УДК 37:001.127.18 (14.01.11)
И. В. Суворова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Описано дистанционное обучение как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены компоненты системы дистанционного обучения; требования, которым должны отвечать информационные образовательные технологии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями, лица с особыми нуждами, информационная технология.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений образования в России. В настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т. е. 1,6 млн, относятся к категории детей с ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их возможностям [1]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Однако далеко не все общеобразовательные учреждения готовы реализовать их образовательные потребности.
Главными причинами отказа в обучении детям с ОВЗ являются отсутствие квалифицированного персонала, способного работать с особыми детьми, и отсутствие материально-технического оснащения (пандусы, специальная техника, оборудование), которое представляет собой адаптивную среду для обучения детей с ОВЗ. Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Серьезную проблему детей-инвалидов представляет профессионализация после окончания школы.
Выходом из сложившейся сложной ситуации являются специализированные школы-интернаты, где ученики проживают, или же надомная форма обучения. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» для детей-инвали-дов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому [2, 3].
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства. И если ранее
единственной формой обучения была очная, когда учитель приходил к ученику домой, то с 2009 г. доминирующей формой обучения становится дистанционная.
Это изменение связано с фактом существования следующих показателей: из общего числа детей-инвалидов 30 тыс. рекомендована дистанционная форма обучения. Однако, по данным Минобрнауки РФ, на 1 января 2010 г. на дому в дистанционной форме обучалось лишь 3,9 тыс. детей-инвалидов. Таким образом, Министерство образования РФ начинает реализовывать мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 гг. Целью этой программы стало стимулирование реализации во всех субъектах Российской Федерации программ по развитию дистанционного образования (ДО) де-тей-инвалидов, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения.
Итак, дистанционное образование становится основной и единственной формой реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями. Рассмотрим сущность, специфику и возможности данной формы обучения.
Существуют разные трактовки термина «дистанционное обучение». В документах Министерства образования РФ дистанционное обучение рассматривается в качестве «одной из образовательных технологий, которая может применяться в любой из форм обучения (очной, заочной, вечерней)»
[4].
Профессор Томского государственного университета В. П. Демкин [5] считает, что дистанционная форма обучения является новой формой, которая интегрирует в себе все качества существующих форм. По мнению автора, по технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с заочной формой обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с очной.
Е. С. Полат отмечает следующую суть дистанционного обучения: это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены про-
странственно. Учебный процесс этого обучения организован с преимущественным использованием средств информатизации и телекоммуникаций, т. е. технологий дистанционного обучения [6].
Обобщая рассмотренные выше определения, можно прийти к пониманию сущности дистанционного обучения как преимущественной формы обучения лиц с ограниченными возможностями, базирующейся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, которые можно наиболее полно адаптировать к своеобразию обучаемого. Дистанционное обучение позволяет создать обучаемому оптимальные условия для свободного выбора темпа обучения, специальности, образовательной программы, получения возможности для диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Технологически дистанционное образование получило возможность реализовываться с начала 90-х гг. XX в., когда в обучении начинают широко применяться новые информационные и коммуникационные технологии, компьютеры, магнитные носители информации, возможности электронной почты и электронных досок объявлений, аудио- и видеосвязи, конференц-связи и т. д. Некоторые учебные заведения (преимущественно высшего образования) начали использовать в образовательных целях интернет-сайты, стала возможной двухсторонняя связь, обеспечивающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом. Несмотря на то что это взаимодействие было зачастую асинхронным, не в режиме реального времени, в России в 1998 г. существовало более 180 образовательных учреждений и центров дистанционного образования, где применялись новые информационные технологии [7].
Согласно Т. В. Штурба, информационные технологии поднимают на качественно новый уровень дистанционное обучение лиц с особыми нуждами. Такая форма обучения строится на основе индивидуального и дифференцированного подходов, модульного построения учебных курсов, а также с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта [8]. Кроме того, автор подчеркивает, что «обучение на расстоянии» позволяет получить высококачественное образование гражданам с любым материальным достатком из любой части страны и стоимость таких образовательных услуг гораздо ниже, чем при традиционном обучении.
