Научная статья на тему 'Диспозиционные детерминанты длительности парных отношений у молодых людей'

Диспозиционные детерминанты длительности парных отношений у молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ / DISPOSITIONAL SYSTEM OF REGULATION OF SOCIAL BEHAVIOR / DISPOSITIONAL DETERMINANTS / VALUES / AND SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AT A YOUNG AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лавринович Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются диспозиционные детерминанты вступающей в парные отношения личности как иерархически организованная когнитивная система личности, определяющая деятельность субъекта в построении таких отношений. При этом преобладание определенных диспозиций предположительно определяет длительность таких отношений с лицами противоположного пола у молодых людей (на примере исследования группы девушек в возрасте 18-22 лет). Обсуждаются особенности межличностных отношений в контексте специфики проблем парных отношений в этом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и социально-психологических установок, их взаимосвязь с продолжительностью парных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лавринович Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dispositional determinants of the duration of the relationship between young people

The article examines the determinants of disposition shall enter into paired relationship of personality as a hierarchically organized cognitive system of personality, which determines the activity of the subject in the construction of such a relationship. In this case, the prevalence of certain dispositions presumably determines the duration of the relationship with the opposite sex in young people (for example, the study of women aged 18 22 years). The features of interpersonal relations in the context of the specific problems of pair relations at this age. The results of empirical studies of value orientations and social attitudes, their relationship with the duration of pair relations.

Текст научной работы на тему «Диспозиционные детерминанты длительности парных отношений у молодых людей»

УДК 159.943+159.922.8 ББК Ю953.2+Ю525.3

ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Т.М. Лавринович

В статье рассматриваются диспозиционные детерминанты вступающей в парные отношения личности как иерархически организованная когнитивная система личности, определяющая деятельность субъекта в построении таких отношений. При этом преобладание определенных диспозиций предположительно определяет длительность таких отношений с лицами противоположного пола у молодых людей (на примере исследования группы девушек в возрасте 18-22 лет). Обсуждаются особенности межличностных отношений в контексте специфики проблем парных отношений в этом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций и социально-психологических установок, их взаимосвязь с продолжительностью парных отношений.

Ключевые слова: диспозиционная система регуляции социального поведения, диспозиционные детерминанты, ценностные ориентации, социально-психологические установки, межличностные отношения в молодом возрасте.

Введение

Проблема ценностных ориентаций и социальных установок личности относится к числу фундаментальных проблем психологии. Все, что окружает человека, вызывает у него отношение, содержащее в себе ценностно-обусловленный аспект, и социальное поведение, обусловленное его диспозиционной системой. Диспозиционная система является важнейшей частью «Я-концепции», включающей в себя как личностную, так и социальную идентичность. Уникальность диспо-зиционной системы личности обусловлена процессами личностной идентичности, базирующейся на оценке физических, интеллектуальных и морально-нравственных параметров. Процессы социальной идентичности основываются, в частности, на осознании и оценке принадлежности к определенным социальным группам. Сходство в поведении людей определенной группы дает право предположить наличие у них возможного сходства диспози-ционных систем. Рассматриваемая проблема диспозиционных детерминант длительности отношений молодых людей представляется актуальной и интересной. Вступая в отношения и совместно формируя их, молодые люди, девушки и юноши, вплотную подходят к решению актуального для этого возрастного периода вопроса - создания пары и семьи (в контексте рассматриваемой проблемы - формирования парных и семейных отношений, понимаемых и рассматриваемых в настоящей

статье в дальнейшем в социальнопсихологическом, правовом и де-факто контексте).

