Инновационный характер экономического развития льняного подкомплекса в
нечерноземной зоне
Ь Л московский
щр ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.242:633.521
Семченкова Светлана Васильевна,
кандидат экономических наук, доцент,
Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, г. Смоленск,
Романова Ираида Николаевна,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, г. Смоленск,
Рыбченко Татьяна Ивановна,
кандидат сельскохозяйственных наук,
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, г. Смоленск
Semchenkova S.V. svetlana-semchenkova@yandex.ru
Romanova I.N. fpk-sgsha@yandex.ru
Rybchenko T.I. rybchenko_ti@admin-smolensk.ru INNOVATION-DRIVEN ECONOMIC DEVELOPMENT OF the flax subcomplex in
the non-black earth AREa
Аннотация
Лен-долгунец официально объявлен культурой XXI века. На мировом рынке растет спрос на льняные ткани. Нечерноземная зона традиционно является идеальной территорией для возделывания этой культуры. На долю Смоленской области до 1990-х годов приходилось 17%, а в лучшие годы до 33% российского льноволокна; до 12% его производства в СССР, 5-7% мирового производства, посевные площади составляли более 100 тыс. га, или в два раза больше, чем во всей Западной Европе. Льноводство давало сельскому хозяйству области 20% всех доходов и больше 50% от растениеводческой продукции. Однако в сельской экономике создался перекос не в пользу льна-долгунца. Не имея поддержки, обезлюдевшие сельские территории практически полностью сократили посевные площади (к 2010 году осталось 1,6 тыс. га). В настоящее время положение таково, что необходимо пересмотреть отношение к этой отрасли, не допустить ее вырождения и добиться положительных перемен с целью удовлетворения не только внутреннего рынка,
но и выйти на внешний рынок. Анализ программ поддержки льноводства показал, что их механизм не эффективен, поэтому авторами предлагается создать в регионе кластерные районные льняные формирования, включающие в себя сельхозпредприятия, льнозаводы, машинно-технологические станции и другие предприятия инфраструктуры. Финансовые средства будут проходить через одно головное предприятие, которое будет отвечать за результаты деятельности всего кластера. В дальнейшем предлагается объединение в региональный кластер, и как перспективное направление - межрегиональный кластер, с решающей государственной долей.
Summary
Fiber flax was officially declared a crop of the 19th century. There is a growing demand for the linen fabrics at the global market. The non-black area is traditionally considered as an ideal territory for growing this kind of crop. Until the 1990s the Smolensk Region accounted for 17%, and at best up to 33% of the flax fibre manufactured in Russia, which amounted up to 12% of the total volume of this crop production in the USSR, and made up 5-7% of its global output; the area under crops was more than 100 ths. ha, which was twice as much as the similar area in the Western Europe in total. Flax cultivation brought in 20% of the total income generated from agriculture within the region, while the profit received from the crop products amounted over 50%. However, the agricultural economy faced the imbalance, which affected the situation with the fiber flax production. In the absence of support, the rural areas became depopulated and the areas under crops were almost completely cut (by 2010 they amounted only 1.6 ths. ha). The present situation requires that the attitude towards this industry should be reconsidered in order to prevent its deterioration and allow for the positive changes aimed at satisfaction of the domestic market needs as well as getting access to the foreign market. Analysis of the flax-growing support programs revealed their inefficiency, therefore the authors suggest that the cluster-based flax production entities should be formed within the districts of the region, including agricultural enterprises, flax-processing plants, farm machinery depots and other overhead facilities. The funds will flow through one parent enterprise that will be responsible for the performance within the cluster as a whole. At a later stage it is suggested to form regional as well as cross-regional clusters (as a perspective trend), with a majour share of public ownership.
Ключевые слова: льняной подкомплекс, региональный кластер, инновационное развитие, льнопродукция, организационно-управленческий механизм, государственная поддержка.
Keywords: flax subcomplex, regional cluster, innovation-driven development, linen products, organizational and managerial mechanism, state support.
Реформы, проводимые в целях развития рыночной экономики, привели к кризису многие отрасли в сельском хозяйстве. Особенно это коснулось льняного подкомплекса, который во многом определял экономическое состояние многих территорий страны. На сегодняшний день Россия находится в сырьевой зависимости от хлопкосеющих государств несмотря на то, что многие природные зоны на территории РФ наиболее приемлемы для возделывания
льна-долгунца. По данным Росстата, Россия закупает хлопковое волокно более 60 тыс.тонн в год на сумму более 100 млн.долларов (6066 млн.рублей по среднему курсу за 2015 год), тканей хлопчатобумажных более 190 млн.кв.м на сумму более 150 млн.долларов (9099 млн.рублей). В течение многих десятилетий, выручка от реализации льноволокна служила в областях нечерноземной зоны основным источником доходов.
