Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 52-55.
А. В. Раздуев
ДИСКУРС СФЕРЫ НАНОТЕХНОЛОГИЙ КАК ВИД НАУЧНОГО ДИСКУРСА (на материале современного английского языка)
Работа выполнена в рамках проекта «Российская и западноевропейская научная ментальность в зеркале языка (1945-2011 гг.): когниолингвистическое и лексикографическое моделирование языковой картины мира научно-инновационной и научно-производственной сфер (эволюционная динамика, внутриязыковые и межъязыковые корреляции)» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
Статья посвящена анализу основных характеристик и особенностей англоязычного дискурса сферы нанотехнологий как особой разновидности научного дискурса. Доказывается, что рассматриваемому виду дискурса отводится значительное место в рамках англоязычной профессиональной коммуникации, выявляются основные конституирующие признаки дискурса нано-технологий, рассматривается терминологическая составляющая данного вида коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: научный дискурс, нанотехнологии, профессиональная коммуникация, дискурсивное пространство, текст, стратегия, жанр, ситуация общения, термин, терми-носистема.
В настоящее время одной из перспективных областей исследования является изучение профессионального дискурса, обслуживающего различные области человеческой деятельности. Несмотря на наличие подобных исследований в целом [2; 3; 6; 7 и др.], до настоящего момента дискурс сферы нанотехнологий не подвергался серьезному лингвистическому анализу, что может быть объяснено относительно недавним выделением нанотехнологий в качестве самостоятельной научно-исследовательской парадигмы, имеющей собственный терминологический аппарат, предмет изучения и методологию; молодостью самой нано-технологической терминологии и другими лингвистическими и экстралингвистическими факторами [17; 18 и др.].
В целом, под дискурсом понимается письменный или устный вербальный продукт коммуникативного действия [8; 9; 12; 16 и др.]. Следовательно, дискурс сферы нанотехнологий представляет собой устный или письменный вербальный продукт коммуникативного действия в рамках сферы нанотехнологий. Данное определение показывает, что дискурс нанотехнологий следует отнести к категории профессиональных дискурсов.
С точки зрения социолингвистики различают персональный (индивидуальный) и институциональный виды дискурса. Вполне логично предположить, что и дискурс сферы
нанотехнологий, являясь частью научного дискурса, также является институциональным. Как известно, для каждого вида институционального дискурса характерна своя мера соотношения между статусным и личностным компонентами (см., например: [11; 13 и др.]), и в дискурсе сферы нанотехнологий личностный компонент также весьма важен.
Исходя из положения о системности дискурса в целом (см., например: [15]), можно заключить, что дискурс сферы нанотехнологий, находящийся в фокусе нашего исследования, является составным элементом англоязычного научного дискурсивного пространства как системы и имеет свои конститутивные, или системообразующие, признаки.
Для описания конкретного типа институционального дискурса (ИД) (а именно - дискурса сферы нанотехнологий) целесообразно рассмотреть следующие компоненты ИД, выделенные В. И. Карасиком: 1) участники; 2) хронотоп; 3) цели; 4) стратегии; 5) материал (тематика); 6) разновидности и жанры [9; 10]. Рассмотрим и проанализируем дискурс сферы нанотехнологий как один из подтипов институционального дискурса. Участниками данного вида дискурса являются исследователи в области нанотехнологий, представители специализированных научно-технических, либо научно-производственных областей. Как и для научного дискурса в целом (см. подробнее: [9;
Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса.
53
10]), так и для дискурса сферы нанотехнологий характерно равенство всех участников научно-профессионального общения, то есть никто из исследователей-нанотехнологов не обладает монополией на истину, все научные изыскания подвергаются критическому анализу. Важным представляется также и то, что границы познания в данной отрасли фундаментального и прикладного знания не определены. Среди участников дискурса сферы нанотехнологий можно выделить, с одной стороны, ученых, экспертов в данной узкоспециальной области, с другой стороны, широкую публику, которая читает научно-популярные журналы по тематике нанотехнологий, смотрит соответствующие телепередачи, посещает специальные сайты, посвященные нанотехнологиям; а также начинающих исследователей, получающих образование на кафедрах и в лабораториях. Данные участники нанотехнологического дискурса играют важную роль в популяризации нанотехнологической терминологии, вводят ее в широкий коммуникативный обиход, тем самым обусловливая интенсивный процесс детерминологизации в рамках данной сферы.
Хронотопом дискурса сферы нанотехно-логий является обстановка, типичная для научного диалога по данной тематике. Форма выражения диалога может быть как устная, имеющая место в лаборатории, в кабинете ученого, на кафедре, так и письменная, например, в библиотеке.
