Научная статья на тему 'Формы и уровни научного дискурса'

Формы и уровни научного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
574
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и уровни научного дискурса»

)*llU Энциклопедия «Дискурсология»

нового в научном творчестве не поддается, в общем и целом, рационализации, поскольку в нем значительную роль играют воображение, интуиция и мировоззренческие обертоны.

Критицизм. Новое в науке первоначально возникает в сознании какого-то конкретного исследователя, как правило, натуры творческой, волевой и целеустремленной. Однако его инновация может оказаться ошибочной: в европейской науке уже давно сформировалась позиция, согласно которой истина спрятана довольно глубоко, и найти

ее в одиночку чрезвычайно трудно. Среди других ученых, занятых исследованием этой же области явлений, всегда имеются подходы и точки зрения, не совпадающие с авторскими, а иногда и противостоящие им. К. предполагает умение выслушать контраргументы, попытаться встать на точку зрения другого, посмотреть на свою позицию как бы со стороны, и вступить в плодотворный диалог с иными взглядами. «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине» (К. Поппер).

ФОРМЫ и уровни НАУЧНОГО ДИСКУРСА

С учетом природы и функций познания когнитивный компонент научного дискурса следует охарактеризовать в самом общем плане как последовательность речемыслительных действий (актов) в контексте поиска его субъектом ответа на познавательно значимый (нетривиальный) вопрос. Основные формы когнитивного дискурса таковы: аргументация, отвечающая на вопрос «Каким образом может быть обосновано (либо опровергнуто) высказывание Х?»; объяснение, направляемое вопросом «В силу каких причин и условий имеет место ситуация, описываемая высказыванием Х?»; прогнозирование, инициируемое вопросом «Возникновения какой ситуации У следует ожидать при наличии ситуации, описываемой высказыванием Х?»; квалифицирование, направляемое вопросом «К какому типу (классу) Т некоторой систематики следует отнести данный объект (ситуацию, процесс) а?»; идентифицирование, отвечающее на вопрос «Какой из множества однотипных объектов в, в2,..., вп идентичен искомому объекту а?».

По другим основаниям когнитивный дискурс может быть подразделен на формальный и эмпирический, а последний, в свою очередь, на природоведческий и социогуманитарный. Объекты дискурса формальных наук (логики и математики) - абстрактные структуры дефинитивно-аналитической детерминации, неспецифицируе-мые эмпирическим содержанием знания. Объекты дискурса эмпирических наук составляют а) явления природного характера, не имеющие прямых социокультурных детерминант, б) социальные институты и отношения, сфера культуры и феномены

психики (сознания) человека. В этой связи уместно также подразделить эмпирический дискурс на физический, химический, биологический etc. -для природоведческого, и экономический, политический, юридический, социологический, психологический etc. - для социогуманитарного. Далее, из отраслевых разновидностей дискурса выстраиваются междисциплинарные дискурсы, такие как биофизический, биохимический, со-циобиологический, социально-психологический, медицинский etc.

Введение онтологии и предметной области в модель научного дискурса обусловлено их сопряженностью с логико-методологическими директивами научного познания. К примеру, в дискурсе о природе, с одной стороны, и социогуманитарном дискурсе - с другой, приходится иметь дело с существенно различающимися типами объектов и их взаимосвязей (детерминации), что обусловливает специфику аргументативных, объяснительных и прогностических методологических процедур этих форм дискурса.

В когнитивном дискурсе естественно также выделять креативный и репродуктивный его компоненты. Индикатор креативности состоит в наличии хорошо обоснованных авторских высказываний номологического либо методологического характера, не дедуцируемых из прежнего знания. Решение субъектом познавательно значимых задач в границах уже имеющегося теоретического и методологического знания свидетельствует о ре-продуктивности его дискурса. Такого вида задачи Т. Кун называл головоломками: они должны иметь «гарантированное решение» и «должны суще-

Энциклопедия «Дискурсология» УЖЁЖМ^

ствовать также правила, которые ограничивают как природу приемлемых решений, так и те шаги, посредством которых достигаются эти решения».

По параметру «уровни дискурсного текста » выделяют объектный дискурс, отличая его от метадискурса. Одна из разновидностей метадискурса может быть названа логико-методологической. Ее основу составляет рефлексия субъекта по поводу логических отношений между терминами и высказываниями объектного дискурса, роли в нем методологически значимых категорий, правил и принципов. Далее, по этому же параметру научный дискурс делят на фактологический (эмпирический) и теоретический. Фактологический дискурс является своеобразным нарративом, повествующим об условиях и результатах наблюдений и экспериментов, а также продуктом их индуктивного обобщения. Теоретический дискурс выстраивается в целях объяснения, квалификации и прогнозирования фактов посредством номологических высказыва-

ний (законов науки), которые своей онтологией имеют идеальные (теоретические) модели.

Понятно, что в науке авторский когнитивный дискурс выстраивается на фоне и с участием дискурсов других исследователей. Однако иные дискурсы принимаются автором во внимание только в той мере, в какой их содержание может быть спроецировано на методологию исследования и выстраиваемый им когнитивный образ объекта познания. По целям (интенции) коммуникативный аспект научного дискурса целесообразно поделить на репрезентативный, когда автор своим сообщением имеет намерение сформировать или же изменить у реципиента названный образ; аппрейзи-тивный, когда посредством текста внушается реципиенту, что такая-то и такая исследовательская ситуация, гипотеза или теория предпочтительнее такой - то и такой; прескриптивный, когда вербальными средствами намереваются изменить поведение реципиента в определенной исследовательской ситуации, организовать это поведение.

Е.А. Кротков, Е.А. Кожемякин

дискурс ТОЛЕРАНТНОСТИ

Д.т. является разновидностью коммуникативного дискурса. Слово «толерантность» (лекс. «терпимость») производно от двуместного предиката «X то-лерантен к Y», где X - какой-либо человек или какая-либо социальная группа, аУ - другой человек, другая социальная группа («Иван толерантен к Петру», «Молодежь толерантна к старикам»). Толерантность состоит в добровольном и деятельном признании ее субъектами фундаментальных прав и свобод любого человека и гражданина, который сам не нарушает эти права и не ограничивает эти свободы в отношении других. Толерантность в этом смысле не эквивалентна, во-первых, ни индифферентности, ни всепрощенчеству, поскольку не предполагает примирения с мерзостями общественного бытия. Она предполагает, во-вторых, наличие у ее субъектов понимания и добровольного принятия ценностных ориентиров, принципов и норм консонансного события людей, без которых не будет ни инаковости, ни свободы, ни мира. В-третьих, толерантность базируется на конструктивной деятельности политической «надстройки» общества, его государства

по решению экономических, политико-правовых и социальных проблем страны. Рассмотрим семь своеобразных «аксиом», характеризующих, на наш взгляд, необходимые и достаточные условия возникновения и воспроизводства Д.т.

Наличие у носителей (субъектов) толерантности существенных, т. е. социально значимых различий (аксиома инаковости). Термин «толерантность» уместен для обозначения отношений между различными (отличающимися) людьми или социальными группами, причем речь идет о социокультурно- и политически значимых различиях, которые являются (или могут стать) источником противоречий и конфликтов.

Сопровождающаяся чувством неприязни оценка субъектами толерантности того, чем один из них отличается от другого (аксиома негативности). Из того обстоятельства, что толерантность есть моральный идеал, совсем не следует, что чувство неприязни неуместно при его описании: толерантность в значительной мере как раз и предполагает преодоление этого чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.