Научная статья на тему 'Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса (на материале современного английского языка)'

Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса (на материале современного английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕКСТ / СТРАТЕГИЯ / ЖАНР / СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / ТЕРМИН / ТЕРМИНОСИСТЕМА / DISCOURSE / NANOTECHNOLOGY / SCIENTIFIC DISCOURSE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / DISCOURSE SPACE / TEXT / THEMES / STRATEGY / GENRE / COMMUNICATIVE SITUATION / TERM / TERMINOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раздуев Алексей Валерьевич

Статья посвящена анализу основных характеристик и особенностей англоязычного дискурса сферы нанотехнологий как особой разновидности научного дискурса. Доказывается, что рассматриваемому виду дискурса отводится значительное место в рамках англоязычной профессиональной коммуникации, выявляются основные конституирующие признаки дискурса нанотехнологий, рассматривается терминологическая составляющая данного вида коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Раздуев Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nanotechnology Discourse as a type of Scientific discourse (Based on the Material of the Modern English Language)

The article is devoted to the analysis of basic characteristics and peculiarities of the English nanotechnology discourse as a special type of scientific discourse. It proves the fact that this type of discourse plays an important role in the English professional communication, reveals some principal features of the nanotechnology discourse, considers the terminological part of this kind of communicative activity.

Текст научной работы на тему «Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса (на материале современного английского языка)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 52-55.

А. В. Раздуев

ДИСКУРС СФЕРЫ НАНОТЕХНОЛОГИЙ КАК ВИД НАУЧНОГО ДИСКУРСА (на материале современного английского языка)

Работа выполнена в рамках проекта «Российская и западноевропейская научная ментальность в зеркале языка (1945-2011 гг.): когниолингвистическое и лексикографическое моделирование языковой картины мира научно-инновационной и научно-производственной сфер (эволюционная динамика, внутриязыковые и межъязыковые корреляции)» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Статья посвящена анализу основных характеристик и особенностей англоязычного дискурса сферы нанотехнологий как особой разновидности научного дискурса. Доказывается, что рассматриваемому виду дискурса отводится значительное место в рамках англоязычной профессиональной коммуникации, выявляются основные конституирующие признаки дискурса нано-технологий, рассматривается терминологическая составляющая данного вида коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: научный дискурс, нанотехнологии, профессиональная коммуникация, дискурсивное пространство, текст, стратегия, жанр, ситуация общения, термин, терми-носистема.

В настоящее время одной из перспективных областей исследования является изучение профессионального дискурса, обслуживающего различные области человеческой деятельности. Несмотря на наличие подобных исследований в целом [2; 3; 6; 7 и др.], до настоящего момента дискурс сферы нанотехнологий не подвергался серьезному лингвистическому анализу, что может быть объяснено относительно недавним выделением нанотехнологий в качестве самостоятельной научно-исследовательской парадигмы, имеющей собственный терминологический аппарат, предмет изучения и методологию; молодостью самой нано-технологической терминологии и другими лингвистическими и экстралингвистическими факторами [17; 18 и др.].

В целом, под дискурсом понимается письменный или устный вербальный продукт коммуникативного действия [8; 9; 12; 16 и др.]. Следовательно, дискурс сферы нанотехнологий представляет собой устный или письменный вербальный продукт коммуникативного действия в рамках сферы нанотехнологий. Данное определение показывает, что дискурс нанотехнологий следует отнести к категории профессиональных дискурсов.

С точки зрения социолингвистики различают персональный (индивидуальный) и институциональный виды дискурса. Вполне логично предположить, что и дискурс сферы

нанотехнологий, являясь частью научного дискурса, также является институциональным. Как известно, для каждого вида институционального дискурса характерна своя мера соотношения между статусным и личностным компонентами (см., например: [11; 13 и др.]), и в дискурсе сферы нанотехнологий личностный компонент также весьма важен.

Исходя из положения о системности дискурса в целом (см., например: [15]), можно заключить, что дискурс сферы нанотехнологий, находящийся в фокусе нашего исследования, является составным элементом англоязычного научного дискурсивного пространства как системы и имеет свои конститутивные, или системообразующие, признаки.

Для описания конкретного типа институционального дискурса (ИД) (а именно - дискурса сферы нанотехнологий) целесообразно рассмотреть следующие компоненты ИД, выделенные В. И. Карасиком: 1) участники; 2) хронотоп; 3) цели; 4) стратегии; 5) материал (тематика); 6) разновидности и жанры [9; 10]. Рассмотрим и проанализируем дискурс сферы нанотехнологий как один из подтипов институционального дискурса. Участниками данного вида дискурса являются исследователи в области нанотехнологий, представители специализированных научно-технических, либо научно-производственных областей. Как и для научного дискурса в целом (см. подробнее: [9;

Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса.

