Научная статья на тему 'Организация смыслового компонента в структуре инновационного потенциала личности'

Организация смыслового компонента в структуре инновационного потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ / ДИСПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ДИСПОЗИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / ТРАНСКРИПТ ИНТЕРВЬЮ / РЕПРЕЗЕНТАНТ / ИНТЕРПРЕТАНТ / INNOVATIVE POTENTIAL / EMPIRICAL INVESTIGATION / NARRATIVE INTERVIEWS / DISPOSITIONAL STRUCTURE / DISPOSITIONAL EDUCATION / SYSTEM APPROACH / SEMANTIC COMPONENT / TRANSCRIPT OF INTERVIEW / REPRESENTANT / INTERPRETANT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белан Маргарита Александровна

В статье обосновывается структура смыслового компонента инновационного потенциала личности с позиции системного подхода при опоре на концепцию В.А. Ядова. Изучены нарративы опрашиваемых новаторов, где проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, лояльности и любви к собственной профессии. Содержание смыслового компонента инновационного потенциала личности раскрывается через его составляющие: смысловые образования, личностные смыслы, смысловые установки, смысловой процесс, смысловую сферу. Внутри смыслового компонента инновационного потенциала личности выделены составляющие, представленные тремя уровнями (когнитивным, регулятивным и поведенческим), которые находится в иерархическом взаимодействии со всеми элементами системы инновационного потенциала личности. Смысловой компонент основной регулятор разрешения множества противоречий между потребностью и ситуацией, желаемым и возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing a semantic component in the structure of personal innovative potential

The article substantiates the structure of the semantic component of the personal innovation potential (PIP) in terms of a system approach based on the concept of V. A. Yadov. It investigates narratives of the interrogated innovators, which reveal a complex of interrelated meanings noted by their significance for respondents of creative acts, values of introducing ideas, loyalty and love for their own professions. The content of the PIP semantic component is revealed through its constituents: semantic formations, personal meanings, semantic attitudes, semantic process, semantic sphere. Inside the PIP semantic component the article identifies the constituents represented by three levels (cognitive, regulatory and behavioral) that are in a hierarchical interaction with all elements of the personal innovation potential. The semantic component is the main regulator in solving multiple contradictions between the need and the situation, between the desirable and the possible.

Текст научной работы на тему «Организация смыслового компонента в структуре инновационного потенциала личности»

УДК 330.35 М. А. Белан

Байкальский государственный университет экономики и права

ОРГАНИЗАЦИЯ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается структура смыслового компонента инновационного потенциала личности с позиции системного подхода при опоре на концепцию В. А. Ядова. Изучены нарративы опрашиваемых новаторов, где проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, лояльности и любви к собственной профессии. Содержание смыслового компонента инновационного потенциала личности раскрывается через его составляющие: смысловые образования, личностные смыслы, смысловые установки, смысловой процесс, смысловую сферу. Внутри смыслового компонента инновационного потенциала личности выделены составляющие, представленные тремя уровнями (когнитивным, регулятивным и поведенческим), которые находится в иерархическом взаимодействии со всеми элементами системы инновационного потенциала личности. Смысловой компонент — основной регулятор разрешения множества противоречий между потребностью и ситуацией, желаемым и возможным.

Ключевые слова: инновационный потенциал; эмпирическое исследование; нарративное интервью; диспозиционная структура; диспозиционное образование; системный подход; смысловой компонент; транскрипт интервью; репрезентант; интерпретант.

M. A. Belan

Baikal State University of Economics and Law

ORGANIZING A SEMANTIC COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL

The article substantiates the structure of the semantic component of the personal innovation potential (PIP) in terms of a system approach based on the concept of V. A. Yadov. It investigates narratives of the interrogated innovators, which reveal a complex of interrelated meanings noted by their significance for respondents of creative acts, values of introducing ideas, loyalty and love for their own professions. The content of the PIP semantic component is revealed through its constituents: semantic formations, personal meanings, semantic attitudes, semantic process, semantic sphere. Inside the PIP semantic component the article identifies the constituents represented by three levels (cognitive, regulatory and behavioral) that are in a hierarchical interaction with all elements of the personal innovation potential. The semantic component is the main regulator in solving multiple contradictions between the need and the situation, between the desirable and the possible.

Keywords: innovative potential; empirical investigation; narrative interviews; dispositional structure; dispositional education; system approach; semantic component; transcript of interview; representant; interpretant.

