Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению'

Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1432
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ДИСПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ / SUICIDAL BEHAVIOR / ADOLESCENCE / AXIOLOGICAL ORIENTATIONS / SOCIAL ATTITUDES / DISPOSITION SYSTEM OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ощепков Алексей Александрович

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе школьных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF AXIOLOGICAL ORIENTATIONS AND SOCIAL ATTITUDES OF ADOLESCENTS PRONE TO SUICIDAL BEHAVIOR

The article presents the results of theoretical and empirical research of the system of values and social attitudes of adolescents that are prone to suicidal behavior. The conceptual foundation for studying interconnection between axiological orientation and social attitudes is disposition system of a personality. Authors come to the conclusion that inability to realize inner tension in the external environment leads to its orientation towards the inner world, explains the tendency to suicidal behavior and increases the possibility of emergence of suicidal behavior in adolescents. The applied aspect of the problem under study can be realized in the work of school psychologists.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению»

пенным ухудшением и вырождением моральных устоев общества, повышает, по всей видимости, уровень тревожности, который актуализируется уровнем ситуативного неблагополучия, связанного с конкретными условиями социализации личности старшеклассника. Несмотря на то, что ведущий и основной элемент формирования негативного отношения к наркотизации - страх перед последствиями их употребления, он является лишь временным механизмом оказания социально-психологического влияния на отношение к наркотикам, так как запретный плод всегда сладок. Поэтому на данном этапе борьбы с наркотизацией ведущим компонентом должны быть не механизмы формирования страха перед наркотиками, а создание таких условий, при которых личность старшеклассника испытывала бы морально-нравственную необходимость, потребность вести здоровый образ жизни.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.1009

«Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».

Библиографический список

1. Шамионов Р. М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000. 329 с.

2. Московичи С. Социальная психология. СПб., 2007. 529 с.

social Views of the Youth Concerning Drug Problem under Various socialization Conditions

Pavel Nikitenko

PhD in Psychology, associate professor,

the Chair of Psychology, Pedagogics, and Juvenile Law,

Institute of Social Education (affiliated institution) of the Russian State Social University in the city of Saratov;

4, Fabrichnaya str., Saratov, 410015, Russia;

E-mail: 279247@mail.ru

The article presents theoretical analysis of peculiarities of social views concerning the drug problem in the process of socialization in high school students. The article views modern approaches to studying social views and personal socialization, analyzes their structures and functions. It shows the perspective for studying social views concerning the drug problem in relation to socialization aspects of youth's personality. The article singles out and describes the core components that are the founding elements for constructing the phenomenal field for social visions of the youth concerning the drug problem. The applied aspect of the problem under study can be realized in counseling practice of psychological services, as well as development of optimization programs concerning the drug problem.

Key words: subjective visions, social visions, personal socialization, drug problem, activity.

References

1. Shamionov R. M. Lichnost' i ee stanovlenie v protsesse sotsializacii (Personality and it's formation in the process of socialization). Saratov, 2000. 329 p. (in Russian).

2. Moskovichi S. Social'nayapsikhologiya (Social psychology). St. Petersburg, 2007. 529 p. (in Russian).

УДК 316.624-053.6

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

А. А. Ощепков

Ощепков Алексей Александрович - старший преподаватель кафедры социальных наук, Димитровградский инженернотехнический институт (филиал Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженернофизический институт»); 294, ул. Куйбышева, Димитровград, 433511, Россия;

E-mail: sladkod@yandex.ru

следуемой проблемы может быть реализован в работе школьных психологов.

Ключевые слова: суицидальное поведение, подростковый возраст, ценностные ориентации, социальные установки, диспо-зиционная система личности.

Введение

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков. Прикладной аспект ис-

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает все большую тревогу, что связано с ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни, проявлением различных форм девиантного поведения, в ряду которых наибольшую значимость приобретает рост числа самоубийств. Отечественными и зарубежными учеными установлено, что самоубийство обусловлено множеством факторов - социальных, экономических, политических, психологиче-

© Ощепков А. А., 2013

171

ских - и выступает индикатором благополучия развития общества. Особое внимание в рамках обозначенной проблемы приобретает рост суицидов в подростковой и молодежной среде, что характеризует особенности современного подрастающего поколения. Сегодняшние подростки и молодые люди меньше уверены в себе и мало доверяют окружающим, более чувствительны и не настолько привязаны к своим семьям, как их сверстники несколько десятилетий назад.

