Суицидология и аддиктология
состояние реактивной депрессии. Механизм катализатора естественного приближения смерти (n=7; 6,6%), характеризовался тем, что у пациента реально существовало крайне тяжелое соматическое заболевание (онкологическое, декомпенсация сердечной и дыхательной деятельности и т.д., связанные с проживанием в экологически неблагоприятном регионе). В случае осознания человеком себя как «обузы» для ближайшего микроокружения, самоубийство развивалось по механизму «защиты общества», «санитара общества» (n=15; 14,3%). По механизму признания поражения жизненных ценностей (n=2; 1,9%) самоубийство формировалось в момент, когда у человека рушились все жизненные устои, идеалы, ценности. Суицидальные действия по механизму демонстративного протеста, аргумента, довода, шантажа (n=11; 10,5%) отмечались при условии, когда человек прибегал к самоубийству с целью доказать что-либо, обратить на себя внимание и т.д. Такой тип аутоагрессии характерен для эгоцентричных личностей с развитым истерическим радикалом. У 37 больных (35,3%) самоубийство являлось элементом психотической картины заболевания [4, 5].
Выводы.
Наиболее частой причиной суицидов в позднем возрасте является психопатологическая симптоматика психотического уровня. Вторым по значимости мотивом суицидальных действий следует механизм «спасителя». На третьей позиции - механизм «санитара общества».
Литература:
1. Буйков В.А., Колмогорова В.В., Буртовая Е.Ю. Вариабельность диссоциативных проявлений в отдаленные периоды у облученного населения на Южном Урале // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2009. - № 7 (140). - С. 82-85.
2. Буртовая Е.Ю., Буйков В.А., Аклеев А.В., Колмогорова В.В. Особенности аффективных расстройств на органической почве у населения в отдаленные периоды в зоне радиационных инцидентов на Южном Урале // Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - N° 3-1. - С. 112-118.
3. Буйков В.А., Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Алкогольная зависимость (клинические, социально - психологические, и биологические проблемы. - Москва, 2013. - С. 214-220.
4. Буйков В.А., Колмогорова В.В., Буртовая Е.Ю. Резистентные посттравматические изменения личности в отдаленные периоды после радиационных аварий у облученного населения на Южном Урале аварий // Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 16 (71). - С. 64-66.
5. Колмогорова В.В., Буйков В.А. Полиморфизм патологической симптоматики у пострадавших в результате радиационных аварий на Южном Урале. // В сборнике: Опыт минимизации последствий аварии 1957 года. Материалы Международной конференции, посвященной 55-летию со дня аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», 2012. - С. 85-86.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕАКТИВНОЙ / ПРОАКТИВНОЙ АГРЕССИИ И РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Г.А. Епанчинцева, А.И. Ерзин, Е.Ю. Алистратова
Оренбургский ГУ, Оренбургская ГМА, г. Оренбург Оренбургский ОКНД, г. Оренбург
Е-mail авторов: [email protected],
[email protected], [email protected]
Суицидальные мысли и намерения, согласно ряду последних исследований, встречаются у детей и подростков в несколько раз чаще, чем собственно попытки суицида. В связи с этим остро встает проблема диагностики и выявления факторов, способных повышать риск суицидальной активности. Одним их подобных факторов в данной статье рассмотрена дихотомия «реактивная / проактивная агрессия». Понятия реактивной и проактивной агрессии, введенные К. Доджем и Дж. Койи в 1980-х гг., служат для обозначения моделей поведения, которые возникают в результате фрустрации (провокации) или формируются при отсутствии явных внешних причин и сами преследуют своей целью провокацию. В ходе исследования подростков с девиантным (аддиктивным, делинквентным и криминальным) поведением, проходящих реабилитацию в наркологическом диспансере, было установлено преобладание реактивной агрессии над проактивной. Выявлены такие личностные предикторы саморазрушающего поведения, как демонстративность, аффективность, низкая самооценка и ощущение собственной несостоятельности, социальный пессимизм, отсутствие устойчивых целей в будущем, проблемы в межличностных отношениях, в том числе, с близкими родственниками, а также наличие признаков социальной дезадаптации. Установлены положительные связи реактивной агрессии с демонстративностью, аффективностью, восприятием личных проблем как уникальных, отсутствием временной перспективы, склонностью к делинквентному, аддиктивному и агрессивному поведению, нарушениями здоровья. Проактивная агрессия положительно коррелирует с такими показателями, как аффективность, слом культурных барьеров, склонность к аддиктивному поведению и насилию, нарушение межличностного взаимодействия. При этом отрицательные взаимосвязи обнаружены между проактивной агрессией и такими факторами риска суицида, как демонстративность и склонность к саморазрушительному поведению. В целом, согласно результатам проведенного исследования, реактивная агрессия в большем мере способна повышать риск реализации суицидальных тенденций, в то время как проактивная агрессия чаще встречается у лиц с антисоциальной направленностью.
