УДК 316.77:001.12/.18 ББК 76.00
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-54-60
ТРАНСФОРМАЦИЯ АВТОРСКОЙ КОЛОНКИ В ЦИФРОВОМ ДИСКУРСЕ
И. Б. Игнатова
Аннотация. В статье рассматривается авторская колонка как явление публицистики. Особое внимание уделено жанровой природе колонки автора. Изучаются трансформации традиционной семантической единицы колумнистики - текста - в современном диджитал-пространстве. Для адаптации традиционного текста в медиапростран-стве сегодня используются различные цифровые возможности. В случае с текстами колонок автора это интеграция в них элементов интерактивности, мультимедийно-сти и гипертекстуальности, которые являются основными характеристиками ме-диатекста в сети Интернет. Подобные трансформации не делают приоритетными новые технологии, текст остается семантическим ядром авторской колонки. Однако обращение к коммуникационным и цифровым возможностям новых медиа позволяет говорить о новом векторе развития колумнистики, ее включении в цифровой дискурс.
Ключевые слова: колумнистика, авторская колонка, теория жанров, публицистика, цифровой дискурс.
Для цитирования: Игнатова И. Б. Трансформация авторской колонки в цифровом дискурсе // Наука и школа. 2022. № 1. С. 54-60. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-1-54-60.
AUTHOR'S COLUMN: TRANSFORMATION IN THE DIGITAL DISCOURSE
I. B. Ignatova
Abstract. The article is dedicated to the study of the author's column as a phenomenon of journalism. The main attention is paid to the genre nature of the author's column. The transformations of the traditional semantic unit of columns - the text - in the modern digital space are studied. Various digital technologies are used to adapt the traditional text in the
© Игнатова И. Б., 2022
■SSL-®-
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
media space today. In the case of the author's column texts, these are interactivity, multimedia and hypertextuality, which are the main characteristics of the media text on the Internet. The appeal to the communication and digital capabilities of new media allows us to talk about the development of the column, its inclusion in the digital discourse.
Keywords: column, author's column, digital discourse, genre theory.
Cite as: Ignatova I. B. Author's column: transformation in the digital discourse. Nauka i shkola. 2022, No. 1, pp. 54-60. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-54-60.
В журналистике основной формой ко-лумнистики традиционно считают авторскую колонку, которая сегодня превратилась в значимую часть медиапро-странства. Вероятно, этому способствует одна из ее ключевых особенностей: диа-логичность с одной стороны и монологичность - с другой. Будучи неразрывно связана с литературой, обладая несомненной текстоцентричной природой, колонка автора всегда посвящена злободневным вопросам современности. Не давая на них ответа, она приглашает читателя поспорить или принять предложенную точку зрения. Об этом говорит и В. А. Славина, которая видит особенность авторской колонки в том, что автор непосредственно и непринужденно призывает читателя принять участие в беседе, откликнуться и даже не согласиться [1, с. 83].
Дискуссионность и рефлексия вообще характерны для российской публицистики. Важнейшие проблемы эпохи отражены в этих текстах. Современная колумнистика, на наш взгляд, находится всегда «на острие», живо откликаясь на все происходящее вокруг. Колонки автора пишут специалисты в разных областях, - экономики, культуры, политики, литературоведения, и все они приглашают нас к диалогу и размышлению.
Однако природа авторской колонки остается предметом споров теоретиков медиа не первый год. Одни исследователи считают авторскую колонку рубрикой на газетной полосе или странице интернет-издания, другие относят ее к
жанру эссе или комментария, ряд исследователей считает ее самостоятельным жанром. Несомненно лишь то, что одна из основных целей авторской колонки -привлечь читателя, вызвать дискуссию.
Т. Н. Владимирова и В. А. Славина полагают, что «колонка выражает личную точку зрения автора, раскрывающую суть издания, проблематику, политику. Раскрытие собственной позиции, личное отношение сближает читателя и автора, повышает степень взаимного доверия, приглашая к сотрудничеству, к постановке и решению волнующих вопросов и проблем» [2, с. 325-326].