Основными факторами, способствующими развитию льноводства, являлись: льноволокно и льносемена транспортабельны и пригодны к длительному хранению; основные затраты труда при уборке и переработке приходятся на период, когда другие полевые работы закончены; высокий спрос на натуральное волокно как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Вместе с тем сдерживающими факторами являются: высокие затраты труда при низкой трудообеспеченности хозяйств; недостаток трудовых ресурсов требует интенсификации производства, на основе модернизации машинно-тракторного парка сельхозорганизаций, машинно-технологических процессов переработки льноволокна, применения новых сортов, увеличение внесения удобрений, изменение организационно-управленческого механизма в льняном подкомплексе. Состояние льняного подкомплекса представлено в таблице 1.
Таблица 1. Состояние льняного подкомплекса АПК
Посевные Урожайность, Валовой сбор
площади, тыс .га ц/га льноволокна, тыс.тонн
Регионы о 20.10 г 2015 г. и о СЛ с^ 20.10 г 2015 г. U о Ch 20.10 г 2015 г.
РФ 418 51,2 52,6 3,0 8=2 9,1 71=3 35,2 45,2
ЦФО 130,1 14,4 16,9 2=9 7=5 8,9 40,1 9,2 14,S
Нечерноземная зона 130,1 14,4 16,9 2,9 7=5 8=9 40 Д 9,2 14,S
Смоленская область 71,5 1=6 3=9 3=3 6=1 9=7 13=5 0=8 1,8
Северо-западный ФО 64,5 юд 7=2 2=6 4=9 8=6 11=8 4=1 5=4
Приволжский ФО 49,0 11=4 9=4 3=5 5=4 8=7 25,0 4=9 7=3
Уральский ФО - 0=9 4=4 - 0=9 5=7 - 2=5
Сибирский ФО 13,8 14.2 14,6 3=6 12=9 10,9 4,8 17,0 15,3
Составлено авторами и а основе источника [1, 2, 3].
Площади посева льна, начиная с 1990 года, сократились в 8 раз, но развитие льноводства идет по интенсивному пути развития. Так валовой сбор сократился в 1,6 раза, при этом за счет снижения площади посева в 4,5 раза и повышения урожайности в 3 раза, что сломало тенденцию к сокращению сбора льноволокна.
Из-за технической отсталости льнозаводов, отсутствия устойчивого платежеспособного спроса на льняные товары, льняная промышленность оказалась глубоко убыточной отраслью из-за её неконкурентоспособности. Низкая эффективность текстильного сектора
льняного комплекса привела к ликвидации производства собственных льняных тканей. В условиях рынка, перечисленные факторы в единой совокупности привели к деградации льняной отрасли по всей технологической цепи.
Производственные мощности задействованы менее чем на 25% (в Смоленской области данный показатель гораздо ниже), поэтому восстановление прежней технологии не имеет смысла, так как огромные затраты не дадут ожидаемого эффекта (рис. 1). Льноперерабатывающие заводы, лишенные соответствующей господдержки, и не смогли провести техническую модернизацию для обеспечения конкурентоспособности конечного льнопродукта, а поддержка производителей льна, через прямые субсидии на тонну продукции не дают эффекта из-за недостаточного спроса от перерабатывающих организаций.
1СС
199Сг 1995 г 2 005 г IClCr 201^ г
■ Российская Федерация Смоленская область
Рисунок 1. Уровень использования производственных мощностей в РФ и
Смоленской области, %
Составлено авторами на основе источника [4].
Сырья, производимого в Смоленской области (табл. 2) недостаточно для эффективного функционирования перерабатывающих предприятий (табл. 3). В настоящее время для полной загрузки предприятий области требуется 15-18 тыс. т льноволокна в год, а производится всего 2,5 тыс. т.
Таблица 2. Льносеющие хозяйства Смоленской области в среднем за 2013-2015 гг.
