Научная статья на тему 'ДИСКУССИИ О КИТАЙСКОМ ПУТИ'

ДИСКУССИИ О КИТАЙСКОМ ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ПУТЬ / СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МАРКСИЗМ / РЕАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Яньцю

В статье рассматриваются дискуссии о выборе китайского пути. Автор излагает смысловые характеристики трех теоретических обоснований при выборе китайского пути, выдвинутых выдающимся китайским марксистом Чэн Сяньда: это «китаизация марксизма» - социалистический путь с китайской спецификой; «конфуцианизация» - возвращение к традициям через реконструкцию китайского социализма и Коммунистической партии Китая; «вестернизация» - обращение к «общечеловеческим» ценностям. Автор приходит к выводу, что китайский путь, по которому КПК ведет китайский народ, является не копией западного пути и модели и не просто шаблоном, представленным в классическом марксизме, а китайской версией марксизма, основанной на глубоком китайском опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPUTES ABOUT THE CHINESE WAY

The article deals with disputes about the choice of the Chinese way of the development. The author outlines the semantic characteristics of three theoretical justifications for choosing the Chinese way, put forward by the outstanding Chinese Marxist Cheng Xianda: «Sinification of Marxism» - the socialist path with Chinese characteristics; «Confucianization» - the return to tradition through the reconstruction of Chinese socialism and the Chinese Communist Party; «Westernization» - the appeal to universal values. The article reveals that the Chinese way, along which the Chinese Communist Party leads the Chinese people, is not a copy of the Western way and model, and not just a template presented in classical Marxism, but a Chinese version of Marxism that contains deep Chinese experience.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИИ О КИТАЙСКОМ ПУТИ»

УДК 304.44

Чжан Яньцю — кандидат филологических наук, старший преподаватель Пекинского педагогического университета (Китай, Пекин; yanqiu.zhang@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются дискуссии о выборе китайского пути. Автор излагает смысловые характеристики трех теоретических обоснований при выборе китайского пути, выдвинутых выдающимся китайским марксистом Чэн Сяньда: это «китаизация марксизма» - социалистический путь с китайской спецификой; «конфуцианизация» - возвращение к традициям через реконструкцию китайского социализма и Коммунистической партии Китая; «вестернизация» - обращение к «общечеловеческим» ценностям. Автор приходит к выводу, что китайский путь, по которому КПК ведет китайский народ, является не копией западного пути и модели и не просто шаблоном, представленным в классическом марксизме, а китайской версией марксизма, основанной на глубоком китайском опыте. Ключевые слова: китайский путь, смысловые характеристики, марксизм, реальность, традиция

Проблема китайского пути - серьезная проблема, которая привлекает к себе самое пристальное внимание всего мира. Ответы на вопросы, какой путь изберет Китай и куда он пойдет, не только повлияют на судьбу китайской нации и жизненные интересы всего китайского народа, но также изменят политический ландшафт в мире и баланс сил между мировыми державами [Чэн Сяньда 2019: 236]. Направление определяет путь, а путь определяет судьбу. В Китае выбор пути стал предметом серьезных обсуждений среди представителей различных идейных течений. Эта дискуссия ведется давно - с момента основания Коммунистической партии Китая в 20-30-х гг. прошлого века. Она представлена тремя направлениями: это самобытность китайского пути, отстаиваемая идейным консерватизмом; капиталистический путь тотальной вестер-низации, отстаиваемый отдельными теоретиками; и путь китайской революции, отстаиваемый Коммунистической партией Китая [Чэн Сяньда 2019: 238]. Китайские ученые в основном соглашаются в том, что победа китайской революции в 1949 г. стала практическим подведением итогов, а работа Мао Цзэдуна «О демократической диктатуре народа» - теоретическим осмыслением этой дискуссии [Мао Цзэдун 1991]. В первые 30 лет после победы китайской революции о существовании различных точек зрения не принято было говорить. Однако по мере обобщения опыта и уроков «культурной революции», после проведения политики реформ и открытости, глубокого переосмысления китайской традиции и идейного вторжения западного неолиберализма и экономической глобализации дискуссия о китайском пути возобновилась. Правда, нынешние аргументы обладают иными временными характеристиками и теоретическим обоснованием по сравнению с традиционным консерватизмом и теорией тотальной вестернизации 20-30-х гг. прошлого века. По мнению профессора Чэн Сяньда, смысловые характеристики этих теоретических обоснований могут быть сведены к трем направлениям: «конфуциани-зации» - возвращению к традициям через реконструкцию китайского социализма и Коммунистической партии Китая; «вестернизации» - обращению к «общечеловеческим» ценностям и «китаизации марксизма» - социалистическому пути с китайской спецификой. При этом необходимо понять суть этих трех направлений с точки зрения исторического материализма, иначе нам не

