Научная статья на тему 'ДИСКУРСИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА-КОЛУМНИСТА В МЕДИАДИСКУРСЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ДИСКУРСИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА-КОЛУМНИСТА В МЕДИАДИСКУРСЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС / АВТОРСКАЯ КОЛОНКА / КОЛУМНИСТИКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КАТЕГОРИЯ ПЕРСУАЗИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Устинова Вера Леонидовна

Рассматриваются вопросы жанровой специфики и дискурсивных особенностей авторской колонки. Анализируются теоретические подходы к исследованию авторской колонки в рамках аналитико-публицистического медиадискурса, дается характеристика жанрово-композиционной организации медиатекста авторской колонки. Целью исследования определяется исследования проявления дискурсивной языковой личности женщины-колумниста в медидискурсе на примере интернет публикаций. Языковая личность рассматривается с позиции ее уровней, иерархия которых была определена и исследована Ю.Н. Карауловым. Приводятся результаты анализа некоторых гендерных особенностей языковой личности журналиста-колумниста. Установлено, что заголовки авторских колонок имеют ряд гендерных особенностей. Общая тенденция феминизация журналистики позволила женщинам-авторам укрепить свои позиции в сфере колумнистики и стереть границы освещаемых ими в публикациях тематик. Тем не менее, отличительной чертой женских публикаций остается освещение проблем феминизации, особенность оформления заголовков авторских колонок. Особенностью названий женских авторских публикаций является эмоциональность и резкость суждений, что подтверждает наличие персуазивного потенциала колумнистики. Проведенное исследование в своей перспективе предполагает более детальное изучение проявления гендерных особенностей в стиле текстов авторских колонок на различных языковых уровнях. Полученные результаты исследования могут быть использованы при исследовании жанровых особенностей авторской колонки и гендерных особенностей медиадискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSIVE LANGUAGE PERSONALITY OF A JOURNALIST-COLUMNIST IN MEDIA DISCOURSE: GENDER ASPECT

The article examines the issues of gender specificity and discoursive features of the author's column. Theoretical approaches to the study of the author's column are analyzed within the framework of an analytical and journalistic multimedia documentary; the characteristics of the genre and compositional organization of the media text of the author's column are given. The purpose of the study is to study the manifestation of the discursive linguistic personality of a female columnist in media discourse on the example of online publications. The linguistic personality is considered from the position of its levels, the hierarchy of which was determined and studied by Y.N. Karaulov. The results of the analysis of some gender characteristics of the linguistic personality of a journalist-columnist are presented. It was found that the copyright column headings have a number of gender-specific features. The general trend of feminization of journalism has allowed women authors to strengthen their positions in the field of journalism and erase the boundaries of the topics they touch on in publications. Nevertheless, the distinctive feature of women's publications remains the coverage of feminization issues, which is a distinctive feature in the design of copyright column headings. A distinctive feature of the titles of publications by female authors is emotionality and sharpness of judgments, which confirms the presence of a convincing potential of columnistics. The aim of the study is to study in more detail the expression of gender specificity in the style of copyright column texts at different language levels. The obtained research results can be used in the study of genre features of the author's column and gender characteristics of the media discourse.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА-КОЛУМНИСТА В МЕДИАДИСКУРСЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 5.9.8)

Научная статья УДК 81

doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-119-123

ДИСКУРСИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА-КОЛУМНИСТА В МЕДИАДИСКУРСЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

© Вера Леонидовна Устинова

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы жанровой специфики и дискурсивных особенностей авторской колонки. Анализируются теоретические подходы к исследованию авторской колонки в рамках аналитико-публи-цистического медиадискурса, дается характеристика жанрово-композиционной организации медиатекста авторской колонки. Целью исследования определяется исследования проявления дискурсивной языковой личности женщины-колумниста в медидискурсе на примере интернет публикаций. Языковая личность рассматривается с позиции ее уровней, иерархия которых была определена и исследована Ю.Н. Карауловым. Приводятся результаты анализа некоторых гендерных особенностей языковой личности журналиста-колумниста. Установлено, что заголовки авторских колонок имеют ряд гендерных особенностей. Общая тенденция феминизация журналистики позволила женщинам-авторам укрепить свои позиции в сфере колумнистики и стереть границы освещаемых ими в публикациях тематик. Тем не менее, отличительной чертой женских публикаций остается освещение проблем феминизации, особенность оформления заголовков авторских колонок. Особенностью названий женских авторских публикаций является эмоциональность и резкость суждений, что подтверждает наличие персуазивного потенциала колумнистики. Проведенное исследование в своей перспективе предполагает более детальное изучение проявления гендерных особенностей в стиле текстов авторских колонок на различ -ных языковых уровнях. Полученные результаты исследования могут быть использованы при исследовании жанровых особенностей авторской колонки и гендерных особенностей медиадискурса.