По мнению Ю. А. Гордеева, из-за разнообразия внутренней формы тексты авторских колонок сложно отнести к одному жанру. При этом он выделяет ряд «содержательных и формальных признаков, отличающих авторскую колонку в печатных и электронных СМИ:
• определенная периодичность появления на страницах печатного издания (часто - раз в неделю в заранее известный день);
• постоянное место в номере (конкретная страница и конкретное место на странице);
• точно установленный объем текста;
• размещение в конкретных рубриках или в самостоятельной рубрике автора, имеющей оригинальное название;
• свободный выбор автором как общего тематического направления публикаций, так и конкретных тем для каждой из них;
• отражение не только определённого фрагмента действительности, но и его личностного восприятия автором -мнения автора о нем, переживаний автора по его поводу;
• свободное выражение индивидуальной позиции автора, даже если она не согласуется с позицией редакции;
• авторская конструкция текстов, в том числе выбор жанра или жанровой комбинации;
• активное использование публицистических средств (как риторических, так и образных), направленных на установление диалогических отношений с аудиторией» [3, с. 136].
Л. Е. Кройчик определяет колонку как «монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности» [4]. По мнению А. Н. Тепляши-ной, колонка - «новый тип публицистического творчества, не скованного нормами, конвенциями, директивами, характеризующегося сильным личностным началом, что соответствует мировым тенденциям...» [5, с. 26]. А. А. Арс-ланова атрибутирует колонку как широко распространенный в мировой журналистике жанр авторских выступлений по злободневным (и не только) темам [6, с. 42]. М. Е. Деяк-Якобишина считает, что авторская колонка так же, как и колонка редактора, - это не жанр, а форма, в которой реализуется определенный «чистый» жанр или синтез жанров [7, с. 74].
Л. Р. Дускаева пишет, что авторская колонка - один из наиболее активно развивающихся современных публицистических жанров, основной феноменологической особенностью которых считают диалогичность, проявляющуюся через взаимодействие смысловых позиций автора и адресата. [8, с. 16]. По мнению В. С. Виноградского и Н.В. Куницыной, авторская колонка - это открытое пространство для жанровых экспериментов [9, с. 161]. И. С. Тимченко утверждает, что авторская колонка - «рубрика,
персонально закрепленная за конкретным журналистом, по сути своей - авторское высказывание, близкое к жанру эссе» [10, с. 29].
Таким образом, очевидно, что вопрос о том, жанр или нет колонка автора, остается открытым. Мы склонны считать, что авторская колонка все же представляет собой публицистический жанр.
Колонку автора можно рассмотреть с традиционной - филологической -теории жанров, когда под жанром понимают тип текста (художественного или медиа-текста в нашем случае), обладающий рядом регулярно повторяющихся формальных характеристик с четкой структурой. В случае с авторской колонкой к ним можно отнести следующие: монологическая форма высказывания, наличие четкой авторской позиции (персонофи-цированная точка зрения и субъективизм), цели высказывания.
При этом авторская колонка как разновидность публицистического жанра имеет четкий набор формальных компонентов: сообщение новости, осмысление ситуации, приемы эмоционального воздействия на аудиторию [4].
Для понимания жанровой природы авторской колонки важно учитывать и то, о чем мы уже сказали выше, - российская журналистика, особенно в ее публицистических воплощениях, выросла из литературы, неразрывно связана с ней, поэтому имеет ярко выраженную филологическую природу. И потому классическая теория жанров так легко «ложится» на медиажанры. Колумнисти-ка с ее во многом литературоцентрично-стью призывает читателя к диалогу и размышлению, - то, что характеризует российскую журналистику в целом.
Однако в настоящее время строгое разделение на жанры существует, скорее, в теории. Жанровая диффузия, взаимопроникновение одних жанров в другие - все это позволяет говорить о том, что при попытке интегрировать авторскую колонку в теорию жанров мы
должны руководствоваться иными критериями. При этом важно уйти от популярного сегодня определения «формат», которым часто заменяют привычное определение «жанр». Важно понимать, что жанр - категория более узкая, чем формат, и гораздо более конкретная. Мы рассматриваем жанр как форму речевого акта, набор характерных признаков, благодаря которым становится возможно общение (в нашем случае колумниста с аудиторией). Связано это с тем, что наряду с традиционной концепцией литературных жанров в последние годы активно развивается теория речевых жанров. Данная теория вполне применима к публицистике в журналистском творчестве. Но это уже предмет отдельного разговора.
