Динамизм формирования современных организационных структур региональных АПК
со
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
Германович Алексей Григорьевич,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, brosd208@gmail.com
В статье рассматривается значение интеграции для современной организации производства. В интеграционных структурах на различной основе для достижения единой цели объединяются производители. Целостный характер интеграционных структур позволяет объединить финансовые, материальные и человеческие ресурсы и реализовать крупные инвестиционные проекты. Существующее законодательство РФ в области сельского хозяйства к основным формам интеграционных структур относит: холдинги, финансово-промышленные группы, союзы и ассоциации.
Интеграция способствует эффективному развитию инновационных производственных структур. Среди них можно выделить: агротехнопарки, научно-производственные центры, технологические центры, интеграции комплексов из научных учреждений, образовательных учреждений, селекционных центров, опытно-научные сельскохозяйственные станции, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые и консалтинговые фирмы и др. В Смоленской области происходит значительное оживление инновационной предпринимательской деятельности. В кластере по производству готовой продукции из льна-долгунца проблемами являются объемы инвестиции и их структура, а также организационно - хозяйственные отношения, основой которых является цены, издержки, конкуренция и эффективная кооперация. Ключевые слова. Интеграция, аграрные кластеры, организационно-экономические отношения, субсидии.
Современная организация производства АПК формируется на основе субординации, координации и упорядочения взаимодействия производственных единиц. Такая основа организация производства придает элементам системы подвижность и динамизм. В соответствие с этим движение и развитие элементов системы обусловливает изменение взаимосвязей внутри образовавшихся новых производственных подсистем и между ними.
Современный динамизм организации производства АПК порождает образование и развитие интеграционных структур производства. Для регионального АПК интеграционные структуры производства обеспечивают более высокую эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятий.
Интеграционные структуры производства позволяют объединить сравнительно обособленные и часто одного или разного профиля территориальные производственные единицы. При этом любые формы интеграции приобретают целостный организационный характер.
В свою очередь целостный характер интегрированных производственных структур позволяет объединить финансовые, материальные и человеческие ресурсы в процессе реализации инвестиционных проектов. Соответственно этому возникает синер-гетический эффект и достигается максимизация конечных результатов на основе формировании наиболее эффективных организационных форм производства.
Существующее законодательство РФ в области сельского хозяйства к основным формам интеграционных структур относит: холдинги, финансово-промышленные группы, союзы и ассоциации.
Интеграционные процессы способствуют успешному инновационному преобразованию АПК и важное значение принадлежит созданию и эффективному развитию инновационных производственных структур. Среди них можно выделить: агротехнопарки, научно-производственные центры, технологические центры, интеграции комплексов из научных учреждений, образовательных учреждений, селекционных центров, опытно-научные сельскохозяйственные станции, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые и консалтинговые фирмы и др.
В последнее время не только проблемы продовольственной безопасности, но другие проблемы как нахождение точек экономического роста в экономике РФ и пополнение валютных резервов страны потребовали решать проблемы развития АПК более высокими темпами с использованием инновационных технологий.
Управление интеграцией в АПК на любом историческом этапе в регионах предполагает создание и развитие различных организационных структур и систем управления этими организационными структурами.
В настоящее время система управления АПК по вертикали включает государство и его органы управления, региональные органы, местное самоуправление и систему управления производственных структур. Также роль в управлении АПК играют негосударственные структуры управления: союзы, ассоциации и др. Эффективное управление АПК на каждом уровне может быть обеспечено комплексным и системным подходом к решению задач каждого уровня и с учетом ресурсного потенциала конкретного уровня. При этом особое внимание необходимо уделять отраслям сельского хозяйства.
Многие ученые и, в частности, Петриков А.В., Ушачев И.Г. отмечали, что важной задачей государственного управления АПК является создание современного организационного-хозяйственного механизма управления для поддержки производственной и финансовой деятельности и прежде всего сельскохозяйственных предприятий.
