Научная статья на тему 'Дисфункции правовой идеологии в российском обществе XXI века и их воздействие на правовое воспитание молодежи'

Дисфункции правовой идеологии в российском обществе XXI века и их воздействие на правовое воспитание молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
общество / государство / право / молодежь / правовая идеология / дисфункции правовой идеологии / правовое воспитание / society / state / law / youth / legal ideology / dysfunctions of legal ideology / legal education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонид Владимирович Карнаушенко

В статье отмечается, что правовая идеология выполняет широкий спектр функций, непосредственно или опосредованно влияющих на взаимодействие граждан с государством и его правовой системой. Однако в ряде случаев происходят дисфункции в правовой идеологии, в результате чего оказывается негативное воздействие на различные элементы, подсистемы, институты общества, связанные с правом. В частности, возникают риски дезорганизации системы правового воспитания подрастающих поколений, что несет в себе угрозы социальному порядку и стабильности общества вследствие отрицательного или индифферентного отношения к праву значительной части населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dysfunctions of legal ideology in the Russian Society of the XXI century and their impact on the legal education of young people

The article notes that legal Ideology performs a wide range of functions that directly or Indirectly affect the interaction of citizens with the state and its legal system. However, in some cases there are dysfunctions in the legal ideology, as a result of which there is a negative impact on various elements, subsystems, institutions of society related to law. In particular, there are risks of disorganization of the system of legal education of the younger generations, which poses threats to the social order and stability of society due to a negative or indifferent attitude to the law of a significant part of the population.

Текст научной работы на тему «Дисфункции правовой идеологии в российском обществе XXI века и их воздействие на правовое воспитание молодежи»

Закон и право. 2022. № 3. С. 15-19.

Law and legislation. 2022;(3):15-19.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

Научная статья

УДК 340 NIION: 1997-0063-3/22-121

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-15-19 MOSURED: 77/27-001-2022-3-321

Дисфункции правовой идеологии в российском обществе XXI века и их воздействие на правовое воспитание молодежи

Леонид Владимирович Карнаушенко

Краснодарский университет МВД России, Краснодар,

Россия, karnl@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что правовая идеология выполняет широкий спектр функций, непосредственно или опосредованно влияющих на взаимодействие граждан с государством и его правовой системой. Однако в ряде случаев происходят дисфункции в правовой идеологии, в результате чего оказывается негативное воздействие на различные элементы, подсистемы, институты общества, связанные с правом. В частности, возникают риски дезорганизации системы правового воспитания подрастающих поколений, что несет в себе угрозы социальному порядку и стабильности общества вследствие отрицательного или индифферентного отношения к праву значительной части населения.

Ключевые слова: общество, государство, право, молодежь, правовая идеология, дисфункции правовой идеологии, правовое воспитание.

Для цитирования: Карнаушенко Л. В. Дисфункции правовой идеологии в российском обществе XXI века и их воздействие на правовое воспитание молодежи // Закон и право. 2022. № 3. С. 15—19. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-15-19.

ACTUAL PROBLEMS OF LAW

Original article

Dysfunctions of legal ideology in the Russian Society of the XXI century and their impact on the legal education of young people

Leonid V. Karnaushenko

Krasnodar University of the Russian MIA,

Krasnodar, Russia, karnl@mail.ru

Abstract. The article notes that legal ideology performs a wide range of functions that directly or indirectly affect the interaction of citizens with the state and its legal system. However, in some cases there are dysfunctions in the legal ideology, as a result of which there is a negative impact on various elements, subsystems, institutions of society related to law. In particular, there are risks of disorganization of the system of legal education of the younger generations, which poses threats to the social order and stability of society due to a negative or indifferent attitude to the law of a significant part of the population.

Keywords: society, state, law, youth, legal ideology, dysfunctions of legal ideology, legal education.

For citation: Karnaushenko L.V. Dysfunctions of legal ideology in the Russian Society of the XXI century and their impact on the legal education of young people // Law and legislation. 2022; (3): 15—19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-15-19.

© Карнаушенко Л.В. М., 2022. ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

В современном открытом информационном обществе многие регулятивные механизмы, характерные для традиционного или индустриального общества, утрачивают свое прежнее значение. Все меньше остается актуальных духовно-нравственных регулятивов человеческого поведения, а критерии правомерности поступков становятся все более условными, уступая свое место символической «оригинальности», «уникальности», «нетривиальности» и т.д. человеческих поступков. В таких условиях высоких скоростей социальных изменений на фоне нестабильной социокультурной матрицы особое значимость приобретают сложившиеся на протяжении многих лет элементы духовной жизни общества, связанные с правом, образующие с ним единую систему, воздействующую на сознание и поведение людей, прежде всего, подрастающих поколений, лабильность и иррациональность которых необходимо компенсировать определенными институциональными механизмами. В этом аспекте ключевая роль правовой идеологии как одного из значимых факторов воздействия на людей, прежде всего на подрастающее поколение, очевидна. Именно поэтому дис-функциональность правовой идеологии оказывается в центре внимания исследователей.

