Научная статья на тему 'Дистанционная форма обучения в преподавании дисциплины биология у студентов специальности "Сестринское дело"'

Дистанционная форма обучения в преподавании дисциплины биология у студентов специальности "Сестринское дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА / ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / DISTANCE LEARNING / STUDENTS / MOTIVATION / INTERSUBJECT THEORETICAL BASIS / PROBLEM-SITUATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловых Галина Николаевна, Тихомирова Галина Михайловна, Кануникова Елена Александровна, Кольчугина Гюзель Фарыховна, Осинкина Татьяна Владимировна

Проведен анализ межгодовых показателей активности обучающихся специальности «Сестринское дело» при реализации дистанционной формы обучения и характерных ошибок, допущенных при выполнении контрольных работ по дисциплине биология. Показано, что основные затруднения возникали с решением проблемно-ситуационных задач и заполнением опорных схем. При решении задач обучающиеся, как правило, перечисляли факты без их анализа в условиях практической задачи, сложность возникала и с формулировкой выводов. В связи с этим необходима дальнейшая доработка рассматриваемой формы обучения, направленная на повышение мотивационного компонента деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловых Галина Николаевна, Тихомирова Галина Михайловна, Кануникова Елена Александровна, Кольчугина Гюзель Фарыховна, Осинкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE FORM OF TRAINING IN TEACHING THE DISCIPLINE BIOLOGY AT STUDENTS OF SPECIALTY “SISTER BUSINESS”

The analysis of interannual activity indicators of students of the specialty "Sister Business" in the implementation of distance learning and characteristic errors made in the performance of control work in the discipline of biology is carried out. It is shown that the main difficulties arose with the solution of problem-situational problems and the filling of support schemes. When solving problems, students, as a rule, listed facts without analyzing them in the context of a practical problem; complexity also arose with the formulation of conclusions. In this regard, further refinement of the considered form of training is necessary, aimed at increasing the motivational component of students' activities.

Текст научной работы на тему «Дистанционная форма обучения в преподавании дисциплины биология у студентов специальности "Сестринское дело"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» Соловых Г.Н.1, Тихомирова Г.М.2, Кануникова Е.А.3, Кольчугина Г.Ф.4, Осинкина Т.В.5 Email: [email protected]

1Соловых Галина Николаевна - доктор биологических наук, профессор; 2Тихомирова Галина Михайловна - кандидат биологических наук, доцент; 3Кануникова Елена Александровна - кандидат медицинских наук, доцент; 4Кольчугина Гюзель Фарыховна - кандидат биологических наук, доцент; 5Осинкина Татьяна Владимировна - кандидат биологических наук, старший преподаватель,

кафедра биологии,

Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России,

г. Оренбург

Аннотация: проведен анализ межгодовых показателей активности обучающихся специальности «Сестринское дело» при реализации дистанционной формы обучения и характерных ошибок, допущенных при выполнении контрольных работ по дисциплине биология. Показано, что основные затруднения возникали с решением проблемно-ситуационных задач и заполнением опорных схем. При решении задач обучающиеся, как правило, перечисляли факты без их анализа в условиях практической задачи, сложность возникала и с формулировкой выводов. В связи с этим необходима дальнейшая доработка рассматриваемой формы обучения, направленная на повышение мотивационного компонента деятельности обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, мотивация, межпредметная теоретическая база, проблемно-ситуационные задачи.

REMOTE FORM OF TRAINING IN TEACHING THE DISCIPLINE BIOLOGY AT STUDENTS OF SPECIALTY "SISTER BUSINESS" Solovykh G.N.1, Tikhomirova G.M.2, Kanunikova E.A.3, Kolchugina G.F.4, Osinkina T.V.5

1Solovykh Galina Nikolaevna - Doctor of Biological Sciences, Professor; 2Tikhomirova Galina Mikhailovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor; 3Kanunikova Elena Aleksandrovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor; 4Kolchugina Guzel Farykhovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor; 5Osinkina Tatyana Vladimirovna - Candidate of Biological Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF BIOLOGY, ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF HEALTH OF RUSSIA,

ORENBURG

Abstract: the analysis of interannual activity indicators of students of the specialty "Sister Business" in the implementation of distance learning and characteristic errors made in the performance of control work in the discipline of biology is carried out. It is shown that the main difficulties arose with the solution of problem-situational problems and the filling of support schemes. When solving problems, students, as a rule, listed facts without analyzing them in the context of a practical problem; complexity also arose with the formulation of

conclusions. In this regard, further refinement of the considered form of training is necessary, aimed at increasing the motivational component of students' activities. Keywords: distance learning, students, motivation, intersubject theoretical basis, problem-situational tasks.