Ключевые слова: суицид, суицидальные намерения, факторы риска суицида, реактивная агрессия, проактивная агрессия, подростки, наркология, девиантное поведение.
По данным L. Greening с соавт. (2010), менее 1% из 100000 детей в возрасте от 5 до 14 лет совершают попытки суицида [10, 11]. Авторы отмечают, что, несмотря на этот факт, существенно больше детей и подростков задумываются о суициде. Реализуясь в поведении человека, различные формы
12
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
агрессии способны повышать риск суицидального поведения, включая суицидальные мысли, действия и собственно попытки суицида.
Помимо изучения влияния агрессии и агрессивности на суицидальное поведение, по-прежнему, важным остается вопрос типологии агрессивных действий. L. Greening (2010) предлагает классифицировать агрессию по двум основным критериям: по источникам формирования (агрессия как реакция на провокацию и целенаправленная агрессия) и по форме проявления (прямая и непрямая) [11].
Реактивная агрессия (вызванная провокацией или фрустрацией) представлена во фрустрационной теории Л. Берковица (1993) и определяется как импульсивный ответ на фрустрирующую ситуацию или угрозу со стороны других лиц. Проактивная агрессия является одним из центральных аспектов теории социального научения А. Бандуры и представляет собой преднамеренные и спланированные действия, которые мотивируются внешними подкреплениями. Несмотря на сходство двух типов агрессивного поведения, а также скептицизм некоторых ученых [6] по поводу целесообразности и практической ценности подобной типологии агрессии, ряд авторов [7] подчеркивает, что между реактивной и проактивной агрессией имеются достоверные различия во внешних поведенческих проявлениях. Так, отмечается, что проактивная агрессия положительно коррелирует с патохарактерологическими чертами личности и антисоциальным поведением [10], в то время как реактивная агрессия взаимосвязана с эмоциональными расстройствами, вик-тимностью и избегающим поведением [9].
Доказано [18], что реактивная агрессия связана с депрессивными расстройствами. Очевидно, что эта взаимосвязь также влияет на вероятность суицидальных проявлений в связи с импульсивным характером реактивной агрессии [8].
Практическую значимость приобретает также вопрос, связанный с гендерными особенностями агрессивных и суицидальных проявлений. Отмечается, что мужчины более склонны к завершенному суициду, в то время как для женщин более характерны попытки суицида и суицидальные идеации [16]. Данные, полученные в ходе исследования британских подростков и юношей в возрасте от 8 до 18 лет, показали, что депрессивные состояния выступают факторами риска суицидального поведения, как у мальчиков, так и у девочек, однако, большее влияние они оказывают в мужской выборке [19]. Интересно, что в данном исследовании склонность к антисоциальному поведению служила фактором риска суицида главным образом в группе девочек и только в комбинации с высокими показателями по шкале депрессии. H.Z. Reinherz с соавт. [15] также показали, что агрессивное и антисоциальное поведение значительно больше влияет на возникновение суицидальных проявлений у девочек, чем у мальчи-
ков. Однако подростки мужского пола, госпитализированные в связи с попытками суицида, демонстрировали более высокую интенсивность и выраженность расстройств поведения. Ряд авторов [12] также доказывает гипотезу о том, что расстройства поведения (включая противоправное поведение) в популяции встречаются чаще у мальчиков, чем у девочек.
На основании вышеизложенного, целью настоящего исследования стало выявление взаимосвязи между проявлениями реактивной и проактивной агрессии и склонностью к суицидальному поведению у девиантных подростков.
Материал и методы.
