Научная статья на тему 'Дискуссионные вопросы и Актуальные проблемы молодёжного экстремизма'

Дискуссионные вопросы и Актуальные проблемы молодёжного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3858
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
молодёжь / молодёжная политика / БЕЗОПАСНОСТЬ / Экстремизм / Радикализм / Сепаратизм / Терроризм / youth / the youth policy / safety / extremism / RADICALISM / Separatism / terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чирун Сергей Николаевич

Статья посвящена рассмотрению актуальной научной проблемы, связанной с феноменом экстремизма и, в частности, молодёжного экстремизма. Автор, анализируя основные характеристики и структурно-функциональные элементы данных явлений, пришел к заключению о связи молодёжного экстремизма с геополитическими процессами, а также такими политическими реалиями современности, как радикализм, нетерпимость, сепаратизм, терроризм. Статья имеет теоретическое и прикладное значение с позиции анализа актуальных угроз общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual scientific problems connected with a phenomenon of youth extremism. The author analyses the basic characteristics, structurally functional elements of the given phenomenon reveal. The article considers the communication of youth extremism with such phenomena as radicalism, intolerance, terrorism, separatism, also the process of genesis of extremist youth communities. This article has a theoretical and applied relevance from the side of the evaluation of actual public safety threat.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы и Актуальные проблемы молодёжного экстремизма»

Чирун С.Н.

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

В настоящее время не существует единого подхода к пониманию термина «экстремизм». Одни настаивают на юридическом определении; другие подразумевают под ним любой вид политического насилия; третьи готовы относить к экстремизму почти все, вплоть до забастовок и неправильного перехода улицы [6].

Конституция Российской Федерации запрещает такие виды деятельности, как создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, религиозной розни, языкового превосходства. В то же время понятие «экстремизм» в Основном законе страны отсутствует.

Следует отметить, что впервые в российских официальных документах термин «экстремизм» был употреблён в Указе Президента РФ от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя РФ» [3, ст. 2518], однако в этом документе никаких разъяснений сути экстремизма не содержалось.

Активное развитие антиэкстремистского законодательства в современной России началось в начале XXI столетия, что, возможно, было связано с трагическими событиями в США 11 сентября 2001 г. Уже к концу того года в отечественных СМИ было объявлено, что закон об экстремизме практически готов. Одновременно Комитет Государственной думы по законодательству принял решение отказаться от дальнейшего рассмотрения внесённого Правительством в 1998 г. проекта «О противодействии политическому экстремизму». Вскоре в Думу был представлен для ознакомления новый проект закона «О борьбе с экстремистской деятельностью», разработанный Министерством юстиции, который вызвал резкую критику, в частности, из-за того, что рассматривал одновременно понятия политического и религиозного экстремизма. Понятие «религиозного экстремизма» трактовалось в проекте весьма широко, и многие усмотрели в этом прямое покушение на свободу совести. Репрессивные меры, предложенные в законопроекте, тоже удивляли своей жестокостью. В связи с этим Правительство России не стало продолжать работу над данным проектом, а вместо него Прези-

дент 29 апреля 2002 г. внёс другой законопроект - «О противодействии экстремистской деятельности». В нём понятие «религиозного экстремизма» было отброшено.

Председатель Комитета Госдумы по законодательству П.В. Крашенинников первоначально высказывался за сокращение определения экстремизма в законопроекте [14]. Действительно, в определении экстремистской деятельности (отождествлённой с понятием «экстремизм»), кроме терроризма, подготовки мятежа и тому подобных радикальных действий содержались такие пункты:

«1. Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к насилию; унижение национального достоинства; пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» [12].

Нормативная трактовка терминов, столь сильно различающаяся как с научным, так и с бытовым употреблением вряд ли может считаться удачной. В частности: унижение национального достоинства, возбуждение розни, пропаганда исключительности и т.д. - понятно, что отнюдь не любое высказывание такого рода может и должно быть уголовно наказуемым [13]. По мнению политолога М. Краснова, «... только длительная правоприменительная практика даст возможность в будущем иметь статью, по поводу которой не будет возникать споров. Сегодня же целесообразно не давать определения, а привлекать к ответственности за конкретные преступления.» [4, с. 27].

