ПРОБЛЕМЫ ЗАОЧНОГО
И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ^^ -
УДК 378.018.43
С. А. Прохорчик
Белорусский государственный технологический университет
ПРОБЛЕМЫ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описаны основные проблемы заочного обучения в учреждении высшего технического образования. Среди таких проблем выделены отсутствие мотивации учится самостоятельно и самоконтроля; недостаточная самоорганизованость студентов заочной формы обучения; отсутствие навыков пользования электронными материалами по учебной дисциплине; возможное отсутствие учебно-методического материала из-за удаленности университетских фондов и зачастую неумение пользоваться технической литературой; увеличенный на один год срок обучения; отсутствие отсрочки от службы в армии; сложности в организации совмещенного процесса обучения и работы. Предложены варианты решения вопросов, связанных с обучением студентов заочной формы обучения. Показано, что дальнейшее развитие заочного обучения в техническом УВО может быть связано с применением комбинированных дистанционных образовательных технологий. Однако их применение должно быть рационально организовано с учетом возможностей обучающихся студентов.
Ключевые слова: обеспечение качества, высшее образование, проблемы технического заочного образования, интегрированная форма обучения.
S. A. Prohorchik
Belarusian State Technological University
PROBLEMS OF CORRESPONDING LEANING IN HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION
The main problems of distance learning in a technical higher education institution are described. The following ones are stressed: absence of motivation for independent learning and self control, absence of self organization of corresponding students, absence of experience in electron materials using, partial absence of guide books due o distance from source university, immoderate in technical literature using, prolonged for one year duration of studies, no prorogation of general levy, difficulties in superposition of learning and working. Some abilities to stem these difficulties are given. It is shown the further development of corresponding education in technical universities could be with application of combined distance educational technologies. Nevertheless, the application should be rationally organized taking into account the students' abilities.
Key words: quality assurance, higher education, problems of technical correspondence education, integrated form of training
Введение. В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь «заочная форма получения образования - это обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий и аттестации, организуемые учреждением образования, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность». При этом «дистанционная форма получения образования - это вид заочной формы получения образования, когда
процесс получения образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий».
Заочная форма обучения возникла как необходимость получения образования без отрыва от производства в послевоенное время. По своей сути заочное обучение представляет собой промежуточный вариант между стационарным образованием и самообразованием, где упор делается на самостоятельное обучение. Заочная форма образования сокращает разрыв между полученными знаниями и практическим их применением, так как большинство студентов должно работать по профилю выбранной специальности. С развитием компьютерных технологий и средств передачи информации в учебных заведениях по некоторым специальностям началось применение дистанционных образовательных технологий.
Целью настоящей статьи является изучение проблемных вопросов заочного образования в техническом УВО и рассмотрение возможных вариантов их решения.
Основная часть. Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) является ведущим УВО в лесной, химической и полиграфической отраслях. Университет является базовой организацией государств-участников СНГ по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности, а также полноправным членом Международного центра лесного хозяйства и лесной промышленности. Подготовка специалистов осуществляется как по дневной, так и по заочной форме обучения и ведется также для химической, полиграфической и других отраслей народного хозяйства Республики Беларусь. Так как студенты обучаются по специальностям в основном технического профиля, в рамках учебного плана предполагается большой объем лабораторных и практических занятий, а также выездные производственные практики на предприятиях, которые не предоставляется освоить дистанционно, в отличие от процесса обучения в УВО гуманитарного и экономического профиля.
В целом при получении высшего образования по заочной форме в техническом УВО можно отметить следующие проблемные моменты:
- отсутствие мотивации учится самостоятельно и самоконтроля;
- недостаточная самоорганизованость студентов заочной формы обучения;
- отсутствие навыков пользования электронными материалами по учебной дисциплине;
- возможное отсутствие учебно-методического материала из-за удаленности университетских фондов и зачастую неумение пользоваться технической литературой;
- увеличенный на один год срок обучения;
- отсутствие отсрочки от службы в армии;
- сложности в организации совмещенного процесса обучения и работы.