Льносеющие хозяйства по районам области Посевная площадь, га Льносемена Льноволокно
валовой сбор, т урожайность, ц/га валовой сбор, т урожайность, ц/га
Вяземский район 850 442,8 5,2 810,3 11,6
ООО «Колхоз Нов осельсеигй» 550 398,3 7,2 450,9 11,3
ООО «Колхоз Александровскими» 300 44,5 1,5 359,4 12,0
Гагарин ский район 450 51 1,1 297 6,6
СПК КХ «Восток» 450 51 1.1 297 6.6
Ел ък икс кий район изо 1 1 1 0,9 266 2,3
ОАО «Ельнинский лен» 580 64 2.6
ИП Суыарин 70 12 1.7 40 5.1
ИП КФХ Тнмоненков 50 б 1,2 20 4
ИП КФХ Роыаненков 200 16 0.7 128 6.4
ИП КФХ Фнлиппенков ИВ. 105 7 0,7 45 4,3
ИП КФХ Ковалев С Л. 125 б 0,4 33 2,6
Ноеодугинский район 100 3,8 0,4 63 6,3
ООО «Восток» 100 3.8 0.4 63 6.3
Монастырщинский район 56 7,4 1,3 23 4,1
ИСК «Нов омихайлов с кии» 5 0,4 0,8 - -
СПК «Колос» 51 7 1.4 23 4.5
Починкоеский район 275 21,9 0,7 225 8,2
ТНВ «Заря -Игнатенков н К» 205 13 0,6 184,5 9
ПЗУ Смоленский госхос 20 4,9 2,9 15,5 9,1
КФХ Новиков И.В. 50 4 0,8 25 5
Рослаелъский район 370 40,8 1,1 186 5,0
СПК «Успех» 315 33 1,53 160 5,1
ИП Дюбанова Г.В 50 7 1.4 23.5 4.7
ИП Антоненков В.М 5 0,8 1,6 2,5 5,0
Рх'днянский район 300
ООО «Кварта — Arpo» 300 10S 3.6
Ярцевский район 500 128 2,5 479,44 2,5
КФХ Сальников В. 120 36 3 141.26 11.S
льнозавод 380 92 2.4 338,18 S.9
Составлено авторами на основе источника / J, 6].
Льноперерабатывающие предприятия загружены менее чем на 40 %, при том что за прошедшие два десятилетия их производственные мощности сократились вдвое, также собственным сырьем можно обеспечить не более 13 % используемых мощностей или 3 % производственных мощностей.
Таблица 3. Льиоиерерабатывающие предприятия Смоленской области
Мощность
Район Название перерабатывающ его предприятия Вид производимой продукции произволе тв енная. тыс.тонн ш о н й Н И Б ^ V | О □ и а м 0 1 и я а (у Я а а обеспеченность собственным сырьем, %
Вяземский ООО «Вяземский льнокомбината Пряжа, парусина, ткани с пропиткой, суровые ткани, изделия тех. назначения 7 2,45 35,0 15,8
Рославльскнй ООО «Р ославльский льнозавод» Пряжа, суровые ткани, изделия тех., назначения 5 1,9В 39,7 15,9
Ярцевский ОАО «Ярцевский льнозавод» Пряжа, изделия тех. назначения б 2,13 35,5 7,9
Починковс кий ООО «Коминтернлён» Пряжа, суровые ткани 3 - - -
Починковс кий ООО «Почнноклён» Пряжа, ткани с пропиткой, парусина 4 - - -
Составлено авторами на основе источника [5, 6].
Рассматривая хозяйственную деятельность сельскохозяйственных и перерабатывающих лен предприятий, можно констатировать тот факт, что самостоятельно они не смогут преодолеть те барьеры, которые ставит рыночная экономика на пути развития регионального льняного комплекса.
Анализируя целевые программы по развитию льноводства, мы выявили, что система управления в льняном комплексе не смогла обеспечить выполнение заложенных в них мероприятий, поэтому и цели не были достигнуты.
В 1996 г. была принята федеральная целевая программа «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 гг.», целью которой являлось «...решение задач восстановления и развития льноводства, полного и эффективного использования льноволокна в высокогигиеничном конкурентоспособном ассортименте, нужном, для населения, медицины, Вооруженных Сил, транспорта и других отраслей промышленности за счет разработки и внедрения эффективных научно-технических разработок, инвестиционных проектов, обеспечивающих реконструкцию материальной базы и эффективную переработку всего льняного волокна, содержащегося в стебле» [6].
Разработанная программа объединила в себе две подпрограммы: «Развитие льняного комплекса Российской Федерации на 1996-2000 гг.», которая имела агропромышленную составляющую, и «Лен - в товары России», которая рассматривалась как промышленная. В связи с таким единением разработанная программа включила полный цикл: начиная с селекции семян, через выращивание и переработку льна, заканчивая выпуском и реализацией уже готовой продукции. Действие программы было продлено до 2001, однако
за весь срок действия программы было выделено только 11,9% (по данным Счетной палаты РФ) от планируемой суммы.