В итоге продолжительных дискуссий 25 июля 2002 г. был обнародован Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым устанавливались как правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, так и ответственность за её осуществление. Однако, спустя четыре года, 27 июля 2006 г. были внесены изменения, предполагающие новую редакцию ряда статей указанного закона [11].

Так, поправки в ст.1 расширили перечень действий, рассматриваемых как экстремистские и связанные с насилием в отношении государственной власти и лиц, наделённых властными полномочиями.

Отметим, что указанная редакция закона была критически воспринята многими известными учёными-обществоведами (А.М. Верховский, М.А. Краснов, В. А. Лихачев, А.Г. Осипов и др.), поскольку предельно широкий перечень критериев экстремистской деятельности потенциально мог быть применён к любому политическому действию, содержащему в себе критику или несогласие с существующей властью. К тому же использование термина «экстремизм» в дискуссиях стало проблематичным, так как оно получило конкретное юридическое выражение, весьма расходящееся с любым политическим и даже с разговорным толкованием данного понятия [4, с. 4].

Ряд политологов придерживался следующего определения данного термина: «Экстремизм - деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности РФ, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных действий» [4, с. 8].

Другие же исследователи (Д.И. Аминова, Р.Э. Оганян), напротив, отстаивали мнение о целесообразности трактовки «экстремизма» в рамках действующего законодательства [5, с. 27]. Так, например, Р.М. Узденов предложил следующее определение экстремизму: «экстремизм - социальное негативное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний, совершаемых в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами» [16, с. 3]. Фактически, речь шла о любом совершённом действии целерационального типа, нарушающем закон. Но тогда, тогда из этого следует, что любое сознательное, целенаправленное нарушение закона - это экстремизм. Также Р.М. Узденов установил следующую типологию экстремистов:

1) экстремист-хулиган (преследует цель экстремистского характера при наличии хулиганских мотивов, либо преследует цель хулиганского характера при наличии экстремистских мотивов);

2) корыстный экстремист (преследует цель экстремистского характера при наличии корыстных мотивов, либо преследует корыстную цель при наличии экстремистской мотивации);

3) простой экстремист (личность, чьи мотивы и цель имеют экстремистский характер) [16, с. 4].

Кроме того, можно выделить:

- сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на объединение различных структур криминального толка;

- экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или иной экстремистской организации и приводимой ею идеологии;

- конфронтационный экстремизм, проявляющийся в борьбе между противоположными политическими акторами;

- экстремизм провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего политического противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для террориста действиям.

Феномен политического молодёжного экстремизма невозможно рассматривать вне связи с такими понятиями, как радикализм, нетерпимость, терроризм, сепаратизм. Радикализм часто употребляется как синоним слова экстремизм, однако они не тождественны. Термин «радикал» (от лат. radix - корень) характеризует сторонников коренных, решительных мер. Однако, сами меры могут быть вполне законными, если, требуя соответствующих перемен, индивиды, или группы не ставят под сомнение конституционного устройства, политического плюрализма и прав человека. В отличие от политического радикализма как лигитимно-го способа выражения протеста. Экстремизм сопряжён с действиями, нарушающими закон и противоречащими общественному порядку. «Главные признаки экстремизма, отличающие его от любых других радикальных поступков, - считает В.И. Красиков, - это корпоративность, категориальная сознательность и активность отличительного противостояния. За экстремистским действием, в отличие от простого эксцесса, выходки, стоит концепция и группа» [10, с. 54].

По мнению некоторых исследователей, «опасность данного феномена проявляется не столько в самих фактах совершения преступлений, хотя их круг весьма широк, сколько в системной дестабилизации большинства институтов

власти, а также нарушении общественной безопасности» [1, с. 11]. Можно сказать, что экстремизм является производным от радикализма. Экстремист - это человек, придерживающийся крайне радикальных взглядов, он ставит под сомнение неприкосновенность принципов общественного устройства, его основ и традиций. Но если радикалы для прихода во власть готовы опираться на конституционные принцип, то радикалы-экстремисты готовы выйти за эти рамки и не скрывают этого, скорее эстатизируют насилие. Экстремизм можно рассматривать как завершающую стадию развития политического радикализма, где происходит «отрицание» исходной формы политических убеждений и действий. На этой стадии экстремизм отказывается от методологии радикализма, приобретая собственное институциональное лицо в крайних формах нетерпимости и терроризма.