Очевидно, что в современных условиях трансформации медиапространства под влиянием информационно-коммуникационных технологий меняется и журналистика в ее художественно-публицистическом воплощении. Эти изменения не меняют коммуникативную природу колонки автора и ее предназначение, однако оказываются важными для взаимодействия с современным читателем.
Необходимо признать, что сегодня публицистика все больше «перемещается» в цифровое пространство, становится частью цифрового дискурса. Привычные нам колонки на страницах, например, «Новой газеты», «Российской газеты», «МК», которые сегодня существуют в онлайн-среде, стали не менее, а, возможно, и более востребованы у читательской аудитории, предпочитающей цифровое медиапотребление. Под цифровым дискурсом мы понимаем текст и контекст, встроенные в современную научную парадигму в условиях дигитали-зации. Дискурс в различных его воплощениях, который мы обобщим как массмедийный, развивается в рамках цифровой культуры.
Изменение коммуникативных практик повлекло за собой и трансформацию
медиатекста как единицы коммуникации. Традиционным семантическим ядром колонки был и является текст в его прямом понимании, однако современное медиапространство, аудитория с ее изменившимися запросами предъявляют новые требования к материалам публицистики.
Тексты колумнистов в онлайн-среде становятся мультимедийными, то есть представленными в различных знаковых системах. Цифровой текст в большей степени, чем нецифровой, основан на ко-геренции различных семиотических элементов - вербальных единиц, изображений, элементов дизайна, видео [11].
Так, например, в колонке Сергея Николаевича «Бульвар им. Маргариты Ле-ско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова» автор для иллюстрации своих слов активно использует видео- и фоторяд [12]. В частности, когда он рассуждает о документальном фильме Литвиновой «Нет смерти для меня». Размышляя о главной героине, Николаевич пишет: «Ну и, конечно, сама хозяйка дома, великая дива былых времен Маргарита Леско -апофеоз тяжелого гламура. Большой стиль навсегда. Тут вам и Марлен Дитрих, и Грета Гарбо, и Любовь Орлова, и Глория Свенсон» - и здесь же дает их фотографии. Благодаря этому текст становится образным, более наглядными и «живым».
Гипертекст как одна из основных характеристик материалов в интернет-изданиях стал приметой и колумнисти-ки. Так, в материале Саши Черняковой «Свобода, равенство, сестринство. Почему женщин в политике должно быть больше» автор активно использует гиперссылки, расширяя таким образом контекст публикации [13]. Упоминая выборы в Исландии, Чернякова дает ссылку на материал «Сноба» «В Исландии впервые в Европе большинство мест в парламенте займут женщины». Рассуждая о вопросах гендерного равенства
в политике, автор ссылается на материал о В. Матвиенко на сайте «Интерфакс» «Матвиенко призвала женщин отвоевывать новые позиции в борьбе за тендерное равенство». Текст в целом наполнен большим количеством гиперссылок. Таким образом контекст тендерных проблем, характерных для политической сферы, становится шире.
В своей колонке «Песни приезжих и пропащих. Почему Манижа - это и есть русская культура» Андрей Архангельский расширяет контекст публикации [14]. Он пишет о том, что текст Манижи отражает именно русские культурные коды. Автор дает ссылку на теорию М. Бахтина о полифоничности романов Ф. М. Достоевского, которая важна для понимания структуры и смысла текста песни Russian Women. «У Достоевского нет привычного авторского голоса в романах, а есть множество позиций (голосов) героев, которые звучат на равных, в диалогической форме. В тексте Манижи применен тот же прием - она словно переключается между голосами повествования, которые представлены в форме "советов женщине"» [14]. Подобное - литературоведческое - расширение контекста свидетельствует о том, как близки все же журналистика в ее публицистическом воплощении и литература. Потому что гипертекст не просто несет дополнительную информацию к основному материалу, он дает аудитории представление о российском культурном коде. Интересным представляется то, что колонка о Маниже ярко иллюстрирует современное понимание медиакультуры - феномена современного информационного общества, особый вид культуры в самом широком понимании этого явления - не в прикладном, а в эстетико-аксиологическом смысле [15, с. 290].