В современном обществе происходит трансформация смысла и формы института семьи. Вместе с тем, отношения в разнополой паре и семье обусловливают процессы дальнейшей идентификации, взросления и формирования личности молодых людей. Семья -первый и важнейший институт социализации. От того, насколько готовы современные молодые люди к длительным отношениям, и от понимания того, что обусловливает длительность и содержание этих отношений, во многом зависит процесс личностного становления самих молодых людей, формирования их парных отношений и появления у них возможного потомства (в случае перехода таких отношений в семейные). Актуальность проблемы предопределила необходимость проведения пилотного исследования диспозиционных детерминант, определяющих длительность парных отношений между молодыми людьми разного пола. Исследование проводилось на выборке группы девушек в возрасте 18-22 лет.

Теоретические основания исследования

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Впервые понятие ценности появилось в философии в XVIII в. (в частности - в работах

И. Канта) для обозначения должного в отличие от сущего [6]. В 60-е годы XIX в. понятие ценности вводится в специальный философский лексикон немецким философом Г. Лотце, а область философского исследования ценностей начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину - аксиологию. В социологической концепции М. Вебера ценностная мотивация поступков рассматривается в качестве одного из четырех основных мотивов социального действия [1, 5].

Проводившиеся в конце 1960-х годов в США исследования М. Рокича в области ценностных ориентаций можно считать наиболее всеобъемлющими. При этом М. Рокич выделяет два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Первые он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Второй класс ценностей он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным с личной и общественной точек зрения в любых ситуациях [5].

В отечественной психологии проблема ценностей и ценностных ориентаций разрабатывалась в контексте отношения личности к объектам окружающей действительности. С точки зрения Б.Г. Ананьева, понятия общности целей деятельности, жизненной направленности, мотивации поведения являются однопорядковыми с понятием «ценностная ориентация» [2]. По мнению А.Н. Леонтьева, понятие «ценностные ориентации» идентично понятию «смысловые единицы жизни», которые выражают пристрастность индивидуального сознания, его особую субъективность [8]. В различных трактовках понятия «ценность» присутствует относительное терминологическое единство. Ценности понимаются как значимые для личности предметы и явления окружающей действительности. Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный горизонт действия, и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности социального взаимодействия [7].

Ценности неразрывно связаны и с социальными установками человека. В своей теории установки Д.Н. Узнадзе квалифицирует последнюю как целостно-личностное состоя-

ние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности. В результате повторения адекватной для потребности ситуации установка фиксируется, становясь вторичной, тогда как актуальная ситуативная установка выступает в качестве первичной [9, 11]. В концепциях «аттитюдов» или социальной установки подчеркивается их прямая связь с социальной потребностью и условиями деятельности, в которых она может быть удовлетворена. Смена и закрепление социальной установки обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются [3, 4].

С точки зрения взаимосвязи ценностных ориентаций и установок в контексте исследования наибольший интерес представляет концепция В.А. Ядова [13], который предлагает модель иерархической организации диспозиций регуляции социального поведения, включающую в себя взаимосвязанные уровни, различающиеся по степени сложности, интеграции различных психических процессов и соответствующих внешне наблюдаемым проявлениям. На каждом таком уровне диспозиция реализуется при помощи трех взаимосвязанных ее компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Когнитивные компоненты диспозиций обладают свойствами дифференцированности, обобщенности, транзитивности и согласованности. Эмоциональные компоненты характеризуются свойствами центрированности на актуальных потребностях. Поведенческие компоненты являются наблюдаемыми результатами проявления диспозиций. Когнитивные компоненты являются основанием диспозиций разного уровня, обеспечивая запуск остальных компонентов.

Иерархическая система организации диспозиций включает в себя четыре уровня. Низшим уровнем являются элементарные фиксированные установки, представляющие собой закрепленную предшествующим опытом готовность к конкретному действию; когнитивное основание ее зачастую неосознаваемо. Второй уровень - это социальные фиксированные установки, формирующиеся в процессе оценочного анализа объектов и ситуаций. Результатом реализации их являются соответствующие поступки. Третий уровень составляют базовые социальные установки, когнитивным основанием которых являются убеждения и мировоззренческие позиции

субъекта, а результатом реализации выступает система поступков как общая направленность поведения. Четвертый уровень диспозиций представляет собой система ценностных ориентаций на жизненные цели и средства их достижения. Результатом действия диспозиций этого уровня является целенаправленная деятельность в определенной сфере жизни личности. Поведение на всех уровнях детерминировано всей диспозиционной системой с ситуационным приоритетом конкретного диспозиционного образования. Целесообразность включения в регуляцию деятельности конкретной диспозиции определяется актуальными потребностями и уровнем ситуаций и условиями самой деятельности [12].