Совершенствование организационно-хозяйственного механизма для достижения поставленных целей и задач развития следует направить прежде всего на четкое раз-
граничение применяемых инструментов государственного управления в зависимости от их содержания и соответствующим образом комбинировать. Необходимо комбинировать инструменты хозяйственной деятельности АПК и организационно-правовые инструменты. Применение организационно-правовых инструментов это применение административных методов таких как лицензий, предписаний, штрафных санкций в комбинации по формированию эффективных организационных структур управления на основе объективных факторов. Хозяйственные инструменты такие как субсидии, дотации, налоговые льготы важно эффективно применять и комбинировать в различных организационных структурах.
Организационно-хозяйственный механизм управления регионом предназначен для конкретного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятии региона и других отраслей АПК путем воздействия на их организационную и хозяйственную деятельность. Органы управления регионом реализуют собственные управленческие процедуры и проводят решения вышестоящих органов управления. Управление региональными органами включает поддержку хозяйственной деятельности и интеграционных процессов и соответственно этому управленческие воздействия предполагают использования методов и инструментов, которые обеспечивают повышение эффективности функционирование региональной экономики.
Эффективность регионального агропромышленного комплекса зависит от многих компонентов организационно-хозяйственного механизма управления. Повышенного внимания требует производственно- финансовая деятельность агропромышленного комплекса региона. Развитие современной экономки регионального комплекса в большой степени связано с дефицитом финансовых ресурсов и эффективностью использования располагаемыми финансовыми ресурсами.
Сельскохозяйственные отрасли,как известно, не является конкурентными в АПК. На рынке АПК сложилось монопольное положение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также торговли. Поэтому сельскохозяйственные отрасли нуждается в дополнительном финансировании, которое выступает в настоящее время в виде субсидий, дотаций и т.д. по основным направлениям хозяйственной и финансовой деятельности.
Правительство РФ в последние годы ежегодно выделяет на поддержку сельского хозяйства около 200 млрд. руб. Вложения обеспечивают рост объем производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Об этом свидетельствует положительная динамика прироста сельскохозяйственной продукции за последние три года: в 2013 г. прирост производства составил 5,8%, в 2о14 -3,5%, а в 2015 - 3%.
В литературе выделяются основные недостатки, которые влияют на финансово- производственную деятельность агрокомплексе региона. Это диспаритет цен, значительные размеры кредиторской задолженности, существующая система внесения налоговых платежей не учитывает специфику сельскохозяйственного воспроизводственного процесса и, тем самым, усугубляет финансовую несостоятельность предприятий сельского хозяйства. С другой стороны, отсутствие доступных кредитных ресурсов и развитой инфраструктуры сельскохозяйственного кредитования.
Существенным шагом в повышении эффективности функционирования региональной экономики являются институциональные изменения в управлении региональной экономикой. Основой фундаментальных институциональных изменений в региональной экономике является реализация требований важнейших принципов в процессе ее совершенствования. К ним относятся:
1) проведение необходимых преобразований в организационных структурах АПК регионов;
2) повышение степени использования инноваций и сбалансированности в организационных структурах АПК региона;
3) разработать стратегический план и дорожную карту развития организационно-хозяйственного механизма управления регионом и т.д.
На основе реализации принципов совершенствования институциональной структуры региона формируется более эффективная институциональная среда, которая будет благоприятно влиять на функционирование регионального АПК.
Модернизированная институциональная среда региона, построенная на многоуровневой основе и более широких горизонтальных связях, включает разнообразные организационные структуры предприятий регионального АПК и на этой основе усиливается конкуренция и экономический рост экономики региона.
При оптимизации институциональных условий АПК в регионах страны особое внимание необходимо уделить сельскохозяйственной кооперации. Сама по себе производственная сельскохозяйственная кооперация строится на сотрудничестве физических и юридических лиц по производству, приобретению и реализации различной продукции. В России по данным исследования производственной кооперацией охвачено около 38% ЛПХ и КФК. В Европейском сельском хозяйстве охват составляет 78-90%.