Однако и здесь не всё ясно. Так, например, философ В.И. Красиков определяет экстремистское поведение, как «.нарушения норм, преступление их границ вне, сверх ожидаемого и приемлемого.» [10, с. 68]. Причём, по его мнению, не всякое проявление экстремизма заслуживает осуждения: «... некоторые формы экстремизма не осуждаются, другие осуждаются.» [10, с. 68]. Естественно, возникает недоумение - как такое возможно? Но далее автор поясняет свою мысль. Оказывается, он относит к категории «не осуждаемых экстремистов» следующие группы: «Это некоторые религиозно-философские общества (начиная с пифагорейцев и кончая современными теософами и «тарелочниками»), аскетические практики, молодёжные контркультуры, .любители экстремальных видов активности» [10, с. 69]. Итак, следуя данному подходу, не менее трети населения России уже могут называться экстремистами. Далее автор завершает своё определение экстремизма: «Итак, под экстремизмом я понимаю поступки и идеи, явно и резко выходящие за рамки норм настоящего, активной социальной жизни.» [10, с. 70]. Следуя логике этого автора, выходит, что все люди с ограниченными физическими возможностями, не имеющие возможности участвовать в «активной социальной жизни», также могут быть названы экстремистами, пусть даже пока «не осуждаемыми». По-видимому, здесь понятие «экстремизм» рассматривается по аналогии с термином девиация (отклоняющееся поведение), которая, как известно из общего курса социологии, не всегда осуждается обществом, а может быть даже одобряемой, и, возможно, термином маргинальность (пограничность). Однако, основные категории, описывающие реальность постмодерна - плюрализм, децентрализация, неопределённость, фрагментарность,

изменчивость, контекстуальность [18, с. 57-86], лишают онтологического смысла указанные термины, фактически распространяя их на все страты общества, находящегося в состоянии транзита от модерна к постмодерну.

Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность» часто используются в нашей стране носителями политической власти для стигматизации своих политических оппонентов. Однако и представители политической оппозиции могут обвинять власть непосредственно в экстремизме или в пособничестве экстремизму, тем самым, преследуя цель дискредитации власти. Примером тому может служить песня известного питерского барда А. Харчикова, которая носит очень выразительное название - «Я - экстремист»1.

Приведённые примеры демонстрирует большие трудности, связанные с выработкой теоретического определения феномена экстремизма. Это объясняется следующими моментами. Во-первых, сложностью самого феномена: исторической значимостью и многочисленностью комбинаций по линии субъект - объект. Во-вторых, любой исследователь не может быть полностью свободным от некоторой тенденциозности и определённой политической ангажированности. В-третьих, релятивностью, возможностью инверсии понятия «политический экстремизм». Наконец, в-четвёртых, присутствием нравственного критерия.

Политический экстремизм - понятие аксиологическое. Оно не только отражает определённый тип деятельности, но и негативно его оценивает, подчёркивает деструктивность и зачастую отождествляет со злом. Достаточно полно отражающим сущность рассматриваемого явления, по мнению автора, можно считать следующее определение: «Экстремизм - это деятельность общественных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ. Захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к наси-

1 Отметим, что хотя Александр Харчиков и называет себя экстремистом, на сегодняшний день из нескольких сотен песен и стихов, принадлежащих его перу, лишь одно, причём, на взгляд автора, далеко не самое радикальное из его творческого наследия, стихотворение «Готовьте списки!», опубликованное в алтайской газете «Голос труда» суд г. Барнаула признал экстремистским. Таким образом, суд удовлетворил направленное в порядке статьи 13 закона «О противодействии экстремистской деятельности» заявление прокурора Барнаула. - С.Ч.

лию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков; хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды» [15, с. 133].