Целью коммуникации в области нанотехно-логий является процесс формирования, репрезентации, аккумулирования и передачи нового знания о предметах, процессах или явлениях, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными правилами научного общения -точностью, логичностью изложения, равной пресуппозицией участников, доказывающих истинность / ложность тех или иных положений, предельной абстрактизацией предмета речи (см., в частности: [1. С. 60-68]) и т. д.
Стратегии дискурса сферы нанотехнологий реализуются, главным образом, в таких жанрах, как научная статья, монография, диссертация, научный доклад, выступление на конференции, научно-технический отчет, реферат, аннотация, тезисы и т. д., что еще раз доказывает принадлежность данного вида и формата коммуникации именно научному дискурсу. Про-тотипным (наиболее частотно реализуемым) жанром дискурса сферы нанотехнологий мы
считаем научную статью. В связи с компьютеризацией и интернетизацией профессиональной коммуникации границы между формальным и неформальным общением в рамках сферы нанотехнологий зачастую стираются, что вносит существенные изменения в жанровую систему соответствующего дискурса. Стратегии дискурса, в свою очередь, предопределяют формирование определенных типов текстов.
Тематика дискурса сферы нанотехнологий по определению не может и не должна охватывать широкий круг проблем, выходящих за рамки нанотехнологической науки. Дискурс посвящен вопросам развития нанотехнологий, становлению данной научно-технической области, сделанным открытиям и достижениям, на-номасштабным процессам и явлениям, приборам и устройствам и т. д. В частности, приведем пример, в котором четко прослеживается специализированная тематика дискурса: «Progress in the development of nano-sized hybrid therapeutics and nano-sized drug delivery systems over the last decade has been remarkable. A growing number of products have already secured regulatory authority approval and, in turn, are supported by a healthy clinical development pipeline» [21].
Дискурс сферы нанотехнологий характеризуется высокой степенью интертекстуальности, что также свидетельствует о его принадлежности к научному дискурсу, однако, в отличие от последнего, в нем достаточно трудно в чистой форме обнаружить прецедентные тексты в связи с опосредованной связью нанотех-нологий с такими науками, как физика, химия, биология и т. д.
Вслед за некоторыми учеными-лингвистами (см., в частности: [19; 20]), занимающимися проблемами политического дискурса и выделяющими в его рамках две разновидности: дискурс политиков (дискурс профессионалов) и дискурс о политике (дискурс непрофессионалов), мы считаем правомерным выделить дискурс сферы нанотехнологий, принадлежащий ученым, специалистам в области нанотехно-логии, и дискурс о нанотехнологиях, принадлежащий неспециалистам. Обе разновидности дискурса в рамках нанотехнологий, наряду с общими чертами, обладают определенной спецификой с точки зрения содержания и формы сообщения, терминологической наполненности, тематики, адресата и т. д. Среди разновидностей дискурса сферы нанотехнологий можно назвать его устный / письменный варианты, компьютерно-опосредованный дискурс и т. д.
54
А. В. Раздуев
Необходимо отметить, что изучение терминологии сферы нанотехнологий и ее употребления в соответствующем дискурсе находится лишь на начальном этапе. По нашему мнению, в рамках англоязычного научного дискурсивного пространства как совокупности всех видов научного дискурса английского языка можно выделить дискурс сферы нанотехнологий. Как нам представляется, в настоящее время пока еще рано говорить о наличии обширного дискурсивного пространства сферы нанотехнологий, представляющего собой «некую логическую среду, в которую погружен данный человек и которая включает в себя все когда-либо произведенные им дискурсы» [14. С. 132], однако его существование в целом подвергать сомнению нецелесообразно. Если несколько расширить приведенное выше определение, то дискурсивное пространство сферы нанотехноло-гий предстает как сложная семиотическая система, представленная в виде текстов, изображений, аудио и видеоматериалов по тематике нанотехнологий, структурно организованных для вовлечения языковой личности (как специалистов, так и неспециалистов) в дискурс нанотехнологий.
Дискурсивное пространство сферы нанотех-нологий, предполагающее наличие определенного набора средств и инструментов, дающего возможность языковой личности в рамках дискурса входить в некую организованную по особым правилам нанотехнологическую среду для осуществления различного вида деятельности (см.:[4; 5]), только формируется. Однако нет сомнения в существовании дискурса сферы нанотехнологий, что может быть доказано, в частности, значительным количеством текстов, отражающих речевые произведения в нанотехнологической среде и по тематике на-нотехнологий.