Таким образом, социальные установки и ценностные ориентации являются высшими уровнями диспозиционных детерминант, обусловливающих поведение и общую жизненную направленность людей в контексте актуальных потребностей и ситуации межличностного взаимодействия

Организация и методы исследования

Теоретическое изучение проблемы позволило определить цель исследования: исследование диспозиционных детерминант (ценностных ориентаций и социальнопсихологических установок) длительности отношений с лицами противоположного пола у молодых людей1 (на примере исследования группы девушек от 17 до 22 лет).

Достижение цели исследования предполагало решение ряда задач:

1. Исследование ценностных ориентаций у девушек двух групп (имеющих опыт длительных отношений с юношами и молодыми людьми и не имеющих такого опыта).

2. Исследование социально-психологических установок у девушек двух исследованных групп.

3. Исследование различий в ценностных ориентациях у девушек двух различных групп с оценкой их статистической значимости.

4. Исследование различий в социальнопсихологических установках у девушек двух различных групп и их статистической значимости.

Гипотеза исследования - диспозиции (ценностные ориентации и социальнопсихологические установки) у девушек, находящихся в постоянных отношениях с моло-

1 Далее - парные отношения.

дыми людьми значительно отличаются от диспозиций (ценностных ориентаций и социально-психологических установок) у девушек, не имеющих такого опыта.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:

- тест «Иерархия личностных ценностей» К.В. Харского;

- методика диагностики социальнопсихологических установок личности в моти-вационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

Тест «Иерархия личностных ценностей» К.В. Харского позволяет определить иерархии ценностей личности. Одной из особенностей этого теста является возможность классификации личностных ценностей по четырем категориям:

а) идеологические ценности, включающие в себя все (любые) идеи, которым привержен человек;

б) материальные ценности, включающие в себя все материальные объекты окружающего мира;

в) эмоциональные ценности, включающие в себя переживание любых чувств и эмоций;

г) витальные ценности, включающие в себя ценность жизни как таковой и ценность качества жизни.

Испытуемым предлагается сравнить на специальном бланке все понятия-ценности попарно между собой и выбрать наиболее значимую для себя. Сравнения в полученной матрице производятся на основании различий в субъективной значимости и степени привлекательности представленных в ней ценностей. Уровень ценности и приоритет группы ценностей определяется по частоте упоминания каждой из них в заполненном бланке.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивацион-но-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена для выявления социальнопсихологических установок в межличностной сфере как направленности на «альтруизм -эгоизм», «процесс - результат», «свободу -власть», «труд - деньги». Испытуемым предлагается ответить на поставленные вопросы в утвердительной или отрицательной форме. Всего методика включает в себя 80 вопросов в блоках по 20 вопросов о каждой установке. Ответы заносятся в специальный бланк, результаты опроса обрабатываются при помощи ключа, позволяющего определить более выраженную направленность в парах установок [10].

В качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались: расчет значений описательной математической статистики, критерий ф*-угловое преобразование Фишера и и-критерий Манна - Уитни.

Выборку исследования составили 60 девушек в возрасте от 17 до 22 лет, в том числе 30 девушек, имеющих опыт постоянных длительных отношений с одним молодым человеком (минимальная продолжительность отношений - более одного года, в том числе и отношения, сохранившиеся на момент исследования), а другие 30 никогда не имели опыта таких длительных отношений, либо имели опыт отношений с лицами противоположного пола длительностью не более полугода.