В агропромышленной интеграции сельскохозяйственная кооперация выполняет роль налаживания сотрудничества между мелкими товаропроизводителями и дополняется синергическим эффектом взаимодействия между крупными собственниками, образующими интеграцию в АПК.
В РФ многочисленная прослойка населения занята в ЛПХ и кФк. С учетом того, что сельскохозяйственная кооперация имеет производственную и социальную направленность государство осуществляет ей поддержку.
Государственная поддержка кооперации направлена на совершенствование правовой базы в области формирования и функционирования кооперации, а также повышения стимулирования участников кооперации и снижения уровня налогообложения кооперативной деятельности. В дальнейшем правовая поддержка семейных крестьянских хозяйств должна включать снятие ограничений по вступлению их в товарищества.
Интеграционные процессы эффективно реализуются во многих региона в агрохолдингах, которые включают сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие предприятия и торговлю. По организационному построению выделяют агрохолдинги по способу установления контроля, по виду собственности, организационной структуре, функции головной компании и т.д. В агрохолдин-гах за счет централизации функционирования предприятий достигается синер-гический эффект отдельно действующих предприятий. В агрохолдингах объединяются различные формы собственности, а именно государственная, частная и другие. Холдинги могут привлекать значительные инвестиции и способствовать инновационному развитию отраслей объединения. В холдинге модернизации подвергаются отстающие и деградирующие хозяйства.
Одной из стратегий развития современных региональных АПК является со-
© £
Я
3
9
а
2 а
6
CS
сэ
см
сэ £
Б
а
2 ©
здание в регионе агропромышленных кластеров. Как правило, агропромышленные кластеры улучшают инвестиционный климат в регионе и ускоряют инновационное развитие в растениеводстве, животноводстве и других отраслях сельского хозяйства. В свою очередь эти процессы позволяют укреплять продовольственную безопасность в регионе и Российской Федерации.
При реализации кластерной стратегии региональные органы власти должны поддерживать на современном уровне организационно-экономический механизм управления регионом. Им необходимо свою деятельность координировать на новом уровне с местным самоуправлением, налоговыми органами, региональным бизнесом, коммерческими банками, региональными научными учреждениями и т.д., то есть перестраивать институциональную и хозяйственную деятельность.
В АПК Смоленской области возникли объективные условия для совершенствования хозяйственной и организационной деятельности. Это связано в большей степени с деятельностью администрации Смоленской области, которая оказывает поддержку сельскому хозяйству в направлении внедрения новых технологий и модернизации отраслей растениеводства и животноводства.
Интенсификация отраслей сельскохозяйственного производства способствует не только стабилизации их экономики, но ускорению развития основных направлений, к которым относятся молочное и мясное скотоводство и другие отрасли. Достигнутый уровень организационной, хозяйственными и финансовой деятельности в области отражается показателями АПК (табл. 1).
На финансирование АПК из областного бюджета ежегодно выделялось около 2% его расходной части. В 2012-15 годах на развитие АПК региона было израсходовано 5,9 млрд. рублей из бюджета и привлечено 5,6 млрд. рублей кредитов. Указанные объемы финансирования позволили значительно улучшить производственно-техническое состояние АПК. За четыре года в АПК региона возросло производство валовой продукции в сельском хозяйстве и его общий суммарный объем составил 83 млрд. рублей.
В последний год в сельскохозяйственных предприятиях выручка от реализации продукции выросла на 1,3 млрд. рублей или на 20% больше, чем в 2014 году. При этом прибыль от хозяйственной де-
Таблица 1
Основные показатели эффективности АПК Смоленской области Расч.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области
На именован ие показателя 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2015 год в % к 2012 году
Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в фактических ценах, млрд. рублей 18,5 20,2 21,9 23,4 X
Вы ручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. р\олсй 4 674.4 4 695.2 6 667,1 7 919,5 169
Чистая прибыль (убыток), млн. рублей 183,4 (52,1) 466,5 1 106,3 11 6 р.
