Научная статья на тему 'Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя'

Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATIONAL FORMS / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / MUSIC EDUCATION / MUSIC PERFORMANCE / PERFORMING MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Алексеевна

Рассматриваются проблемы использования дистанционной формы обучения в профессиональном музыкальном образовании определяется специфика внедрения дистанционных образовательных технологий, мотивация их применения в полной или частичной форме; рассматриваются перспективы разработки программ дистанционного формата в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance educational forms in further professional education of performing musicians

This article analyses the problems of using of distance learning forms in the field of professional music education. It defines the specifics of the implementation of distance learning technologies, motivation to using them in full or partial measure and the prospects of the development of distance learning programs in further professional education of performing musicians.

Текст научной работы на тему «Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя»

УДК [78.371.398]:004.771

Т. А. Чернышева

Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя

Рассматриваются проблемы использования дистанционной формы обучения в профессиональном музыкальном образовании - определяется специфика внедрения дистанционных образовательных технологий, мотивация их применения в полной или частичной форме; рассматриваются перспективы разработки программ дистанционного формата в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционные формы обучения, дополнительное профессиональное образование, музыкальное образование, музыкальное исполнительство, музыкант-исполнитель

Tatyana A. Chernysheva

Distance educational forms in further professional education of performing musicians

This article analyses the problems of using of distance learning forms in the field of professional music education. It defines the specifics of the implementation of distance learning technologies, motivation to using them in full or partial measure and the prospects of the development of distance learning programs in further professional education of performing musicians.

Keywords: distance learning technologies, distance educational forms, further professional education, music education, music performance, performing musician

В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29. 12. 2015) особое внимание уделено созданию профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На реализацию сформулированного законом решения был направлен целый ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок организации и применения инновационных форм профессионального обучения. В контексте рассматриваемой в данной статье темы важно обратиться к документу, в котором обозначены «Наименования специальностей и их коды среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается»1. Среди них находим целый ряд профессий и специальностей музыкального направления. Пока эти ограничения касаются только среднего профессионального образования, для высшего - существуют в виде проекта2. Вместе с тем подчеркнем, они не распространяются на область дополнительного профессионального образования. В частности, в одном из документов указывается, что «в сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом № 273-Ф3 не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»3. Таким

образом, дополнительные профессиональные программы музыкального направления, частично или полностью реализуемые в дистанционной форме обучения, могут иметь сегодня законное право на существование.

Цель настоящей статьи - рассмотреть, в какой форме дистанционные образовательные технологии (ДОТ) могут быть востребованы в дополнительном профессиональном образовании музыкального направления и определить их целесообразность и перспективы использования в обучении музыканта-исполнителя.

Как известно, вопрос о преимуществах и недостатках дистанционной формы обучения постоянно обсуждается в образовательной среде, находя своих сторонников и противников. Несмотря на отсутствие единого мнения, ДОТ продолжают успешно внедряться в учебный процесс. При этом в художественно-творческом направлении, и в частности музыкальном дополнительном профессиональном образовании, они оказываются пока менее разработанными и мало востребованными. Попытаемся разобраться, в чем причина?

Если мы обратимся к зарубежной практике, то программы музыкального образования - как для профессионалов, так и для всех заинтересованных в изучении различных направлений музыки (от классической до современной электронной) - не являются редкостью. Достаточно открыть программы MOOC (Massive Open Online Courses) -

например, расположенные на международной образовательной платформе Coursera, где предлагаются различные онлайн-курсы от 120 ведущих университетов, содержащие программы по обучению основам теории музыки, истории западной музыки, обучению основам репетиционного процесса, созданию современной электронной музыки, песнетворчеству и др.4

В России интерес к обучению музыке в дистанционной форме постепенно возрастает - в информационной сети сегодня не трудно обнаружить предложения частных педагогов, начиная от игры на инструменте вплоть до обучения вокалу и дирижированию. Это свидетельствует о том, что контакт с помощью компьютерной телекоммуникации (например, в Skype) между педагогом и учеником, в такой специфической профессиональной сфере как музыка, может быть достаточно востребованным. Однако распространенность дистанционных форм обучения в области дополнительного профессионального музыкального образования, ориентированного на выполнение требований ФГОС, пока находится в стадии становления. И здесь мы находим лишь небольшое количество «первопроходцев», которые убеждают нас в том, что сегодня это - возможно.