Если у студента заочной формы обучения есть сильная мотивация, то он успешно справляется с учебной программой. Заочное обучение, как уже ранее подчеркивалось, предполагает большую степень самостоятельности и имеет следующие существенные положительные стороны:
- стоимость обучения на заочном отделении примерно в 2 раза ниже стоимости обучения на дневном отделении;
- наличие опыта работы у выпускника, что очень ценится нанимателем;
- дипломы о высшем образовании идентичны дипломам очного образования.
Организация учебного процесса на заочном факультете предусматривает большой
объем самостоятельной работы студентов из-за ограниченного времени лабораторно-экзаменационных сессий. Так как количество аудиторных занятий сильно ограничено, то значительное время необходимо потратить на изучение учебного материала при подготовке к лабораторно-экзаменационным сессиям. Однако не все студенты могут успешно организовать свою работу за пределами университета, так как помимо обучения большинство из них работают, имеют семьи. В этой связи заочный деканат совместно с кафедрами БГТУ организует регулярные консультации преподавателей по изучаемым дисциплинам. Официальным
«днем заочника» является суббота. В этот день студенты могут приехать и в соответствии с графиком консультации по кафедре получить ответы у преподавателей по интересующим их вопросам. Финансовые затраты в этих случаях на транспортное сообщение в основном несут иногородние студенты и не каждый может себе позволить приехать на консультацию из-за удаленности населенных пунктов. Решением такого вопроса может быть общение с преподавателем по электронной почте или в мессенджерах. Также все в большем объеме практикуется доступ студентов к учебно-методическим материалам в электронном виде. Если в этом разрезе рассматривать полное дистанционное обучение в техническом УВО, то здесь возникает достаточно много вопросов, связанных с разработкой уникальных электронных курсов по техническим дисциплинам и особенно по тем, где предусмотрены лабораторные работы, которые очень сложно смоделировать, не имея опыта работы со специальными программами. Одним из вариантов применения дистанционных технологий в образовательном процессе заочной формы обучения является использование так называемых смешанных или комбинированных дистанционных образовательных технологий, когда часть дисциплин учебного плана специальности изучается дистанционно. При этом процесс обучения с использованием смешанных дистанционных образовательных технологий рекомендуется начинать с проведения анкетирования студентов и выявления группы студентов, желающих и имеющих возможности обучаться с применением смешанных технологий.
Прибытие студентов на лабораторно-экзаменационные сессии, в основном, определяется отношением работодатель - студент и не всегда работодатель хочет идти навстречу студенту и отпускать на сессии. Следует отметить, что есть крайние случаи невозможности посещения сессии из-за требования работодателя присутствовать на рабочем месте (6-10 человек в сессию). Есть случаи отчисления студентов по собственному желанию из-за невозможности совмещать работу и учебу, но при этом деканат всегда идет навстречу студентам и предлагает варианты выхода из сложившейся ситуации. Сложнее обстоит вопрос с решением призыва на службу студентов в армию, так как студентам заочной формы обучения отсрочка в соответствии с законодательством Республики Беларусь от призыва не предоставляется. И если срочная служба особых сложностей не вызывает, то служба в резерве (так называемые сборы на один месяц) доставляет некоторые проблемы, так как может захватывать как всю сессию, так и часть ее. По законодательству студент имеет право на отпуск, но в данном случае из-за призыва на месяц приходится терять 1 год обучения. В этом случае практикуется возможность сдачи сессии досрочно, однако не по всем дисциплинам студент может в полной мере изучить необходимый материал для успешной сдачи экзаменов и зачетов. В этом плане возникают вопросы по дисциплинам с лабораторным практикумом, который обязателен для выполнения и вне сессии. Организовать его прохождение в индивидуальном порядке сложно, студентам заочной формы обучения приходится подстраиваться под занятия преподавателей по необходимым дисциплинам со студентами дневного факультета, а в связи с трудовой занятостью не все могут выполнить это требование, особенно иногородние граждане. Также при нахождении на лабораторно-экзаменационной сессии иногородним студентам необходимо снимать жилье, а учитывая, что жилье необходимо снимать в столице Республики Беларусь, это ложится дополнительным финансовым бременем на период сессии.