После окончания действия федеральной целевой программы в апреле 2001 г. в Смоленской области была принята областная целевая Программа «Лен» на 2001-2002 гг., где цели и задачи были в общем те же, что и в предыдущей федеральной программе. Также предполагалось для эффективной реализации программы создание интегрированной структуры в форме ЗАО «Смоленский лен», учредителями которого будут: 10-15 семеноводческих и сельскохозяйственных предприятий, 10-12 льнозаводов, ОАО «Смоленская льняная мануфактура», ОАО «Вяземский льнокомбинат», унитарное муниципальное предприятие «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат», инвесторы, региональный банк. Практически по всем показателям программа не была выполнена. Основной причиной отсутствия должного результата функционирования областной программы является неисполнение ее по объемам финансирования. ЗАО «Смоленский лен» также не было сформировано, вследствие чего не получилось реализовать крупные инвестиционные проекты и аккумулировать собственные средства предприятий для решения комплексных задач по формированию единой системы управления льняным подкомплексом Смоленской области.
В 2003 г. администрация Смоленской области разработала новую программу «Лен», где были поставлены более реальные в современных условиях цели и задачи, такие как: развитие сырьевой базы; укрепление материально-технической базы сельскохозтоваропроизводителей и льноперерабатывающих предприятий; повышение урожайности льна; повышение качества льносырья и готовой льнопродукции. Не предусматривались мероприятия по расширению материально-технической базы сельхозпредприятий, кадровому обеспечению. Вместе с тем под действие этой программы не попали организации первичной переработки льна.
В 2005 г. администрация разработала новую областную целевую программу «Лен» на 2006-2010 гг. Отличительным моментом этой программы стала ее долгосрочность и включение в нее организаций первичной переработки льна. Программа не была выполнена.
В 2013 году администрация Смоленской области разработала ведомственную целевую программу «Развитие льняного комплекса Смоленской области» на 2014-2017 годы». Целью этой программы ставится увеличить производство продукции льноводства и степень переработки льняного сырья для того чтобы обеспечить предприятия текстильной промышленности льносырьем, которое должно быть высококачественным и конкурентоспособным.
Таблица 4. Государственная поддержка развития льноводства в Смоленской
области
Название программы Сумма денежных средств, млн.руб.
Федеральная целевая Программа «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 гг.» 8495,9
Областная целевая Программа «Лен» на 2001-2002 гг. 154,8
Областная целевая Программа «Лен» на 2003 г. 43,4
Областная целевая Программа «Лен» на 2006-2010 гг. 71,38
Долгосрочная областная целевая программа «Развитие льняного комплекса Смоленской области» на 2012-2014 годы 241,7
Ведомственная целевая программа «Развитие льняного комплекса Смоленской области» на 2014 — 2016 годы» 122,0
Итого по Смоленской области 633,23
Составлено авторами на основе источника [6, 7].
Несмотря на должное внимание со стороны администрации, результаты деятельности льняного подкомплекса Смоленской области достаточно плачевны. К 2010 г. площади посева льна сократились в 47,7 раза, а к 2015 г. по сравнению с 2010 г. выросли на 8,2 тыс. га, но все же они в 7,5 раз оказались меньше доперестроечного уровня. Смоленская область дает небольшую долю в целом по РФ (4% по данным 2015 г., при том, что до 90-х гг. эта доля была выше 20%). В Нечерноземной зоне доля области упала с 34 до 12%. Все это связано с такими факторами, как курс на развитие мелких форм хозяйствования, соответственно низкая техническая оснащенность; невозможность расширения посевных площадей из-за ограничения финансовых средств и процедур, связанных с выкупом земли; недостаточное количество организаций первичной переработки льна, а те что еще существуют не в состоянии перерабатывать льноволокно в качественный продукт; низкая трудообеспеченность сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций; низкие закупочные цены.
Все это приводит к необходимости перехода на инновационный путь развития льняного комплекса. В настоящее время на первое место администрация Смоленской области ставит проведение работ по формированию и развитию льняного кластера, который объединит в себе стадии производства, переработки и сбыта продукции из льна, что позволит создать условия для работы предприятий льняного комплекса региона.