Однако под экстремизмом в современном российском законодательстве подразумеваются не только призывы к развязыванию войны, насильственному изменению конституционного строя и расовой и межнациональной ненависти, но и, к примеру, обвинение чиновников в коррупции, если за ним отсутствует соответствующее решение суда. Важно подчеркнуть, что экстремистом может признать человека или организацию только суд. При этом чаще всего речь идет о преступлениях, предусмотренных ст. 319 и ч. 1 ст. 280 УК РФ «Оскорбление представителя власти и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».

Согласно Закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности», лицам, признанным экстремистами, ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, работе в силовых структурах и образовательных учреждениях, им запрещена частная детективная деятельность и т.д.

Как отмечает политолог М.Г. Анохин, в «споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждают радикальные технологии. Не случайно в российской литературе полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.» [2, с. 101-104]. Причём, консенсус, как правило, отсутствует и в радикальных молодёжных объединениях [9].

Исследователем А.И. Долговой выделяется четыре методологических подхода к пониманию генезиса экстремистски ориентированных молодёжных сообществ. Первый подход - «кондиционалистский», или «условный». Это фактически так называемый факторный или многофакторный подход, когда говорят о совокупности разных по характеру социальных явлений. Второй - «традиционный» подход, считающий, что причиной преступления, преступности является внешнее силовое воздействие. Третий - традиционно-диалектический, когда отмечается последовательность причинного влияния факторов, они разграничиваются на внешние и внутренние. Подчёркивается самостоятельная роль характеристик человека, учитывается уникальная способность человека к активной це-

ленаправленной деятельности и выделяются объективные и субъективные факторы, их влияния трактуются как последовательное и одностороннее: материальные условия определяют общественное сознание, а уже оно - преступность. Четвёртый подход - «интеракционистский», или с позиции взаимодействия, т.е. причина преступного поведения - это взаимодействие среды и личности [7, с. 126-129].

Следуя теории политолога К. Кэлхуна, целесообразно различать экстремистские «сообщества» - относительно малые группы, созданные по сетевому принципу на основе непосредственно межличностных (а не формальноправовых) отношений и «категории» - большие группы людей с низкой плотностью межличностных связей, основанные на общности неких признаков (действительных или мнимых) и экстремистские «публики» - квазигруппы, формируемые посредством участия в публичном дискурсе [21, р. 217-231].

Исследование природы молодежного экстремизма целесообразно начинать с выявления сущности экстремальных принципов жизнедеятельности человека, которые представляют собой «некие закономерности, обеспечивающие полную и максимальную реализацию процессов развития путём достижения придельных, крайних и пограничных состояний, а также посредством их преодоления [17, с. 9]. Наличие экстремальных принципов придаёт особую динамику разворачивающимся процессам, направляя их преобразование всего обыденного, устоявшегося, привычного и достижение нового, необычного, небывалого.

Мотивация участия в экстремистски-ориентированном политическом действии (участии) различается в зависимости от особенностей политической идентичности молодёжных сообществ. Для представителей прокремлёвских молодёжных движений речь идёт об использовании возможностей вертикального социального лифта, для представителей же оппозиции скорее необходимо вести речь о горизонтальной мобильности. При этом политическая идентичность не есть нечто стабильное, она зависит от контекста политического действия. Как отмечает А. Найоман, «идентичности подвижны не только во времени и пространстве, но даже когда они относятся к одним и тем же субъектам в той же самой точке времени и пространства» [22].

Необходимо отметить, что критерии, по которым идентифицируется то или иное молодёжное движение в качестве экстремистского, могут быть достаточно спорными. Так, например, в числе неформальных молодежных объединений, деятельность которых может быть отнесена к объединениям экстремистской на-

правленности, работниками прокуратуры Камчатского края называются: «готы», «панки», «скинхеды», «хопперы», «эмо» [20]. С таким подходом не согласен известный философ и общественный деятель В. Карпец. По его мнению, молодёжный экстремизм очень часто, но совершенно некорректно, отождествляется с русским национализмом, представляющим, с подачи либеральных СМИ, угрозу не только для гастарбайтеров и граждан России, но и чуть ли не для всего мирового сообщества. «. И Россия сегодня предстает едва ли не как главный рассадник фашистской угрозы». Главным же, если не единственным критерием отношения к молодежным организациям, по его мнению, «. должен стать не стиль, не символика, не музыка, не иные фетиши, но, прежде всего, критерий геополитической экспертизы. Следует ясно понять, кто - за целостную, единую и Великую Россию, а кто - по разным причинам - нет. И исходить только из этого» [8].