В последние годы значительно увеличилось количество студентов, поступающих на интегрированную форму получения высшего образования после получения среднего специального образования (после окончания колледжей). Данная форма предусматривает сокращение срока обучения за счет специальных дисциплин, которые изучались в колледжах. Однако в этом случае сокращается количество аудиторных занятий по предметам, что автоматически влечет дополнительную нагрузку по самостоятельной работе данной категории обучающихся.
Мониторинг успеваемости студентов, получающих высшее образование по интегрированной форме, показал трудности, которые возникают у них при изучении таких дисциплин, как высшая математика, теоретические основы химии, физика и др. Это связано с тем, что данные дисциплины в рамках колледжа не изучаются, а с момента получения базового школьного уровня знаний проходит срок более 3 лет. Мониторинг успеваемости на старших курсах показывает, что данные лица демонстрируют лучшую успеваемость по сравнению с контингентом полного срока обучения по циклу специальных дисциплин. Это связано с тем, что данные предметы изучались в средних специальных учреждениях образования, а при изучении студентами полного срока обучения, которые работают не по специальности, возникают сложности в понимании. В настоящее время идет тенденция расширения сокращенной формы обучения, так как это позволяет в непрерывной форме на конкурсной основе молодым людям, изъявившим желание получить высшее образование без отрыва от производства, приобрести более высокую квалификацию.
Не малую роль при выборе заочной формы обучения играет статус учебного заведения, его материально-техническая база и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, а также отзывы работодателей об уровне качественной подготовки выпускников УВО. Таким образом, в настоящее время заочное образование остается довольно актуальным, хотя и имеет ряд проблем и недостатков.
Еще одним из проблемных мест в процессе заочного обучения в техническом УВО является необходимость в соответствии с требованиями учебного плана прохождения технологической и преддипломной практик. В связи с тем что в настоящее время для поступления в УВО не требуется трудоустройство абитуриента, то возрастает количество обучающихся, которые не работают по выбранной специальности, из-за чего на этапе заключения договоров с предприятиями для прохождения практик соответствующих профилю специальности у этих людей возникают трудности. В этом случае помощь в поиске предприятия и заключения договора с ним для прохождения практик оказывает выпускающая кафедра из перечня базовых предприятий. Также проблемой при прохождении различных видов практик для студентов, работающих не по профилю своей специальности, является нахождение на предприятии и сбор информации для подготовки отчета в соответствии со сроками практик. Дело в том, что изначально подразумевается, что студент заочной формы обучения работает по специальности и проходит практику по месту своей работы. На данный период студенту не предоставляется справка-вызов и он должен решать вопрос со своим работодателем об отпуске на другое предприятия для выполнения учебного плана.
Заключение. Подводя итог, можно констатировать, что растет роль интегрированной системы в высшем заочном образовании: колледж - университет. По некоторым специальностям набор обеспечивается только по сокращенной форме обучения. При поступлении для данной категории требуется сдача только двух вступительных экзаменов, что облегчает зачисление в университет и количество обучающихся по этой форме в ближайшем будущем будет возрастать.
В настоящее время в системе высшего заочного технического образования динамично развиваются дистанционные технологии на основе современных информационных образовательных технологий обучения. Но для технических специальностей есть трудности в создании виртуального лабораторного оборудования и изучения студентами соответствующих технологических процессов. Таким образом, можно отметить, что дальнейшее развитие заочного обучения в техническом УВО может быть связано с применением комбинированных дистанционных образовательных технологий. Однако их применение должно быть рационально организовано и только с учетом возможности обучающихся студентов. А по некоторым специальностям, требующим самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ, применять дистанционные образовательные технологии нецелесообразно,
так как практические навыки нарабатываются непосредственно в учебных лабораториях с применением современных лабораторных установок и оборудования и при личном общении с преподавателем.
В целом, несмотря на обозначенные проблемы в системе подготовки специалистов с высшим техническим образованием по заочной форме, оно будет трансформироваться благодаря информационным технологиям и позволит с меньшими издержками готовить высококвалифицированных инженерно-технических работников.
Информация об авторе Прохорчик Сергей Александрович - кандидат технических наук, доцент, декан заочного факультета. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: prohor@tut.by
Information about the author Prohorchik Sergey Aleksandrovich - PhD (Engineering), Dean of Correspondence Faculty. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: prohor@tut.by
Поступила 15.05.2017