ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.24
Е.А. Милушкина, г. Шадринск
Предрасположенность к дислексии у старших дошкольников с ОНР
III уровня
В статье рассмотрена проблема предрасположенности к дислексии будущих первоклассников, описаны типичные ошибки детей, имеющих данный риск возникновения нарушения чтения и предложены возможные методы их коррекции.
Дислексия, виды предрасположенности к дислексии, методы коррекции.
E.A. Milushkina, Shadrinsk
A predisposition to dyslexia at the senior preschool children with ONR
level III
In the article the problem of predisposition to dyslexia future first-graders, describes typical errors of children with the risk of violations of reading and suggest possible methods of their correction.
Keywords: dyslexia, types of predisposition to dyslexia, methods of correction.
Проблема профилактики дислексии у старших дошкольников с ОНР III уровня -одна из малоизученных, но вместе с тем очень важных тем исследования ученых-логопедов. Согласно М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. И. Лалаевой, до 10% будущих школьников имеют данное заключение.
Дислексия - частичное нарушение или расстройство процесса чтения, характеризующееся трудностями при обучении ребенка чтению и проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью функций, участвующих в процессе овладения чтением [1, с. 462].
Такими являются: несформированность всех сторон устной речи, звукослогового анализа, синтеза и фонематического восприятия, нарушение аналитического восприятия букв, незаконченная, монотонная интонация в конце слова, антиципации (предвосхищающее чтение), персеверации (застревания на словах, фразах, эмоциях), пропуски, замены, повторы букв, слогов и строк при чтении, замедленный темп чтения, нарушения чувства ритма, сукцессивных (последовательности) и моторных функций, схемы тела, пространственно-временной организации.
Кроме того, Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии:
- аграмматическая (греч. а - не, без + grammata - чтение, письмо) - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием грамматического строя речи;
- мнестическая (греч. mnema - память) - нарушение чтения, проявляющееся в трудностях усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Связывается с нарушениями кратковременной, памяти;
- фонематическая (греч. phonma - звук) - нарушение чтения, возникающее при плохом фонематическом слухе, прежде всего, при несформированном фонематическом анализе;
- оптическая (лат. орйкш - зрительный) - нарушение чтения, характеризующееся неузнаванием букв, нечеткой их зрительной дифференциации и неустойчивых представлениях о букве;
- семантическая (греч. smantikos - обозначающий) - нарушение чтения, проявляющееся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении [2, с. 9-14].
В ходе проводимого нами констатирующего эксперимента на базе МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 9 «Росинка» и МКДОУ Детский сад присмотра и оздоровления №7 «Крепыш» г. Шадринска, Курганской области у 23 детей с ОНР III уровня из 30 были обнаружены предпосылки нарушения чтения: несформированность звукопроизношения, звукослогового анализа, фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий речи, а также риск к возникновению и сама предрасположенность к дислексии.
Автору стало интересно, к какому виду дислексии проявлена наибольшая предрасположенность у данного контингента детей. Для этого нами были использованы классификация дислексии, предложенная Р. И. Лалаевой, и арсенал методик Н. М. Иншаковой-О. Б. Трубниковой (исследование сформированности фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий речи) и А. Н. Корнева-Д. И. Исаева (раннего выявления дислексии), с помощью которых определили, что у подавляющего большинства детей обнаружились несколько видов дислексии.
Таким образом, трудности и ошибки в заданиях у старших дошкольников сводятся к следующим количественным и качественным показателям видов предрасположенности к дислексии:
- у 14 детей (61%) - изменение падежных окончаний существительных (чашак, яблакав, стульяв, кошик, карандашов), несогласованность прилагательных и существительных в роде и числе (красная кресло, желтые диван, синий майка), ошибки в составлении связного рассказа по серии картинок, вызванные аграмматической дислексией;
- у 5 детей (22%) - нарушения последовательности цифрового ряда прямого и обратного счета, воспроизведения ритма, ошибки в чередовании времен года и дней недели, что характерно для мнестической дислексии;
- у 5 детей (22%) - трудности усвоения букв, из-за нечеткости слухопроизносительных представлений о звуках, замены звуков, сходных акустически и артикуляторно (С-З, Ж-Ш, В-Ф, К-Г-Х, Р-Л-Й, Т-Д), ошибки в определении наличия, количества звуков, слогов и их места в слове, что характеризует фонематическую дислексию;
- у 3 детей (13%) наблюдаются отсутствие связи между зрительным образом буквы и звуком, трудности в усвоении букв, сходных графически (Г-П-Т; К-Х-Ж; С-О; Р-Ь-Б-В-Ф), смешение и замена букв, нарушение ориентировки в пространстве, что характерно для оптической дислексии;
- у 1 ребенка (4%) - непонимание смысла прочитанных слов и предложений (на грядке зеленеет лук, за рекой зеленеет луг), несформированность глагольного словаря (вместо собака «лает» - «гавкает», корова «мычит» - «мукает», лошадь «ржет» -«игогокает», - «игогочет», «цокает», коза «блеет» - «бекает», - «беет»), (вместо профессиональных действий повара - «готовит кушать, кормит детей» «кушает детей», слесаря «чинит» - слесарит», маляра «красит» - «украшает стены»), несформированность предметного словаря и уровня обобщения («лук, морковь, помидор, огурец» - «продукты»; «автобус, трамвай, поезд, самолет» - «приборы»; «брюки, юбка, кофта, платье» - «вещи»; «гусь, петух, ворона, сова» - «летающие животные», «валенки, сапоги, туфли, ботинки» -«туфли»), сопоставимые с семантической дислексией.
