Научная статья на тему 'Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в рамках лингвосинергетического подхода'

Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в рамках лингвосинергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЛИНГВОСИНЕРГЕТИКА / АТТРАКТОР / ТОЧКА БИФУРКАЦИИ / ПАРАМЕТР ПОРЯДКА / ДИССИПАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ЭНТРОПИЯ / PEDAGOGICAL DISCOURSE / LINGUO-SYNERGETICS / ATTRACTOR / BIFURCATION POINT / ORDER PARAMETER / DISSIPATIVE STRUCTURE / ENTROPY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самкова Мария Андреевна

В статье рассматривается коммуникативную модель учебно-педагогического дискурса с позиции лингвосинергетики, что позволяет создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе и проследить процесс его самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Communicative Model of Pedagogical Discourse Within the LinguoSynergetic Approach

The article is focused on the communicative model of pedagogical discourse which is analyzed with the application of linguo-synergetic approach that promotes an integrated, systematic understanding of pedagogical discourse and researches the process of its self-organization.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в рамках лингвосинергетического подхода»

15. Пономаренко, Е. В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). М., 2004. 328 с.

16. Правикова, Л. В. Концепция дискурса и перспективы дискурсного анализа // Вестн. Пя-тигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 100-105.

17. Раздуев, А. В. Сравнительно-сопоставительный анализ семантики, структуры и динамики русского и английского подъязыков сферы нанотехнологий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24. С. 167-170.

18. Раздуев, А. В. Перспективы стандартизации англоязычной специализированной лексики сферы нанотехнологий // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 3. С. 79-87.

19. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика. М., 2006. 256 с.

20. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.

21. http://ansit.wordpress.com/2007/01/28/ nanotechnology-age -о^сопуе^епсе/ [Электронный ресурс].

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 55-57.

М. А. Самкова

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РАМКАХ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается коммуникативную модель учебно-педагогического дискурса с позиции лингвосинергетики, что позволяет создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе и проследить процесс его самоорганизации.

Ключевые слова: учебно-педагогический дискурс, лингвосинергетика, аттрактор, точка бифуркации, параметр порядка, диссипативная структура, энтропия.

Любое исследование языка, общения, дискурса опирается на ту или иную модель коммуникации. В данной статье представлена коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в русле комплексного лингвосинер-гетического подхода, выступающего в качестве методологической основы исследования учебно-педагогического общения в системе организованного обучения. Главным стимулом к применению идей синергетики к лингвистическому материалу являются методологические и технологические трудности, с которыми современным исследователям приходится сталкиваться при разработке систем автоматической переработки текста [5. С. 2]. Понимание и описание механизмов саморегуляции и саморазвития языка и речемыслительной деятельности позволяет преодолеть названные трудности. Лингвосинергетика представляет собой трансдисциплинарную сетевую структуру науки, в которой варьируемое в зависимости от выбранной научной перспективы лингвистическое знание и иное релевантное знание

объединяются на основе эволюционно-синер-гетических принципов [2. С. 7].

В данном случае объектом исследования является учебно-педагогический дискурс - открытая нелинейная система, представляющая собой целостное единство социокультурно обусловленной речемыслительной деятельности как динамического процесса и совокупности ее результатов - учебных текстов, которые дискурсивно реализуются в рамках целостной коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения общению на английском языке. Учебно-педагогический дискурс обладает рядом специфических характеристик, позволяющих уточнить специфику учебно-педагогической коммуникации. Учебно-педагогический дискурс имеет своей целью формирование знаний и навыков в области изучения иностранного языка путем обучения общению на английском языке. Непосредственными участниками являются педагог и учащийся, взаимодействующие посредством учебных текстов (учебно-научных, дидактиче-

56

М. А. Самкова

ских и конверсационных) и других знаковых комплексов в рамках целостной коммуникативной ситуации. Учебно-педагогический дискурс способен существовать в нелинейной внешней среде и активно взаимодействовать с ее компонентами, что оказывается важнейшим условием создания советующей функциональной перспективы речи педагога и успешности учащегося в усвоения модели иноязычного общения. Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса выглядит следующим образом:

Дискурс воплощает структуру речемысли-тельной деятельности для выполнения определенных коммуникативных целей, результатом чего является совокупность текстов, локализованных во временном и пространственном контексте и в определенных социокультурных условиях. Коммуникативные цели в лингво-синергетической парадигме называются аттракторами. Аттракторы притягивают расположенные вокруг неупорядоченные единицы и иерархически организуют их. Другими словами, аттракторы задают эволюцию системы, подчиняют своему направлению ее развитие. В лингвосинергетике всей совокупности целей дискурса дается групповое название - целевой аттрактор [6. С. 110]. Целевой аттрактор призван аккумулировать, выбирать необходимую информацию и структуру. Вся совокупность ограничений учебно-педагогического дискурса называется репеллер (анти-аттрактор), отталкивающий при отборе и организации все,

что не укладывается в языковую и речевую норму [7. С. 49]. Так, коммуникативные намерения, нормы и экстралингвистические условия являются репеллерами, заставляющими автора выбрать наиболее адекватный способ презентации информации. Репеллером обозначается и речевой жанр, накладывающий ограничения на интерпретацию речевых высказываний, «тем самым делая интерпретацию более стандартной и снижая степень неопределенности коммуникации» [1].