Ключевые слова: аналитико-публицистический медиадискурс, авторская колонка, колумнистика, языковая личность, категория персуазивности.

Для цитирования: Устинова В.Л. Дискурсивная языковая личность журналиста-колумниста в медиадис-курсе: гендерный аспект // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 119-123. doi: 10.18522/20701403-2022-92-3-119-123

PHILOLOGY

(specialty: 5.9.8)

Original article

Discoursive language personality of a journalist-columnist in media discourse: gender aspect

© Vera L. Ustinova

Adyghe state university, Maikop, Russian Federation [email protected]

Abstract. The article examines the issues of gender specificity and discoursive features of the author's column. Theoretical approaches to the study of the author's column are analyzed within the framework of an analytical and journalistic multimedia documentary; the characteristics of the genre and compositional organization of the media text of the author's column are given. The purpose of the study is to study the manifestation of the discursive linguistic personality of a female columnist in media discourse on the example of online publications. The linguistic personality is considered from the position of its levels, the hierarchy of which was determined and studied by Y.N. Karaulov. The results of the analysis of some gender characteristics of the linguistic personality of a journalist-columnist are presented. It was found that the copyright column headings have a number of gender-specific features. The general trend of feminization of journalism has allowed women authors to strengthen their positions in the field of journalism and erase the boundaries of the topics they touch on in publications. Nevertheless, the distinctive feature of women's publications remains

the coverage of feminization issues, which is a distinctive feature in the design of copyright column headings. A distinctive feature of the titles of publications by female authors is emotionality and sharpness of judgments, which confirms the presence of a convincing potential of columnistics. The aim of the study is to study in more detail the expression of gender specificity in the style of copyright column texts at different language levels. The obtained research results can be used in the study of genre features of the author's column and gender characteristics of the media discourse.

Key words: analytical and journalistic media discourse, author's column, columnistics, linguistic personality, category of persistence.

For citation: Vera L. Ustinova Discoursive language personality of a journalist-columnist in media discourse: gender aspect. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 119-123. doi: 10.18522/2070-1403-202292-3-119-123.

Введение

Публикации в СМИ, периодически повторяющиеся, отличающиеся четко обозначенной позицией автора и особенностями его личности, принято называть колонкой (от англ. column). Совокупность авторских журналистских материалов, выходящих в СМИ с определенным периодом и оформленных в виде колонок, называется колумнистикой. Журналистская колонка является результатом авторского труда, начиная с заголовка публикации и заканчивая ее синтаксисом. Колумнистами принято называть журналистов, которые имеют постоянное место в издании СМИ, включая интернет публикации. Каждый колумнист имеет свое «именное место», связанное с рубрикой своей колонки.

В научных исследованиях, посвященных вопросам осмысления понятия «авторская колонка» ставится вопрос правомерности отнесения этого понятия к специфичному жанру в рамках публицистического аналитического медиадискурса.

Вопрос об определении понятия «авторская колонка» является открытым в современном языкознании. По вопросу является ли этот термин жанром, рубрикой или формой, точки зрения исследователей расходятся. Многие ученые не рассматривают авторскую колонку как отдельный жанр [6; 8]. Например, по мнению Е.М. Деяк-Якобишиной авторская колонка -это «не жанр, а форма, в которой реализуется определенный «чистый» жанр или синтез жанров. Такая синтезированная форма названия не имеет, а если оно появляется, то органично переходит в название жанра» [2, с. 75]. Как отмечает С.С. Ярцева, колонка - это «свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров - от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить авторскую ар -гументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом своих мыслей, сделать его соучастником повествования, собеседником» [9, с. 227].

Так как авторская колонка отражает основные характеристики личности автора, его стремление воздействовать на аудиторию медиапространства, изучение колумнистики невозможно в отрыве от пространства медиадискурса.

Обсуждение

Медиадискурс понимается как «тематически сфокусированная, социокультурно обусловленная речемыслительная деятельность в масс-медийном пространстве» [5, c. 16]; «связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте; он представляет собой действие, участвует в социокультурном взаимодействии и отражает механизмы сознания коммуникантов» [3, с. 344]. Таким образом, от того, как будет подан материал авторской колонки, зависит оценочное восприятие аудиторией общественных процессов и яв -лений, освещенных журналистом. В свою очередь, запрос общества и аудитории оказывают влияние на формирование авторского стиля колумниста и его воплощение в пространстве современного медиадискурса [7].