КИТАЙСКОМ ПУТИ

Работа выполнена при поддержке Фонда фундаментальных исследований для центральных университетов.

хватит идейной целеустремленности в определении пути с китайской спецификой.

Возвращение к конфуцианству и традициям

Первая позиция: возвращение к конфуцианству и традициям. Наиболее яростным аргументом этой позиции является конфуцианизация Коммунистической партии Китая и социализма. Профессор Чэн Сяньда отмечает, что, на первый взгляд, данная позиция бимодально конфронтационна неолиберальному пути, но на самом деле они ведут к одной цели, хотя разными путями. Социалистическое общество с китайской спецификой - это реальное общество, в котором живет китайский народ, а коммунистическое общество является идеалом. Как выражается Чэн Сяньда, когда человек стоит, он всегда стоит так, чтобы его ноги были на месте, спина была обращена назад, а глаза смотрели вперед [Чэн Сяньда 2019: 240-241]. То же самое можно сказать и по отношению к общественному развитию, которое всегда основано на реальности, опирается на традиции, а нацелено в будущее. Его нельзя оторвать от реальности, и нельзя смотреть только назад, отдаваться прошлому. Разумеется, общественное развитие движется вперед, человеческие стремления не могут идти против направления общественного развития, а могут идти только в том же направлении.

Опираться на традиции - означает наследовать, развивать и обновлять традицию, а не возвращаться в прошлое. Как и конфуцианство, прошлое нужно наследовать, продвигать, но вернуться к нему невозможно. Говоря о роли традиции, профессор Чэн Сяньда пишет, что традиция - это непрерывная культурная нить между прошлым и настоящим [Чэн Сяньда 2019: 240241]. Действительно, прошлое оказывает глубокое влияние на сегодняшнюю реальность, т.е. его культурные гены несут определенную наследственность. Традиция конфуцианства должна наследоваться и развиваться со временем, не возвращаясь в прошлое. Генеральный секретарь Си Цзиньпин четко указал: «История движется вперед. История никогда не ждет никаких колеблющихся, выжидательных, ленивых и слабых. Только тот, кто идет в ногу с историей и разделяет судьбу времени, может выиграть светлое будущее» [Си Цзиньпин 2016: 7].

Обращение к «общечеловеческим» ценностям

Некоторые исследователи полагают, что Китай должен идти в общем направлении развития человеческого сообщества - по пути мировой цивилизации. По их мнению, лучшая культура - это западная культура, берущая свое начало в еврейском иудаизме и древнегреческой философии. С их точки зрения, западный путь - это универсальный путь мира, а социалистический путь с китайской спецификой отклоняется от мировой цивилизации. Он стал следствием феодального деспотизма Китая, существовавшего со времен Цинь Шихуана. Подобное мнение можно услышать время от времени и внутри страны, и за ее пределами. Это мнение полностью раскрывает политические карты теории универсальных ценностей Запада. Профессор Чэн Сяньда высказал свое мнение с точки зрения исторического материализма: «...западная культура - это только один вид культуры, а путь капитализма - лишь важный этап в развитии человечества. Капитализм действительно внес больший вклад в мировую историю, чем что-либо в прошлом. Но в то же время он вырыл себе могилу. Капиталистическое общество - это общество, в котором сосуществуют и цивилизация и варварство, и свет и тьма» [Чэн Сяньда 2019: 238-239]. С нашей точки зрения, данное суждение вполне справедливо. В «Коммунистическом

манифесте» Маркс и Энгельс восхваляли достижения капитализма, но в то же время безжалостно приговорили его к смертной казни, ударили в погребальный колокол и указали на переходный характер капиталистического общества. Мы согласны с тем, что возникновение и развитие капиталистического общества включено в законы развития человеческого общества, но капитализм не является прекрасным идеалом для человечества и универсальным законом человеческого развития.