Если говорить об интерактивности как современной форме приглашения к диалогу в интернет-пространстве, то здесь следует отметить, что под любой
колонкой в каждом онлайн-издании есть возможность оставить комментарий. Сегодня мы говорим о вовлеченности аудитории в создание и распространение материалов СМИ. Комментарии - одна из форм подобного взаимодействия с читателем. Часто комментарии формируют свой - отдельный - дискурс в рамках колонки автора. И таким образом в прямом смысле реализуется принцип диа-логичности авторской колонки. Подобные интерактивные формы дают возможность поспорить, согласиться или, наоборот, не принять предложенную точку зрения. А в споре, как известно, часто рождается истина.
На первый взгляд, все вышеприведенные примеры не кажутся новаторскими. Однако для текстов публицистики, особенно в формате «журналистики мнения», они крайне важны. Текст как основное семантическое ядро колонки становится более насыщенным информацией, дает возможность выйти за свои пределы, расширить смысловой контекст. Для современного читателя с его достаточно высокими запросами это повышает значимость материала.
Безусловно, все характеристики и особенности текста, связанные с цифровыми технологиями, не могут стать приоритетными для колумнистики, которая принадлежит к так называемой качественной журналистике. «Важно подчеркнуть, что качественная журналистика -своеобразное зеркало времени. С его помощью человек видит и осознает окружающий мир и свое место в нем. Это не означает, что журналист должен показывать только позитивные картины. Отрицание пороков, их критика, смех также может быть приближением к идеалу» [2, с. 324]. И здесь необходимо отметить, что потребность общества в некоем идеальном журналисте как носителе объективности, справедливости и честности была всегда. И она не зависит ни от технологий, ни от изменения коммуникативных практик.
Однако сегодня необходимы новые инструменты для привлечения аудитории, помимо качественного материала, который является базисом колонки автора. Диалогичность, являющаяся основной ха-
рактеристикой авторской колонки, вполне органично дополняется интерактивностью в цифровом медиапространстве, а поли-фоничность успешно сочетается с мульти-медийностью и гипертекстуальностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Славина В. А. Жанрово-тематические трансформации «колонки редактора» С. Довлатова // Журналистика в 2015 году: информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: сб. материалов Междунар науч.-практ. конф. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 83-84.
2. Славина В. А., Владимирова Т. Н. Проблема идеала в журналистике // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 3. С. 320-330.
3. Гордеев Ю. А. Колумнистика в печатных и интернет-изданиях: жанровый аспект // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. № 3. С. 136-139.
4. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. URL: http://evartist. narod.ru/text5/58.htm (дата обращения: 14.10.2021).
5. Тепляшина А. Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. СПб., 2007.
6. Арсланова А. А. Сообщества в сети Интернет: формирование и развитие: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2014.
7. Деяк-Якобишина М. Е. Авторская колонка: традиционный жанр или новая форма // Весн. Бе-ларуск. дзярж. ун-та. Сер. 4: Фшалопя. Журналктыка. Педагогжа. 2013. № 3. С. 74-75.
8. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: филол. фак. СПбГУ 2012.
9. Виноградский В. С., Куницына Н. В. О чем пишут колумнисты? // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2, № 4. С. 155-161.
10. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ: учеб.-метод. пособие. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2011.
11. Кожемякин Е. Дискурс-анализ в цифровую эпоху: расширение возможностей (Рец. на кн.: Discourse and Digital Practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Era. L.; N.Y., 2015) // Новое литературное обозрение. 2016. № 2 (138). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_ literaturnoe_obozrenie/138_nlo_2_2016/article/11886/ (дата обращения: 15.10.2021).
12. Николаевич С. Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова. URL: https://snob.ru/entry/204466/ (дата обращения: 15.10.2021).