В контексте рассматриваемой проблемной ситуации важное значение имеют факторы, способствующие развитию дисфункций правовой идеологии. В научной литературе на этот счет представлены различные мнения.

Так, по мнению А.И. Клименко, «дисфункции правовой идеологии могут быть вызваны следующими причинами: трансформацией правовой идеологии в идеологию религиозного или квазирелигиозного типа, наложением разнонаправленных векторов сущностных и природных функций правовой идеологии, несовершенством механизма функционирования правовой идеологии. Дисфункции могут сопровождаться нарушениями всей структуры правовой идеологии, а также нарушениями механизма функционирования правовой идеологии» [6, с. 10].

Сложность природы правовой идеологии обусловливает существенные гносеологические проблемы, связанные с поиском факторов, способных вызвать ее дисфункциональное состояние.

Как полагают исследователи, правовая идеология может быть подвержена дисфункциям вследствие противоречий, возникающих в процессе реализации ряда функций. В частности, если «сущностные и политические функции вступают в противоречие, это вызывает наиболее нежелательные

дисфункции; религиозные функции в большинстве своем выступают как рудиментарные и при своем усилении могут дать существенные дисфункциональные эффекты» [5, с. 130—147].

Таким образом, в данном случае дисфункции возникают вследствие значительного числа функций (в том числе и противоречивых), реализуемых правовой идеологией. Именно вследствие «перегруженности» ее функционального аппарата и возникают отмеченные негативные эффекты.

Достаточно остро, по мнению исследователей, проявляются дисфункции правовой идеологии, «обусловленные наложением противоречивых эффектов социально-экономической и моральной функций правовой идеологии. Когда общество слишком сконцентрировано на абсолютных моральных ценностях (при приоритете моральной функции), сила идеологической мотивации значительно увеличивается. Тем не менее такая мотивация ведет к эффекту иррационального поведения и выбора иррациональных (нецелесообразных) стратегий социальными акторами, тогда как социально-экономическая функция правовой идеологии предполагает выстраивание рациональных или хотя бы псевдо-рациональных (рационализированных) стратегий» [5, с. 130—147].

С учетом того факта, что право в обществе действует эффективно в опоре на баланс рационального — иррационального природа данной дисфункции правовой идеологии носит устойчивый, долговременный характер.

Анализ проблемы, связанной с дисфункциями правовой идеологии, показывает, что существует несколько факторов, действие которых способно привести к такому развитию событий. В то же время единого индикатора, свидетельствующего о появлении и развитии подобных дисфункций, современной наукой не предложено. Именно поэтому риски имплицитного развития дисфункций правовой идеологии вполне актуальны для современного российского общества. Полностью решить данную проблему в ближайшей временной перспективе представляется маловероятным. Здесь существенное значение приобретает прогнозирование возможных напряжений социальной системы, детерминированных наличием дисфункций правовой идеологии. В частности, опасения вызывает состояние тех механизмов, которые ответственны за процесс интеграции подрастающих поколений во взрослую жизнь общества, их включение в систему государственно-правовых отношений. Одним из таких механизмов выступает правовое воспитание.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

Как полагает Е.К. Матевосова, «правовое воспитание — целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан» [8, с. 4]. Согласно этому емкому определению сущностью правового воспитания выступает целенаправленность, систематичность, формальная организация воздействия на сознание объекта такого рода воспитания (в большинстве случае молодежи). Именно это отличает правовое воспитание от правовой социализации, которая нередко принимает стихийный характер (например, осуществляется под влиянием Интернета, электронных СМИ, кинематографа и т.п.). Однако целенаправленность влияния все же не решает главную проблему: эффективности средств коммуникативного воздействия на сознание аудитории с целью распространения правовых идей и соответствующих требований института государства и общества в целом.

Эффективность коммуникации во многом зависит от тех социокультурных элементов, которые способствуют добровольному принятию требований норм права, в том числе правовой идеологии, которая, в то же время, сама зависит от результативности отмеченного коммуникативного влияния. Возникает «наложение» обратных процессов: идущих от государства и общества к человеку (воздействие) и от человека в обратном направлении (принятие норм права, а также интеграция в пространство правовой идеологии).

С точки зрения С.В. Бошно, правовое воспитание — это «планомерный, управляемый, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения» [2, с. 307].

В данном определении акцент делается не только на процесс влияния на сознание реципиентов, но и их психологию. При этом предполагается, что подобное сочетанное воздействие (рационально-логическое и эмоционально-чувственное одновременно) позволит добиться основного эффекта: на основе сформированных знаний о праве (начальный уровень) происходит планомерное формирование сложных элементов социокультурной регуляции — ценностей, убеждений и т.п.