УДК 372.857

Высокая степень информатизации современного общества значительно изменяет стратегию образования [3, с. 45]. Характерной его чертой становится широкое использование информационных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности [2, с. 323]. В связи с этим в настоящее время одной из важных задач высшего образования является формирование у специалистов и исследователей логики научного мышления, чётко сформированных, прочных навыков самостоятельного усвоения и критического, по возможности, экспрессного анализа новой информации.

В настоящее время в связи с тем, что некоторая часть профессиональных знаний устаревает достаточно быстро и необходимо их непрерывное обновление и совершенствование, дистанционная форма обучения даёт возможность массового непрерывного самообучения, обмена информацией между значительной совокупностью специалистов определённой области знаний [5, с. 8]. Повышение квалификации и переподготовка в большинстве случаев должна проводиться без отрыва от деятельности, что становится возможным с использованием определённых технологий [6, с. 176]. В связи с вышесказанным возникает значительная необходимость в виде обучения, который характеризуется достаточно большой гибкостью - дистанционном обучение. Рассматриваемая форма обучения - это способ обучения на расстоянии, при котором обучающиеся и преподаватель находятся в различных местах как правило на большом расстояние друг от друга.

При реализации дистанционного обучения основополагающее значение имеет мотивация: именно мотивация обучающихся способствует получению действительно прочных знаний и является основной движущей силой для дистанционного обучения [7, с. 497]. Подборка и последующее применение различных педагогических методов становится в большей степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучающимися [1, с. 28]. Преподавателю, в данном, случае также приходится учиться более сжато и чётко излагать материал и отвечать на вопросы студентов. В данной ситуации становится необходимым постоянное и непрерывное самосовершенствование как преподавателя, так и обучающегося.

Дисциплина «Биология», преподаваемая у обучающихся специальности «Сестринское дело», является обязательной дисциплиной. Включает в себя модули «Биология клетки» и «Медицинская паразитология», промежуточная форма аттестации - зачет. Целью дисциплины является формирование у обучающихся основных системных представлений о базовых биологических понятиях и явлениях в области цитологии, медицинской паразитологии для формирования естественнонаучного мировоззрения и применения в практической деятельности. Изучение дисциплины осуществляется посредством выполнения определённого комплекта заданий (контрольной работы). Контрольная работа составлена таким образом, что включает аспекты всех тем, предусмотренных программой изучения дисциплины биология. Работа состоит из заданий с кратким ответом на воспроизведение знаний, заданий с развернутым ответом, требующим более глубокого осмысления теоретических вопросов; заданий с рисунком или схемой на распознавание и описание какого-либо биологического объекта; проблемно-ситуационные задач, целью которых является применение теоретических знаний при их практической реализации, а также заданий с анализом опорных схем.

В ходе исследования были проанализированы четыре учебных семестра 20152016, 2016-2017, 2017-2018 и 2018-2019 годов. За основу взяты такие показатели как

процент обучающихся, не получивших «зачет» по дисциплине в сессию и процент обучающихся, не вышедших на связь с преподавателем (обучающийся считается не вышедшим на связь с преподавателем, если он не ответил на запрос преподавателя сообщением о готовности к выполнению контрольной работы). В 2015-2016 учебном году не получили «зачет» по дисциплине в сессию 59,80% обучающихся, своевременно не вышли на связь с преподавателем 18,80%. В 2016-2017 учебном году процент обучающихся не получивших «зачет» по Биологии в сессию снизился до 39,96%, не вышли на связь с преподавателем 6,56% обучающихся. В 2017-2018 учебном году происходило дальнейшее снижение процента обучающихся не получивших «зачет» в сессию до 9,5% (по сравнению с 2015-2016 учебным годом в 6,3 раза, с 2016-2017 учебным годом в 4,2 раза). Процент обучающихся, не вышедших на связь с преподавателем, составил 15,66%. В 2018-2019 учебном году процент обучающихся, не получивших «зачет» в сессию составил 4,07 %, процент не вышедших на связь с преподавателем составил 6,24 %. Анализируя вышеуказанные данные, следует отметить общую динамику снижения процента студентов, не сдавших дисциплину в период сессии.