Почему же распространение дистанционной формы в обучении музыканта-исполнителя - проблема дискуссионная? Прежде всего, та или иная точки зрения - «за» и «против» - формируется при непосредственном обращении к содержанию образовательных программ. Одни из них действительно могут реализовываться в удаленном режиме доступа, в то же время другие - нет. Например, не вызывает сомнения возможность использования дистанционной формы обучения в дополнительных образовательных программах музыкально-просветительского характера, относящихся к изучению истории, теории музыки, анализа композиторского творчества, освоению компьютерных музыкальных технологий. Целесообразность применения целого ряда инновационных ДОТ здесь очевидна. В частности таких, как проведение в онлайн-ре-жиме групповых и индивидуальных вебинаров, мастер-классов, дискуссий на форумах, выполнение тестовых заданий и др. Опора данных программ на информационные ресурсы электронных библиотечных систем, на различные информационные образовательные каналы, мультимедийные технологии с их преимуществами наглядного изложения материала, представлением его в многоуровневом пространстве, с использованием интерактивного участия, открывают широкие горизонты для учебного процесса дистанционного формата.

Вместе с тем внедрение их в индивидуальные практические занятия музыканта-исполнителя вызывает недоумение и возражение. Заметим, что

проведение практических занятий в удаленном режиме не только в области музыкального образования, но и в целом в любой другой области, признается специалистами программистами «самым серьезным недостатком дистанционных форм обучения в сфере дополнительного профессионального образования»5. В частности, отмечается, что «эту проблему пытаются решать, моделируя и конструируя различного рода симуляторы практических действий. <...> Они весьма успешно используются в различных отраслях. Но у них есть фатальный недостаток - реально эффективные симуляторы требуют колоссальных финансовых затрат и очень сложны в эксплуатации»6.

В связи с этим профессиональные программы в дистанционной форме, посвященные обучению музыканта-исполнителя, - именно индивидуально-практической составляющей - встретить достаточно трудно, если не сказать, что они вовсе отсутствуют. Но причины этого «отсутствия» следует искать не только в объективных условиях, связанных с упомянутой дороговизной «симуляторов практических действий», если таковые когда-либо появятся в музыкальном образовании, или в целом, с трудностями освоения дистанционных технологий (в частности, недостаточной еще в России информационно-телекоммуникационной оснащенности, отсутствие равных условий для всех регионов страны в обеспечении доступности интернет-ресурсов и др.). Следует их искать, прежде всего, в профессиональной плоскости - сам Ой художественно-творческой специфике музыкально-исполнительского направления. Причем объяснить эту «специфику» неким консерватизмом педагогов-музыкантов, боящихся разрушить веками созидаемые методы подготовки музыканта-исполнителя, недостаточно. Вряд ли кто из них будет сегодня отрицать достоинства информационных технологий, и трудно, наверно, представить того, кто не пользовался бы информационными ресурсами в своей профессиональной деятельности. Объяснение некой на первый взгляд «консервативности» музыкантов-педагогов, скептически воспринимающих данные инновации, лежит в самой сути музыкального исполнительского процесса, в особенностях музыкальной педагогики, альтернативу которой в режиме удаленного доступа пока трудно найти. В чем заключается эта специфика?

Известно, что индивидуальные практические занятия требуют создания специфических условий для их проведения. Например, особого контакта между педагогом и учеником - эмоционально-окрашенного, личностно-ориентированного, психологически направляющего. Вряд ли его могут заменить тьютерские инструкции и формализованные руководства к действию. Отсутствие этого контакта, безусловно, изменяет характер учебного

Т. А. Чернышева

процесса и требует альтернативного восполнения, которое современные телекоммуникационные технологии удаленного доступа пока еще не могут предложить.

