Научная статья на тему 'Дискуссионные аспекты применения налоговых регуляторов инновационной деятельности в России'

Дискуссионные аспекты применения налоговых регуляторов инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феоктистова Т. В.

В статье рассмотрены проблемы перехода российской экономики на путь инновационного развития. Систематизированы научные позиции отечественных ученых относительно применения налогов в качестве стимулов развития инновационных процессов. Обоснована собственная точка зрения о степени приемлемости действующих инструментов налогового регулирования в современных экономико-правовых условиях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные аспекты применения налоговых регуляторов инновационной деятельности в России»

УДК 336.2(075.8)

дискуссионные аспекты

применения налоговых регуляторов

инновационной деятельности в россии

Т.В. ФЕОКТИСТОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и финансов

E-mail: [email protected]

Курский филиал Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации

В статье рассмотрены проблемы перехода российской экономики на путь инновационного развития. Систематизированы научные позиции отечественных ученых относительно применения налогов в качестве стимулов развития инновационных процессов. Обоснована собственная точка зрения о степени приемлемости действующих инструментов налогового регулирования в современных экономико-правовых условиях Российской Федерации.

Ключевые слова: российская экономика, инновационная деятельность, налоговое регулирование, налоговые инструменты, стимулы развития

В последние десятилетия в мире меняется набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем.

В Российской Федерации одной из очевидных угроз экономической безопасности является сохранение традиционной ориентации на добычу и экспорт природных сырьевых ресурсов. Секторы экономики с высокой долей добавленной стоимости, такие как машиностроение и обрабатывающие производства, по-прежнему находятся в эмбриональном состоянии, а использование инновационных технологий сегментировано и локализовано отдельными производствами. Для Евросоюза Россия

продолжает играть роль нефтегазового «насоса и трубы», в то время как в стране полным ходом идет деиндустриализация [11].

В настоящее время в научном сообществе широко распространено мнение, что главными тормозами модернизации являются недостаточность демократии и слабость институтов гражданского общества. Отсюда следует, что усилив демократию и сформировав приемлемые для всех участников «правила игры», можно через какой-то промежуток времени ожидать инновационного прорыва российской экономики. По мнению автора, для этого необходимы эффективные комплексные меры, в которых немаловажная роль отведена налогам.

В России сложились две противоположные позиции ученых-налоговедов в отношении налоговых стимулов в сфере инновационной деятельности:

1) такие стимулы необходимы;

2) налоговые стимулы только создают коррупционные ниши для компаний, маскирующихся под инновационные [12].

Как отмечает А.В. Брызгалин, налоговые стимулы влияют на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. По его мнению, налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы. Налоговое стимулирование

инноваций в отрыве от других экономических факторов не приносит результата, поскольку инновационные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса [3].

Налоговые послабления, согласно данным ОЭСР, «в большинстве случаев не ведут к масштабной инновационной активности. Например, в Испании на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике -40 центов, а в Португалии - 35. Однако эти страны пока не достигли заметных успехов в области высоких технологий, зато в США льготы составляют лишь 7 центов на 1 доллар. А в Германии и странах Северной Европы, где в последнее время очень активно развиваются высокие технологии, льгот нет вообще. В Финляндии, правда, государство науку поддерживает, но не за счет налоговых льгот, а при помощи госфинансирования НИОКР»1.

Группа ученых Института экономики переходного периода (Синельников-Мурылев С.Г., Тру-нин И.В. и др.) утверждает, что налоговые стимулы инновационной активности дают положительный эффект, но величина этого эффекта, как правило, переоценивается политиками. В вопросе привлечения инноваций гораздо большее значение, чем эффективные налоговые ставки, имеет политическая и экономическая стабильность [4].

Отмечая в целом позитивные результаты, ученые Института мировой экономики и международных отношений РАН (Н.И. Иванова, Г.И. Дежина, А.В. Федорченко и др.) констатируют, что налоговые стимулы в отношении инновационных разработок использует все большее число развитых и развивающихся стран. А сам факт широкого распространения налогового стимулирования инновационных разработок свидетельствует как о росте налоговой конкуренции, так и о положительном влиянии стимулов на инновационное поведение компаний. Но при существующем ограничении методов измерения эффективности налоговых льгот выявить влияние такого инструмента достаточно сложно [5].