Теоретический анализ проблемы суицидального поведения

Проблема суицидального поведения ставится исследователями в различных областях знания: философии, медицине, социологии, психологии. Подробно изучены многие факторы, влияющие на совершение суицида как у взрослых людей, так и у подростков. Среди указанных факторов -причины биологического и социального плана и личностные особенности, а также социально-психологические детерминанты нарушения развития личности. Объяснение суицидального поведения социально-психологическими факторами имеет давнюю историю и, прежде всего, связывается с потерей смысла жизни. В. Франкл указывал, что связанная с суицидальным поведением экзистенциальная тревога переживается как ощущение пустоты и бессмысленности [1]. Э. Шнейдман предлагает рассматривать суицид с позиции психологических потребностей, в соответствии с которой суицидальное поведение определяется состоянием фрустрации или искажением наиболее значимой потребности личности [2].

В отечественной психологии традиция изучения суицидального поведения была заложена известным ученым А. Г. Амбрумовой, которая расценивает суицид как следствие социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта [3]. Подобной точки зрения придерживаются Л. А. Азарова, Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг, В. Д. Менде-левич, А. В. Хомич [4; 5; 6; 7; 8], понимая под суицидальным поведением намеренное стремление человека к смерти, которое может быть обусловлено формированием внутриличностного конфликта под воздействием внешних ситуационных факторов или в связи с возникновением психопатологических расстройств.

Таким образом, названными авторами выделяются факторы внешнего плана (социальнопсихологическая дезадаптация) и внутреннего (внутриличностный конфликт), которые в сочетании повышают вероятность проявления суицида. Или, по мнению Е. В. Змановской, «в условиях преддиспозиционной дезадаптации и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие действия, ока-

зывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности» [5, с. 103]. Разрешение же конфликта зависит от значимости для человека той сферы, которую он затрагивает. В этом плане, с нашей точки зрения, одну из ключевых ролей в динамике суицида играет система ценностей и социальных установок личности. В связи с этим отметим, что ценностные ориентации - сложный социально-психологический компонент личности, влияющий на направленность её поведения, ее социальные отношения, придающий смысл и направление поведению личности. Ценностные ориентации - это многомерная, многоуровневая, нелинейная, динамическая система; именно они являются интегрирующим компонентом в структуре личности [9]. Поэтому ценностные ориентации в качестве предмета исследования должны быть рассмотрены целостно, с позиций системного подхода, который соответствует современным научным тенденциям рассматривать предмет исследования комплексно.

Итак, учитывая вышеприведенную аргументацию, нам представляется, что теоретической основой исследования может стать диспозицион-ная концепция регуляции социального поведения личности, разработанная В. А. Ядовым [10]. Суть данной концепции заключается в том, что человек обладает системой диспозиционных, иерархически организованных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Общая схема этих диспозиций включает также иерархию потребностей (П) и ситуаций (С). Потребности классифицируются в зависимости от включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где регулируются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей - контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее - более широкая сфера деятельности, связанная с трудом, досугом, бытом (3) и, наконец, определенная социальноклассовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4) (рис. 1).

Иерархия уровней различных диспозицион-ных образований обозначается на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения, что позволяет выделить соответствующие четыре уровня диспозиций:

1) уровень элементарных фиксированных установок, формирующихся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях - в условиях семейного окружения и в низших предметных ситуациях;

2) более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребностей человека в общении, осуществляемом в малой группе, - социальные фиксированные установки, или аттитюды;

3) фиксирующий общую направленность интересов личности относительно конкретной

сферы социальной активности или базовые социальные установки;

4) высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, регу-лирущих её поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной активности, в

Ценностные ориентации личности

которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам их удовлетворения, т. е. к обстоятельствам жизни, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Рис. 1. Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения

Таким образом, ценностные ориентации личности являются высшим, интегрирующим уровнем регуляции её поведения и деятельности в системе диспозиционных образований. Система ценностей взаимосвязана с системой социальных установок, определяющих готовность проявления тех или иных форм поведения, и в этом плане диспозиционная система личности регулирует социальное поведение через взаимосвязь общей направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности и готовности действовать определенным образом, чтобы достичь значимых ориентиров.