Кроме того, обучение музыканта-исполнителя предполагает формирование целого ряда умений и навыков, приобретаемых в условиях приближенных к реальной практической деятельности - настроенность на специфику акустического пространства концертного зала, ощущение особой психологической атмосферы публичного (концертного или театрально-сценического) выступления, ощущение особой энергетики присутствия слушателя, тонкостей слушательского восприятия и др. Приобретение или совершенствование их с помощью ДОТ трудно себе представить.

Далее, одним из условий обучения музыканта-исполнителя является наличие инструмента в традиционном его представлении, на котором он играет, или хора, оркестра, которым он дирижирует. Вряд ли можно представить, что некий «виртуальный» инструмент сможет заменить «живой» инструмент, все тонкости прикосновения к которому невозможно передать на расстоянии через дисплей и монитор компьютера. И речь идет не о программах, связанных с освоением музыкально-компьютерных технологий, предполагающих наличие инструмента-компьютера с специализированными средствами ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет), способы извлечения звука на котором формализованы и могут быть заложены в «методиках по использованию» компьютерной техники. Прикосновение к «живому» инструменту воспитывается на основе особых эмпирически передаваемых ощущений, разнообразные нюансы которых возможно передать только с помощью очного контакта не с виртуальным, а с «живым» инструментом, хором, оркестром.

Таким образом, при реализации образовательных программ, адресованных музыкантам-исполнителям, с целью совершенствования практической составляющей исполнительской деятельности, можно говорить лишь о частичном использовании элементов ДОТ, т. е. неполной дистанционной формы обучения, когда очные занятия чередуются с дистанционными. Подобные модели предусмотрены сегодня в нормативно-правовых документах7. При этом, несомненно, их использование не должно быть самоцелью - современная привлекательность форм обучения должна подкрепляться убедительностью и содержательностью образовательных программ. Качество их во многом зависит не только от музыканта-педагога, но и от дальнейшего прогресса современных мультимедийных технологий, развитие которых не стоит на месте. Создатели виртуальной среды пытаются максимально приблизиться к воссозданию в ней

реальной действительности. Появляются «виртуальные чудеса», не только передающие аудио-, видеосигналы, но и 3D-технологии, создающие виртуальную реальность пространства и «огромное количество мультимедийных технологий, позволяющих не просто погрузиться в виртуальную реальность, но и интерактивно с ней взаимодействовать, например, системы трекинга»8. Сегодня уже изобретаются способы передачи на расстоянии обоняния и тактильных ощущений. Возможно, современные технологии скоро будут способны передать магическую притягательность вдохновения, эмоций, темперамента и другие сокровенные тайны музыкального исполнительского процесса. Но это будет уже новая эпоха в обучении музыканта-исполнителя - другая реальность с новыми достижениями и успехами.

Вероятно, это осуществится в недалеком будущем, а сегодня реализация программ дополнительного профессионального образования музыканта-исполнителя с использованием элементов дистанционных образовательных технологий пока только «прочерчивает» свой путь к грядущему, пытаясь сохранить все то «самобытное», «истинное» и «вечное», чем на протяжении веков обладала российская школа музыкального исполнительства. Как правило, осуществляется она с применением традиционных образовательных технологий, где наряду с индивидуальными практическими занятиями происходит посещение мастер-классов выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов, организация творческих встреч, музыкальных гостиных. Перенесение некоторых из этих форм (исключая практическую составляющую) в область удаленного доступа требует времени для адаптации к новым условиям, рассчитанным на дистанционную форму проведения.