Являясь авторской журналистикой, колумнистика обладает потенциалом персуазивно-го воздействия. Постоянно появляясь на страницах изданий, автор становится узнаваем ауди-

торией. Его колонка будет просмотрена в первую очередь, в отличии от публикации эпизодического автора. Личность автора становится настолько раскрытой аудитории, что читатель начинает полностью доверять изданию. Авторский монолог привлекает внимание аудитории и начинает влиять на особенности восприятия транслируемой информации. В этом процессе важную роль играют нравственно-этические ориентиры личности колумниста, их проявление в тексте. Таким образом, профессиональная позиция автора имеет отношение к его жизненной позиции, что в целом связано с личностью автора.

Исследуя авторскую колонку с позиции медиадискурса, мы прежде всего сталкиваемся с проявлением языковой личности автора. Языковая личность, транслирующая информацию, выражается в тематике и проблематике текста, который в свою очередь отражает специфику мировосприятия автора.

Языковая личность, в свою очередь, также является сложной системой. Трехуровневая концепция языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым, позволяет выявить с помощью языковых средств, основные черты языковой личности [4]. Исследования языковой личности автора осуществляется двигаясь от нулевого, вербально-семантического уровня (авторский лексикон и грамматикон), через первый уровень - лингво-когнитивный (тезаурус), достигается мотивационный уровень, или прагматикон. Таким образом, информационно-медийная личность журналиста оказывается основным элементов медиадискурса.

Картина мира, тезаурус языковой личности автора включает определенную иерархию смыслов и ценностей, которые, несомненно, приобретают гендерный аспект.

В современных исследованиях медиадискурса проблема гендерного аспекта личности журналиста остается одной из самых исследуемых. Процесс феминизации повлиял на тендерные отношения внутри редакций СМИ. Феминизация оказала влияние на содержание самой журналистики, ее культуры. Феминизация профессии журналиста все еще претерпевает гендерное неравенство, отражающееся в размере заработка, дискриминации, не позволяющей достичь руководящих должностей, и даже в тематике статей. В статье Е. Бондаренко «Женщины-журналисты в российских деловых изданиях: результаты исследования» отмечен гендерный дисбаланс в пользу мужчин-журналистов [1, c. 95-107].

Для анализа нами использован материал авторских колонок интернет изданий «Газе-та.т», «Литературная газета».

В пространстве современного медиадискурса наблюдается активность женщин-колумнистов. Женские авторские колонки освещают проблемы связанные не только напрямую с женской картиной мира, но и вопросы, связанные с различными сферами жизни социума, включая вопросы политики.

Например, колонки Анастасии Мироновой Евросоюз прощается со свободой, равенством и братством, Тоже мне эксперты! - о том, почему наши политаналитики не предсказали ни один коллапс, Юлии Меламед Акт убийства - о том, чего ждать от народа, который в ведьм верит, а в вакцины - нет, Ольги Васильевой Урок в конце дистанции - экс-министр просвещения об уроках, которые Covid-19 дает системе образования [10].

Отметим, что авторская колонка стала полигоном процесса феминизации, женщины стремятся не только наравне с мужчинами освещать максимально разнообразную тематику событий и процессов, но и вслед за авторами-мужчинами сохраняют традиционный стиль авторской колонки. Тем не менее, прослеживаются некоторые стилистические особенности оформления текста колонки, в особенности ее заголовка. Женщины-колумнисты часто прибегают к восклицательным и вопросительным высказываниям: Марина Ярдаева Какой еще Новый год! - о том, есть ли смысл подводить итоги и отмечать праздники; Анастасия Миронова Тоже мне эксперты! - о том, почему наши политаналитики не предсказали ни один коллапс; Мария Дегтерева Рождество: а кто, собственно, родился? - о значении религиозных праздников в России [10].

Авторская колонка становится эффективным способом информирования, анализа общественного мнения, и в тоже время средством воздействия. Женщины-колумнисты продолжают освещать проблемы, имеющие гендерный аспект. Например, Постсоветский феми-

низм Юлии Меньшовой - о том, почему борьба за права женщин в современной России выглядит странно; Люстрировать или кастрировать? Марии Дегтеревой - о том, как общественность борется с домашним насилием; Прости и отпусти - Аллы Боголеповой - о праве человека уйти из отношений; Авторка с возу Есении Павлоцки - о мифах о феминитивах с научной точки зрения; «Ну, ты же девочка!» Елизаветы Александровой-Зориной - о том, как в женщинах с детства воспитывают комплекс жертвы [10].