Учитывая приведенные теоретические основания, можно предположить, что наряду с внешними факторами (социально-психологической дезадаптацией) возможность суицида определяется и факторами внутреннего плана. В нашем случае это будет система диспозиционных образований личности - система взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок, т. е. особенности системы ценностных ориентаций могут определять общую направленность на деятельность, связанную с возможностью проявления суицидального поведения, а система социальных установок может способствовать готовности к совершению суицида. И в целом взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок подростков или молодых людей может определять склонность к суицидальному поведению.

В связи с этим нам представляется необходимым проверить гипотезу о взаимосвязи ценностных ориентаций личности, ее социальных установок и склонности к суицидальному поведению. Это исследование позволит также применять знания об особенностях ценностных ориентаций и социальных установок в профилактике суицидального поведения в подростковой и молодежной среде, отсюда вытекают следующие задачи:

1) проанализировать структуру ценностей подростков, склонных к суицидальному поведению;

2) провести анализ структуры социальных установок таких подростков;

3) исследовать взаимосвязь между структурами ценностных ориентаций и социальных установок испытуемых;

4) разработать рекомендации по профилактике суицидального поведения у подростков.

Выборка и методы исследования

Эмпирическая часть исследования выполнена на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Димитровграда Ульяновской области, в качестве респондентов выступали школьники 7-х и 9-х классов, в возрасте 12-13 и 14-15 лет, всего 62 человека. Использовались методики: М. Роки-ча, ориентированная на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значи-

мых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности; диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)

А. Н. Орла, которая является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения, в том числе и склонности к суицидальному поведению; для исследования социальных установок подростков был использован тест «Социальная установка» О. Ф. Потемкиной.

обсуждение результатов

С целью анализа различий систем терминальных ценностей подростков, не склонных к

суицидальному поведению (ПНСП), и подростков, склонных к девиантному поведению (ПССП), нами было проведено сравнение среднегрупповых значений каждой из 18 ценностей в группах ПНСП и ПССП с использованием статистического Л-критерия Стьюдента. Особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков.

Анализ особенностей систем терминальных ценностей подростков 12-13 лет классов в группах ПНСП и ПССП (табл. 1) обнаружил статистически значимые (?-крит. Стьюдента) различия по ценностям «счастливая семейная жизнь» и «уверенность в себе», значимость которых ниже у подростков, склонных к суицидальному поведению.

Таблица 1

Сравнение терминальных ценностей в группах подростков 12-13 лет и 14-15 лет, не склонных и склонных к суицидальному поведению

Ценности Подростки 12-13 лет Подростки 14-15 лет

ПНСП ПССП Лэмп ПНСП ПССП Лэмп

Активная деятельная жизнь 9,15 6,54 1,637 9,18 8 ,0 8, 0,750

Жизненная мудрость 9,09 9,23 0,085 9,39 10,83 0,786

Здоровье 3,00 3,39 0,425 5,30 2,83 2,381*

Интересная работа 9,03 9,00 0,017 9,63 9,17 0,340

Красота природы и искусства 10,91 9,23 1,021 10,73 12,50 1,049

Любовь 6,91 5,23 1,291 6,76 8,50 1,742

Материально обеспеченная жизнь 9,76 8,15 0,871 10,36 9,17 0,672

Наличие хороших и верных друзей 7,61 7,46 0,082 6,18 4,75 1,126

Общественное признание 13,12 12,15 0,624 10,27 11,42 0,791

Познание 12,30 13,00 0,696 11,58 13,75 1,709

Продуктивная жизнь 12,39 11,00 0,833 12,21 11,92 0,228

Развитие 9,91 10,69 0,578 10,30 8,17 1,451

Развлечение 12,21 11,00 1,238 10,97 12,00 0,623

Свобода 7,12 9,31 1,279 7,88 10,17 1,336

Счастливая семейная жизнь 5,42 8,92 2,189* 6,67 4,91 1,263

Счастье других 12,67 14,15 0,961 12,79 11,17 0,993

Творчество 12,58 11,23 0,814 12,21 12,67 0,275

Уверенность в себе 7,85 11,31 1,909* 7,97 8,67 0,444

Примечание. * - значимые различия при р < 0,05.

Выявленные различия в системах ценностей изучаемых групп свидетельствуют о том, что у подростков, склонных к суицидальному поведению, занижена ценность семьи, что, видимо, связано с неблагоприятными отношениями в семье, а это, в свою очередь, снижает ценность собственной жизни. Кроме того, подростки, склонные к суицидальному поведению, менее уверены в себе, что также связано с неблагоприятной ситуацией в семье и ведет к снижению самооценки. Подтверждается общепризнанный факт, что семья выступает одним из важнейших факторов формирования склонности к суициду.