Практическая психология обнаруживает недостаток представлений о способах диагностики и описания структуры инновационного потенциала личности (ИПЛ), а также методического обеспечения его исследования. От-

© М. А. Белан, 2014

DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).31

сутствуют эффективные способы анализа инновационных ресурсов не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Важным аспектом любого исследования индивидуальности всегда оставалось структурирование личности как субъекта деятельности. Для понимания особенностей «организации» активно действующего субъекта и внутренних «механизмов», направляющих его деятельность, важно представление его как некоторой целостности. Исходя из этого, в своем исследовании будем опираться на одну из концепций системного подхода — исследование диспозиционной регуляции социального поведения.

Диспозиции — состояния предрасположенности индивида к оценке и поведению в определенных условиях, представляющие собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены [11].

В качестве основы для обоснования нашего исследования представим упрощенную модель диспозиционной структуры, которая состоит из следующих элементов:

1. Элементарные фиксированные установки (низший уровень иерархии) формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности и неосознаваемы.

2. Социальные фиксированные установки, точнее — система социальных установок (подобно тому, как предыдущий уровень представляет собой систему элементарных фиксированных установок). Социальная установка обладает сложной структурой и содержит три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности). Факторы, ее формирующие, с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а с другой, соответствующие социальные ситуации.

3. Общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе более сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу как доминирующую среди других.

4. Система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности (высший уровень диспозиционной иерархии) и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида. Логично предположить, что система ценностных ориентаций, идеологическая по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей личности [Там же].

По нашему мнению, диспозиции, как интегральные понятия, могут содержать в себе структурные элементы, имеющие отношение к раскрытию потенциала личности; связанные с условиями реализации деятельности субъекта; влияющие на саморегуляцию индивида в деятельности. Социологическая по своей природе концепция диспозиционной регуляции социального поведения может быть расширена до общепсихологической, если представить процесс деятельности, описанный В. А. Ядовым, как инновационный процесс, а структуру диспозиций как остов, с помощью которого можно обрисовать структуру инновационного потенциала личности. Исходя из этого следует, что элементы, входящие в состав инновационного потенциала личности, как наименьшая единица анализа могут быть потенциальными составляющими структуры дис-

позиционной системы. Опираясь на концепцию В. А. Ядова и других исследователей, можно предположить, что инновативная диспозиция имеет сложную иерархическую структуру, соответствующую принципам организации общей диспозиционной структуры. Она определяет инновативную диспозицию как предрасположенность личности к изменениям и нововведениям и как составляющая часть всей диспозиционной структуры личности. Отношение личности к изменениям определять в числе прочего обобщенно-дифференцированной иерархической диспозиционной системой, причем той ее составляющей, которую можно назвать инновативной диспозицией или инновативным модусом диспозиционной системы.

Учитывая важность социологического аспекта, рассмотренного В. А. Ядо-вым, мы сопоставили их с представлениями других исследователей социальной психологии [1; 2; 4-6; 10]. Исходя из анализа литературы перечисленных исследователей, в своей работе будем рассматривать не только социологический аспект концепции В. А. Ядова, но и иерархические взаимосвязи между составляющими инновационного потенциала, входящие в диспозиционную структуру личности.

На всех уровнях поведения личности ее социальное поведение регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль, видимо, принадлежит определенному диспозиционному образованию. Можем предположить, что каждый из дис-позиционных уровней внутри структуры ИПЛ наполнен составляющими, имеющими ключевое соответствие с тем, как этот диспозиционный уровень раскрывается. При этом диспозиционная иерархия личности (исходя из концепции В. А. Ядова) — опосредующая связь между условиями деятельности и поведением, которая выполняет мотивационные функции. В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или система потребностей. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные и профессиональные функции. Если последние формируются как готовность к действию в определенных условиях, а также для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему [11].

Любые взаимосвязи в психологических исследованиях следует рассматривать с позиции системного подхода. В данном случае в качестве методологического основания считаем правильным опереться на трактовку Б. Ф. Ломова [3], Э. Г. Юдина [9], Г. П. Щедровицкого [8].