53

10]), так и для дискурса сферы нанотехнологий характерно равенство всех участников научно-профессионального общения, то есть никто из исследователей-нанотехнологов не обладает монополией на истину, все научные изыскания подвергаются критическому анализу. Важным представляется также и то, что границы познания в данной отрасли фундаментального и прикладного знания не определены. Среди участников дискурса сферы нанотехнологий можно выделить, с одной стороны, ученых, экспертов в данной узкоспециальной области, с другой стороны, широкую публику, которая читает научно-популярные журналы по тематике нанотехнологий, смотрит соответствующие телепередачи, посещает специальные сайты, посвященные нанотехнологиям; а также начинающих исследователей, получающих образование на кафедрах и в лабораториях. Данные участники нанотехнологического дискурса играют важную роль в популяризации нанотехнологической терминологии, вводят ее в широкий коммуникативный обиход, тем самым обусловливая интенсивный процесс детерминологизации в рамках данной сферы.

Хронотопом дискурса сферы нанотехно-логий является обстановка, типичная для научного диалога по данной тематике. Форма выражения диалога может быть как устная, имеющая место в лаборатории, в кабинете ученого, на кафедре, так и письменная, например, в библиотеке.

Целью коммуникации в области нанотехно-логий является процесс формирования, репрезентации, аккумулирования и передачи нового знания о предметах, процессах или явлениях, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными правилами научного общения -точностью, логичностью изложения, равной пресуппозицией участников, доказывающих истинность / ложность тех или иных положений, предельной абстрактизацией предмета речи (см., в частности: [1. С. 60-68]) и т. д.

Стратегии дискурса сферы нанотехнологий реализуются, главным образом, в таких жанрах, как научная статья, монография, диссертация, научный доклад, выступление на конференции, научно-технический отчет, реферат, аннотация, тезисы и т. д., что еще раз доказывает принадлежность данного вида и формата коммуникации именно научному дискурсу. Про-тотипным (наиболее частотно реализуемым) жанром дискурса сферы нанотехнологий мы

считаем научную статью. В связи с компьютеризацией и интернетизацией профессиональной коммуникации границы между формальным и неформальным общением в рамках сферы нанотехнологий зачастую стираются, что вносит существенные изменения в жанровую систему соответствующего дискурса. Стратегии дискурса, в свою очередь, предопределяют формирование определенных типов текстов.

Тематика дискурса сферы нанотехнологий по определению не может и не должна охватывать широкий круг проблем, выходящих за рамки нанотехнологической науки. Дискурс посвящен вопросам развития нанотехнологий, становлению данной научно-технической области, сделанным открытиям и достижениям, на-номасштабным процессам и явлениям, приборам и устройствам и т. д. В частности, приведем пример, в котором четко прослеживается специализированная тематика дискурса: «Progress in the development of nano-sized hybrid therapeutics and nano-sized drug delivery systems over the last decade has been remarkable. A growing number of products have already secured regulatory authority approval and, in turn, are supported by a healthy clinical development pipeline» [21].

Дискурс сферы нанотехнологий характеризуется высокой степенью интертекстуальности, что также свидетельствует о его принадлежности к научному дискурсу, однако, в отличие от последнего, в нем достаточно трудно в чистой форме обнаружить прецедентные тексты в связи с опосредованной связью нанотех-нологий с такими науками, как физика, химия, биология и т. д.

Вслед за некоторыми учеными-лингвистами (см., в частности: [19; 20]), занимающимися проблемами политического дискурса и выделяющими в его рамках две разновидности: дискурс политиков (дискурс профессионалов) и дискурс о политике (дискурс непрофессионалов), мы считаем правомерным выделить дискурс сферы нанотехнологий, принадлежащий ученым, специалистам в области нанотехно-логии, и дискурс о нанотехнологиях, принадлежащий неспециалистам. Обе разновидности дискурса в рамках нанотехнологий, наряду с общими чертами, обладают определенной спецификой с точки зрения содержания и формы сообщения, терминологической наполненности, тематики, адресата и т. д. Среди разновидностей дискурса сферы нанотехнологий можно назвать его устный / письменный варианты, компьютерно-опосредованный дискурс и т. д.

54

А. В. Раздуев

Необходимо отметить, что изучение терминологии сферы нанотехнологий и ее употребления в соответствующем дискурсе находится лишь на начальном этапе. По нашему мнению, в рамках англоязычного научного дискурсивного пространства как совокупности всех видов научного дискурса английского языка можно выделить дискурс сферы нанотехнологий. Как нам представляется, в настоящее время пока еще рано говорить о наличии обширного дискурсивного пространства сферы нанотехнологий, представляющего собой «некую логическую среду, в которую погружен данный человек и которая включает в себя все когда-либо произведенные им дискурсы» [14. С. 132], однако его существование в целом подвергать сомнению нецелесообразно. Если несколько расширить приведенное выше определение, то дискурсивное пространство сферы нанотехноло-гий предстает как сложная семиотическая система, представленная в виде текстов, изображений, аудио и видеоматериалов по тематике нанотехнологий, структурно организованных для вовлечения языковой личности (как специалистов, так и неспециалистов) в дискурс нанотехнологий.