Что такое общий путь человечества, и что такое универсальный закон развития человеческого общества? С исторической точки зрения это не капитализм, который выступает за богатство меньшинства людей, а социализм и коммунизм, которые выступают за справедливость, общее богатство и гармонию. По сравнению с классовым обществом и обществом эксплуатации, в котором человечество существовало на протяжении тысячелетий, общий путь человечества состоит в устранении классов, устранении эксплуатации и построении справедливого и гармоничного общества всеобщего благоденствия [Чэн Сяньда 2019]. Согласно китайской философии, этот путь называется путем к общему достоянию мира и единству всего мира; с точки зрения теории развития общественно-экономических формаций этот путь является путем освобождения человечества на пути к коммунизму. Способы следования этим путем могут быть разными. И, безусловно, рано или поздно смена формаций последовательно приведет человечество к такому обществу, в котором не будет эксплуатации. Система частной собственности возникает при определенных условиях, и при определенных условиях она прекратит свое существование, как и капиталистическая система, которая является высшей ступенью развития частной собственности. Устранение эксплуатации, ликвидация поляризации, устранение частной собственности и движение к обществу справедливости и всеобщего благоденствия - вот универсальный закон человеческого развития. Оценивая значение «Коммунистического манифеста», профессор пишет: «...бессмертная ценность "Коммунистического манифеста" состоит в том, что он раскрыл этот универсальный закон всему человечеству и призвал "пролетариев всего мира объединиться" для борьбы за его реализацию» [Чэн Сяньда 2019: 240].

Мы выступаем против теории общечеловеческих ценностей Запада, приобретающих политический смысл. Это не идет вразрез с мировым развитием, потому что мы не против общих ценностей, признанных человечеством, таких как свобода, демократия, равенство, права человека и верховенство закона. Напротив, мы прилагаем все усилия, чтобы построить социалистическую систему свободы, демократии и прав человека. Мы выступаем против того, чтобы определенные западные страны или ученые с точки зрения культурного эгоизма моделировали западные ценности и системы, рассматривая их как общечеловеческую универсальную модель. Суть теории общечеловеческих ценностей заключается в превосходстве и непревзойденной дискурсивной гегемонии западной капиталистической системы, использующей общечеловеческие ценности в качестве ее «мягкой силы».

Ученые внутри страны и за рубежом критикуют социалистический путь с китайской спецификой за то, что он обособляется от пути мирового развития. Они считают, что Китаю следует развернуться в направлении общечеловеческих ценностей. Они мечтают о возвращении Китая к «свободному» и «демократическому» капитализму и об его отказе от «автократического» и «диктаторского» социализма. Фактически таким образом они пытаются заставить Китай пренебречь своими собственными историческими традициями, отказаться от китайских культурных особенностей и социалистического пути.