В то же время профессор Ю.Б. Иванов приводит пример положительного опыта развитых европейских стран, которые начиная с 1970-х гг. наиболее активно развивали в первую очередь инвестиционно-инновационное направление налогового

стимулирования и добились в этом значительных успехов. К 1990-м гг. в этих странах был уже накоплен достаточный арсенал стимулирующих инструментов. По мнению ученого, «наиболее хорошо зарекомендовавшие себя инструменты налоговой поддержки инвестиций в дальнейшем были переориентированы на стимулирование инновационных процессов» [6]. Таким образом, общая логика их формирования состоит в первоначальном применении инвестиционно-инновационных стимулов с дальнейшим усилением в первую очередь инновационных стимулов.

Несмотря на продолжающиеся дискуссии ученых относительно регулятивной функции налогов, в Российской Федерации меры, ориентированные на поддержание инновационного бизнеса, осуществляются на практике на протяжении уже двух десятков лет. Первые из них приняты в рамках Программы неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации Российской Федерации в 1992 г.2. В 1996 г. издан еще один из программных документов в сфере инновационного развития - приказ Министерства экономики РФ от 26.03.1996 № 53 «О реализации Программы первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности». Однако в целом можно заключить, что на начальном этапе формирования российской налоговой системы регулирующие и стимулирующие возможности налогов недоиспользовались. Это подтверждает и логика построения с 2002 г. более нейтральной налоговой системы, не искажающей мотивации экономических субъектов. К такому выводу приходит и профессор Л.Н. Лыкова, указывая на то, «что налоговые преобразования последних лет связаны с попытками сформировать универсальную налоговую систему с относительно невысокими налоговыми ставками и минимумом налоговых льгот. В этом направлении двигалось налогообложение прибыли, добавленной стоимости, имущества и даже труда. Целью такой системы является минимизация государственного вмешательства в размещение ресурсов в частном секторе экономики, выравнивание налоговых условий в различных секторах экономики, различных отраслях и регионах страны» [1]. В итоге к середине 2000-х гг. большинство налоговых льгот было ликвидировано.

1 Налоговые льготы не стимулируют инновации // Газета 2 Программа неотложных мер по оздоровлению экономи-«Коммерсантъ» от 06.09.2006. URL: http://www.klerk.ru/buh/ ческой ситуации: одобрена на заседании Правительства РФ news/56813. 16.11.1992.

- 33

В последние годы данный курс скорректирован, наблюдается возврат к использованию различных форм налогового стимулирования инновационной активности. Так, анализ содержания Налогового кодекса РФ выявил следующие налоговые стимулы [2].

По налогу на добавленную стоимость освобождаются операции по:

• выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N° 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - ФЗ № 127-ФЗ) [9];

• выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

• по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.

По налогу на прибыль организаций:

1) не включаются в состав доходов при определении налоговой базы доходы:

• в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, полученного из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с ФЗ № 127-ФЗ, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов;

• в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с ФЗ № 127-ФЗ;

2) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с ФЗ № 127-ФЗ;

3) независимо от результата научных исследований относятся на расходы, уменьшающие налог:

• суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением

зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований или опытно-конструкторских разработок;

• суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований или опытно-конструкторских разработок;

• материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований или опытно-конструкторских разработок;

• другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований или опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75 % суммы расходов на оплату труда;

• стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ -для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований или опытно-конструкторских разработок;

• отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом ФЗ № 127-ФЗ, в сумме не более 1,5 % доходов от реализации;

4) расходы на научные исследования или опытно-конструкторские разработки, осуществляющиеся по перечню научных исследований или опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством РФ, включаются в состав прочих расходов, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5;

5) полученные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в результате произведенных расходов на научные исследования или опытно-конструкторские разработки признаются нематериальными активами, подлежащими амортизации;

6) право начислять ускоренную амортизацию с применением коэффициента 2 организациями, имеющими статус резидента промышленно-про-изводственной особой экономической зоны, а с коэффициентом 3 - в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

7) налогоплательщик вправе создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования или опытно-конструкторские разработки на срок, на который запланировано проведение соответствующих научных исследований или опытно-конструкторских разработок, но не более 2 лет. Размер создаваемого резерва не может превышать планируемых расходов (сметы) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения научных исследований или опытно-конструкторских разработок;

8) для организаций-резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 %;

9) для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%.