Рентабельность (убыточность), % 3,9 (1) 7,8 16.4 + 12,5 п.п.
Доля прибыльных хозяйств. % 70 57 63 72 2 п.п.
Государственная поддержка -всего, млн. рублей 1 764.4 1 709.5 1 097,5 1 325,3 75
- в том числе областной бюджет 971.4 766,7 478,3 637,6 66
- федеральный бкщжет 793,0 942,8 619,2 687,6 87
ятельности составила 1,1 млрд. рублей, а уровень рентабельности достиг 16%. Возрос удельный вес рентабельных хозяйств в регионе до 72%.
Для реализации кластерной стратегии необходимы значительные финансовые ресурсы, однако, их привлечение для области зависит от эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и руководства регионом. Основой этого является, начавшееся значительное оживление инновационной предпринимательской деятельности в области и улучшение условий ведения бизнеса, в том числе и в АПК. В настоящее время в Смоленской области в сотрудничестве с бизнесом снижаются административные барьеры, совершенствуются законодательство и расширяется поле и повышается эффективность деятельности институциональных институтов особенно банковской системы. Администрация Смоленской области повседневно проводит мониторинг состояние ведения бизнеса по направлениям:
1. Состояние правовой и административной инфраструктуры в регионе, в отношении прав собственников, культуры и коррупции, оказанию влияния на чиновников и судебную практику, эффективность деятельности правительства, безопасность, корпоративную культуру и ведения отчетности бизнесом.
2.Качество инфраструктуры в области (интернет, дороги, транспорт, энергоснабжение и др.).
3.Оцека рынка труда в области: качество образования, квалификация и здоровье рабочей силы, использование рабочей силы др.
4. Емкость и эффективность рынка товаров и услуг в области, конкуренция,
предложение и спрос.
5. Уровень развития финансового рынка: объем и доступность финансовых услуг, устойчивость банковской системы в регионе.
6.Технологический уровень производства и доступность современных технологий.
7. Уровень научно-исследовательской работы в области.
В настоящее время инвестиционный рейтинг Смоленской области по оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings составляет уровень «B+» (стабильный). Рейтинговая оценка также распространяется на облигационный заем региона.
Развитый финансовый рынок позволяет реализовать намеченную стратегию инновационного развития АПК. В Смоленской области рассматривается возможность формирования протокласте-ров (потенциальных кластеров) и кластеров.
В регионе растениеводство сосредоточено на производстве зерна, зернобобовых, кормов и др., а также привлекательно производство льна-долгунца. При этом за последние несколько лет в среднем ежегодно в Смоленской области про-
изводилось около 3 тыс. тонн льноволокна.
Ключевая позиция льна-долгунца в отрасли растениеводства позволила начать перевод отрасли в регионе на инновационные технологии. Для дальнейшего развития технологически замкнутого производства продукции из льна в Вяземском районе области создано некоммерческое партнерство «Смоленский льняной кластер». В кластере наладили выпуск современной техники для уборки льна российско - бельгийского производства. При этом необходимо учитывать, что в стране до этого времени отсутствовало предприятие для производства машин для уборки льна.
В 2015 году в регионе построено новое предприятие с российско-бельгийским оборудованием для производства моноволокна и способное к переработке 4 тыс. тонн льняного сырья в год. Вместе с тем инновационное развитие отрасли в области имеет отношение к модернизации уже существующего Вяземского льнокомбината для выпуска новой продукции: пряжи, тканей и парусины.