В 2012 году в Вяземском районе Смоленской области было создано некоммерческое партнерство «Смоленский льняной кластер». Учредителями стали сельхозтоваропроизводители, которые выращивают лен; организации, которые перерабатывают льняное сырье и реализуют конечную продукцию. Это привело к развитию машиностроения, создан цех по выпуску новой техники для уборки льна, так как наибольшая доля затрат труда приходится именно на уборку льна, а разработанные машины
максимально сокращают ручной труд. В организованном кластере на сегодняшний день сосредоточено 42 % всех посевов льна, что является хорошим гарантом для сельскохозяйственных предприятий и основанием для увеличения посевов льна, так как нет препятствий в его сбыте. Также уровень использования производственной мощности увеличился с 18 до 50 %, на базе Вяземского льнокомбината начал работать научно-исследовательский институт по проблемам развития льноводства.
На основе изучаемых организационных процессов [8] нами предлагается схема кооперации и организационного процесса производства и реализации льна в размах кластера (рис. 2) .
Рисунок 2. Организационно-управленческий механизм производства и реализации льнопродукции в рамках кластера
Разработано авторами на основе источника [8, 9, 10].
На наш взгляд, создание льняного кластера в отдельно взятом районе (Вяземский район) не оправдывает себя, так как в настоящее время льнокомбинат не принимает льносырьё от предприятий Смоленской области из-за низкого качества сырья, высоких транспортных издержек, отсутствия финансовых средств для заключения долгосрочных договоров с предприятиями по производству льна, поэтому даже если бы этот кластер заработал, то в наиболее выгодном положении оказались бы только близлежащие предприятия.
Мы предлагаем следующую схему:
- проанализировать состояние льносеющих предприятий по районам области;
- определить районы Смоленской области, в которых необходимо построить льнозаводы по первичной обработке льна;
- разработать организационно-управленческую схему льняное кластера в отдельно взятом районе;
- разработать форму объединения участников регионального льняного кластера, в которую войдут районные льняные кластеры.
На первом этапе будут сформированы районные льняные кластеры, одновременно должна развиваться инфраструктура - снабженческо-сбытовые кооперативы, дизайн-ателье, цеха для переработки короткого волокна. На втором этапе, необходимо провести организационно-управленческие мероприятия по объединению районных кластеров в региональный.
Мы предлагаем, наравне с Вяземским льняным кластером, создать следующие районные льняные кластеры:
- Ельнинский льняной кластер, в который войдут предприятия Ельнинского, Глинковского района, часть предприятий Починковского, Рославльского и Дорогобужского районов.
- Ярцевский льняной кластер. В него войдут предприятия Ярцевского Дорогобужского, Сафоновского, Кардымовского, Духовщинского, Холм-Жирковского районов.
- Починковский льняной кластер. Это предприятия Починковского, Глинковского, Монастырщенского, Смоленского районов.
- Сафоновский льняной кластер. Он будет образован из предприятий Сафоновского, Холм-Жирковского, Дорогобужского, Новодугинского, Вяземского районов.
- Рославльский льняной кластер. Это в основном предприятия Рославльского, Ершичского, Шумячского районов.
Так же, проведя расчеты, мы определили, что на создание одного районного кластера необходимо не менее 209,482 млн. рублей.
Механизм развития льняного районного кластера представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема организации районного льняного кластера
Разработано авторами на основе источника [11, 12].
Приведя расчеты экономической эффективности реализации районного льняного кластера, можно сделать вывод об эффективности на основе срока окупаемости в 6 лет, 800 дополнительных рабочих местах.
Но для развития льняного комплекса Смоленской области необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки отрасли льноводства, при этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу по этапам развития (не дробление средств по мелким предприятиям, а создание государственных льнозаводов и кооперирование с предприятиями различных форм хозяйствования). Финансовые ресурсы будут поступать в бюджет льнозавода, где будут определяться цены на сырье, помощь в виде научного обеспечения, сопровождение всех технологической цепи при производстве, с целью получения сырья нужного качества. Данные положения могут осуществляться в рамках планов государственных закупок.
Литература
1. Романова И.Н., Глушаков С.Н. Лен-долгунец в адаптивном земледелии Нечерноземной зоны России. Смоленск: ФГОУ ВПО «Смоленская ГСХА», 2008. 132 с.
2. Романова И.Н. Пути повышения урожайности сортов льна-долгунца / И.Н. Романова,С.Н. Глушаков, О.В. Базылев // Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 2. С. 68-72.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области. URL: http://sml.gks.ru (дата обращения: 31.10.2016).