Последующий анализ был посвящен особенностям систем терминальных ценностей у подростков 14-15 лет, не склонных и склонных к суицидальному поведению (см. табл. 1), который показал статистически значимые (?-крит. Стью-дента) различия среднегрупповых значений по ценности «здоровье», значимость которой выше у ПССП. Можно отметить, что это не соответствует обычным представлениям о низкой ценности здоровья у подростков, склонных к суицидальному поведению. Однако наш результат может быть объяснен тем, что имеется в виду психическое здоровье, зависящее и от нормальных межлич-

ностных отношении, поэтому недостаток теплых отношений с окружающими повышает ценность психического здоровья у подростков, склонных к суицидальному поведению.

С целью изучения особенностей инструментальных ценностей подростков нами было проведено сравнение среднегрупповых значений рангов каждой из 18 инструментальных ценностей в группах подростков 7 и 9-х классов с использованием статистического ?-крит. Стьюдента. При анализе особенностей систем инструментальных ценностей в группах ПНСП и ПССП обнаружены статистически значимые (?-крит. Стьюдента) различия по ценностям «воспитанность», «широта

взглядов» и «честность», значимость которых выше у подростков, не склонных к суицидальному поведению, и по ценностям «жизнерадостность» и «эффективность в делах», значимость которых выше у подростков, склонных к суицидальному поведению (табл. 2). Это объясняется тем, что недостаток радости в жизни и невысокая эффективность в том или ином виде деятельности повышают значимость ценностей жизнерадостности и эффективности в делах. С другой стороны, высокая значимость честности, воспитанности, широта взглядов на окружающую действительность, очевидно, снижают уровень склонности к совершению суицида.

Таблица 2

Сравнение инструментальных ценностей в группах подростков 12-13 лет и 14-15 лет, не склонных и склонных к суицидальному поведению

Ценности Подростки 12-13 лет Подростки 14-15 лет

ПНСП ПССП Аэмп ПНСП ПССП Аэмп

Аккуратность 5,25 6,82 0,695 8,06 6,42 1,182

Воспитанность 4,03 8,36 2,085* 6,85 5,75 0,731

Высокие запросы 12,44 10,82 0,713 13,91 12,75 0,747

Жизнерадостность 7,44 3,91 3,090** 6,39 7,42 0,579

Исполнительно сть 9,59 12,27 1,745 9,39 10,83 1,065

Независимость 9,531 8,64 0,498 6,76 9,67 1,599

Непримиримость к недостаткам 14,09 13,82 0,195 15,12 14,50 0,409

Образованно сть 7,88 7,82 0,031 6,39 7,75 0,738

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответственность 7,44 5,64 1,308 8,09 7,58 0,368

Рационализм 11,66 10,45 0,732 11,45 8,67 1,789

Самоконтроль 8,63 8,00 0,420 9,00 6,42 1,947*

Смелость мнения 9,72 10,82 0,897 9,21 8,50 0,494

Твердая воля 8,38 7,72 0,435 10,42 8,08 1,360

Терпимость 10,25 9,82 0,266 9,15 12,83 2,440**

Широта взглядов 11,00 13,55 2,238* 11,03 12,33 1,14

Честность 8,38 3,53 2,084* 7,42 9,42 0,915

Чуткость 11,75 10,45 0,957 11,09 11,92 0,483

Эффективность в делах 12,66 9,09 2,103* 11,09 11,83 0,502

Примечание. * - значимые различия при р < 0,05; ** - значимые различия при р < 0,01.

Анализ особенностей инструментальных ценностей в группах ПНСП и ПССП (см. табл. 2) показал статистически значимые различия (?-крит. Стьюдента) по ценности «терпимость», более высокая значимость которой у ПНСП, а также по ценности «самоконтроль», значимость которой выше у ПССП. Данные различия указывают на то, что высокая ориентированность на терпимость в отношениях с окружающими людьми способствует снижению уровня склонности к суицидальному поведению, а высокая ориентация на самоконтроль у подростков, склонных к суицидальному поведению, свидетельствует о высокой напряженности в межличностных отношениях, что объясняется заниженной самооценкой и, ви-

димо, связано с повышением уровня склонности к суицидальному поведению.