Анализ ошибок, допущенных студентами при выполнении контрольных работ, показал, что основные затруднения возникали с решением проблемно-ситуационных задач, смысл которых заключался в поиске решения на основе проработанного теоретического материала и применения его в конкретной ситуации, приближенной к практическому использованию полученных знаний. Часть студентов при решении данных задач ограничивались лишь перечислением теоретических фактов, имеющих отношение к тематике проблемно-ситуационной задачи не отвечая на поставленный вопрос. Затруднения возникали у студентов при составлении схем жизненных циклов паразитических представителей, хотя теоретический материал содержал их описание. Ошибки часто допускались и в заданиях на анализ кариотипа человека. Наименьшее количество ошибок было допущено студентами при выполнении работ по тематике строения клетки, свойств и функций биологической мембраны.

Таким образом, при выраженной привлекательности и удобстве дистанционной формы обучения для ее дальнейшей реализации даже в рамках одной дисциплины необходима качественная межпредметная теоретическая база и создание единого информационно -образовательного пространства. Информационно -образовательное пространство должно включать в себя разнообразные электронные источники информации (в том числе, сетевые): развёрнутые виртуальные библиотеки, базы данных по рассматриваемой дисциплине, современные электронные учебные пособия, учитывающие особенности контингента обучающихся [4, с. 329]. Необходимо подчеркнуть важность мотивации к получению знаний у обучающихся. При отсутствии мотивации высок риск возникновения существенных затруднений в получении качественного обучения и образования в целом. Преподаватель при этом должен своевременно и очень оперативно реагировать на возможные вопросы обучающихся, связанные как с затруднениями в поиске и применение необходимой литературы, так и в разборе учебного материала. На каждом этапе обучения крайне необходимо контролировать и корректировать работу обучающихся.

Список литературы / References

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 2010. 27 с.

2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 544 с.

3. Винокуров А. Ю. Использование технологий дистанционного обучения в режиме реального времени // Открытое образование и информационные технологии: матер. всероссийской научно-метод. конф. (Приложение к журналу "Открытое образование"). Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005.С. 45-56.

4. Малышев Н. Г., Сердюк В. А. Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план. М.: Минобразование России, 2013.402 с.

5. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000.№5. С. 7-12.

6. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 2006.265 с.

7. Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый, 2015. №20. С.495-498.

ИНТЕГРАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тихонов Е.В. Email: [email protected]

Тихонов Евгений Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дополнительного образования и сопровождения детства, Академия социального управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются возможные варианты проектов, которые можно разрабатывать с обучающимися в организациях дополнительного образования. Тематика направлена на интеграцию технического творчества в другие направления с целью развития межпредметных связей, воспитания и формирования разносторонне развитой личности, владеющей необходимыми техническими навыками. Выделены перспективы развития связи между направлениями дополнительного образования. Материал адресован педагогам, методистам, руководителям систем дополнительного образования, педагогам, повышающим квалификацию, преподавателям профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, проектная деятельность, применение технологий, исследование, развитие личности, технические навыки, техническое направление, техническое творчество.

INTEGRATION OF DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION Tikhonov E.V.

Tikhonov Evgeniy Viktorovich - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CONTINUING EDUCATION AND SUPPORT FOR CHILDHOOD, ACADEMY OF SOCIAL MANAGEMENT, MOSCOW

Abstract: this article discusses possible options for projects that can be developed with learner in organizations of additional education. Theme is aimed at integrating technical creativity to other directions with the aim of developing interdisciplinary connections, educating and forming a diverse personality that possesses the necessary technical skills. The prospects of developing a connection between the areas of additional education are highlighted. The material is addressed to teachers, methodologists, heads of continuing education systems, continuing education teachers, and teachers of professional retraining in continuing education programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.