Заголовки женских авторских колонок часто сформулированы кратко и непонятны новому читателю, особенно, когда автор прибегает к игре слов, авторским неологизмам и графо-нам: И Тик, И Ток, и все не так Натальи Пискуновой - о социальных сетях и пограничных боях между бумерами и зумерами; «Кто пел в онлайне - в цирке не смеется» Наталли Пискуновой о том, почему образование лучше передается воздушно-капельным путем; Оксимиронов оксюморон Есении Павлоцки о том, зачем и почему рэпер назвал Екатерину Шульман милфой; На лабутенах, на... - Екатерины Винокуровой о том, как нелепа роскошь 90-х в наше время; Июбрь Екатерины Винокуровой о том, как страна вернулась к нулю; Они зажрались за Родину Виктории Волошиной о том, где найти деньги на зарплаты [10]; Разрядка или зарядка? - Кра-шенинниковой Вероники - о том, что в ближайшие годы еще будем обсуждать текущую эскалацию в российско-американских отношениях в терминах «что это было»; Разрядка? - Краше-нинниковой Вероники - о переговорах между Россией и США по гарантиям безопасности в Женеве лежали ни много ни мало правила игры на ближайшие годы, а то и десятилетия [11].

Отметим, что «именное место» автора-женщины не всегда четко определено. Некоторые «колумнистки» освещают события и процессы из совершенно разных сфер социума. Например, колонка Марии Дегтеревой (gazeta.ru) включает следующие темы: Рождество: а кто, собственно, родился? - о значении религиозных праздников в России, Люстрировать или кастрировать? - о том, как общественность борется с домашним насилием, Космического масштаба и космической же глупости - о современном российском кинематографе [10]. Возможно, подобное явление связано со стремлением автора найти свою нишу, и он находится в поисках, или же, связано со стремлением показать свою компетентность в разных тематических сферах. Выводы

Популярность среди женщин-авторов и потенциал персуазивного воздействия авторской колонки подтверждается тем фактом, что среди авторов публикаций фигурируют известные женщины, представители разных сфер деятельности. Например, среди публикаций колумнистов на сайте издательства gazeta.ru можно встретить колонки Юлии Меламед (режиссер, публицист), Ольги Васильевой (Президент РАО), Юлия Лемарк (сценарист, режиссер и продюсер), Юлии Меньшовой (актриса, телеведущая), Дарьи Донцовой (писатель) и др. [10]. Проведенный анализ заголовков авторских колонок женщин-колумнистов указывает на определенные гендерные особенности материалов. Стиль женских заголовков эмоционален, тематика публикаций достаточно разнообразна. Персуазивный потенциал авторских колонок привлекает как авторов мужчин, так и авторов женщин, что позволяет эксплицировать некоторые черты тендерного аспекта языковой личности автора-колумниста в современном медиадискурсе.

Список источников

1. Бондаренко Е. Гендерная структура редакции современного СМИ: сравнительный анализ изданий «Аргументы и Факты» и «Газетами» // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал / Под ред. О.В. Смирновой, Е.Л. Вартановой. М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. 132 с.

2. Деяк-Якобишина Е.М. Авторская колонка: традиционный жанр или новая форма // Вес-шк БДУ. Серия 4. 2013. № 3.

3. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.

4. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 363 с.

5. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). Вып. 6. С. 13-21.

6. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 319 с.

7. ТарасоваМ.С. Роль языковой личности в дискурсе СМИ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 1. - URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/12929 (дата обращения 06.02.2022).

8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2014. 348 с.

9. Ярцева С.С. Жанровые признаки колонки // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. Жанровые признаки колонки. 2011. № 1. С. 226-228.

10. https ://www.gazeta.ru/comments/column/

11. https://lgz.ru/columnists/

References

1. Bondarenko E. Gender structure of editorial office in the modern media: comparative analysis of publications "Arguments and Facts" and "Gazeta.RU" // Gender and Mass Media. Annual scientific journal / Edited by O.V. Smirnova, E.L. Vartanova. M.: Faculty of Journalism of Moscow State University, 2018. 132 p.

2. Deyak-Yakovishina E.M. Author's column: traditional genre or a brand new form // Vesnik BDU. Ser. 4. 2013. № 3.

3. Zheltukhina M.R. The tropological suggestiveness of mass-medial discourse: the problem of speech effect of tropes in the media language: Moscow: Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; Volgograd: published by VF MUPK, 2003. 656 p.

4. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic persona. M.: Nauka, 1987. 363 p.

5. Kozhemyakin E.A. Mass communication and media discourse: towards a research methodology // Scientific bulletin. Humanities series. 2010. No.12 (83). Issue 6. Pp. 13-21.

6. Lazutina G.V., Raspopova S.S. Genres of journalism: manual. Moscow: Aspect Press, 2012. 319 p.

7. Tarasova M.S. The role of linguistic persona in media discourse // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Russian Philology. 2019. No. 1. - URL: https://vestnik-m-gou.ru/Articles/Doc/12929 (accessed on 06.02.2022).

8. Tertychny A.A. Genres of periodical press: manual. M.: Aspect Press, 2014. 348 p.

9. Yartseva S.S. Genre features of op-ed // Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism. Genre features of op-ed. 2011. No. 1. Pp. 226-228.

10. https://www.gazeta.ru/comments/column/

11. https://lgz.ru/columnists/

Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted 10.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.