Клинико-психологически и экспериментальнопсихологически было изучено 48 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (22 мальчика и 26 девочек), которые на момент исследования находились в детско-подростковой наркологической службе центра реабилитации Оренбургского областного клинического наркологического диспансера (ООКНД). Все подростки имели в прошлом приводы в милицию, из них 10 - с делинквентным и криминальным поведением. У 4 подростков отмечалось эпизодическое употребление наркотиков, у 4 - пагубное употребление психоактивных веществ, 10 человек страдают психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением табака, 4 подростка имели в семейном анамнезе родственников с табачной зависимостью, у 6 человек отмечались психические и поведенческие расстройства, возникшие на фоне пагубного употребления алкоголя, у 2 - неуточненный диагноз «расстройство личности».
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой [5], опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла [4], методика экспресс-диагностики суицидальных намерений «Тревожный сигнал» Г.А. Епанчинцевой с соавт. [1], опросник «Реактивная-Проактивная агрессия» Э. Рэйна [14].
Результаты и обсуждение.
С помощью опросника Э. Рейна были выявлены статистически значимые различия в показателях реактивной и проактивной агрессии у исследуемых подростков (Т=8,678, p<0,01). Полученные данные говорят о том, что в большинстве случаев девиантные подростки, принявшие участие в исследовании, более склонны к реактивной (ответной) агрессии, нежели к проактивной (рис. 1). Лишь у 5 подростков (10,41%) показатели проактивной агрессии превышают значения по шкале реактивной агрессии.
Согласно опроснику Э. Рэйна, реактивная агрессия проявляется в таких поведенческих моделях, как склонность реагировать гневом и раздражением на провокацию или фрустрацию, аффективные вспышки в ситуации неудачи, применение фи-
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
13
Суицидология и аддиктология
зической силы в целях самозащиты, стремление ломать окружающие предметы под действием гнева и т.д., в то время как проактивная агрессия констатируется в случаях вандализма, причинения ущерба ради получения удовольствия, угроз и запугивания, подстрекательства, манипуляции другими людьми с помощью повышения голоса и т.д.
8 1 738-
Реактивная агрессия Проактивная агрессия
Рис. 1. Результаты исследования уровня реактивной и проактивной агрессии у девиантных подростков.
Полученные различия в реактивной и проактивной агрессии у лиц, находящихся к детскоподростковой наркологической службе, на наш взгляд, не являются специфическими для данной группы респондентов, а, скорее, описывают тенденцию развертывания агрессивных действий в общей популяции: по статистике большинство условно здоровых людей без признаков нарушения социальной адаптации более склонны агрессивно реагировать на провокации со стороны окружающих, нежели самим выступать в роли провокаторов [2, 3]. При этом важно подчеркнуть, что, по мнению ряда авторов [13, 17], проактивная агрессия связана с психопатией в подростковом возрасте. В частности проактивная агрессия может обуславливаться некоторыми чертами характера (жестокость, бессердечие) или недостатком чувства вины и раскаяния за проступки, что нередко сопровождается дефицитом эмпатии. Впрочем, эту взаимосвязь еще предстоит эмпирически подтвердить.
На себя обращают внимание сравнительно более высокие значения по шкалам «Демонстративность», «Аффективность», «Несостоятельность», «Социальный пессимизм» и «Временная перспектива» Опросника суицидального риска.
Ниже представлена описательная статистика по шкалам использованных нами методик (табл. 1).
Таблица 1
Средние показатели по шкалам методик «Опросник суицидального риска», «Склонность к отноняющемуся поведению», «Тревожный сигнал» и «Реактивная-проактивная агрессия»
Шкалы M SD
Демонстративность 2,29 1,071
Аффективность 3,13 1,409
Уникальность 1,92 0,964
Несостоятельность 2,38 1,231
Социальный пессимизм 4,25 1,551
Слом культурных барьеров 1,29 0,743
Максимализм 0,71 0, 617
Временная перспектива 2,50 0, 875
Антисуицидальный фактор 1,21 0,651
Склонность к нарушению норм и правил 50,50 5,634
Склонность к аддиктивному поведению 53,92 6,304
Склонность к саморазрушающему поведению 57,46 9,440
Склонность к агрессивному поведению и насилию 61,58 9,728
Склонность к делинквентному поведению 55,13 6,466
Здоровье 46,29 13,110
Межличностные отношения 50,25 13,044
Адаптация/дезадаптация 59,92 10,631
Семейное положение 50,17 12,355
Реактивная агрессия 7,58 2,797
Проактивная агрессия 4,08 1,866
Шкала «Демонстративность» отражает желание респондента привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться понимания и сочувствия. При этом суицидальные попытки воспринимаются такими людьми как своеобразный «крик о помощи». В целом высокие значения по данной шкале характеризуют личность незрелую, склонную ориентироваться на помощь извне за счет тенденции «выпячивать» реальные или сильно преувеличенные трудности.