Самоорганизация дискурса определяется характером взаимодействия факторов системы и ее среды. Система может переживать переломные моменты - точки бифуркации. Вблизи точек бифуркаций в системах наблюдаются значительные флуктуации (функциональные колебания) и возрастает роль случайных факторов. В точке бифуркации система стоит перед выбором пути организации. В таком состоянии флуктуация может послужить началом эволюции системы в некотором направлении. В момент организации дискурса в точках бифуркации производятся операции коммуникативного выбора (предпочтения некого речевого действия, изменение коммуникативной тактики), что приводит к качественным изменениям и преобразованиям речевого поля. К преобразованиям относятся интенциональные изменения: варьирование мотивационных или целевых установок участников дискурса; мо-дусные изменения: смена регистра дискурса или переход к другому типу (модусу) дискур-

са; смысловые изменения: трансформации в развертывании содержания, смена темы или отклонение от нее, переход к новому аспекту предмета речи [9. С. 106]. Бифуркация в линг-восинергетике позволяет преодолеть энтропию (состояние смыслового хаоса) и в конечном счете приводит к организации нового, целостного образования. Под энтропией понимается мера неопределенности (непредсказуемости) развития системы, характеризующаяся возможностью выбора в качестве последующего этапа из некоторого ряда вариантов. Энтропия отражает степень порядка системы или уровень ее состояния. Энтропия учебно-педагогического дискурса обусловлена институци-ональностью: уровень энтропии значительно ниже в процессе институционального речевого общения, чем в процессе фатического общения. На энтропийном уровне выявляется эффективность коммуникации.

Учебно-педагогический дискурс не всегда находится в динамическом движении. Состояние относительного равновесия системы определяют параметры порядка - факторы, управляющие ее функционированием. Параметры порядка - «синергийные процессы, с помощью которых происходит эволюция системы (дискурса) и ее элементов на пути к аттрактору» [8. С. 17].

Диссипативные структуры (термин И. Р. Пригожина) могут возникать при кризисе систем, их бифуркации, в результате самоорганизации. В ряде случаев флуктуации могут приводить к возникновению диссипативных структур. Возникновение диссипативных структур связано со спонтанным нарушением симметрии и возникновением структур с более низкой степенью симметрии по сравнению с пространственно однородным состоянием. Это возможно только в условиях, когда система активно обменивается энергией и веществом с окружающей средой [4. С. 64]. Так, учебный текст, подключая к порождению смысла различные компоненты языка, способен интегрироваться под воздействием коммуникативного намерения [3. С. 36] и, следовательно, появляется речевое произведение как нестабильная, диссипативная система (структура), эволюционирующая под воздействием флуктуаций. Ста-

новится понятным, что текст - это временное состояние относительной устойчивости дискурса. Новая диссипативная структура отличается большей упорядоченностью, чем предыдущая структура системы.

Опираясь на коммуникативную модель, исследователь способен создать целостное системное представление об учебно-педагогическом дискурсе, проследить процесс его самоорганизации и, как следствие, повысить эффективность использования модели коммуникации в ситуации профессионального учебно-педагогического общения.

Список литературы

1. Богин, Г. И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Вып. 1. Саратов,

1997. С.12-23.

2. Бронник, Л. В. Языковая динамика в дискурсе: когнитивно-синергетический подход : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2012. 42 с.

3. Герман, И. А. Лингвосинергетика. Барнаул, 2000. 163 с.

4. Иванова, В. С. Синергетика и фракталы. Универсальность механического поведения материалов : учеб. пособие / В. С. Иванова, М. М. Закирничная, И. Р. Кузеев. Ч. 1. Уфа,

1998. 146 с.

5. Пиотровский, Р. Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы. СПб., 2006. 216 с.

6. Пихтовникова, Л. С. Дискурс и метаме-тафора в синергетическом аспекте / Л. С. Пих-товникова, С. Н. Коринь // Науков. Вюн. Во-линськ. нац. ун-ту iменi Леш Украшки. 2011. Вып. 5. Ч. 2. С. 110-115.

7. Пихтовникова, Л. С. Синергетический метод для исследования дискурса // Дискурсолопя i лшгвютика тексту. Вюн. Харьк. нац. ун-ту iменi В. Н. Каразша. 2009. Вып. 848. С. 48-52.

8. Пономаренко, Е. В. О принципах синер-гетического исследования речевой деятельности // Вопр. филологии. 2007. С. 14-23.

9. Щербинина, Ю. В. Дискурс как речевое пространство // Знание. Понимание. Умение. 2009. Вып. 4. С. 104-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.