Налог на имущество организаций. Освобождается от уплаты налога:

1) имущество государственных научных центров;

2) в течение 10 лет имущество, учитываемое на балансе организации - резидента особой экономической зоны.

Земельный налог. Освобождаются от уплаты налога организации - резиденты особой экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Страховые взносы. В течение 2012-2019 гг. для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особых экономических зон соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промыш-ленно-производственной особой экономической

зоне, применяются пониженные тарифы страховых взносов: в 2012-2017 гг. - 14%; в 2018 г. - 21%; в 2019 г. - 28% [8].

Таким образом, действующее в России налоговое законодательство насчитывает более десятка льготных положений (большинство из которых действует с 01.01.2008), которые можно рассматривать в качестве налоговых стимулов инноваций. Эффективность введенных с 2008 г. налоговых льгот, основанная на росте абсолютных показателей расходов на научные исследования и разработки, в целом подтверждается увеличением доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. На рис. 1 отражено, что только с 2009 г. динамика роста внутренних затрат на исследования и разработки российских организаций совпала с динамикой роста доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ3.

Особые налоговые льготы установлены в Налоговом кодексе РФ для управляющих компаний и организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ. «Об инновационном центре «Сколково» [7]:

1) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и по налогу на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения статуса участников проекта;

2) обложение по ставке 0% прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика;

3) освобождение от уплаты налога на имущество организаций, признаваемых управляющими компаниями, и организаций, получивших статус участников проекта;

4) освобождение от уплаты земельного налога организаций, признанных управляющими компаниями в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;

5) применение пониженного тарифа в размере 14% по страховым взносам в государственные

3 Индикаторы инновационной деятельности, 2013: стат. сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ ii2013.

700 600 500 400 300 200 100 0

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

—■— Внутренние затраты на исследования и разработки

-Удельный вес инновационных товаров работ, услуг в общем объеме отгруженных

товаров, выполненных работ

Источник: Индикаторы инновационной деятельности, 2013: стат. сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ii2013.

Рис. 1. Динамика внутренних затрат организаций на исследования и разработки (левая шкала, млрд руб.) и доли инновационных товаров, работ, услуг (правая шкала, %) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ

внебюджетные социальные фонды в течение 10 лет для организаций - участников проекта (в том числе в размере 14% - в Пенсионный фонд РФ; 0% - в Фонд социального страхования РФ; 0% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Следует отметить, что в 2013 г. проект «Скол-ково» включен в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика». Правительством РФ решено, что до 2020 г. фонд получит на развитие более 500 млрд руб. Из этой суммы 135,6 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета, а остальные средства было запланировано привлечь от частных инвесторов. Президент фонда В. Вексельберг заявил, что эффективность инвестиций в «Сколково» можно будет оценивать лишь тогда, когда он выйдет на операционную мощность (т.е. не ранее 2030 г.). Вот тогда, через 17 лет, по словам В. Вексельберга, от фонда можно будет ожидать экономической отдачи приблизительно в 1,5 трлн руб. Вместе с тем уже в текущем году в средствах массовой информации опубликованы сведения о серьезных нарушениях, выявленных в части целевого и эффективного использования выделенных фонду бюджетных средств4.

Исследование показывает, что Россия значительно отстает от развитых стран по уровню инновационного развития. Так, в 2011 г. совокупный уровень инновационной активности организаций в России составляет только 10,4%, в то время как в большинстве развитых стран данный показатель

превышает 50%, в Германии достиг даже 79,9% (рис. 2).

Еще более впечатляет место, занимаемое Россией по отношению к США по внутренним затратам на исследования и разработки: несмотря на то, что Россия находится в десятке лидеров по общим масштабам расходов на науку (рис. 3), доля этих расходов в сопоставлении с США меньше в 12 раз.

4 Петров И. Сколково мечтает о самоконтроле. URL: http:// www.km.ru/economics/2013/11/08/proekt-skolkovo.

