защита, закон, правила.

Annotation. The article analyzes the Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 «On protection of consumer rights» and the Decree of the Government of the Russian Federation of 27.09.2007 № 612 «On approval of Rules for the sale of goods by remote means» as the main documents regulating the procedure for the sale of goods remotely, namely via the Internet.

Keywords: buyer, seller, the sale of goods remotely, protection, law, rules.

Переход общества от индустриального к постиндустриальному отразился на появлении и развитии электронной коммерции, посредством которой на данный момент заключаются дистанционные договоры купли-продажи товаров. Не так давно покупка и продажа товара происходили сугубо традиционным методом в реальном мире, сейчас же ситуация изменилась.

Онлайн-коммерция в сфере потребительских товаров во всем мире за 2018 г. возросла на 8%. Так, ежедневно совершают покупки в сети Интернет порядка 2 млрд человек.

Онлайн-продажи производятся на основе ознакомления покупателей с товарами посредством каталогов, фотоснимков, детального опи-

сания, шкалы размеров (при приобретении одежды или обуви).

На основании ст. 26.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 23001 (ред. от 18.03.2019 г.) сформулированы требования изложения необходимых данных в целях корректного информирования потребителя, к которым относятся: свойства товара, адрес производителя, полное фирменное наименование, условия приобретения, сроки и возможные виды доставки, гарантийный срок [1].

Таким образом, потребитель не имеет возможности ознакомиться ни с образцом, ни с самим товаром до момента его получения. А вся представленная ему информация — это публичная оферта товара, правила которой изложены в

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012 г.) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [2].

Согласно п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом в обязанности продавца входит предоставление потребителю базовой информации для целостного восприятия приобретаемого товара, которая более детально описана в п. 9 [2]. А именно, это двенадцать подпунктов, основными из которых является:

1. Наименование, серийный номер.

2. Данные о целях применения товара.

3. Оптимальный срок использования.

4. Правила эксплуатации и меры предосторожности.

Вне зависимости от того, какой товар приобретается, к нему обязательно прикладывается руководство по эксплуатации (техническая документация), приклеиваются ярлыки как на само устройство (товар), так и на тару, в которой он транспортируется. Это требование закреплено законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в целях уменьшения рисков в процессе эксплуатации.

Из п. 16 Правил дистанционной розничной продажи видно, что продавцом должна быть обеспечена полная конфиденциальность персональных данных покупателя о совершаемой покупке.

Перед моментом заключения договора потребитель знакомится с возможными видами доставки, предоставленными ему со стороны продавца. Наиболее распространенными считаются почтой либо с помощью частной транспортной компании.

Сделка считается заключенной в момент выдачи товарного чека, составления накладной, акта сдачи-приемки товара либо иного документа или сведений, подтверждающих оплату товара.

Когда договор уже заключен, товар оплачен и дожидается своей отгрузки, продавец не имеет права выполнять дополнительные платные работы без согласия покупателя.

Во время заключения договора, помимо вида доставки, также оговариваются сроки ее исполнения и пункт назначения. Если место доставки товара не указано, то он отправляется по месту жительства заказчика.

Продавец обязан приступить к оформлению и отправке заказа не позднее, чем через семь дней с момента заключения договора. В том случае, если сроки доставки не оговорены и не закреп-

лены, она должна осуществляться в разумные сроки.

Из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом следует. что покупатель вправе отказаться от предоставляемого товара до момента его принятия, а в случае, если заказанный им товар принят, — то в течение семи дней со дня получения.

Данную информацию покупателю должен предоставить продавец, однако недобросовестные продавцы умалчивают о таких сведениях; в этом случае покупатель вправе отказаться от товара в течение 90 дней со дня получения товара [3].

В том случае, если заказанный покупателем товар является индивидуальным, он не вправе от него отказаться, ведь данный товар может быть применен по назначению только им. Однако, если все покупатель отказывается от товара, то в обязанности продавца входит возврат покупателю денежной суммы в полном объеме.

Пункт 25 посвящается качеству приобретаемого товара в соответствии с договором купли-продажи; если же такого пункта не предусмотрено, то предоставляемый товар должен полностью соответствовать целям его применения.

Если товар доставлен, но не в полном объеме, у покупателя есть возможность известить об этом продавца в течение 20 дней с момента получения товара. Устранение этого недостатка за отсутствием гарантийного срока составляет не более двух лет со дня передачи заявления об этом продавцу. В случае отказа продавца отправить недостающие элементы покупатель вправе требовать полную сумму, оплаченную за заказ, без возмещения части полученного товара.

Операции по возврату денежных средств согласно пунктам 35—36 постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 производятся в соответствии с договором. Если в передаче денежных средств было задействовано третье лицо, то это не освобождает продавца от обязанности полного возмещения денежной суммы, вне зависимости от причины возврата.

Таким образом, данные правила заключения договоров купли-продажи ограждают покупателя от обмана и защищают потребительские права даже на дистанционном уровне. Однако следует уточнить, что они не применяются в отношении трех пунктов:

1. Работа.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

2. Договоры купли-продажи, заключенные на торгах.

3. Реализация товара при помощи автомата.

Проанализировав правовые требования по

реализации товара дистанционным путем, перейдем к рассмотрению особенностей дистанционной торговли, как положительных, так и отрицательных.

Достоинства дистанционных покупок — минимальные затраты сил, экономия времени, лояльная ценовая политика, более обширный ассортимент и антидискриминационный характер, который позволяет осуществлять покупки людям с ограниченными способностями, не ущемляя их прав и желаний.

Даже с учетом законодательных норм мы видим, что уровень доверия дистанционным покупкам по-прежнему остается очень низким, несмотря на все его «преимущества».

Ситуация в России складывается таким образом, что 63% интернет-пользователей знакомятся с товаром, но заключение договора купли-продажи производится лишь 46% пользователей [5, с. 63.].

Покупатель по-прежнему остается самым уязвимым звеном, ведь осуществляет покупку вслепую, надеясь на добросовестность продавца.

В связи с этим Правительством РФ было издано распоряжение от 28 августа 2017 г. № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребите-

лей на период до 2030 года», в котором поставлены цели на обеспечение надлежащего и несни-жаемого уровня защиты всех базовых потребительских прав граждан, а также на улучшение конъюнктуры рынка и повышение качества товара в целом [4].

Библиографический список

1. Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 18.03.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012 г.) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «Консультант Плюс»

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 г. № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 37. Ст. 5543.

5. Сигида Д.А. Мониторинг как теоретический концепт // Аналитика культурологии. 2010. № 3 (18). С. 60—66.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.