Система психических явлений многоуровневая и, по-видимому, строится иерархически. Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми. В свою очередь, каждая из этих подсистем может быть расчленена далее. Так, когнитивная система, наиболее изученная в психологии, включает сенсорно-перцептивный, «представленческий» и речемыслитель-ный уровни. В. А. Ядов предлагает данную иерархию диспозиций в качестве некой конвы, основы того, что является столкновением потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются. Исходя из этого, в нашем исследовании инновационный потенциал личности также имеет свою уровневую структуру, внутри которой находятся не только диспозиционные уровни, но и

структурные элементы, объединяющиеся и контенирующиеся в крупные дис-позиционные уровни.

Смысловой компонент предполагает описание инновационного потенциала личности через призму смысла как единицы анализа личности и смысловых образований, когда инновационный потенциал выступает как система, а составляющие внутри него — как подсистемы (рис.). Личностный смысл связан с постоянной находкой, стремлением к познавательной деятельности, именно поэтому он является регулятором при вхождении в инновационную деятельность. Смысловой компонент — основной регулятор разрешения множества противоречий между потребностью и ситуацией, желаемым и возможным, также как и система инновационного потенциала личности имеет свою структуру. Соответственно, подобная структура имеет определенные уровни организации, регулируется и модифицируется.

Структура смыслового компонента инновационного потенциала личности

Таким образом, содержание смыслового компонента ИПЛ раскрывается через его составляющие: смысловые образования, личностные смыслы, смысловые установки, смысловой процесс, смысловую сферу. При этом каждая из составляющих структурно представлена тремя уровнями: когнитивным, регулятивным и поведенческим, которые находится в иерархическом взаимодействии со всеми элементами системы (табл. 1).

Каждый из элементов имеет вес и функциональность в организации смыслового компонента ИПЛ. При анализе смыслового компонента ИПЛ обосновано, что личностные смыслы, личностные ценности и смысловые образования являются сквозными составляющими каждого из уровней его организации, тесно переплетаясь с мотивационными образованиями, способностями и творческими составляющими личности.

Эмпирическое исследование смыслового компонента ИПЛ проводилось в Иркутской области с 2010 по 2014 г. в несколько этапов:

- исследование взаимосвязи значимых личностных ценностей и уровня ИПЛ в трех группах. Основанием для выбора послужила разная направленность инновационной деятельности респондентов. По данному принципу в группу испытуемых вошли учителя и инженерно-технические работники, а также безработные (альтернативная выборка);

- качественный анализ смыслового компонента в структуре ИПЛ (в роли респондентов выступили несколько инженерно-технических работников и

учителей, а также один респондент без постоянного места работы). В качестве метода исследования выбрали нарративное интервью — полуструктурированное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа, которое проходило от 1,5 до 3 ч совокупного времени с одним человеком. Формат интервью происходил в виде свободной, непринужденной беседы, содержащей серию вопросов о новаторстве. Все интервью расписали близко к истинной лингвистике рассказчика, сохранили паузы, междометия, усмешки и шутки. Из шести респондентов один транскрипт взяли для представления в данной статье.

Таблица 1

Содержание смыслового компонента инновационного потенциала личности

Составляющие структуры Смысловые образования Личностные ценности Смысловые установки Смысловой процесс Смысловая сфера

Когнитивная Инновацион-ность Креативность Готовность личности к изменениям Власть Достижение Свобода Оказание помощи Развитие эрудиции Волевая регуляция Профессионально-важные качества

Регулятивная Смысло- образующие мотивы Личностные смыслы Стимуляция Самостоятельность Традиции Гедонизм Мотивы достижения и признания Выход за пределы ситуации Индивидуальный стиль инновационной деятельности Лояльность к инновационной и профессиональной деятельности Неудовлетворенность потребности

Поведенческая Уровень конформизма Поиск смысла Универсализм Доброта Конформность Безопасность Результаты решения смысловых задач Коммуникативная компетентность Сдвиг мотива на цель Социальная роль Саморегуляция Разрешение противоречия

При анализе текстов интервью смогли увидеть, что в нарративах опрашиваемых новаторов проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, лояльности и даже любви к собственной профессии [7]. Социально-психологическое исследование больших групп методом нарративного анализа должно обращаться к нарративам отдельных членов группы, достигая обобщения не за счет механического суммирования, а посредством определения общей макросоциальной характеристики всей совокупности нарративов — способа наррации и единых смысловых кодов, обнаруживающихся в отдельных повествованиях. Исходя из этого, выбрали 3 тематических блока, по которым разделили текстовое наполнение бесед с респондентам — когнитивная составляющая инновационного потенциала личности, регулятивная составляющая и поведенческая составляющая (табл. 2).