Заданная модель правового воспитания как некоего «идеального типа» предполагает, что

основные элементы социокультурной регуляции права, в том числе и правовая идеология, функционируют в обычном режиме и не имеют дисфункций. Однако возникает закономерный вопрос: как будет развиваться ситуация, если подобные дисфункции будут иметь место, в частности, применительно к правовой идеологии.

Как уже отмечалось, процесс правового воспитания испытывает различные виды зависимости от функционирования правовой идеологии: с одной стороны, он «подпитывает» ее, создает необходимый фундамент знаний, потребностей и интересов людей в сфере права и правоотношений. С другой стороны, правовое воспитание с необходимостью должно опираться на фундамент в системе культуры, созданный нормально функционирующей правовой идеологией. Однако в ситуации проявления дисфункций правовой идеологии подобный фундамент не формируется, что создает дополнительные риски и угрозы правовому воспитанию.

Как справедливо отмечают исследователи, важность правового воспитания в политике государства сложно переоценить. В частности, именно правовое воспитание «является важным инструментальным средством в борьбе с правовым нигилизмом, эффективное использование которого напрямую зависит от реальных «социализирующих условий», как способствующих, так и препятствующих достижению положительного результата — правовой культуры личности» [8, с. 5].

Таким образом, успешное правовое воспитание личности создает условия, при которых принятие установок правового нигилизма становится невозможным или серьезно затрудняется. В противном случае, перспективы формирования нигилистического отношения к праву оказываются вполне реальными.

Правовое воспитание не может не опираться на правовую идеологию, так как во многих случаях в процессе воспитания требуются серьезные правовые знания, опора на государствен-но-правоведческие концепции, в частности, для обоснования важности права и его реальной пользы для личности. Субъекты, осуществляющие правовое воспитание, должны быть «вооружены» соответствующими знаниями, почерпнутыми из научных трудов выдающихся правоведов. В случае дисфункциональности правовой идеологии такая трансмиссия не осуществляется, что существенно снижает эффективность правового воспитания и одновременно повышает риски развития правового нигилизма, а также криминализации сознания. С учетом рисков

ЬАМ & LEGISLATION • 03-2022

возраста (подавляющее большинство населения проходит правовое воспитание именно в подростковом, юношеском, молодежном возрасте) последствия становятся еще более тревожными и менее предсказуемыми.

Рассматривая влияние, а также взаимовлияние дисфункционального состояния правовой идеологии и правового воспитания подрастающих поколений, стоит обратить внимание на то, что в данном случае речь идет о сложной социокультурной системе, где имеет место «наложение» действия факторов, связанных как с макро-, так и микросредой социума.

В частности, Н.В. Даничев представляет «правовое воспитание как процесс двоякого рода: с одной стороны, на правовое воспитание личности влияют социально-экономические условия, общественно-политический строй, микросреда, с другой — воздействуют организационно-идеологические факторы, специальная деятельность по развитию высокого уровня правосознания граждан, называемая правовым воспитанием в собственном смысле слова» [3, с. 185—196].

Такое понимание правового воспитания достаточно перспективно с эвристической точки зрения, так как различного рода дисфункции и отклонения, связанные с дезорганизацией интеграции людей в правовое пространство, с высокой долей вероятности обусловлены факторами макро- и микросреды общественной жизни. Симбиоз различных факторов создает существенно осложненную систему действий и взаимодействий, в которой роль правовой идеологии остается на достаточно высоком уровне, а ее дис -функции имеют очевидные негативные последствия применительно к правовому воспитанию.

Ситуация с правовым воспитанием значительно осложняется многоуровневой конструкцией данного процесса, являющегося одним из ключевых в современном российском обществе в аспекте интеграции людей в правовую систему.

В частности, по мнению O.A. Долгополова, «правовому воспитанию присущи следующие признаки:

■ социальность. Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков;

■ коммуникативность. Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами и друзьями;

■ конструктивность. Воспитание правового сознания в органической связи с начала-

ми нравственности, демократического сознания всех граждан;

■ организационность. Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности» [4, с. 14].

Кроме того, помимо сложной структуры процесса правового воспитания, имеет место его активная интеграция в пространство института образования, который выступает одним из ключевых элементов духовной жизни общества наряду с религией, искусством, наукой и т.д.

Как отмечает О.В. Богданова, «в осуществлении правового воспитания велика роль учебных заведений — школ и вузов. Именно там происходит приобщение граждан к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка устойчивой ориентации на активное правомерное поведение» [1, с. 44—51].