13. Чернякова С. Свобода, равенство, сестринство. Почему женщин в политике должно быть больше. URL: https://snob.ru/entry/238128/ (дата обращения: 15.10.2021).
14. Архангельский А. Песни приезжих и пропащих. Почему Манижа - это и есть русская культура. URL: https://snob.ru/entry/207436/ (дата обращения: 16.10.2021).
15. Славина В. А., Солдаткина Я. В. Медиакультура как феномен информационной эпохи // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26, № 2. С. 286293. DOI: http://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-286-293.
REFERENCES
1. Slavina V. A. Zhanrovo-tematicheskie transformatsii "kolonki redaktora" S. Dovlatova. In: Zhurnalistika v 2015 godu: informatsionnyy potentsial obshchestva i resursy mediasistemy.
Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow: MediaMir: Fak. zhurnalistiki MGU im. M. V. Lomonosova, 2016. Pp. 83-84.
2. Slavina V. A., Vladimirova T. N. Problema idéala v zhurnalistike. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2017, Vol. 6, No. 3, pp. 320-330.
3. Gordeev Yu. A. Kolumnistika v pechatnykh i internet-izdaniyakh: zhanrovyy aspect. Vestnik VGU. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika. 2015, No. 3, pp. 136-139.
4. Kroychik L. E. Sistema zhurnalistskikh zhanrov. In: Korkonosenko S. G. (ed., comp.) Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista. St. Petersburg: Znanie: SPbIVESEP, 2000. Available at: http:// evartist.narod.ru/text5/58.htm (accessed: 14.10.2021).
5. Teplyashina A. N. Tvorcheskaya priroda komicheskogo: zhanrovaya paradigma sovremennoy zhurnalistiki. ScD dissertation (Philology). St. Petersburg, 2007.
6. Arslanova A. A. Soobshchestva v seti Internet: formirovanie i razvitie: sotsialno-filosofskiy analiz: PhD dissertation (Philosophy). Ufa, 2014.
7. Deyak-Yakobishina M. E. Avtorskaya kolonka: traditsionnyy zhanr ili novaya forma. Vesn. Belarusk. dzyarzh. un-ta. Ser. 4: Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2013, No. 3, pp. 74-75.
8. Duskaeva L. R. Dialogicheskaya priroda gazetnykh rechevykh zhanrov. Ed. by M. N. Kozhina. St. Petersburg: filol. fak. SPbGU, 2012.
9. Vinogradskiy V. S., Kunitsyna N. V. O chem pishut kolumnisty? Vestn. Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. 2016, Vol. 2, No. 4, pp. 155-161.
10. Timchenko I. S. Avtorskaya kolonka v sovremennykh SMI: ucheb.-metod. posobie. St. Petersburg: Filol. fak. SPbGU, 2011.
11. Kozhemyakin E. Diskurs-analiz v tsifrovuyu epokhu: rasshirenie vozmozhnostey (Rets. na kn.: Discourse and Digital Practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Era. L.; N.Y., 2015). Novoe literaturnoe obozrenie. 2016, No. 2 (138). Available at: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_ literaturnoe_obozrenie/138_nlo_2_2016/article/11886/ (accessed: 15.10.2021).
12. Nikolaevich S. Bulvar im. Margarity Lesko. O novom spektakle Renaty Litvinovoy v MKhT imeni Chekhova. Available at: https://snob.ru/entry/204466/ (accessed: 15.10.2021).
13. Chernyakova S. Svoboda, ravenstvo, sestrinstvo. Pochemu zhenshchin v politike dolzhno byt bolshe. Available at: https://snob.ru/entry/238128/ (accessed: 15.10.2021).
14. Arkhangelskiy A. Pesni priezzhikh i propashchikh. Pochemu Manizha - eto i est russkaya kultura. Available at: https://snob.ru/entry/207436/ (accessed: 16.10.2021).
15. Slavina V. A., Soldatkina Ya. V. Mediakultura kak fenomen informatsionnoy epokhi. Vestn. Ros. unta druzhby narodov. Ser.: Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2021, Vol. 26, No. 2, pp. 286-293. DOI: http://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-286-293.
Игнатова Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Ignatova Irina B., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2021 The article was received on 20.10.2021