Представленность индикаторов типологий по тематической классификации

Таблица 2

Индикатор Составляющая инновационного потенциала личности

когнитивная регулятивная поведенческая

Свобода То есть когда я знаю свои границы и другие знают мои границы. Ну, как бы не нарушают, и не ограничивают Мне важно ощущение того, что я куда-то развиваюсь, что я узнаю новое, что я внутри честна сама с собой, по крайнее мере стремлюсь Это мои проблемы, мне нужно их решать самому, а не вешать на других...Если бы люди умели так делать, то стали бы счастливее, свободнее от зажатостей. Не пытались бы свою внутреннюю пустоту, которая образуется, когда долго носишь маски, заполнить совершенно ненужными вещами. миллионами новых айфонов и еще чего-то

Помощь другим людям Они тоже в чем-то ограничены в свободе Я человек, наверное, мало ориентированный на общество. Я такой интроверт интровертыч, если что-то, что у меня есть может помочь другому человеку и я это вижу, вот никогда в жизни я это не зажму, всегда готова делиться Меня беспокоило то, что людей что-то беспокоит, а они не могут решить эту ситуацию никак и не добиваются никакого результата. и никто не может им помочь

Стремление к созиданию Это была моя идея, хотя в итоге, она, конечно, вышла мне боком... (смеется)... моя же собственная идея. Но все равно мне приятно, что вся вот эта система до сих пор там функционирует Ну, опять же, это потому что мне надо, вот мне надо, чтобы ансамбль в свое время собрался, я потом ходила там, искала помещение, периодически всех пинала там: «Давайте собираться» Меня берет гордость за то, что люди, которые развивают это дальше, сделали это по моей разработке, никак ее не меняя

Ценности Самое ценное — это задачи и способы их достижения Хотя. в пирожках тоже есть польза. Если считать себя новатором, то я могу назвать новаторами всех своих коллег и могу тебя назвать новатором, тогда ценность этого слова пропадает Жилось ей на самом деле трудно, но для нее существовала значимая ценность — ценность конкретно супружеского долга и супружеской жизни. При всем том, ценность достаточно социальная, так как со своим супругом она была до этого знакома всего 4 месяца

В интерпретации транскрипта интервью выбранного респондента использованы семиотические триады Ч. Пирса, из которых состоит событие (табл. 3). Знак, называемый также репрезентантом, связывает корреляты в триадиче-ском отношении — объект, к которому отсылает знак, и интерпретанту. Перечисленные корреляты связываются в значении знака [7].

Семиотические триады в нарративном анализе

Таблица 3

Событие Репрезентант Объект Интерпретант

Помню, один чувак увидел мою картину из Интернета, и пишет мне: «Шлите мне свои картины, я заплачу вам деньги» Чувак из Интернета Посторонний человек в сети Интернет Просьба о продаже картины, которая не продается, а выложена лишь как демонстрация творчества

Картина называется «маленькие взрослые» Картина Художественное творчество, созданное рассказчиком Пародоксальность и противоречивость прослеживается не только в названии картины, но и в этом постороннем человеке, который у «чужой» художницы хочет как в детстве «обменять» что-то свое, значимое и важное на «взрослые» деньги

В ней я рисовала совершенно свои личные фишки — просто мои любимые образы В картине только образы автора Рассказчик Четкость и умение рассказчика выразить свои чувства

Это было так классно осознавать, что когда ты делаешь что-то, вкладываешь в это что-то свое, какие-то свои переживания, прямо выкладываешь часть себя желания и эмоции, а человек находит в этом что-то абсолютно свое, и вообще совершенно иное Осознание автора: «ты в творчество вкладываешь свое, а другой человек извлекает свое» Инсайт, осознание рассказчика, выводы, сделанные им Факт очень большой ценности и значимости созданного рассказчиком для постороннего человека. Чувства, вызванные творчеством в другом человеке

Лев всегда говорит, что я, когда занимаюсь хенд-мей-дом, ему очень нравится процесс. Есть сначала куча-куча листов картона плотного, а я начинаю что-то из него изготавливать, и раз — из груды бумажек появляется что-то прикольное Процесс изготовления из бумажек чего-то стоящего Рассказчик, ее муж, создание творческих изделий из бумаги Переход в рассказе к значимому для рассказчика объекту (мужу) говорит о мотиве признания и значимости быть оцененной любимым человеком

Описанная триадная структура события позволяет раскрыть смысловое поле события и выявить значимые коды, присущие данному рассказчику. Те смысловые установки, которые способствуют, несмотря на трудности и давление толпы, создать и осуществить внедрение своей или совместной идеи, помогают носителям расширять, углублять и наполнять свой инновационный потенциал. Такими смысловыми кодами могут быть ценности любви к своему делу и внутренней свободы, значимые смысловые образования, включающие стремление к нонконформизму, индивидуальному стилю инновационной деятельности в рамках своей профессии, повышению когнитивных навыков и креативности.