Дальнейший анализ эмпирического массива данных был посвящен социальным установкам подростков 7 и 9-х классов, не склонных и склонных к суицидальному поведению. Особенность системы ориентаций социальных установок ПНСП и ПССП 7-х классов (табл. 3) показал значительное увеличение у ПССП ориентации на труд, несмотря на то, что статистически значимых различий по л-критерию Стьюдента не обнаружено. Это объясняется тем, что сложности в отношениях с окружающими ведут к повышенной ориентации на трудовую деятельность, в которой реализуется их заниженная самооценка. Это, в

свою очередь, ведет к замыканию в указанной сфере и недостатку в межличностных отношениях, что, видимо, повышает вероятность проявления суицидального поведения.

Анализ особенностей ориентаций системы социальных установок у ПНСП и ПССП 9-х классов (табл. 3) показал статистически значимое различие (?-крит. Стьюдента) в ориентации на

власть у ПНСП. Высокий уровень ориентации на власть у подростков, не склонных к суицидальному поведению, свидетельствует о большей агрессивной направленности и способности к отстаиванию своей собственной позиции в отношениях с окружающими, что и объясняет низкий уровень склонности к суицидальному поведению.

Таблица 3

Сравнение среднегрупповых значений ориентаций социальных установок подростков 12-13 лет и 14-15 лет,

не склонных и склонных к суицидальному поведению

Социальные установки Подростки 12-13 лет Подростки 14-15 лет

ПНСП ПССП 1эмп ПНСП ПССП 1эмп

Ориентация на: труд 7, 00 6,08 1,5741 5,94 5,83 0,1546

свободу 6, 25 5,92 0,5691 5,76 6,67 1,3193

власть 2,81 3,25 0,6333 1.85 3,17 2,1322*

деньги 3,44 4,00 0,9478 3,27 3,50 0,3990

Примечание. * - значимые различия при р < 0,05.

Заключение

В результате исследования подростков 1213 лет, не склонных и склонных к суицидальному поведению, были выявлены различия в системах терминальных и инструментальных ценностей и ориентациях социальных установок, которые выражают особенности подростков, склонных к суицидальному поведению. Так, склонные к суицидальному поведению более высоко ценят семью, уверенность в себе, жизнерадостность, эффективность в делах и имеют более высокий уровень ориентации на труд. Указанные различия объясняются, во-первых, сложными семейными отношениями, которые также отражаются в трудностях во взаимодействии с окружающими. Сложности в межличностных отношениях ведут к заниженной самооценке, что связано с напряженностью и стремлением к повышенному самоконтролю. Это приводит к замыканию в трудовой деятельности и повышает риск проявления суицидального поведения.

Выявленные в результате исследования различия в системах терминальных, инструментальных ценностей и ориентациях социальных установок подростков 14-15 лет, не склонных и склонных к суицидальному поведению, выражаются в более высокой значимости у склонных к суицидальному поведению ценностей психического здоровья, самоконтроля и более низком уровне ориентации на власть. Все это свидетельствует о том, что такие подростки имеют недостаток психического здоровья, связанный с трудностями в межличностном взаимодействии и проявляющийся в неспособности к уверенному отстаиванию собственной позиции. Указанные характеристики повышают уровень склонности к суицидальному поведению.

Рассмотренные особенности подростков, склонных к суицидальному поведению, свойственны как младшей, так и более старшей возрастным группам и выражаются в следующем: во-первых, неблагополучные семейные отношения у младших подростков приводят к сложностям в межличностном взаимодействии и, как следствие, к заниженной самооценке. Во-вторых, трудности в отношениях с окружающими связаны с повышенной напряженностью, самоконтролем у подростков, склонных к суицидальному поведению, что приводит к ощущению субъективного неблагополучия и замыканию в деятельности, мало связанной с межличностными отношениями. В-третьих, невозможность реализовать внутреннее напряжение во внешнем окружении направляет его на внутренний мир, этим объясняются склонность к саморазрушающему поведению и повышенная вероятность проявления суицидального поведения у подростков.

Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение № 14.В37.21.0549 «Суицидальное поведение в подростковой и молодежной среде: факторы, личностные индикаторы, профилактика».

Библиографический список

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 372 с.

2. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы. М., 2001. 132 с.

3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. М., 1980. 55 с.

4. Азарова Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Минск, 2009. 164 с.

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2004. 288 с.