4. Лазько О.В., Семченкова С.В., Зарянкина О.М. Анализ рисков в оценке инновационных проектов предпринимательской деятельности // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: сборник научных трудов. Смоленск, 2016. С. 139-145.
5. Романова И.Н., Глушаков С.Н. Влияние основных технологических элементов на урожайность сортов льна-долгунца в западном районе Нечерноземной зоны //Достижения науки и техники АПК. 2014. Т. 28. № 11. С. 50-52.
6. Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию. URL:http://selhoz.admin-smolensk.ru/investicionnye-prekty/ (дата обращения: 21.10.2016).
7. Зарянкина О.М., Семченкова С.В. Инновационное развитие сельских территорий // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сборник научных трудов. Смоленск, 2015. С. 55-61.
8. Лазько О.В., Семченкова С.В. Методологические подходы к исследованию процессов управления инновациями в отраслях сельского хозяйства // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-3. С. 604-610.
9. Чулкова Г.В., Лакеев С.В. Проблемы современного развития логистики в АПК // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2015. №
4. С. 111-116.
10. Чулкова Г., Семченкова С., Зарянкина О. Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства региона: риски и стратегии развития // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С. 13-14.
11. Семченкова С.В. Машинно-технологические станции как основа инновационного развития сельского хозяйства // Наука сегодня: реальность и перспективы: сборник научных трудов. Вологда: Маркер, 2016. С. 108-111.
12. Семченкова С.В., Лазько О.В., Чулкова Г.В. Повышение конкурентоспособности на основе эффективных технологий производства сельскохозяйственной продукции // Современные научные исследования и разработки. 2016. №6 (6). С. 98-101.
Literatura
1. Romanova I.N., Glushakov S.N. Len-dolgunec v adaptivnom zemledelii Nechernozemnoj zony Rossii. Smolensk: FGOU VPO «Smolenskaya GSXA», 2008. 132 s.
2. Romanova I.N. Puti povysheniya urozhajnosti sortov l'na-dolgunca / I.N. Romanova,
5.N. Glushakov, O.V. Bazylev // Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2. S. 68-72.
3. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Smolenskoj oblasti. URL: http://sml.gks.ru (data obrashcheniya: 31.10.2016).
4. Laz'ko O.V., Semchenkova S.V., Zaryankina O.M. Analiz riskov v ocenke innovacionnyx proektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Stanovlenie i razvitie predprinimatel'stva v Rossii: istoriya, sovremennost' i perspektivy: sbornik nauchnyx. trudov. Smolensk, 2016. S.139-145.
5. Romanova I.N., Glushakov S.N. Vliyanie osnovnyx texnologicheskix elementov na urozhajnost' sortov l'na-dolgunca v zapadnom rajone Nechernozemnoj zony // Dostizheniya nauki i texniki APK. 2014. T. 28. № 11. S. 50-52.
6. Departament Smolenskoj oblasti po sel'skomu xozyajstvu i prodovol'stviyu. URL: http://selhoz.admin-smolensk.ru/investicionnye-prekty/ (data obrashcheniya: 21.10.2016).
7. Zaryankina O.M., Semchenkova S.V. Innovacionnoe razvitie sel'skix territorij // Social'no-ekonomicheskoe razvitie regiona: opyt, problemy, innovacii: sbornik nauchnyx trudov. Smolensk, 2015. S. 55-61.
8. Laz'ko O.V., Semchenkova S.V. Metodologicheskie podxody k issledovaniyu processov upravleniya innovaciyami v otraslyax sel'skogo xozyajstva // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 5-3. S. 604-610.
9. Chulkova G.V., Lakeev S.V. Problemy sovremennogo razvitiya logistiki v APK // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agramogo universiteta. 2015. № 4. S. 111116.
10. Chulkova G., Semchenkova S., Zaryankina O. Investicionnaya privlekatel'nost' sel'skogo xozyajstva regiona: riski i strategii razvitiya [Tekst] // Mezhdunarodnyj sel'skoxozyajstvennyj zhumal. 2016. № 3. S. 13-14.
11. Semchenkova S.V. Mashinno-texnologicheskie stancii kak osnova innovacionnogo razvitiya sel'skogo xozyajstva // Nauka segodnya: real'nost' i perspektivy: sbomik nauchnyx trudov. Vologda: Marker, 2016. S. 108-111.
12. Semchenkova S.V., Laz'ko O.V., Chulkova G.V. Povyshenie konkurentosposobnosti na osnove effektivnyx texnologij proizvodstva sel'skoxozyajstvennoj produkcii // Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2016. № 6 (6). S. 98-101.