Сравнительно более высокие значения по шкале «Аффективность» свидетельствуют о преобладании у обследованных подростков эмоций над волевым и сознательным контролем в оценке проблемной ситуации.
Шкала «Несостоятельность» характерна для лиц с преобладанием отрицательных представлений о собственной личности. Типичными являются низкая самооценка, убежденность в собственной никчемности и/или ущербности, депрессивные и интра-пунитивные реакции.
14
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
Таблица 2
Корреляционная матрица, содержащая результаты изучения взаимосвязей между шкалами психодиагностических методик
Показатель Демонстративность S о о к 1) НЕН НЕН < Уникальность Несостоятельность £ 04 К О о о С ц й hQ о и Слом культурных барьеров Максимализм Временная перспектива =1 й ч: о к у 0 1 < Склонность к нарушению норм и правил Склонность к аддиктивному поведению Склонность к саморазрушительному поведению Склонность к агрессивному поведению и насилию Склонность к делинквентному поведению Здоровье Межличностные отношения ! 3 04 О Тй 03 н п < Семейное положение Реактивная агрессия Проактивная агрессия
Демонстративность - .342* .725** .077 (N 00 1П <П .340* .460** in <N О р о тг (N 00 40 .576** -.450** in (П р |' 00 in i' 00 40 (N О i'
Аффективность .342* - .541** .340* тГ (П р |' О (N (N 04 О .259 (П О (N .625** .471** in р .672** .592** .210 |' 04 (П |' .224 .543** .304*
Уникальность .725** .541** - 1П тг р |' .214 .332* О <п о 1П тГ 40 .219 in 04 о о .573** .521** .312* -.208 04 (N i' 04 40 .460** .264
Несостоятельность .077 .340* 1П тг р |' - .240 .250 .483** .494** О 40 р 00 .278 .362* .298* .331* тг (N О о |' тг (П |' (П .232 .097
Социальный пессимизм (N тг (П О |' .214 .240 - .379** .344* .220 (N (П о <N О i' 00 04 р |' тг р О о 1П О (П тг р |' (П о р |' 40 (П .298* 1П О р |' ZLZ
Слом культурных барьеров 00 in О (N .332* .250 .379** - .097 .229 -.216 00 00 l' (N тг р 04 р |' .312* in тг р 04 о р |' 00 (П р |' 40 тг р 04 00 .244 .289*
Максимализм (N 04 О О О .483** .344* .097 - .433** тг in (П p 40 00 00 (N О i' о (N .258 40 тг р о р |' о in 40 О р (N (N О
Временная перспектива .340* .259 in .494** .220 .229 .433** - .037 .207 .355* .533** .300* .335* .313* -.317* -.329* 04 in р |' *00 о 40 40 (N О
Антисуицидальный фактор .460** О (N тг 40 О 40 О (N (П О -.216 тГ in .037 - p i' -.296* 40 О |' -.214 -.027 .471** -.477** .298* -.258 in <N О in in i'
Склонность к нарушению норм и правил in <N .625** .219 00 (N О i' 00 00 |' (П р .207 тг р |' - .496** (N (П i' .339* .558** 1П О (N (П 00 (N О р тг 00 .562** (П 00 <N
Склонность к аддиктивному поведению О р .471** (П 1П .278 00 04 р |' (N тГ О 40 (П .355* -.296* .496** - .475** .509** тг 00 40 О О р 00 04 о -.385** о о (N .432** .301*
Склонность к саморазрушительному поведению о 1П О 04 О о .362* тг р 04 О |' 00 .533** 40 О |' <N (П i' .475** - .361* .395** 04 тг р -.513** -.515** О О i' 40 04 О (П р |'
Склонность к агрессивному поведению и насилию тг (N .672** .573** .298* о о .312* 00 (N О i' .300* -.214 .339* .509** .361* - .629** тг (N i' р -.332* .422** .469** .508**
Склонность к делинквентному поведению *00 40 .592** .521** .331* in о 1П тг р О (N .335* -.027 .558** %г 00 40 .395** .629** - .289* тг 40 О |' -.476** 04 (N .443** .479**