Исследование ценностных ориентаций

Одной из задач исследования было выявление различий в системах ценностных ориентаций у девушек двух групп - находящихся в длительных отношениях (далее - 1-я группа) и не имевших такого опыта (далее - 2-я группа). Для этого проводилось сравнение результатов обследования по методике «Иерархия личностных ценностей» К.В. Харско-го. Был произведен расчет процентной доли выборов в пользу той или иной категории ценностей у испытуемых в 1-й и во 2-й группе. Результаты представлены в табл. 1.

Наибольшая доля выборов по выборке в целом и в каждой группе девушек приходится на группу витальных ценностей, которая включает в себя ценность семьи. Поэтому было выдвинуто предположение о том, что одним из основных параметров различий в цен-

Процентные доли выборов

мых групп будет значимое отличие уровня приоритетности витальных ценностей. В этой связи вторым шагом исследования было сравнение выборов в пользу витальных ценностей по сравнению с остальными категориями (табл. 2).

С помощью критерия Фишера определялась значимость различий между результатами в двух группах испытуемых в частоте выборов различных ценностей. Установлено, что доля лиц, сделавших выбор в пользу витальных ценностей в первой группе значимо больше, чем во второй (ф*эмп > Ф*кр (ф*кр 3, 01> 1,64) при р<0,05).

Кроме того, были рассмотрены и сопоставлены между собой ранговые значения приоритетности определенных ценностей внутри каждой из групп ценностей (табл. 3).

Были изучены различия в иерархии ранговыми значениями выбора некоторых конкретных ценностей из четырех их исследованных групп : ценности семьи (группа витальных ценностей), ценности любви и «адреналина» (группа эмоциональных ценностей), ценности карьеры (группа материальных ценностей) и ценности верности (группа идеологических ценностей). Усредненное ранговое значение выбора ценности любви у девушек в обеих группах почти одинаково.

Статистическая значимость различий между указанными выше переменными проверялась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Установлено, что ценность семьи для испытуемых 1-й группы достоверно выше, чем у девушек 2-й группы; и, наоборот, ценность «адреналина» оказалась достоверно выше для девушек 2-й группы. Различия в уровнях при-

Таблица 1

различных категорий ценностей

Группы испытуемых Группа ценностей (частота выборов, %) Итого

Идеологические Материальные Эмоциональные Витальные

1-я группа 20,3 20,8 24,3 34,6 100

2-я группа 22,1 23,3 25,6 29,0 100

Итого 42,4 44,1 49,9 63,6 200

Таблица 2

Процентные доли выборов категории витальных ценностей по отношению к остальным категориям ценностей

Группы Выбор в пользу витальных ценностей Выбор в пользу других групп ценностей Сумма

Кол-во испытуемых % Кол-во испытуемых %

1-я группа 28 93,3 2 6,7 30

2-я группа 16 53,3 14 46,7 30

Итого 47 13 60

ностных ориентациях девушек двух изучае- оритетности выбора ценностей карьеры и

явлено статистически значимых различий по уровню ориентации на альтруизм и эгоизм.

Обсуждение полученных результатов

Результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций, свидетельствуют, что девушки, находящиеся в постоянных либо длительных отношениях с одним партнером, в большей мере ориентированы на витальные ценности, в частности, на ценность семьи. Представляется, что такой вывод является ключевым моментом отличий в особенностях межличностных и парных отношений с лицами противоположного пола у девушек в этом возрастном периоде. Высокий уровень ценности «адреналина» у девушек, не имевших опыта длительных отношений с лицами противоположного пола по сравнению представительницами другой исследованной группы частично объясняет транслируемую модель поведения. Отношения между молодыми людьми в самом их начале предполагают новизну опыта, появление интенсивных эмоциональных переживаний, уменьшающихся по мере периода парных отношений, взаимного привыкания и перехода таких отношений в более привычное русло, препятствующее удовлетворению потребности в авантюризме и риске. Отсутствие статистически значимых различий в показателях ценности карьеры, вероятно, связано с актуальной по-