Вышеприведенные межгосударственные сопоставления позволяют заключить, что установки на стимулирование инноваций в России больше похожи на риторические директивы, которые опираются на результаты мониторинга экономической среды, не готовой ни к продуцированию инноваций, ни к освоению их результатов. Общеизвестно, что современная инновационная модель экономики представляет собой совокупность взаимосвязанных институциональных структур, успешность которой определяется интенсивностью взаимодействия ее элементов (научного сектора, бизнеса, органов государственной власти - так называемая «тройная спираль»). Однако именно системный характер инновационной модели в полной мере не учтен при разработке стратегии и соответствующих инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

Традиционно в России больше внимания уделяется стимулированию инновационных затрат: на научные исследования и разработки, на реализацию отдельных результатов инновационной деятельности. В отличие от ведущих зарубежных стран меры по поощрению оборота неовеществленных технологий и диверсификации источников финансирования инновационных проектов разработаны крайне слабо. В условиях многообразия форм проявления инновационной активности компаний, а также с учетом и интерактивного характера инновационных процессов, выражающегося в усложнении процессов диффузии технологий, систематизация инструментов стимулирования должна стать базисом для повышения избирательности и гибкости

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

79,9

67,4

58,1 57,8 56,5 56,4 56,2 56,1 56 53,7 53,2 522 51 9

50,3 50,2 49 2

45,6 44,9

л S а.

ю

S

ф

g

2 С

а. о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

S

Ч

С а s

к

S

а

ш <

к

S

ф

ш 3

4

I

к с

I

5

е

ф

т о с

О

к s

х

га а

е

S

а

ю §

s

С ф

ш

ф

а а. о х

■Q Ч

I

га С а ф

ч

10,4

И

о о Q.

Источник: Индикаторы инновационной деятельности, 2013: стат. сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ii2013.

Рис. 2. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2011 г., %

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

< э

о

о с К

к К К К

S

I

га О

Е 1-

Q.

ф га I £ Q е ю о * S § ш

о о Q.

26,0 1-1 24,4 1-1 24,3 1-1 24,2 1—1

к га к к

га Ч с га н S

м га Ш га S

Источник: Индикаторы инновационной деятельности, 2013: стат. сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ii2013.

Рис. 3. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2011 г., млрд долл.

ций, возрастает ежегодно и достигает 50% админис-трируемых ФНС России налогов и сборов, однако аудит эффективности налоговых стимулов носит фрагментарный характер [10].

В марте 2013 г. Правительством РФ утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»6. Реализация стратегии инновационного развития России ставит целью к 2020 г. увеличить в 4-5 раз долю отечественных компаний, осуществляющих технологические инновации. Задача эта крайне

налоговой системы и ее способности к оперативной актуализации5.

Несмотря на значительное количество работ, до настоящего времени так и не систематизированы инструменты налогового стимулирования инновационных процессов, применяемых в России и за рубежом, что приводит к неадекватной оценке регулирующего потенциала отдельных групп налоговых методов поощрения инновационной деятельности.

И, наконец, несмотря на обсуждение в научной и политической среде, по-прежнему актуальны проблемы оценки налоговых стимулов. Объем доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, выпадающих вследствие предоставления различных налоговых преферен-

сложная, ведь ряд серьезных проблем остается нерешенным, причем сохранение указанных проблем может свести к нулю результативность деятельности Правительства РФ и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны. В числе проблем, внушающих тревогу, следует отметить:

• высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России (в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) Российская Федерация занимает лишь 112-е место);

• наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;

5 Церенова К.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации. М., 2013. С. 3.

6 Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: распоряжение

Правительства РФ от 29.03.2013 № 467-р.

• незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;

• фрагментарность национальной инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, отсутствие надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;

• неразвитость рынка интеллектуальной собственности; неурегулированность распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств; недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности (по данному показателю в соответствии с отчетом о мировой конкурентоспособности за 2012 г. Всемирного экономического форума Россия занимает 125-е место в мире);

• низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

• недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и государственной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межуровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки государственной политики;

• недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

• недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных секторов;

• отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда7. Следует отметить, что для устранения обозначенных проблем требуется адаптация к инновационной программе большинства институтов государственного регулирования. В первую очередь, необходима критическая оценка содержания и степени выполнимости федеральной и региональной налоговой политики регионов, необходимо выявить и ранжировать по степени воздействия факторы, затрудняющие ее реализацию. А во-вторых, безот-

7 Официальный сайт Минэкономразвития России. иКЬ: http://www.economy.gov. ги/ттес/тат.