Здоровье .576** .210 .312* тг (N <п тг р |' 04 о р |' .258 .313* .471** in o <N О о р 04 тг р тг (N i' .289* - -.210 |' -.362* .465** 04 1П i'
Межличностные отношения -.450** |' -.208 О О |' (П о р |' 00 <п р |' 40 тг р -.317* -.477** (П 00 <N 00 04 о -.513** (П О тг 40 О |' -.210 - .318* .643** О О .427**
Адаптация/дезадаптация 1П р |' 04 |' 04 (N i' тг |' 40 (П 40 тг р о (П р |' -.329* .298* О p -.385** -.515** -.332* -.476** |' .318* - .422** <П in |' (П О о
Семейное положение 00 in |' .224 04 40 (П .298* 04 00 о in 04 in р |' -.258 00 О О (N О о |' .422** 04 (N -.362* .643** .422** - (N .645**
Реактивная агрессия *00 40 .543** .460** .232 in о р |' .244 40 о о *00 о 40 1П <N О .562** .432** 40 04 о .469** .443** .465** О О in |' (N - .219
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
15
Суицидология и аддиктология
Проактивная агрессия (N О i' тГ О СО тг 40 (N О 04 О pi <N 04 00 <N <N <N О 40 <N О in in l' CO 00 <N О CO CO p l' .508** .479** 04 in i' .427** CO О о .645** 04 <N -
Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01.
У респондентов с высокими значениями по шкале «Социальный пессимизм» обнаруживается отрицательная концепция окружающей действительности, для которой свойственны восприятие других людей, общества и мира в целом как враждебных, агрессивных, пугающих. Для подростков с доминированием данной шкалы характерна установка «Мир не достоин меня».
Шкала «Временная перспектива» описывает способность/неспособность конструктивно планировать будущее. Подростки с выраженными показателями по этой шкале зачастую погружены в настоящую ситуацию, они воспринимают текущие проблемы и трудности как неразрешимые, что определяет отсутствие устойчивых глобальных целей в будущем, способных придавать жизни осмысленность.
Результаты методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» уверенно позволяют отнести обследованных подростков к группе риска. Так, шкала «Склонность к нарушению норм и правил» позволяет оценить «склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения» [4]. Значения, которые были набраны подростками по этой шкале, свидетельствуют о нонкомформист-ских установках, о тенденции противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о стремлении «нарушать спокойствие».
Высокие показатели по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» свидетельствуют о предрасположенности подростков к уходу от проблем посредством изменения своего психического состояния с помощью употребления психоактивных веществ, о «склонностях к иллюзорно - компенсаторному способу решения личностных проблем» [4].
Выраженные показатели по шкале «Склонность к саморазрушительному поведению» обнаруживаются у подростков, для которых свойственны склонность к риску, низкая ценность собственной жизни, потребность в острых ощущениях, садомазохистские тенденции.
Показатели по шкале «Склонность к агрессивному поведению и насилию» свидетельствуют о враждебной направленности респондентов к окружающим, о готовности решать проблемы с помощью физической силы, о склонности стабилизировать самооценку посредством унижения партнера по общению.
Выраженные значения по шкале «Склонность к делинквентному поведению» выявляют высокий «делинквентный потенциал» у исследуемых подростков. Иными словами, констатируется наличие у респондентов делинквентных тенденций и низкий уровень социального контроля.