Таким образом, мы выделяем дискурс сферы нанотехнологий, обладающий собственным хронотопом, тематикой, целями, стратегиями и т. д. как часть соответствующего формирующегося дискурсивного пространства сферы на-нотехнологий в рамках общего англоязычного научного дискурсивного пространства.
Список литературы
1. Аликаев, Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик, 1999. 317 с.
2. Алимурадов, О. А. Областная модель концепта BEAUTY, вербализуемая коммуникантами-женщинами // Lingua mobilis. 2009. Т. 17, № 3. С. 36-53.
3. Алимурадов, О. А. Областная модель концепта BEAUTY, вербализуемая коммуникантами-женщинами // Lingua mobilis. 2009. Т. 19, № 5. С. 36-51.
4. Алимурадов, О. А. От концептосферы к лексике и обратно: проблемы метонимического моделирования ментального пространства языковой личности // Когнитивные исследования языка. Вып. VII. Типы категорий в языке. М. ; Тамбов, 2010. С. 233-241.
5. Алимурадов, О. А. Характерные особенности динамики концептосферы индивида // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2004. № 4. С.105.
6. Бейлинсон, Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: на материале коммуникативной практики логопедов : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 39 с.
7. Гафиятова, Э. В. Метафорическое переосмысление лексики растительного мира в профессиональном дискурсе // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2010. № 4. С. 53-56.
8. Дейк, Т. А. ван. К определению дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://psyber-link.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
9. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград, 2000. С. 5-20.
10. Карасик, В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров / ИНИОН РАН. М., 2000. С. 37-64.
11. Константинова, А. С. О типологии институциональных речевых действий в парламентском дискурсе (на материале немецкого и русского языков) // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 141-144.
12. Менджерицкая, Е. О. Термин «дискурс» в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. С. 130-133.
13. Олешков, М. Ю. Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2006. № 3. С.16-30.
14. Плотникова, С. Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. 2008. № 1. C. 131-136.
Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса.
55
15. Пономаренко, Е. В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). М., 2004. 328 с.
16. Правикова, Л. В. Концепция дискурса и перспективы дискурсного анализа // Вестн. Пя-тигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 100-105.
17. Раздуев, А. В. Сравнительно-сопоставительный анализ семантики, структуры и динамики русского и английского подъязыков сферы нанотехнологий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24. С. 167-170.
18. Раздуев, А. В. Перспективы стандартизации англоязычной специализированной лексики сферы нанотехнологий // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 3. С. 79-87.
19. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика. М., 2006. 256 с.
20. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.
21. http://ansit.wordpress.com/2007/01/28/ nanotechnology-age -о^сопуе^епсе/ [Электронный ресурс].
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 55-57.
М. А. Самкова
КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РАМКАХ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается коммуникативную модель учебно-педагогического дискурса с позиции лингвосинергетики, что позволяет создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе и проследить процесс его самоорганизации.
Ключевые слова: учебно-педагогический дискурс, лингвосинергетика, аттрактор, точка бифуркации, параметр порядка, диссипативная структура, энтропия.
Любое исследование языка, общения, дискурса опирается на ту или иную модель коммуникации. В данной статье представлена коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в русле комплексного лингвосинер-гетического подхода, выступающего в качестве методологической основы исследования учебно-педагогического общения в системе организованного обучения. Главным стимулом к применению идей синергетики к лингвистическому материалу являются методологические и технологические трудности, с которыми современным исследователям приходится сталкиваться при разработке систем автоматической переработки текста [5. С. 2]. Понимание и описание механизмов саморегуляции и саморазвития языка и речемыслительной деятельности позволяет преодолеть названные трудности. Лингвосинергетика представляет собой трансдисциплинарную сетевую структуру науки, в которой варьируемое в зависимости от выбранной научной перспективы лингвистическое знание и иное релевантное знание
объединяются на основе эволюционно-синер-гетических принципов [2. С. 7].
В данном случае объектом исследования является учебно-педагогический дискурс - открытая нелинейная система, представляющая собой целостное единство социокультурно обусловленной речемыслительной деятельности как динамического процесса и совокупности ее результатов - учебных текстов, которые дискурсивно реализуются в рамках целостной коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения общению на английском языке. Учебно-педагогический дискурс обладает рядом специфических характеристик, позволяющих уточнить специфику учебно-педагогической коммуникации. Учебно-педагогический дискурс имеет своей целью формирование знаний и навыков в области изучения иностранного языка путем обучения общению на английском языке. Непосредственными участниками являются педагог и учащийся, взаимодействующие посредством учебных текстов (учебно-научных, дидактиче-