Е. Е. Бочарова, O. С. Протасевич. Структурная организация личностной саморегуляции

6. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. Ульяновск, 2005. 416 с.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2008. 445 с.

8. ХомичА. В. Психология девиантного поведения. Ростов н/Д, 2006. 140 с.

9. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журн. 1999. № 5. С. 38-44.

10.Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-105.

Pecularities of Axiological Orientations and social Attitudes of Adolescents Prone to suicidal Behavior

Aleksey Oshchepkov

Senior Lecturer, the Chair of Social Sciences, Dimitrovgrad Engineering and Technical Institute (affiliated institution of National Research Nuclear University «Moscow Engineering and Physics Institute»;

294, Kuybysheva str., Dimitrovgrad, 433511, Russia;

E-mail: sladkod@yandex.ru

The article presents the results of theoretical and empirical research of the system of values and social attitudes of adolescents that are prone to suicidal behavior. The conceptual foundation for studying interconnection between axiological orientation and social attitudes is disposition system of a personality. Authors come to the conclusion that inability to realize inner tension in the external environment leads to its orientation towards the inner world, explains the tendency to suicidal behavior and increases the possibility of emergence of suicidal behavior in adolescents. The applied aspect of the problem under study can be realized in the work of school psychologists.

Key words: suicidal behavior, adolescence, axiological orientations, social attitudes, disposition system of a personality.

УДК 316.6

References

1. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla (A person in search of meaning). Moscow, 1990. 372 p. (in Russian).

2. Shneydman E. S. Dusha samoubiycy. (A self-destroyer's soul). Moscow, 2001. 132 p. (in Russian).

3. Ambrumova A. G., Tikhonenko V. A. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya (Diagnostics of suicidal behavior). Moscow, 1980. 55 p. (in Russian).

4. Azarova L. A. Deviantnoe povedenie i ego profilaktika (Deviant behavior and it's prophylaxis). Minsk, 2009. 164 p. (in Russian).

5. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (Psihologiya otklony-ayushchegosyapovedeniya) (Deviantology. Psychology of abnormal behavior). Moscow, 2004. 288 p. (in Russian).

6. Kleyberg Yu. A. Social'naya psikhologiya deviantnogo povedeniya (Social psychology of deviant behavior). Ul'yanovsk, 2005. 416 p. (in Russian).

7. Mendelevich V. D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya (Psychology of deviant behavior). St. Petersburg, 2008. 445 p. (in Russian).

8. Homich A. V. Psikhologiya deviantnogo povedeniya. (Psychology of deviant behavior). Rostov-on-Don, 2006. 140 p. (in Russian).

9. Bubnova S. S. Tsennostnye orientacii lichnosti kak mno-gomernaya nelineynaya sistema (Personality's value orientations as a multivariate non-linear system). Psikho-logicheskiy zhurnal (The psychological magazine), 1999, № 5, pp. 38-44 (in Russian).

10. Yadov V. A. O dispozitsionnoy regulyatsii sotsial'nogo povedeniya lichnosti (The disposition regulation of personality's social behavior). Metodologicheskie prob-lemy social'noy psikhologii (Methodological problems of social psychology). Moscow, 1975, pp. 89-105 (in Russian).

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СООТНЕСЕНИИ С УСПЕШНОСТЬЮ СТУДЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Е. Бочарова, O. С. Протасевич

Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского;

83, ул. Астраханская, Саратов, 410012, Россия;

E-mail: bocharova-e@mail.ru

Протасевич Ольга Сергеевна - магистрант кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. г. Чернышевского;

83, ул. Астраханская, Саратов, 410012, Россия;

E-mail: kafobr @mail.ru

Приведены данные эмпирического исследования структурной организации личностной саморегуляции в соотнесении с успешностью студента в учебной деятельности. Представлено пони-

мание саморегуляции как системно организованного процесса внутренней активности человека по инициации, поддержанию и управлению разными формами произвольной активности по достижению принимаемых человеком целей (О. С. Конопкин,

В. И. Моросанова, Г. С. Прыгин и др.). Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке по 30 человек (студенты второго года обучения вузов (17-18 лет) г. Саратова), отличающихся уровнем академической успеваемости в учебной деятельности ^ = 60 человек). Применение комплекса методик - многошкальной опросной методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССП); методики для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой); методов сравнительного и корреляционного анализов - позволило выявить существенные различия

© Бочарова Е. Е., Протасевич O. С., 2013

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.