ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Г.Г. Фастович, старший преподаватель А.С. Жикулина, студент Н.А. Рахвалова, студент
Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10512
Аннотация. В статье анализируется институт международного публичного права, дипломатическая защита. Авторами предпринимается попытка выявления сущности, коллизионных вопросов, средства дипломатической защиты. В результате исследования авторы приходят к выводу, что дипломатическая защита непосредственно связана с ответственностью государства, нарушившего международное право, и направлена на реализацию этой ответственности, т. е. осуществляется после совершения международно-противоправного деяния.
Ключевые слова: дипломатическая защита, государство, международное право, международное публичное право, субъект международного права.
Дипломатическая защита представляет собой древнейший институт, который специализируется на обеспечении прав индивида. Процессы интеграции и глобализации, которые преобладают в XXI веке, обязывают задуматься над решением проблемы обеспечения прав индивида на территории иностранных государств. Именно дипломатическая защита с давних пор является главным способом решения этой проблемы.
Дипломатической защите уделялось существенное внимание еще в XVII веке: Ф. Суарец, испанский философ и политический мыслитель, писал о допустимости даже войны, для того чтобы защитить права своих подданных, а Э.Де Ваттель, швейцарский юрист-международник, утверждал, что государство гражданина должно отомстить за нанесенную ему обиду и обязать обидчика полностью возместить ущерб.
Теперь же дадим четкое определение такому понятию, как дипломатическая защита, приведя в пример мнения некоторых авторов.
Колодкин Роман Анатольевич определяет дипломатическую защиту как процедуру, которая используется государством гражданства физических лиц или национальности юридических лиц, которым был причинен вред, для обеспечения защиты
этих лиц и получения компенсации за нарушение международного права, совершенные против них другим государством [3].
По мнению отечественного специалиста по теории международного права М.С. Волковой под дипломатической защитой понимается «механизм мирного урегулирования международно-
противоправного деяния, который совершается государством в отношении иностранного физического или юридического лица вследствие нарушения международных стандартов обращения, повлекшего причинение ущерба указанным лицам или наступления последствий, которые государство вправе рассмотреть как нарушение своих собственных интересов с целью призвания к ответственности» [2].
В энциклопедии международного права говорится, что дипломатическая защита является «защитой, которая предоставляется субъектом международного права лицам, физическим или юридическим, от нарушения международного права со стороны другого субъекта международного права» [6].
Дипломатическая защита каждого гражданина является публичным интересом государства. Согласно подходу С. Малько «государство - это организация политической власти, содействующая преимущест-
венному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» [5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что само по себе государство представляет совокупность интересов.
Мы же считаем, что интересом является сознательная ценность, выражающаяся в волевом действии или бездействии субъекта.
Дипломатическая защита должна осуществляться мирными средствами, полный перечень которых до сих пор не определен. Каждое государство имеет право беспрепятственно выбирать методы защиты своих граждан за рубежом, но такие методы обязательно должны быть в пределах законодательства и договоренностей с государством пребывания.
В теории международного права существуют мирные и агрессивные методы дипломатической. К мирным методам можно отнести дипломатические переговоры, оказание добрых услуг, посредничество. В то время, как к агрессивным методам обычно относят отзыв дипломатических представителей, разрыв дипломатических отношений, реторсии, репрессалии.
Как правило, государство осуществляет дипломатическую защиту в отношении лиц, обладающих гражданством данного государства.
Вопросы, относящиеся к гражданству, регулируются внутренним законодательством государства. Согласно с Гаагской конвенцией 1930 года, регулирующей некоторые вопросы, возникающие в связи с коллизией законов о гражданстве, а именно со статьёй 1, в которой говорится о том, что все государства имеют право на самостоятельное определение, в соответствии со своими законами, лиц, которые могу являться их гражданами. В соответствии со 2 статёй отмечается, что законодательство государства может решать вопросы об определении обладания лица гражданством конкретного государства.