В данной сфере ситуация также не выглядит стабильной, здесь актуализированы риски, связанные с дезорганизацией системы образования в России, которая все меньше способна выполнять именно воспитательные функции, а сам образовательный процесс оказывается серьезно перегруженным, излишне формализованным и во многом обезличенным; в таких условиях воспитание оказывается трудноосуществимым, особенно правовое.

Риски, возникающие в системе образования, накладываются на риски, связанные с потерей устойчивости социокультурной системы обеспечения действия права, в частности, с дисфунци-ональностью правовой идеологии. В таких условиях эффективное правовое воспитание подрастающих поколений становится практически невозможным, а действия отдельных педагогов-энтузиастов не могут переломить объективно складывающуюся ситуацию.

Таким образом, в условиях современного российского общества существует системная социальная проблема, связанная с возможным усилением процессов криминализации сознания, правового нигилизма и т.п. Они становятся следствием объективно сложившейся ситуации, когда все основные акторы, включенные в процесс правового воспитания подрастающих поколений, оказываются в той или иной мере несостоятельными, не способными в полной мере выполнять сложившиеся на протяжении длительного периода времени функции.

Как уже отмечалось, исследователи в своих научных работах обращают внимание на очевид-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

ные признаки дисфунциональности правовой идеологии, которые могут быть зафиксированы как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях познания. Данная дисфункциональ-ность обусловлена как инерцией процессов в системе духовной культуры, начавшихся в 1990-е годы (деидеологизация, разрушение прежней моностилистической культуры, вестернизация вследствие экспансии массовой культуры потребления и т.п.), так и сложным взаимодействием и взаимовлиянием тех функций, которые в настоящее время выполняет правовая идеология.

Сложившаяся ситуация, связанная с дисфун-кциональностъю правовой идеологии, оказывает непосредственное отрицательное влияние на процесс правового воспитания, который, так же, как и правовая идеология, оказывается во многом подверженным негативным тенденциям вследствие общего кризиса образования, будучи обусловлен объективными причинами, прежде всего, противоречиями реформирования (формализация, обезличивание и т.п.).

В результате коммуникативная цепь «преподаватель — обучающийся» оказывается существенно нарушенной, что резко снижает эффективность именно воспитательного процесса, особенно в сфере правового воспитания. В свою очередь, дезорганизация правового воспитания негативно воздействует на ситуацию с интеграцией порастающих поколений в пространство правовой идеологии, формирования у них знаний о праве и позитивного отношения к нему. Эти процессы представляются существенным образом взаимосвязанными, что также свидетельствует об отсутствии очевидных вариантов управленческого решения проблемы дисфункциональности правовой идеологии и ее влияния на правовое воспитание в современном российском обществе.

Список источников

1. Богданова О.В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм // Вестник Самарского гос. тех-нич. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1. С. 44—51.

2. Бошно С.В. Теория государства и права. М., 2007. 400 с.

3. Даничев Н.В. Анализ проблемных вопросов правового воспитания в педагогической литературе и практике / / Сибирский пед. журнал. 2007. № 11. С. 185-196.

4. Долгополое О.А. Организация правового воспитания в современной России: Дис. ... канд. юрид. навук. Рязань, 2004. 229 с.

5. Клименко А.И. Дисфункции правовой идеологии и их причины // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 12. С. 130-147.

6. Клименко А.И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 54 с.

7. Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // Вестник Тамбовского ун-та. Сер-: Гуманитарные науки. 2013. № 5. С. 266—270.

8. Матееосоеа Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 27 с.

References

1. Bogdanova O.V. Legal education: basic approaches to interpretation and implementation of some forms // Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2014. № 1. Pp. 44—51.

2. Boshno S. V. Theory of Government and Rights. M., 2007. 400 p.

3. Danichev N. V. Analysis of problematic issues of legal education in pedagogical literature and practice // Siberian Pedagogical Journal. 2007. № 11. Pp. 185—196.

4. Dolgopolov O.A. Organization of legal education in modern Russia: Dis. ... cand. legal navuk. Ryazan, 2004. 229 p.

5. Klimenko A.I. Dysfunctions of legal ideology and their causes / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 12. Pp. 130—147.

6. Klimenko A.I. Functional and structural characteristics of legal ideology: Author. dis. ... dr. jurid. sciences. M., 2016. 54 p.

7. Kostina K.A. Legal education in Russia and its importance in the formation of legal culture // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2013. № 5. Pp. 266—270.

8. Matevosova E.K. Legal education as a means of combating legal nihilism: Author. dis. ... cand. legal sciences. M., 2012. 27 p.

Информация об авторе

Карнаушенко Л.В. — доктор исторических наук, профессор

Information about the author

Karnaushenko L.V. — doctor of history, professor

Статья поступила в редакцию 22.01.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 22.01.2021 ; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

LAW & LEGISLATION • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.