Дискурсивное пространство сферы нанотех-нологий, предполагающее наличие определенного набора средств и инструментов, дающего возможность языковой личности в рамках дискурса входить в некую организованную по особым правилам нанотехнологическую среду для осуществления различного вида деятельности (см.:[4; 5]), только формируется. Однако нет сомнения в существовании дискурса сферы нанотехнологий, что может быть доказано, в частности, значительным количеством текстов, отражающих речевые произведения в нанотехнологической среде и по тематике на-нотехнологий.

Таким образом, мы выделяем дискурс сферы нанотехнологий, обладающий собственным хронотопом, тематикой, целями, стратегиями и т. д. как часть соответствующего формирующегося дискурсивного пространства сферы на-нотехнологий в рамках общего англоязычного научного дискурсивного пространства.

Список литературы

1. Аликаев, Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик, 1999. 317 с.

2. Алимурадов, О. А. Областная модель концепта BEAUTY, вербализуемая коммуникантами-женщинами // Lingua mobilis. 2009. Т. 17, № 3. С. 36-53.

3. Алимурадов, О. А. Областная модель концепта BEAUTY, вербализуемая коммуникантами-женщинами // Lingua mobilis. 2009. Т. 19, № 5. С. 36-51.

4. Алимурадов, О. А. От концептосферы к лексике и обратно: проблемы метонимического моделирования ментального пространства языковой личности // Когнитивные исследования языка. Вып. VII. Типы категорий в языке. М. ; Тамбов, 2010. С. 233-241.

5. Алимурадов, О. А. Характерные особенности динамики концептосферы индивида // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2004. № 4. С.105.

6. Бейлинсон, Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: на материале коммуникативной практики логопедов : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 39 с.

7. Гафиятова, Э. В. Метафорическое переосмысление лексики растительного мира в профессиональном дискурсе // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2010. № 4. С. 53-56.

8. Дейк, Т. А. ван. К определению дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://psyber-link.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.

9. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград, 2000. С. 5-20.

10. Карасик, В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров / ИНИОН РАН. М., 2000. С. 37-64.

11. Константинова, А. С. О типологии институциональных речевых действий в парламентском дискурсе (на материале немецкого и русского языков) // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 141-144.

12. Менджерицкая, Е. О. Термин «дискурс» в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. С. 130-133.

13. Олешков, М. Ю. Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2006. № 3. С.16-30.

14. Плотникова, С. Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. 2008. № 1. C. 131-136.

Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса.

55

15. Пономаренко, Е. В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). М., 2004. 328 с.

16. Правикова, Л. В. Концепция дискурса и перспективы дискурсного анализа // Вестн. Пя-тигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 100-105.

17. Раздуев, А. В. Сравнительно-сопоставительный анализ семантики, структуры и динамики русского и английского подъязыков сферы нанотехнологий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24. С. 167-170.

18. Раздуев, А. В. Перспективы стандартизации англоязычной специализированной лексики сферы нанотехнологий // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 3. С. 79-87.

19. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика. М., 2006. 256 с.

20. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.

21. http://ansit.wordpress.com/2007/01/28/ nanotechnology-age -о^сопуе^епсе/ [Электронный ресурс].

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 55-57.

М. А. Самкова

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РАМКАХ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается коммуникативную модель учебно-педагогического дискурса с позиции лингвосинергетики, что позволяет создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе и проследить процесс его самоорганизации.

Ключевые слова: учебно-педагогический дискурс, лингвосинергетика, аттрактор, точка бифуркации, параметр порядка, диссипативная структура, энтропия.

Любое исследование языка, общения, дискурса опирается на ту или иную модель коммуникации. В данной статье представлена коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в русле комплексного лингвосинер-гетического подхода, выступающего в качестве методологической основы исследования учебно-педагогического общения в системе организованного обучения. Главным стимулом к применению идей синергетики к лингвистическому материалу являются методологические и технологические трудности, с которыми современным исследователям приходится сталкиваться при разработке систем автоматической переработки текста [5. С. 2]. Понимание и описание механизмов саморегуляции и саморазвития языка и речемыслительной деятельности позволяет преодолеть названные трудности. Лингвосинергетика представляет собой трансдисциплинарную сетевую структуру науки, в которой варьируемое в зависимости от выбранной научной перспективы лингвистическое знание и иное релевантное знание

объединяются на основе эволюционно-синер-гетических принципов [2. С. 7].

В данном случае объектом исследования является учебно-педагогический дискурс - открытая нелинейная система, представляющая собой целостное единство социокультурно обусловленной речемыслительной деятельности как динамического процесса и совокупности ее результатов - учебных текстов, которые дискурсивно реализуются в рамках целостной коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения общению на английском языке. Учебно-педагогический дискурс обладает рядом специфических характеристик, позволяющих уточнить специфику учебно-педагогической коммуникации. Учебно-педагогический дискурс имеет своей целью формирование знаний и навыков в области изучения иностранного языка путем обучения общению на английском языке. Непосредственными участниками являются педагог и учащийся, взаимодействующие посредством учебных текстов (учебно-научных, дидактиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.