Таким образом, при выявленном разнообразии видов нарушений, трудностей и ошибок детей целесообразно говорить о разнообразных подходах к методам коррекции.
А именно: при предрасположенности к аграмматической дислексии, в наибольших случаях присущей старшим дошкольникам с ОНР III уровня, необходимо вести коррекционную работу по формированию грамматических систем: согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже, употребление существительных с глаголами по временам, «Закончи предложение», составление предложений с предлогом;
- при предрасположенности к мнестической дислексии - развитие слухоречевой и речезрительной памяти с помощью специально подобранных игр - «Мемори», «Найди, чего не стало», «Музыкальный клавесин», «Что в черном ящике?», «Запомни и зарисуй», заучивание стихов наизусть, пересказ текста;
- при предрасположенности к фонематической дислексии - коррекция звукопроизношения, формирование представления о звукобуквенном составе слов -артикуляционная гимнастика, «Звуковая азбука», «Где звучало?», составление и анализ звуковых схем слова, использование карточек с моделями звуков, «Слова - в цепочки, звуки - в домики», «Паровозик и вагончики», обведение картинок на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление слов из звуков и букв, нахождение буквы среди других букв, слуховой диктант, чтение слогов;
- при предрасположенности к оптической дислексии - работа над зрительно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом - «Недостающие элементы», «Полубуквы», «Жук-буквоед», «Из каких элементов состоит буква?», Графический диктант, «Раскрась верно», Перепутанные предметы, «Зашумленные буквы», «Что художник забыл нарисовать?», «Угадай букву наощупь»;
- при предрасположенности к семантической дислексии - развитие связной речи, предметного, глагольного словаря - чтение слогов, слов, «Один-много», «Назови одним словом», пересказ и обсуждение рассказа, «Восстанови предложение», исправление деформированного предложения, текста, составление предложений на наглядном материале.
Кроме того, необходимо не забывать про быструю утомляемость детей, в связи с чем желательно использование здоровьесберегающих технологий для разминки глаз, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, су-джок терапию с массажными шариком и кольцами-пружинками, релаксацию.
Таким образом, разнообразие форм применения заданий способствует снижению предрасположенности к дислексии у дошкольников, переходу их от ОНР III уровня к ОНР IV или ФФНР. Необходимо создать интересную и познавательную пространственно-развивающую среду совместно с педагогами и родителями ребенка, чтобы максимально возможно помочь ему адаптироваться к сложным условиям в стенах будущего обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова. - М. : Просвещение, 2009. - 528 с.
2. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д : Феникс ; СПб. : Союз, 2004. - 224 с.
УДК 159.9
Ю. С. Пяшкур, г. Шадринск
Исходный уровень когнитивного компонента нравственного
развития студентов
Проблема нравственного развития студентов в настоящее время становится все популярнее. Процесс формирования нравственной направленности обусловлен когнитивным компонентом.
Анализ теоретического наследия и экспериментальное исследование когнитивного компонента расширяет познание данной проблемы для психологии развития, социальной и педагогической психологии.
Нравственность, когнитивный компонент, студенты.
Y.S.Pyashkur, Shadrinsk
Baseline cognitive component of moral development of students
The problem of moral development of students is now becoming increasingly popular. The process of formation of moral directivity due to the cognitive component. Analysis of the theoretical heritage and experimental study of the cognitive component extends the knowledge of this problem to psychology of development, social and educational psychology.
Keywords: Morality, the cognitive component, students.
Окружающий мир изменился, изменилась и психология современного человека. Обществу нужно интеллектуальное молодое поколение с позитивными нравственными качествами, умением делать моральный выбор в проблемных ситуациях. Смена человеческих формаций показывает разность парадигм развития личности, определяя главной в нашей отечественной психологии культурно-историческую парадигму Л.С. Выготского [4].
Современные требования диктуют умение нравственно взаимодействовать с