Для использования информационных технологий в обеспечении возможностей дистанционного обучения лиц с особыми нуждами необходимо выявить требования, которым они должны удовлетво-
рять. Эти требования вытекают из физиологических, психологических, интеллектуальных и педагогических особенностей различных категорий лиц с особыми нуждами. При этом, по мнению Т. В. Штурба, сформулировать их в общем виде достаточно сложно. Это объясняется тем, что обучаемые с разными категориями инвалидности предъявляют свои требования к организации и технологическим возможностям дистанционного обучения.
Общей особенностью для всех категорий лиц является наличие ограниченных возможностей со средой жизнедеятельности, окружающими людьми. Данный факт требует создания специальных условий обучения, позволяющих компенсировать недостатки каждого обучаемого, максимально приблизить технические и технологические возможности образовательного процесса к его индивидуальным возможностям.
Каждая категория людей с особыми нуждами отличается по следующим проявлениям своих возможностей:
— взаимодействию с компьютерной техникой. Физические возможности каждой группы особые, и для них часто необходимы специальные технические приспособления (например, для людей с проблемами зрения, физических возможностей и др.);
— пониманию учебной информации, результатов ее познания и представления усвоенного знания. Ограниченные возможности накладывают свой отпечаток на своеобразие восприятия информации и адекватности реакции на нее, что требует большей гибкости в работе с таким обучаемым, понимания его со стороны обучающих;
— интенсивности познавательной деятельности. В зависимости от физических возможностей каждый из обучаемых может интенсивно работать по-разному: одни - очень долго и продуктивно; другие - долго, но малопродуктивно; третьи нуждаются в перерывах разной длительности, что сказывается на продуктивности их познавательной деятельности и пр.;
— характеру взаимодействия с преподавателем. Отдельные научились взаимодействовать с обучающими и легко их понимают, другие нуждаются в постоянной поддержке и помощи.
Систематизируя знания о своеобразии людей с особыми нуждами, были выделены наиболее общие требования, которым должна отвечать информационная технология для их дистанционного обучения. К таким требованиям следует отнести:
— информативность - любой ученик независимо от места жительства при наличии информационного канала связи может получить достаточно полный объем сведений о возможности и технологии получения требуемого ему образования;
— гибкость — обучаемый может избрать для себя доступную программу обучения (учебное заведение формирует для него наиболее оптимальную программу обучения в соответствии с рекомендациями индивидуальной реабилитационной программы и отвечающую требованиям ГОС);
— параллельность — ученик может одновременно обучаться на нескольких электронных курсах;
— охват значительного числа обучаемых. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся; их общение через сети, связь друг с другом и с преподавателями;
— технологичность обеспечения образовательной деятельности. Информационная программа дистанционного обучения технологична и позволяет обучаемому, овладевшему ею, иметь доступ ко всему комплексу необходимой информации учебного и методического характера (может сам записываться на различные образовательные курсы и участвовать в различных школьных событиях);
— доступность получения образования любому человеку, имеющему соответствующую для учебы подготовку и владеющему информационными технологиями на уровне уверенного пользователя ПК, независимо от социального положения, национальной принадлежности, физических возможностей и места жительства;
— адаптивность определяется для каждой категории лиц с особыми нуждами предоставлением перечня технических и методических средств;
— экономичность в расходах на предоставление образования значительному числу обучаемых; дистанционное обучение позволяет наиболее эффективно использовать учебные площади, технические и транспортные средства, представляя обучаемым в концентрированном и унифицированном виде учебную и иную информацию.
Эти требования определяют специфику дистанционной формы обучения. Сюда также следует отнести следующие организационные особенности.
— существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
— пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
— пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
— двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего через особую технологию организации учебного процесса;
— подбор материалов, специально предназначенных для дистанционного изучения.
Говоря об организационных особенностях дистанционного обучения, следует подчеркнуть, что
основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, посредством видеоконференции, а также очно, что необходимо для лиц с особыми нуждами [9].
Для того чтобы выявить специфику дистанционного обучения, необходимо рассмотреть дистанционное обучение как систему во взаимосвязи всех ее компонентов (подсистем): кадровая, контрольная, нормативно-правовая, материально-техническая, программная, методическая.
Кадровая подсистема характеризуется профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс по дистанционной технологии.
Особенностью контроля дистанционного обучения является мониторинг развития учебных компетенций и личностных качеств учеников и соответствующий постоянный отбор эффективных средств и методов обучения.
Нормативно-правовая подсистема дистанционного обучения в настоящее время находится на стадии формирования. Несмотря на наличие рекомендаций по организации дистанционного обучения и информационных писем, регламентирующих его функционирование, необходимы законодательные акты, содержащие нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной собственности, специальные образовательные стандарты и т. д. [10].
Подсистема материально-технического обеспечения должна соответствовать учебным программам. Такое обеспечение включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения, лабораторное оборудование и технические средства обучения.
Программная подсистема включает виртуальную информационно-образовательную среду, системное программное обеспечение и инструментальное программное обеспечение. Учебно-методическая подсистема, в свою очередь, включает учебные пособия, электронно-методические пособия, методические материалы.
Систему дистанционного обучения также составляют наличие и взаимосвязь автоматизированных рабочих мест (АРМ) всех субъектов учебного процесса (АРМ преподавателя, АРМ ученика, АРМ тьютора, АРМ администратора) и сетевой автоматизированной системы управления учебным процессом.
Таким образом, дистанционное обучение лиц с особыми нуждами представляет собой сложную систему, базирующуюся на новейших достижениях в области информационных технологий. Она
включает совокупность функциональных компонентов, каждый из которых обеспечивает требуемое качество, носит динамичный характер, позволяющий адаптировать его к обучаемым. Технология предоставления и получения дистанционного образования лицам с особыми нуждами имеет соответствующее кадровое, информационное, техническое и технологическое обеспечение.
Весь процесс дистанционного обучения ориентирован на реализацию образовательных потреб-
ностей детей с особыми нуждами: его характеризуют индивидуальный подход к обучаемым; учет психолого-педагогических требований к обучающей программной среде; целенаправленность и последовательность в обучении; адаптивность и доступность обучения; интерактивность и наличие обратной связи в обучении; системность в обучении; технологичность в организации и обеспечении обучения.
Список литературы
1. Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР. 1989. № 1. С. 31.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения де-тей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения от массовой школы, утвержденный Министерством просвещения РСФСР 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерством здравоохранения РСФСР 28 июля 1980 г. № 17-13-186.
4. О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании. Инструктивное письмо Министерства образования РФ 03.07.1998 г. № 41. URL: http://www.informika.ru
5. Демкин В. П. Нормативная база дистанционного образования // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 40-41.
6. Полат Е. С. Дистанционное обучение. М.: Владос, 1998. С. 191.
7. Кукьян В. Н., Фотина О. В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 48. С. 86-89.
8. Штурба Т. В. Педагогические основы дистанционного обучения лиц с особыми нуждами: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
9. Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06-1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации». URL: http://www.bestpravo. ru/federalnoje/bz-akty/m1p.htm
10. Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5. С. 103-109.
Суворова И. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.03.2013.
I. V Suvorova
DISTANCE EDUCATIONAL FORM OF TEACHING HANDICAPPED CHILDREN
The article describes distance learning as one of the forms of teaching handicapped children. The article deals with components of distance learning as a system; the requirements that informational technologies should meet.
Key words: distance learning, handicapped children, people with special needs, informational technology.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]