Анализ первичных данных, полученных с помощью методики «Тревожный сигнал», показал, что большинство принявших участие в исследовании подростков демонстрируют показатели, близкие к норме. Однако у 10 человек (20.83%) было выявлено повышение показателей по шкале «Здоровье», иногда выходящих за границы нормы, что может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем (как соматическим, так и психическим), обуславливающих выраженные в той или иной степени нарушения адаптации. 12 подростков (25%) обнаруживают у себя высокие значения по шкале «Межличностные отношения», что может свидетельствовать о трудностях во взаимодействии с социальным окружением, о признаках асоциального поведения, нарушении межличностного общения, слабо развитой способности выстраивать конструктивные контакты с другими людьми. У половины опрошенных подростков выявлены высокие показатели по шкале «Поведенческие реакции. Адаптация/дезадаптация», одновременно с этим 14 респондентов (29,16%) демонстрируют высокие баллы по шкале «Семейное положение», отражающие возможные проблемы функционирования подростка в рамках семейной системы, при которых ребенок в результате объективных и субъективных факторов дистанцируется от близких, испытывает к ним недоверие, либо сам прибегает ко лжи, не разделяет семейные ценности или открыто не подчиняется установленным нормам.
Анализ корреляционных связей показателей по всем изученным шкалам представлен в табл. 2.
Более детально в таблице 3 показаны взаимосвязи реактивной/проактивной агрессии и факторов суицидального риска.
Реактивная агрессия, как видно из представленной таблицы, имеет положительную умеренную взаимосвязь со шкалами «Демонстративность», «Аффективность», «Уникальность», «Временная перспектива», «Склонность к делинквентному поведению», «Здоровье», «Склонность к агрессивному поведению и насилию», «Склонность к нарушению норм и правил», «Склонность к аддиктивному поведению», т.е. чем выше показатели реактивной агрессии, тем выше значения по всем перечисленным факторам суицидального риска. Положительные слабые связи были обнаружены также между защитной агрессией и шкалами «Семейное положение», «Слом культурных барьеров», «Несостоятельность». Отрицательная слабая взаимосвязь выявлена между реактивной агрессией и шкалой «Адаптация / дезадаптация».
16
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
Таблица 3
Взаимосвязи между реактивной и проактивной агрессией и факторами риска суицидального поведения
Шкалы Реактивная агрессия Проактивная агрессия
Демонстративность 0,468** -0,012
Аффективность 0,543** 0,304*
Уникальность 0,460** 0,264
Несостоятельность 0,232 0,097
Социальный пессимизм -0,005 0,272
Слом культурных барьеров 0,244 0,289*
Максимализм 0,076 0,022
Временная перспектива 0,608** 0,026
Антисуицидальный фактор 0,025 -0,155
Склонность к нарушению норм и правил 0,562** 0,283
Склонность к аддиктивному поведению 0,432** 0,301*
Склонность к саморазруша-ющему поведению 0,096 -0, 031
Склонность к агрессивному поведению и насилию 0,469** 0,508**
Склонность к делинквентному поведению 0,443** 0,479**
Здоровье 0,465** -0,159
Межличностные отношения 0.010 0,427**
Адаптация/дезадаптация -0,153 0,003
Семейное положение 0,123 0,645**
Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Проактивная агрессия, в свою очередь, положительно коррелирует с такими факторами риска суицидального поведения, как «Аффективность», «Слом культурных барьеров», «Склонность к ад-диктивному поведению», «Склонность к агрессивному поведению и насилию», «Склонность к делинквентному поведению», «Межличностные отношения» и «Семейное положение». Слабые положительные взаимосвязи были получены также со шкалами «Уникальность», «Социальный пессимизм», «Склонность к нарушению норм и правил». Проактивная агрессия отрицательно взаимосвязана со шкалами «Демонстративность», «Склонность к саморазрушительному поведению», «Здоровье». Эти корреляции слабые, и пока сложно делать вывод о том, что склонность к проактивной агрессии в определенной мере может снижать риск суицидального поведения, в то время как реактивная агрессия прямым образом влияет на возникновение и реализацию суицидальных намерений у лиц аффективнолабильных, с недостаточным волевым контролем, склонных к демонстративному поведению при наличии негативных когнитивных установок по отношению к себе, окружающим людям и миру в целом.
Заключение.
