Научная статья на тему 'Дискурс толерантности'

Дискурс толерантности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
313
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс толерантности»

Энциклопедия «Дискурсология» УЖЁЖМ^

ствовать также правила, которые ограничивают как природу приемлемых решений, так и те шаги, посредством которых достигаются эти решения».

По параметру «уровни дискурсного текста » выделяют объектный дискурс, отличая его от метадискурса. Одна из разновидностей метадискурса может быть названа логико-методологической. Ее основу составляет рефлексия субъекта по поводу логических отношений между терминами и высказываниями объектного дискурса, роли в нем методологически значимых категорий, правил и принципов. Далее, по этому же параметру научный дискурс делят на фактологический (эмпирический) и теоретический. Фактологический дискурс является своеобразным нарративом, повествующим об условиях и результатах наблюдений и экспериментов, а также продуктом их индуктивного обобщения. Теоретический дискурс выстраивается в целях объяснения, квалификации и прогнозирования фактов посредством номологических высказыва-

ний (законов науки), которые своей онтологией имеют идеальные (теоретические) модели.

Понятно, что в науке авторский когнитивный дискурс выстраивается на фоне и с участием дискурсов других исследователей. Однако иные дискурсы принимаются автором во внимание только в той мере, в какой их содержание может быть спроецировано на методологию исследования и выстраиваемый им когнитивный образ объекта познания. По целям (интенции) коммуникативный аспект научного дискурса целесообразно поделить на репрезентативный, когда автор своим сообщением имеет намерение сформировать или же изменить у реципиента названный образ; аппрейзи-тивный, когда посредством текста внушается реципиенту, что такая-то и такая исследовательская ситуация, гипотеза или теория предпочтительнее такой - то и такой; прескриптивный, когда вербальными средствами намереваются изменить поведение реципиента в определенной исследовательской ситуации, организовать это поведение.

Е.А. Кротков, Е.А. Кожемякин

дискурс ТОЛЕРАНТНОСТИ

Д.т. является разновидностью коммуникативного дискурса. Слово «толерантность» (лекс. «терпимость») производно от двуместного предиката «X то-лерантен к Y», где X - какой-либо человек или какая-либо социальная группа, аУ - другой человек, другая социальная группа («Иван толерантен к Петру», «Молодежь толерантна к старикам»). Толерантность состоит в добровольном и деятельном признании ее субъектами фундаментальных прав и свобод любого человека и гражданина, который сам не нарушает эти права и не ограничивает эти свободы в отношении других. Толерантность в этом смысле не эквивалентна, во-первых, ни индифферентности, ни всепрощенчеству, поскольку не предполагает примирения с мерзостями общественного бытия. Она предполагает, во-вторых, наличие у ее субъектов понимания и добровольного принятия ценностных ориентиров, принципов и норм консонансного события людей, без которых не будет ни инаковости, ни свободы, ни мира. В-третьих, толерантность базируется на конструктивной деятельности политической «надстройки» общества, его государства

по решению экономических, политико-правовых и социальных проблем страны. Рассмотрим семь своеобразных «аксиом», характеризующих, на наш взгляд, необходимые и достаточные условия возникновения и воспроизводства Д.т.

Наличие у носителей (субъектов) толерантности существенных, т. е. социально значимых различий (аксиома инаковости). Термин «толерантность» уместен для обозначения отношений между различными (отличающимися) людьми или социальными группами, причем речь идет о социокультурно- и политически значимых различиях, которые являются (или могут стать) источником противоречий и конфликтов.

Сопровождающаяся чувством неприязни оценка субъектами толерантности того, чем один из них отличается от другого (аксиома негативности). Из того обстоятельства, что толерантность есть моральный идеал, совсем не следует, что чувство неприязни неуместно при его описании: толерантность в значительной мере как раз и предполагает преодоление этого чувства.

¡*#|М Энциклопедия «Дискурсология»

Реальная возможность подавления либо отторжения Другого по причине его инаковости и, одновременно, отказ от использования этой возможности (аксиома ненасилия). Речь идет не о сфере чувств, а об их публичном выражении и инспирируемых ими поступках. Толерантность может иметь место только там, где ее субъект сознательно воздерживается от отвержения или подавления Другого. В этом контексте толерантность всегда есть (возможное, но необязательное) следствие властного ресурса.

Осознание субъектами толерантности нерационального характера отчуждения, противостояния и неконструктивных конфликтов (аксиома рационального прагматизма).

Поиск субъектами общего пространства их жизненной идентичности и последующее добровольное вхождение в него (аксиома общего знаменателя). Толерантность может иметь место только в том случае, если у ее субъектов имеется единая ценностная основа, позволяющая им вступить в диалог.

Право субъектов толерантности проявлять твердость, неуступчивость по отношению к тем, кто предпринимает действия, несовместимые с кодексом человечности (аксиома самозащиты). Толерантность не сводится к «смиренной любви» или к «принятию других, каковы они есть», как об этом нередко пишется в нашей научной публицистике. Мы вовсе не обязаны, оставаясь в границах толерантности, бездействовать, если кто-то насильничает или оскорбляет другого, поскольку имеет место нарушение наших законных прав и свобод.

Толерантность детерминирована, в конечном счете, экономическими, финансовыми и правовыми факторами (аксиома несамодостаточности). Поэтому следует признать теоретическую и методологическую несостоятельность попыток редуцировать феномен толерантности (интолерантности) к свойствам психики либо дедуцировать ее из нравственного самосознания, а задачу формирования культуры толерантного поведения усматривать в психопрофилактической коррекции и морализаторстве.

НАУЧНЫЙ дискурс

Суть Н.д. мы усматриваем в речемысли-тельной деятельности, нормативную основу которого составляет исторически сформировавшийся комплекс регулятивных принципов, следование которым оптимизирует процесс создания, трансляции и использования знаний. В этот комплекс входят: объективность, установка на поиск истины, концептуальность (теоретичность), эмпиричность, логичность, методологичность, обоснованность, критицизм и креативность.

Когнитивный аспект Н.д. реализуется в пространстве субъект - объектного отношения, и поэтому оценивается в терминах классической концепции истины («истинно» или «ложно»). Его коммуникативный аспект имеет иную, а именно, субъектную интенцию, представляет собой способ речевого воздействия одного субъекта науки на другого. Он характеризуется установкой инициирующей стороны на консервацию либо изменение научных воззрений реципиента,

моделей его научного опыта. Его оценка осуществляется в терминах прагматической теории истины («эффективно» или «неэффективно»). Диалогический, межсубъектный характер научной деятельности не дает оснований для редукции когнитивного аспекта Н.д. к коммуникативному: у них разные цели, методы и средства. Цель общения в ученом мире - ознакомить коллег с полученными результатами, выслушать их суждения и высказать свое мнение поводу критических замечаний и возражений, поделиться возможными подходами к решению той или иной научной проблемы. Структура познавательного процесса - «формулировка проблемы - выдвижение гипотезы - проверка этой гипотезы и объяснение на ее основе фактов» не укладывается в схему коммуникативной тактики и стратегии; идеалы и принципы научного поиска не совпадают с принципами коммуникативного кодекса.

Предложенная выше характеристика относится к содержанию понятия общенаучного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.