Но также стоит отметить, что конвенция предусматривает и некоторые ограничения. Так, по условиям 1 статьи закон о гражданстве любого государства может
быть признан при его соответствии с международными конвенциями, международным обычаем и общепризнанными принципами права, затрагивающими вопросы гражданства [4].
Согласно международному праву государство имеет право осуществлять дипломатическую защиту путем своих государственных органов, к ним в первую очередь относятся дипломатические представительства и консульские учреждения, которые находятся на территории иностранных государств.
По условиям Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консул в государстве пребывания осуществляет защиту интересов представляемого государства и его граждан в рамках, дозволяемых международным правом. Также консул имеет право: оказывать им необходимую помощь и содействие; охранять интересы граждан, представляемого государства в случае преемства «mortis causa», и интересы несовершеннолетних или не полностью дееспособных граждан на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами данного государства; представлять или обеспечивать надлежащее представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением принятых практики и порядка для получения распоряжений о предварительных мерах, которые ограничивают права и интересы этих граждан. Помимо всего вышеперечисленного консул может оказывать необходимую помощь суднам и самолетам, которые принадлежат представляемому государству, и их экипажу [1].
В большинстве своём деятельность консула представляет собой разрешение проблем, возникающих при нарушении прав граждан представляемого государства. Вопросами, которые возникают при серьезных или с массовых нарушениях норм международных договоров и международного права, занимаются дипломатические представительства, решающие подобные вопросы с правительством государства пребывания.
Тем не менее, в соответствии со статьями 3 и 70 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консульские функции, а именно, защита прав и интересов граждан представляемого государства, имеют возможность реализовываться и дипломатическими представительствами [1].
Следует также отметить, что дипломатическая защита может осуществляться не только дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Она также может осуществляться и на других уровнях, к примеру, на уровне министерства иностранных дел или правительства государства.
Имеет место быть общее правило, по которому дипломатической защитой имеет право заниматься исключительно государ-
ского лица или, в случае, когда речь идет о юридическом лице, государство его национальности. Ко всему прочему, при наличии лицом двух или более гражданств дипломатическая защита в отношении него может осуществляться любым государством гражданства, также защита может осуществляться этими государствами и совместно. Имеются в виду требования, которые предъявляются в таких случаях государству, гражданство которого защищаемое лицо не имеет. Например, Россия и Израиль как совместно, так и раздельно осуществляли дипломатическую защиту в отношении имеющих их гражданство родственников лиц, погибших в авиакатастрофе самолета, сбитого 4 октября 2001 г. в результате неосторожных действий Вооруженных сил Украины.
ство гражданства защищаемого физиче-
Библиографический список
1. Венская конвенция о консульских сношениях 1963:[сайт].URL: https://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Венской+конвенцией+о+консульских+сн ошениях+1963+года.aspx (дата обращения: 05. 12.2018).
2. Волкова, М.С. К вопросу об определении понятия «дипломатическая защита» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2009. - №3. - С. 100-111.
3. Колодкин, Р.А. К вопросу о дипломатической защите // Московский журнал международного права. - 2007. - №1. - С. 108-125.
4. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве 1930: [сайт]. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1498(дата обращения: 05.12.2018).
5. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. 5-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2016. - 83 с.
6. Geck, W.K. Diplomatic Protection // Encyclopedia of Public International Law / Max Planck Institute; ed. by R. Bernhardt. Amsterdam, 1992. Р. 1046.
DIPLOMATIC PROTECTION: THEORY AND PRACTICE
G.G. Fastovich, senior lecturer A.S. Zhikulina, student N.A. Rakhvalova, student
Achinsk branch of Krasnoyarsk state agrarian university (Russia, Achinsk)
Abstract. The article analyzes the Institute of public international law, diplomatic protection. The authors attempt to identify the essence, conflict issues, means of diplomatic protection. As a result of the study, the authors conclude that diplomatic protection is directly related to the responsibility of the state that violated international law and is aimed at the realization of this responsibility, i.e., it is carried out after the Commission of an internationally wrongful act.
Keywords: diplomatic protection, state, international law, international public law, subject of international law.