Реактивная агрессия как защитная форма поведенческой активности в той или иной степени может выступать в качестве признака успешной адаптации. Однако в этом случае такая форма поведения должна предполагать наличие волевого контроля, устойчивость эмоциональных реакций и, что не менее важно, следование установленным нормам и правилам общества. Если же реактивная агрессия формируется вследствие снижения волевой регуляции поведения в сочетании со склонностью к аффективным взрывам, лабильности настроения, недостаточностью интеллектуальной сферы, что не позволяет критически и взвешенно оценить ситуацию, а также ввиду пессимистической оценки происходящего, - в этом случае, безусловно, такая форма поведения не является адаптивной и, более того, может приводить к выраженным нарушениям социального функционирования.
Поведенческие проявления, которые мы относим к типу проактивной, т.е. преднамеренной, запланированной агрессии, очевидно, не являются приемлемыми в обществе. Более того, по пагубности последствий такая форма агрессии, на наш взгляд, значительно превосходит оборонительное поведение или поведение, проявляющееся как ответная реакция на фрустрацию. Проактивная агрессия может проявляться в широком диапазоне поведенческих моделей: от сравнительно «безобидного» стремления манипулировать другими людьми с помощью повышения голоса до разрушительных действий в виде вандализма, группового насилия, грабежей, преднамеренных убийств. Настоящее исследование показало, что у подростков, находящихся в отделении реабилитации наркологической клиники, такие формы поведения встречаются существенно реже по сравнению с реактивной агрессией. При этом необходимо обратить внимание, что именно реактивная агрессия выступает в качестве фактора риска суицидального поведения, т.к. чем выше склонность к реактивной агрессии, тем больше вероятность актуализации суицидальных намерений. Данное обстоятельство обязательно нужно учитывать при диагностике суицидальных намерений у детей и подростков. В свою очередь склонность к проактивной агрессии, вероятно, меньше взаимосвязана с проявлениями суицидальности и аутоагрессивного поведения. Как удалось установить, подростки с преобладанием проактивной агрессии над реактивной более склонны к противоправному поведению, которое, по всей видимости, детерминируется инфантильно-гедонистическими и эгоистическими потребностями и подкрепляется такими чертами характера, как бессердечие, жестокость и стремление доминировать над другими. Суицидальные попытки гораздо реже коррелируют с проявлениями проактивной агрессии, больше свойственной психопатическим личностям.
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
17
Суицидология и аддиктология
Литература:
1. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н. Методологические, теоретические, методические основания скрининговых исследований суицидальных намерений подростков // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-9. - С. 2085-2089.
2. Ерзин А.И. Агрессия как форма проактивного поведения. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013.
- № 2 (151). - С. 77-81.
3. Ерзин А.И. Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов // NB: Психология и психотехника. - 2013.
- № 3. - С. 326-337.
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов. - М., 2004. - С. 141-154.
5. Разуваева Т.Н. Диагностика личности. - Шадринск, 1993. - 26 с.
6. Bushman B.J., Anderson C. A. Is it time to pull the plug on hostile versus instrumental aggression dichotomy? // Psychological Review.
- 2001. - Vol. 108. - P. 273-279.
7. Card N. A., Little T. D. Proactive and reactive aggression in childhood and adolescence: A meta-analysis of differential relations with psychosocial adjustment // International journal of behavioral development. - 2006. - Vol. 30. - P. 466-480.
8. Conner K. R., Meldrum S., Wieczorek W. F., Duberstein P. R., Welte J. W. The association of irritability and impulsivity with suicidal ideation among 15- to 20-year-old males // Suicide and life-threatening behavior. - 2004. - Vol. 34. - P. 363-373.
9. Dodge K.A., Coie J.D. Social-information-processing factors in reactive and proactive aggression in children's peer groups // Journal of personality and social psychology. - 1987. - Vol. 53. - P. 11461158.
10. Fite P., Stoppelbein L., Greening L. Proactive and reactive aggression in a child psychiatric inpatient population // Journal of clinical child and adolescent psychology. - 2009. - Vol. 38. - P. 199-205.
11. Greening L., Stoppelbein L., Fite P. et al. Pathways to suicidal behaviors in childhood // Suicide and life-threatening behavior. - 2008.
- Vol. 38. - P. 35-45.
12. Moffitt T.E., Caspi A., Rutter М., Silva P.A. Sex differences in antisocial behavior: Conduct disorder, delinquency, and violence in the Dunedin longitudinal study. - Cambridge: Cambridge University, 2001.