В кластере были произведены другие институциональные изменения и в настоящее время его организационная структура базируются и включает необходимые предприятия и организации:
- органы государственной власти страны, региона и муниципальные органы;
- структура кластера:
- центр кластерного развития,управ-ляющая компания;
- производственные структуры сельского хозяйства;
- предприятия производители специальной техники, предприятия по переработке льна и т.д.
- научно-исследовательские институты, учебные учреждения, лаборатории и т.д.
- обслуживающие объекты:
- сервисные и ремонтные центры, центры сбыта готовой продукции, финансовые структуры (банковские и небанковские кредитные организации);
- вспомогательные объекты:
- консультационные, юридические, консалтинговые, финансовые и др. предприятия.
Важное значение для кластера имеет налаживание взаимодействия между участниками льнопродуктового кластера. Это будет способствовать эффективному функционированию и внедрению инноваций на все стадии производства льно-продуктового кластера. Согласование
обособленных экономических интересов партнеров по кластеру важно осуществлять с использованием договоров поставки.
Производственно-финансовая деятельность кластера должна быть
построена на снижении издержек производства для всех участников и регулировании цен на продукцию, товары, работы и услуги. Этому способствует конкуренция и кооперация структур, входящих в кластер. Важное значение в кластере имеет использование кластерной ренты, которая возникает за счет более высокой добавленной стоимости. Тем самым эффективность регулирующей функции цен в кластере значительная. Для кластеров важно рассмотреть возможность применения трансфертных цен.
Традиционно в льноводстве существовала весьма слабая экономическая заинтересованность хозяйств по производству льна-долгунца. Возникновение такой ситуации связано с низкими закупочными ценами на льнотресту, рост цен на средства производства, энергоресурсы и т.д. Несколько снизилось влияние этой проблемы в последние годы за счет инфляционных ожиданий.
В кластере запускается более совершенный организационно- хозяйственный механизм между хозяйствами по производству льна и цепочкой предприятий до получения готовой продукции. Осуществляется модернизация производства льняного сырья, его первичной переработки и промышленного производства и тем самым закладывается объективная основа экономической заинтересованности всех участников кластера. При этом включена система субсидий для производителей льна по всем направлениям.
Для технического и технологического совершенствования и обновления производства осуществляется субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, направленным на покупку современной отечественной и зарубежной техники для возделывания и уборки льна-долгунца, высокопроизводительного технологического оборудования для предприятий по первичной обработке льноволокна и льняной промышленности. Вопрос заключается в объемах субсидирования.
Важное значение в системе управления кластером должно быть отведено управлению качеством продукции на всех этапах ее производства. На уровне предприятия необходимо организовать систему стимулирования управленческого персонала за организацию бизнес процессов
и конечные результаты. Для производственного персонала за качественное выполнение технологических операций.
Программа развития и финансового обеспечения кластера включает:
- увеличение производства льноволокна до 3,6 тыс. тонн в 2016 году;
- увеличение реализации льноволокна в пересчете на волокно до 2,8 тыс. тонн в 2016 году;
- увеличение выручки от реализации льна до 110 млн. рублей в 2016 году;
- предоставление субсидий по всем направлениям деятельности сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- техническая и технологическая модернизация производства и переработки льна.
Общий объем финансирования ведомственной целевой программы в 201416 гг. за счет средств всех источников финансирования составит 444 984,0 тыс. рублей.
Разработанные и внедряемые организационные и хозяйственные мероприятия для развития кластера предполагают использование современных хозяйственно-финансовых отношений для функционирования кластера. Они являются «альфой» эффективной деятельности кластера и позволяют достичь намеченных результатов
Литература
1. Ахтариева, Л.Г. Методология и практика организационно_ институционального развития системы управления экономикой региона: омонография. - М.: Издательство «Палеотип», 2010.
2. Буреш О.В., Прядкина Н.Н. Теоретические аспекты управления экономикой региона, Вестник ОГУ, №13,12.2011
3. Маннапов, Р.Г. Организационноэ-кономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография. - М.: КНО-РУС, 2008.