лагательно требуется разработка комплекса оценочных показателей, характеризующих динамику инновационных процессов в зависимости от результатов функционирования предлагаемой и действующей системы налогового стимулирования.

Список литературы

1. Лыкова Л.Н. Современное состояние отечественной налоговой системы: некоторые проблемы. М.: Институт экономики РАН, 2007. С. 28.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.).

3. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 63-64.

4. Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования // Л. Анисимова, Т. Малинина, Е. Шкребела; под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева, И.В. Трунина. В 3-х томах. Том 3. Институт экономики переходного периода. М.: ИЭПП, 2008. С. 557-558.

5. Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 38.

6. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Майбу-рова. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 500.

7. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

8. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

9. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 27.09.2013).

10. Пансков В.Г., Пономарева Н.В. Налоговые субсидии: содержание, цели внедрения и эффективность использования // Финансы и кредит. 2012. № 14. С. 15.

11. Турбулентность налоговых реформ // С.И. Юрий, А.И. Крисоватый, И.А. Майбуров, Т.В. Кощук. Киев: Знания, 2011. С. 313.

12. Феоктистова Т.В. Инновационные стратегии развития экономики и роль налогов в их реализации: монография. Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2011. С. 289-290.

Strategy of economic advancement

DISCUSSION ASPECTS OF TAX REGULATORS APPLICATION OF INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA

Tat'iana V. FEOKTISTOVA Abstract

The article considers the problems of transition of the Russian economy to innovation development. The paper systematizes scientific positions of domestic scientists on application of taxes as incentives for innovation development. The author justifies own point of view on the acceptability of existing instruments for tax regulation in the modern economic and legal environment of the Russian Federation.

Keywords: Russian economy, innovation, tax regulations, tax tools, development incentives

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Lykova L.N. Sovremennoe sostoianie otechest-vennoi nalogovoi sistemy: nekotoryeproblemy [Modern state of domestic tax system: some problems]. Moscow, Institute of Economy of RAS Publ., 2007, 28 p.

2. Tax Code of the Russian Federation. Part 1 of July 31, 1998 № 146-FZ. Part 2 of August 5, 2000 № 117-FZ. (In Russ.)

3. Nalogi i nalogovoe pravo: uchebnoe posobie [Taxes and tax law: a textbook]. Moscow, Analitika-Press Publ., 1997, pp. 63-64.

4. Nalog na pribyl' organizatsii: osnovnye prob-lemy i napravleniia sovershenstvovaniia [Corporate income tax: main issues and improvement directions]. Moscow, Institute for the Economy in Transition Publ., 2008, pp.557-558.

5. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnykh protsessov [Tax motivation of innovation processes]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2009, p. 38.

6. Nalogovaiapolitika. Teoriia ipraktika: uchebnik dlia magistrantov [Tax policy. Theory and practice: a textbook]. Moscow, Iuniti-Dana Publ., 2010, 500 p.

7. Federal Law "On Innovation center "Skolkovo" of September 28, 2010 № 244-FZ. (In Russ.)

8. Federal Law "On Insurance fees to Pension Fund of the Russian Federation, Fund of Social Insurance of the Russian Federation, Federal Fund of Obligatory Medical Insurance" of July 24, 2009 № 212-FZ.

9. Federal law "On science and state scientific and technological policy" of August 23, 1996 № 127-FZ.

10. Panskov V.G., Ponomareva N.V. Nalogovye subsidii: soderzhanie, tseli vnedreniia i effektivnost' ispol'zovaniia [Tax subsidies: content, purposes of implementation and effectiveness]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2012, no. 14, p. 15.

11. Iurii S.I., Krisovatyi A.I., Maiburov I.A., Kosh-chuk T.V. Turbulentnost'nalogovykh reform [Turbulence of tax reform]. Kiev, Znaniia Publ., 2011, 313 p.

12. Feoktistova T.V. Innovatsionnye strategii razvitiia ekonomiki i rol' nalogov v ikh realizatsii: monografiia [Innovation economic development strategies and role of taxes in their implementation: a monograph]. Kursk, Kurskaia gorodskaia tipografiia Publ., 2011, pp. 289-290.

Tat'iana V. FEOKTISTOVA

Kursk Branch of Financial University under Government of Russian Federation, Kursk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.