Наиболее опасен, по мнению автора, экстремизм, реализуемый на уровнях высших приоритетов управления и, в первую очередь, на методологическом уровне. Молодёжный экстремизм также может рассматриваться в качестве распространённой формы реализации асоциальной молодёжной политики [19, с. 19].

Автор, обобщив изложенный материал, пришел к заключению, что экстремизм представляет собой систему радикальных насильственных действий1, направленных на разрушение традиционных механизмов общественного воспроизводства, уничтожение, либо существенный подрыв эффективности деятельности его витально значимых политических и социальных институтов, а также механизмов, обеспечивающих развитие и воспроизводство последних.

Под молодежным экстремизмом автор предлагает понимать экстремизм, имеющий своим субъектом, а часто и объектом молодёжь как социальнополитическую категорию, отнесение к которой в состоянии постмодерна и его модусов (археомодерн) отнюдь не исчерпывается лишь границами хронологического возраста [18, с. 90-102].

Основными критериями, отличающими системный экстремизм от радикальной инновационной деятельности, являются его разрушительные последствия политического, геополитического, а также и социально-психологического характера.

1 К ним также можно причислить некоторые радикальные насильственные действия не системного характера - терроризм. - С.Ч.

1. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодёжный экстремизм. М.: Изд-во: Триада., 2005. 196 с.

2. Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 101-104.

3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №44. Ст. 2518.

4. Верховский А.М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2002. 220 с.

5. Воронов С.А. О некоторых факторах, детерминирующих политический экстремизм // Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодёжной среде. Ростов н/Д, 2005. 215 с.

6. Дискуссия "Молодёжный экстремизм: лечить нельзя бороться" [электронный ресурс]. URL: http ://hro. org/ node/5220.

7. ДолговаА.И. Криминология. М.: Изд-во: НОРМА, 2003. 784 с.

8. Карпец В. Молодёжный экстремизм: геополитическая экспертиза [электронный ресурс]. URL: http://www.russianews.ru/regions/20690

9. Кожевникова Г. Ксенофобы бьют своих [электронный ресурс]. URL: http://hro.org/node/7823.

10. Красиков В.И. Экстремизм: паттерны и формы. М.: Водолей, 2009. 496 с.

11. О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности»: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.

12. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Парламентская газета. 2002. 30 июля.

13. Правовые механизмы противодействия этнической дискриминации и разжиганию этнической вражды в России, возможности их использования и степень эффективности / В.Б. Айламазьян, А.Г. Осипов и др. М., 2002. 327 с.

14. Редичкина О. Правоохранители не могут больше говорить, что нет законов // Газета. 2002. 6 июня.

15. Рулик Р.А. Усовершенствование мер борьбы с экстремизмом // Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодёжной среде. Ростов н/Д., 2005.

16. Узденов Р.М. Экстремизм: Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2008. 29 с.

17. Феномен экстремизма / под ред. А.А. Козлова. СПб., 2000. 285 с.

18. Чирун С.Н. Молодёжная политика постсовременности: методология, процессы, технологии: монография. Томск, 2009. 304 с.

19. Чирун С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия: монография. Кемерово, 2008. 168 с.

20. Экстремизм в молодежной среде на Камчатке [электронный ресурс]. URL: http://www.vostokmedia.com/n38579.html

21. Calhon C. Nationalism, political community and the representation of society or, why feeling at home is not a substitute for public space // European of social theory. L., 1999. Vol. 2. №2. P. 217231.

22. Neumann I. European identify, EU expansion, and the integration/exclusion nexus // Alternatives. Boulder, Colo., 1998. Vol. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.