4. Ушачев И.Г.«Сценарные варианты развития АПК: взгляд в будущее».(Док-лад на московском экономический фо-рум,23 марта 2016г.)
5. Алгоритм устойчивого развития фермерских хозяйств Брянской области / Ожерельев В.Н., Квитко Б.И., Манакина А.М., Ульянова Н.Д., Анохина М.Е., Оже-рельева М.В., Никулин В.В. депонированная рукопись № 1118-В2003 09.06.2003
6. Анохина М.Е., Прудников С.П. Стратегическое управление сельскохозяйственным предприятием // Вестник кадровой политики, аграрного образования
О £
Я
3
9
а
2 а
6
и инноваций. 2004. Т. 1. С. 2.
7. Можаев Е.Е., Васильева И.В. Концептуальные положения мониторинга кадрового обеспечения АПК // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2009. № 8. С. 24.
8. Мумладзе Р.Г., Васильева И.В. Фермерство: проблемы и пути развития // Инновации и инвестиции. 2010. № 2. С. 60-64.
9. Остапенко Г.Н. Проблемы эффективности реализации госпрограммы развития АПК и пути их решения. // Инновации и инвестиции. 2016. №6. с. 189-191
The dynamism of the formation of modern organizational structures regional agribusiness Germanovich A.G. State University of Land Management The article discusses the importance of the integration of modern production. The integration structures at different basis to achieve a common goal together manufacturers. The holistic nature of the integration structures allows to combine financial, material and human resources and to implement large investment projects. The existing Russian legislation in the field of agriculture to the main forms of integration structures include: holding companies,
financial-industrial groups, unions and associations.
Integration promotes effective development of innovative production structures. Among them are: agrotechnopark, research and production centers, processing centers, systems integration of research institutions, educational institutions, breeding centers, research and agricultural research stations, business incubators, engineering and consulting firms, and others.
In the Smolensk region there is a significant revival of innovative entrepreneurship. In a cluster for the production of finished products from flax problems are the volumes of investments and their structure as well as the organizational -economic relations, which are based on prices, costs, competition and effective cooperation.
Keywords. Integration, agricultural of clusters, organizational and economic relations, grant.
References
1. Akhtarieva, L.G. Methodology and
practice of organizational and institutional development of the regional economic management system: homography. - M .: Publishing house «Paleotyp», 2010.
2. Buresh OV, Pryadkina N.N. Theoretical aspects of managing the region's economy, Bulletin of the OSU, No. 13,12.2011
3. Mannapov, R.G. Organizational and
economic mechanism of regional management: formation,
functioning, development:
monograph. - Moscow: Knorus, 2008.
4. Ushachev IG «Scenario options for
the development of the agroindustrial complex: a look into the future» (Report at the Moscow Economic Forum, March 23, 2016).
5. The algorithm of sustainable development of farms in the Bryansk region / Ozherelyev VN, Kvitko BI, Manakina AM, Ulyanova ND, Anokhina ME, Ozherelyeva MV, Nikulin VV . deposited manuscript No. 1118-B2003 09/06/2003
6. Anokhin ME, Prudnikov SP Strategic
management of an agricultural enterprise // Bulletin of personnel policy, agrarian education and innovations. 2004. T. 1. C. 2.
7. Mozhaev EE, Vasilyeva I.V. Conceptual
provisions for monitoring the staffing of the agroindustrial complex // Vestnik cadre policy, agrarian education and innovation. 2009. № 8. With. 24.
8. Mumladze RG, Vasilyeva I.V. Farmerstvo: problems and ways of development // Innovations and investments. 2010. № 2. P. 60-64.
9. Ostapenko G.N. Problems of the effectiveness of the implementation of the state program for the development of the agroindustrial complex and ways to address them. // Innovations and investments. 2016. №6. from. 189191
cs
CS
СЧ
CS £
Б
2 ©