Таблица 3

Средние ранговые значения выбора приоритетных ценностей у девушек двух обследованных групп

Средние ранговые значения приоритетности выбора ценности Ценности

Семья Любовь Карьера Верность «Адреналин»*

В 1-й группе 2,0 1,3 3,8 1,8 4,5

Во 2-й группе 2,8 1,4 2,5 3 6,1

* Выбор для исследования ценности «адреналин» из группы эмоциональных ценностей основывался на понимании ее как готовности к риску, переменам и связанными с ними интенсивными эмоциональными переживаниям, что может оказывать влияние на продолжительность отношений пары молодых людей.

Таблица 4

Ранговые значения установок в исследуемых группах

Средние ранговые значения приоритетности установок в группах Установки

Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Свобода Власть

1-я группа 2 3,5 1 3,5 5 6

2-я группа 5 3,5 3,5 2 1 6

требностью профессионального роста и ста-

верности у девушек обследованных групп статистически не значима.

Исследование социальнопсихологических установок

При исследовании диспозиционных детерминант путем сравнения особенностей социально-установочной системы у девушек обеих групп, выполненном с помощью методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, наибольший интерес представляли результаты по следующим парам социальных установок: «процесс-результат», «альтруизм -эгоизм» и «свобода-власть». В табл. 4 представлены значения средних ранговых мест, присвоенных результатам обследования по каждой установке у девушек изучаемых групп.

Проведение ранжирования и применение и-критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимые различия у девушек в ориентации на процесс и результат, причем: уровень ориентации на процесс у девушек с опытом длительных парных отношений достоверно выше, чем у девушек 2-й группы. При этом уровень ориентации на результат и ориентации на свободу у девушек этой группы значимо выше, чем в 1-й группе, а уровень ориентации на власть в обеих группах статистически не различается. Также не было вы-

новления, поиска «своего места», повышения социального статуса и материальной независимости в этом возрасте. Стоит отметить, что ориентации как на семью, так и на карьеру у девушек не рассматриваются как взаимоисключающие и могут быть ими успешно реализованы относительно независимо друг от друга. Равная значимость ценности верности для девушек обеих исследованных групп может свидетельствовать о неприемлемости измены партнера, распространяющейся как на длительные, так и на кратковременные отношения.

Результаты исследования социальнопсихологических установок показывают, что девушки с опытом длительных отношений с лицами противоположного пола по сравнению с девушками, не имеющими такого опыта, более ориентированы на процесс, нежели на результат. Вероятно, это объясняется пониманием того, что выстраивание длительных отношений является требующим немалых психологических усилий процессом. У девушек, не находившихся в длительных отношениях, эта ориентация выражена значительно меньше, для них в приоритете получение результата, что может оказывать влияние на формирование установок к непродолжительности отношений. Особенности ориентации на свободу показывают, что девушки, находящиеся в длительных отношениях, менее ориентированы на свободу, нежели их сверстницы без опыта продолжительных отношений. Возможно, что в последней группе выраженная ориентация на свободу является одной из основных причин трудности построения длительных отношений. Наконец, стоит отметить, что выраженных различий в ориентации на власть, альтруистичность и эгоистичность у девушек обеих групп не выявлено, что может свидетельствовать об их косвенном отношении к изучаемой проблеме.

Выводы

1. В качестве теоретической основы исследования была выбрана модель иерархической организации диспозиционной системы регуляции социального поведения В.Я. Ядова, отражающая взаимосвязь диспозиций разного уровня, высшие из которых - ценностные ориентации и социально-психологические установки - были изучены как детерминанты длительности парных отношений у молодых людей.

2. Исследование проводилось среди девушек возраста 18-22 лет, разделенных на две различные группы по критерию наличия / отсутствия опыта длительных отношений с лицами противоположного пола.