Социалистический путь с китайской спецификой

Социалистический путь с китайской спецификой - это славный путь, полный трудностей. КПК отдает себе отчет в том, что определенные трудности могут вызвать недовольство простого народа, и ведет с ним обсуждения, направленные на решение этих проблем [Чэн Сяньда 2019: 242]. Ведь проблемы сегодняшнего дня - это реальные проблемы, а не проблемы глубокой древности. Для их решения необходимо твердо придерживаться принципов марксизма, анализировать проблемы с помощью исторического материализма, искать их реальные причины и предлагать эффективные решения. Традиционная культура, построенная на доминировании конфуцианства, может предоставить Китаю идеологические ресурсы и вдохновляющую мудрость для решения этих проблем, но традиционная культура не может предоставить предварительные планы и ответы на вызовы, с которыми она никогда не сталкивалась на протяжении двух тысяч лет. Короче говоря, для современного Китая как конфуцианизация, так и вестернизация - это не выход. Выход заключается в «продолжении изучения и усвоения законов социалистического развития и принципов управления Коммунистической партии Китая в твердом отстаивании социалистического направления и строгом внутрипартийном управлении. Недопустимо нарушать принципы социалистического строительства, так же как недопустимо нарушать решения руководящей партии. А управление партией должно быть строгим» [Чэн Сяньда 2019: 242]. Если партия не управляется должным образом и ключевые внутрипартийные проблемы, вызывающие народное беспокойство, не решаются, то рано или поздно партия потеряет свой правящий статус и неизбежно будет изгнана с исторической сцены. Важнее оказывается понимание исторической диалектики, понимание того, что успех или неудача при определенных условиях переходят друг в друга. И не обязательно далеко ходить за подтверждением старых истин. Китай должен следовать собственным китайским путем, соответствующим законам социализма, оставаясь верным первоначальной цели, работать с усердием и чрезвычайной осторожностью. Коммунистическая партия Китая придерживается марксизма и развивает его с точки зрения новой практики и особенностей времени, научно отвечает на ряд вопросов, касающихся пути развития, этапов развития, основной его задачи, импульса и стратегии развития, политической гарантии воссоединения Родины и международной стратегии. И в результате сформирована теоретическая система социализма с китайской спецификой, и воплощен новый скачок в китаизации марксизма1.

Заключение

Социалистическая модернизация не является копией западной модернизации, однако в Китае придается большое значение ее изучению. Ее достижения и существующие проблемы могут послужить примером и уроком. У КНР как «догоняющей» страны есть возможность избежать многих проблем, которые имели место на Западе, и эту задачу следует решать. Нельзя забывать о влиянии западной модернизации и ее побуждающей роли, но нельзя и согласиться с тем, что движущая сила модернизации Китая является экзогенной и не имеет связи с внутренними требованиями развития самой китайской истории. Внешний толчок - это предпосылка, а внутренний импульс - это причина. Китай - это нация с тысячелетними культурными традициями; это нация, которая накопила потенциал тысячелетней цивилизации; это нация, которая

1 Коммюнике 6-го пленума ЦК КПК 19-го созыва (принято на 6-м пленуме ЦК КПК 19-го созыва 11 ноября 2021 г.). - Жэньминь жибао. 2021. 12 ноября.

еще совсем недавно пострадала от агрессии и грабежа и обрела огромную силу в стремлении к национальному возрождению, благосостоянию народа и могуществу государства. Нужно смело впитывать знания и учиться у человеческого общества, включая все достижения цивилизации, созданные капиталистическими странами, и, наконец, найти собственный путь социализма с китайской спецификой. Великий китайский путь, по которому Коммунистическая партия Китая ведет китайский народ, является не копией западного пути и модели и не просто шаблоном, представленным классическим марксизмом, а китайской версией марксизма, основанной на глубоком китайском опыте. Китайский путь включает в себя критику капиталистического способа производства и сопротивление существующему мировому порядку. Это путь социализма с китайской спецификой, который направлен на процветание страны, возрождение нации и достижение счастья народа.

Список литературы

Мао Цзэдун. 1991. Избранные сочинения. Пекин: Народное издательство. Т. 2. Си Цзиньпин. 2016. Речь на праздновании 95-летия основания Коммунистической партии Китая. Пекин: Народное издательство.

Чэнь Сяньда. 2019. Исторический материализм и китайский путь. Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета. 300 с.

Zhang Yanqiu, Cand.Sci. (Philol.), Senior Lecturer at the Beijing Normal University (Beijing, China; yanqiu.zhang@ mail.ru)

DISPUTES ABOUT THE CHINESE WAY

Abstract. The article deals with disputes about the choice of the Chinese way of the development. The author outlines the semantic characteristics of three theoretical justifications for choosing the Chinese way, put forward by the outstanding Chinese Marxist Cheng Xianda: «Sinification of Marxism» - the socialist path with Chinese characteristics; «Confucianization»

- the return to tradition through the reconstruction of Chinese socialism and the Chinese Communist Party; «Westernization»

- the appeal to universal values. The article reveals that the Chinese way, along which the Chinese Communist Party leads the Chinese people, is not a copy of the Western way and model, and not just a template presented in classical Marxism, but a Chinese version of Marxism that contains deep Chinese experience.

Keywords: Chinese way, semantic characteristics, Marxism, reality, tradition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.