13. Murrie D.C., Cornell D.G., Kaplan S. et al. Psychopathy scores and violence among juvenile offenders: A multi-measure study // Behavioral Sciences and the Law. - 2004. - Vol. 22. - P. 49-67.
14. Raine A., Dodge K., Loeber R. et al. The Reactive-Proactive Aggression Questionnaire: Differential correlates of reactive and proactive aggression in adolescent boys // Aggressive behavior. - 2006. - Vol. 32. - P. 159-171.
15. Reinherz H.Z., Giaconia R.M., Silverman А.В. et al. Early psychosocial risks for adolescent suicidal ideation and attempts // Journal of the American academy of child and adolescent psychiatry. - 1995. -Vol. 34. - P. 599-611.
16. Swahn M.H., Bossarte R.M. Gender, early alcohol use, and suicide ideation and attempts // Journal of adolescent health. - 2007. - Vol. 41. - P. 175-181.
17. Vitacco M.J., Neumann C.S., Caldwell M.F. et al. Testing factor models of the psychopathy checklist: youth version and their association with instrumental aggression // Journal of personality assessment. - 2006. - Vol. 87. - P. 74-83.
18. Vitaro F., Brendgen M., Tremblay R.E. Reactively and proactively aggressive children: Antecedent and subsequent characteristics // Journal of child psychology and psychiatry. - 2002. - Vol. 43. - P. 495-505.
19. Wannan G., Fombonne E. Gender differences in rates and correlates of suicidal behaviour amongst child psychiatric outpatients // Journal of adolescence. - 1998. - Vol. 21. - P. 371-381.
THE ASSOCIATION OF REACTIVE AND PROACTIVE AGGRESSION WITH RISK FACTORS FOR SUICIDAL BEHAVIOR IN DEVIANT ADOLESCENTS
G.A. Epanchintseva, A.I. Erzin, E. Yu. Alistratova
Suicidal ideations and tendencies occur in children and adolescents in several times more often than suicide at-
tempts. The problem of diagnosis and identification of the factors that can increase the risk of suicidal activity is urgent. In this article we analyzed the dichotomy of "reac-tive/proactive aggression" in relation to suicidal risk. 48 adolescents aged 12-17 years (22 males and 26 females) with deviant behavior undergoing rehabilitation in drug treatment clinic, were questioned. The prevalence of reactive aggression on proactive was revealed. Demonstrativeness, affectivity, low self-esteem, social pessimism, purposelessness, relationships disturbance, social maladjustment were revealed as personality predictors of selfdestructive behavior. Reactive aggression is positively correlated to demonstrativeness, affectivity, uniqueness, purposelessness, addictive and criminal behavior, as well as poor health. Proactive aggression is positively correlated to affectivity, violation of cultural norms, addictive behavior and violence, and disturbed relationship. The negative association of proactive aggression with suicide risk factors and self-destructive behavior was revealed. In general, reactive aggression is significantly correlated with suicidal risk, while proactive aggression is significantly correlated with antisocial behavior.
Keywords: suicide, suicidal ideations, risk factors for suicidal behavior, reactive aggression, proactive aggression, adolescents, drug and alcohol abuse, deviant behavior.
ФАКТОРЫ АНТИСУИЦИДАЛЬНОГО БАРЬЕРА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
Н.И. Куценко
Тюменская ОКПБ, г. Тюмень
Анализ и оценка суицидального риска является важным условием оказания помощи и дифференцированной профилактики завершенных самоубийств [1, 5, 12]. На этапе диагностики большое значение имеют: выявление депрессии в общесоматической практике, анализ клинических форм, факторов риска и сдерживающих антисуицидальных компонентов [3, 7, 9]. Так же важно отношение общества и медицинских работников к этим состояниям [6, 8].
В большинстве случаев суицидальные риски оцениваются в группах психически больных, хотя в соматической клинике частота аутоагрессивных проявлений весьма высока [10]. Данные литературы свидетельствуют о том, что соматические детерминанты (боль, одышка, способность самообслуживания и др.) являются значимыми факторами, потенцирующими суицидальную активность [2]. Социальные составляющие, психологический климат в семье и отношение ближайшего окружения в этих условиях могут оказывать, как просуицидальное, так и превентивное влияние [9].
18
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014