3. Исследование показало, что для девушек с опытом длительных отношений наиболее значимыми являются витальные ценности, и в меньшей степени -материальные, идеологические, эмоциональные.

4. У девушек с опытом длительных парных отношений отмечается значимо большая выраженность приоритетности витальных ценностей над остальными категориями ценностей, чем у девушек без такого опыта

5. Для девушек с опытом длительных парных отношений ценность семьи как ключевой из категории витальных ценностей значимо выше, чем у девушек без такого опыта.

6. Для девушек без опыта длительных парных отношений ценность «адреналина» как ключевой (в контексте выполненного исследования) категории группы эмоциональных ценностей оказалась значимо выше, чем для их сверстниц с опытом длительных отношений с молодыми людьми.

7. Девушки с опытом длительных парных отношений более ориентированы на процесс, а их сверстницы без такого опыта в большей мере ориентированы на свободу.

Стоит отметить, что полученные в исследовании данные о ценностных ориентациях и установках взаимодополняют друг друга, что согласуется с положениями теории иерархической структуры диспозиций личности В.Б. Ядова. Например, у девушек, находящихся в длительных отношениях с одним и тем же молодым человеком, была выявлена выраженная ценностная ориентация на семью, высокие значения установки на процесс и низкие значения ориентации на свободу. Полученные данные могут свидетельствовать о способности и желании сохранять и развивать отношения с этим партнером и, возможно, наличие перспектив в выборе его как своего потенциального супруга. У девушек без опыта длительных отношений с лицами противоположного пола была выявлена ценность «адреналина» и высокая ориентация на свободу, что может обусловливать имеющуюся модель их межличностного поведения. Ценность ярких ощущений и любовь к свободе могут обусловить трудности в работе над построением длительных отношений.

Полученные в нашем исследовании результаты могут быть полезны в консультативной деятельности психолога при работе с молодыми девушками возрастной категории от 18 до 22 лет, имеющими проблемы в построении отношений с лицами противоположного пола.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 180 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1980.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 376 с.

4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы / Г.М. Анреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 288 с.

5. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.

6. Кант, И. Критика практического разума /И. Кант. - М. : Наука, 2007. - 528 с.

7. Капцов, А.В. Психологическая характеристика аксиосферы личности: методическое пособие / А.В. Капцов, Л.В. Карпушина. - Самара: ИПК Содружество, 2008. - 71 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

9. Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш.А. Надирашвили - Тбилиси, Изд-во «Мец-ниереба», 1974. - 312 с.

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. / под. ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 1998. - 653 с.

11. Узнадзе, Д.Н. Теория установки. /

Д.Н. Узнадзе; под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЭК», 1997. - 448 с.

12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон; пер. с англ. А.В. Толстых - М. : Прогресс, 1996. - 344 с.

13. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов //Методические проблемы социальной психологии. - 1975. - С. 240-253.

Лавринович Татьяна Михайловна, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», Южно-Уральский государственный университет, lavrinta@mail.ru.

DISPOSITIONAL DETERMINANTS OF THE DURATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN YOUNG PEOPLE

T. Lavrinovich

The article examines the determinants of disposition shall enter into paired relationship of personality as a hierarchically organized cognitive system of personality, which determines the activity of the subject in the construction of such a relationship. In this case, the prevalence of certain dispositions presumably determines the duration of the relationship with the opposite sex in young people (for example, the study of women aged 18 - 22 years). The features of interpersonal relations in the context of the specific problems of pair relations at this age. The results of empirical studies of value orientations and social attitudes, their relationship with the duration of pair relations.

Keywords: dispositional system of regulation of social behavior, dispositional determinants, values, and social and psychological attitudes, interpersonal relationships at a young age.

Tatiana M. Lavrinovich, Ph.D., assistant professor of “Psychological diagnosis and counseling”, South Ural State University, lavrinta@mail.ru

Поступила в редакцию 3 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.