Список использованной литературы

1. Карнышев А. Д. Инновация как социально психологический и личностный феномен / А. Д. Карнышев // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 14-19.

2. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. Залевского. — Томск : Изд-во ТГУ, 2000. — 154 с.

3. Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избр. психол. тр. / Б. Ф. Ломов. — Воронеж : МОДЭК ; М. : МПСИ, 1996. — 384 с.

4. Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности : учеб. пособие / А. В. Серый, М. С. Яницкий, — Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2010. — 92 с.

5. Терехова Т. А. Инновационность личности как экономизированный вариант творчества / Т. А. Терехова // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы X междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 393-406.

6. Терехова Т. А. Инновационный потенциал личности как социально-психологический феномен / Т. А. Терехова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал человека как ресурс социально-экономического развития региона». — Чита : Изд-во ЧитГУ, 2009. — С. 6-14.

7. Терехова Т. А. Профессиональная психодиагностика : учеб. пособие / Т. А. Терехова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 348 с.

8. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М. : Школа культурной политики, 1995. — 800 с.

9. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. — М. : Эдиториал УРСС, 1997. — 440 с.

10. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Яголский. — М. : Институт психологии РАН, 2011. — 272 с.

11. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В. А. Ядов. — 2-е расш. изд. — М. : ЦСПиМ, 2013. — 376 с.

References

1. Karnyshev A. D. Innovation as a socio-psychological and personal phenomenon. Aktual'nye problemy sotsial'noy i ekonomicheskoy psikhologii [Topical Problems of Social and Economic Psychology]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, pp. 14-19. (In Russian).

2. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V., Zalevskiy G. V. (ed.) Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyy vzglyad [Personal self-fulfillment: a system outlook ]. Tomsk University Publ., 2000.102 p.

3. Lomov B. F. Sistemnost' v psikhologii [Systemacity in psychology]. Voronezh, MODEK Publ., Moscow MPSI Publ., 1996. 384 p.

4. Sery A. V., Yanitsky M. S. Diagnostika urovnya razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti [Diagnosis of developmental level of personal axiological and semantic sphere]. Novokuznetsk, MAOU DPO IPK Publ., 2010.

5. Terekhova T. A. Personal innovativeness as an economized variant of creative work. Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nye issledovaniya i innovatsionnye tendentsii. Ma-terialy desyatoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Economic psychology: topical investigations and innovative trends. Materials of 10-th International Science and Practice Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009, pp. 393-406. (In Russian).

6. Terekhova T. A. Personal innovative potential as a socio-psychological phenomenon. Innovatsionnyy potentsial cheloveka kak resurs sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya re-giona. Materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Human innovative potential as a resource of regional socio-economic development. Materials of InterRegional Science and Practice Conference]. Chita State University Publ., 2009, pp. 6-14. (In Russian).

7. Terekhova T. A. Professional'naya psikhodiagnostika [Professional psycho-diagnosis]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 348 p.

8. Shchedrovitsky G. P. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, Shkola kul'turnoy politiki Publ., 1995. 800 p.

9. Yudin E. G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of Science. Systemacity. Activity]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1997. 444 p.

10. Yagolkovsky S. R. Psikhologiya innovatsiy: podkhody, modeli, protsessy [Psychology of innovations: approaches, models, processes]. Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ., 2011. 272 p.

11. Yadov V. A. Samoregulyatsiya iprognozirovanie sotsial'nogopovedeniya lichnosti: Dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and forecasting of personal social behavior: dispositional concept]. 2nd ed. Moscow, TsSPiM Publ., 2013. 376 p.

Информация об авторе

Белан Маргарита Александровна — аспирант, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Margarita A. Belan — PhD Student, Chair of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; [email protected].

< t

Z* I

Í

See «

H

H

о

H M

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.