ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Р. С. Нагапетян
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы логопедии. Раскрыта тематика основных теоретических вопросов коррекционной педагогики в рамках дислексии. Анализируется многообразие исследовательских подходов различных авторов.
Ключевые слова: трудности чтения, обучение, логопед, ребенок, учитель.
Summary. The article examines some theoretical problems of speech pathology. The author discusses the subjects of the main theoretical questions of correctional pedagogy in the area of dyslexia. The author also analyzes the variety of research approaches of various authors.
Keywords: difficulties of reading, training, speech pathologist, child, teacher.
В настоящее время одной из сложных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, являются трудности чтения. Учитель начальных классов не всегда может помочь ученику самостоятельно, и тогда подключаются учитель-логопед и психолог. Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи (как исходной базы чтения) и письменной речи (как графического выражения устной речи). Чтение - не простой перевод графических знаков на звуки речи, это сложный процесс обобщенных представлений, рядов, комплексов динамических стереотипов графем, связанных с обобщенными рядами стереотипов фонем. Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной ко-
ординации, анализа и синтеза в речевых системах рецепций - слуховых, двигательных и зрительных. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука. В его основе процесса лежит динамический стереотип слова как взаимодействующего единства оптических, кинестетических и акустических раздражителей.
Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Своевременное выявление, точное определение нарушений, их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дислексии от иных, неспецифических ошибок чтения чрезвычайно важны для разработки адекватной системы логопедической работы.
153
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
154
Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных не-сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. В ее основе лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).
Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет. Они имеют специфический характер - это повторяющиеся ошибки. Процесс овладения чтением при этом замедлен, нарушаются движения глаз по строке. У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в различении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оп-ти ко-про стран ственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения ребенком букв.
У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они грамматически
неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, часто встречаются нарушения связной речи.
Многие авторы считают, что нарушения устной речи и чтения - результат воздействия единого этиопа-тогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм. Выделяют разные формы дислексии. Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются две формы фонематической дислексии.
Первая связана с недоразвитием фонематического восприятия и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.
Несформированность фонематического восприятия слухо-произно-си тель ной дифференциации фонем приводит к трудностям усвоения и различения букв, вызывает смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего ребенок с этой формой фонематической дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличи-тельным признаком (Б - П, Ц - СТ; С - Ш, Ж - Ш, Ч - Щ и др.). Следствием этого является неусвоение и смешение соответствующих букв.
Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чте-
нии: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными являются искажения звукослоговой структуры слова: пропуски согласных при их стечении (СКАМЕЙКА -КАМЕКА, СЛЕЗТЬ-ЛЕТЬ), вставки гласных между согласными (ТАСКАЛИ - ТАСАКАЛИ), перестановки звуков (АРБУЗ - РАБУЗ), пропуски, перестановки слогов и др.
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преимущественно морфологических и морфосинтаксических, в нарушении согласования, управления. В процессе чтения ребенок с этой формой дислексии неправильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения и понимания прочитанного большую роль играет смысловая догадка. Неточность представлений о связях слов в предложении приводит к тому, что ребенок, читая по догадке, искажает морфологическую структуру слов и структуру предложения.
Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Это обусловлено, как правило, недоразвитием звукослогово-го синтеза, ребенок читает механически, не понимая смысла той информации, которую он расшифровывает. Ребенок читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между ними, не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.
Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Чаще всего
дети плохо дифференцируют две группы графически сходных букв:
• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В - З, Д - Л, Ь - Ъ и др.);
• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г, Р - Ь, Х - К, П - Н - И и др.)
При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку, наблюдаются недифференцированные замены букв. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе овладения чтением, на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.
В качестве фактора, определяющего возникновение дислексий, некоторыми авторами рассматривается и конфликт при двуязычии. Иногда ребенок дома говорит на одном языке, а в школе, на улице общается на другом. В других случаях родители 155 при общении с ребенком пользуются различными языками. Основным фактором, вызывающим дислексию при двуязычии, чаще является психологический конфликт между тенденцией ребенка к родному языку и необходимостью говорить на другом языке (А. Серту, Ж. Расин, Ж. Мар, М. Гард, А. Хэм). В этом же плане рассматривается возникновение дислек-сий при семейном двуязычии.
В условиях двуязычия на возникновение дислексий оказывают влияние и психологические трудности, и трудности формирования речи, и трудности обучения. При двуязычии
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
156
к дислексии приводят не столько психологический конфликт или аффективные нарушения, сколько особенности экспрессивной речи, развивающейся в условиях двуязычия и характеризующейся многообразными нарушениями: особенностями произношения, несформированностью лек-сико-грамматического оформления и понимания речи. При двуязычии овладение языковыми обобщениями затруднено. Каждый язык характеризуется своей фонематической системой, определенными закономерностями грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка как бы вступают в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка. Таким образом, не психологический конфликт, а недостаточная сформи-рованность устной речи, трудности усвоения языковых обобщений при двуязычии могут прежде всего обусловливать возникновение дислек-сий. Психологический конфликт и аффективные нарушения в этих случаях усугубляют проявление нарушений чтения.
Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексиях. Б. Хальгрен в своих исследованиях отмечает, что клинически трудно различить наследственные случаи. Однако изучение шести пар близнецов позволило автору подтвердить гипотезу генетической основы эволюционной дислексии.
Рейнхольд также подчеркивает влияние наследственного фактора в этиологии дислексий у детей. Он исследовал детей с нарушениями чтения и письма с нормальным интел-
лектом, без отклонений слуха, зрения и без поражений центральной нервной системы.
Автор отметил, что нарушения чтения и письма носили семейный характер, ими страдали и родственники этих детей. Автор делает вывод, что существует особая, врожденная форма дислексии. В этих случаях дети наследуют от родителей качественную незрелость мозга в его отдельных зонах, что проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Большинство авторов, изучающих нарушения чтения у детей, рассматривают дислексию как функциональное нарушение, обозначая нарушения чтения у детей как эволюционную дислексию, или дислексию развития. Эволюционная дислексия обусловливается задержкой развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
Анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, мы соглашаемся с выводами, что дислексия является одной из сложных проблем в школе, что ребенку можно помочь только в совокупности. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает в массовой школе и по массовой программе, то есть обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Все, что возможно, учитель учтет с помощью специалистов при индивидуальном подходе к каждому ребенку, но основными задачами для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого класса. Учителя нельзя оставлять с этой проблемой, всегда должен подключаться учитель-логопед, психолог, родитель. Специали-
сты вместе с родителями помогут ребенку преодолеть трудности чтения так, чтобы отрицательно не повлиять на его характер и не подорвать здоровье. Доброжелательное отношение взрослых дает возможность ученику не пасть духом и научиться получать от процесса чтения только положительные эмоции. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении заданий, принимается с благодарностью и способствует близости родителей, детей, логопеда, учителя, психолога.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова Л. С. Логопедия. - М., 1989.
2. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юши-на Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. - В., 2006.
3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 2003.
4. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чте-
ния и письма у младших школьников. -СПб., 2003.
5. Лалаева Р. И. Нарушение письменной речи. - М., 2007.
6. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. - М., 2005.
7. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М., 2009.
8. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика. - М., 1999.
9. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М., 2004.
10. Селиверстов В. И. Практикум по детской логопедии. - М., 1997.
11. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М., 2005.
12. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2011.
13. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихо-логом. - СПб., 2009.
14. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2007.
15. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. - М., 2000. ■
157