В качестве примера неполной формы дистанционного обучения можно привести опыт реализации образовательной программы повышения квалификации «Перспективы развития детского музыкального (хорового) образования в России: от истории, теории к практике», разработанной в Центре дополнительного образования СПбГИК9. Слушатели данной программы, наряду с практическими занятиями, проводимыми в очной форме, имели возможность удаленного доступа (на основе LMS БАКА1) к различным указанным в меню программы инструментам: ресурсам, заданиям, занятиям, словарю, форуму, тестам, медиотеке и др.10 В частности, общение на форуме давало возможность обсудить исполнительскую трактовку того или иного музыкального произведения - например «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова в шести исполнительских интерпретациях - и поделиться с другими участниками собственным мнением. Основными образовательными технологиями

являлись: лекции-визуализации, интерактивные семинары в форме дискуссии, компьютерное тестирование. Самостоятельную работу слушатели могли выполнять, используя постоянно обновляемое учебно-методическое обеспечение - аудио-, видео, текстовые материалы. Вынесение на Круглый стол обсуждения вопроса о «Перспективах внедрения дистанционных образовательных технологий в музыкальное образование» показало практически единогласную его поддержку при сохранении форм очного общения.

Говоря о перспективах внедрения ДОТ в музыкальное профессиональное образование, можно предположить, что этот процесс и далее будет развиваться - государственная политика в сфере образования, стремительное развитие возможностей телекоммуникационных технологий и информационных систем вселяют уверенность в этом. В частности, в «Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 г.» (в пункте 5 раздела II) указывается на меры, способствующие развитию электронного обучения в отечественном музыкальном образовании. Среди них предлагается «обеспечить информационную поддержку системе российского музыкального образования путем: создания общероссийской научно-методической информационной базы данных по музыкальному образованию; разработки учебно-методической литературы, в том числе в электронном виде, инновационных образовательных программ и технологий»11. Далее, учитывая специфику обучения музыканта-исполнителя, несомненную пользу принесет создание индивидуального медиапространства, которое не ограничивалось бы познавательными и образовательными каналами на YouTube, а значительно шире было бы направлено на доступность в он-лайн-режиме к ценностям мирового наследия музыкального исполнительского искусства. В этом направлении также предпринимаются определенные действия - в декабре 2015 г. на сайте виртуального института Google Cultural Institute стартовало направление Perfoming Art, позволяющее, например, «совершить виртуальный поход в театр»12.

Область музыкального образования, безусловно, должна быть открыта для создания программ широкого диапазона - прежде всего получения знаний в выше обозначенных формах. Но на этом пути предстоит преодолеть еще много проблем различного характера (технологических, психологических, правовых, экономических и др.) и решить немало конкретных задач.

Все усилия по внедрению ДОТ в российское музыкальное дополнительное профессиональное образование и выводящие его на траекто-

рию развития, соответствующую современным образовательным стандартам, несомненно, принесут свои плоды. Важно, чтобы они не стали самоцелью в освоении привлекательных современных компьютерных технологий, а были направлены на достижение новых вершин, достойно продолжающих самобытный путь развития отечественного музыкального исполнительского искусства.

Примечания

1 Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки России № 22 от 20 янв. 2014 г.; в ред. приказа Минобрнауки России № 1564 от 10 дек. 2014 г. URL: http: // tk-servis. ru (дата обращения: 21. 04. 2017); U RL: http: // base. garant. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

2 URL: http: // cons-systems. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

3 О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»): письмо Минобрнауки РФ № ВК-1013/06 от 21 апр. 2015 г. URL: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

4 URL: https: // coursera. org (дата обращения: 21. 04. 2017).

5 Шкопоров А. Б. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании. URL: http: // ra-kurs. spb. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

6 Там же.

7 О направлении методических рекомендаций...

8 Елинер И. Г. Интерактивность как квинтэссенция мультимедийного произведения // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. С. 21.

9 Данная программа прошла успешную адаптацию в Псковском областном колледже искусств им. Н. А. Рим-ского-Корсакова в мае 2016 г.

10 Подобные дистанционные курсы «Музыкальное воспитание и развитие музыкального мышления на основе традиционной культуры» были проведены Е. Е. Васильевой и Т. С. Молчановой в марте 2017 г. в СПбГИК.

11 Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 г. URL: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

12 Google Cultural Institute. Новости. URL: http: // newsru. com (дата обращения: 21. 04. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.