Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.А. Хачатрян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research was made to study the health status dynamics in students of vocational light industry schools in relation to the impact of occupational factors. The test group comprised female and male students trained to become sewers and assistant foremen in textile plants. During the training period in the shops of the base plant the students were exposed to a number of unfavorable occupational factors (air temperature exceeding the norm, humidity, a high dust content, enhanced noise levels, strain on attention and vision). The impact of hazardous factors of textile and sewing industries was manifested by an increase in the incidence of chronic and other diseases with temporary disability, by certain changes in the structural morbidity patterns throughout the period of training at vocational school.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

сорбционного процесса, которое позволяет оценить сорбционные свойства синтетических материалов судостроительного назначения с гигиенических позиций:

Натурные и лабораторные исследования показали, что при гигиенической оценке источников химического загрязнения воздуха судовых помещений важная роль принадлежит вредным летучим примесям, сорбированным применяемыми в отделке и оборудовании судов декоративно-от-делочными и другими синтетическими материалами. Сорбционпо-десорбционный процесс может играть важную роль в характере загрязнения воздушной среды в различных помещениях, где периодически могут происходить повышения концентраций низкомолекулярных химических соединений в воздухе, которые в этом случае выступают как потенциальные сорбаты.

Предложенный экспериментально-расчетный метод оценки сорбционных свойств синтетических материалов судостроительного назначения может быть использован при комплексной оценке гигиенически значимых свойств и показателей новых материалов. Полученные данные легли в основу ограничительного перечня синтетических и других декоративно-отделочных материалов, которые по своим гигиеническим свойствам не могут быть применены на специализированных судах морского транспортного флота (газовозах, химовозах, танкерах и т. п.).

Литература. Аранович Г. П., Коршунов 10. Н„ Л яликов Ю. С. Справочник по физико-химическим методам исследования объектов окружающей среды. Л., 1979. Басалаева Л. В., Позамонтир А. Г., Варбанец П. Д. — В кн.: Актуальные вопросы санитарной химии и токсикологии синтетических материалов судостроительного назначения. Л., 1982, с. 83—84.

Боков А. П., Станкевич К. И., Стяжкин В. М. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1979, с. 113—117. Васильев Г. А., Леонова Э. Н., Калябина Н. А. — В кн.: Актуальные вопросы санитарной химии и токсикологии синтетических материалов судостроительного назначения. Л., 1982, с. 22—23. Губернский Ю. Д., Дмитриев М. Т.. Иванов Ф. М. — Гиг.

и сан., 1979, № 12, с. 66—68. . Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. — Там же, 1979, № 6. с. 45—48.

Дмитриев М. Т., Прибытков Л. Д. — Там же, 1972, № 4. с. 74—76.

Дмитриев М. Т.. Растянниксв Е. Г. — Там же, 1978, № 3. с. 68—73.

Зарубин Г. П., Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. — Там же,

1981, № 4, с. 51—54. Медико-санитарные вопросы труда моряков. / Авот Ю. К.,

Канеп В. В., Слуцкер Д. С. и др. Рига, 1977. Пинигин М. А, — Гиг. и сан., 1979, № 12, с. 3—6. Рапопорт К. А., Панкина С. Ф. — В кн.: Новые методы гигиенического контроля за применением полимерных материалов в народном хозяйстве. Киев, 1981, с. 230— 232.

Сидоренко Г. И. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны

окружающей среды. М., 1978, вып. 6, с. 3—14. Сидоренко Г. П., Дмитриев М. Т. Унифицированные методы определения атмосферных загрязнений. М.. 1976. Станкевич К. И. — В кн.: Новые методы гигиенического контроля за применением полимерных материалов в народном хозяйстве. Киев, 1981, с. 12—22. Стенько Ю. М. Психогигиена моряка. Л., 1981. Шафран Л. М„ Андронов Л. П., Басалаева Л. В. и др. — В кн.: Украинский съезд гигиенистов. 10-й. Тезисы докладов. Киев, 1981, т. 2, с. 118—119. Яблочкин В. Д. — Гиг. и сан., 1979, № 4, с. 55—58.

Поступила 14.04.83

Summary. The role of sorptional processes in synthetic materials as probable sources of environmental contamination of ships was demonstrated both by field studies on ships, and by model sanilary-cheinical investigations. A rated method for assessing the sorptional properties of chemicals has been developed, the use of which makes it possible to reject the chemicals with adverse hygienic properties. This fact is of special importance for specialized gas-and-chemo-driven locomotives and tankers which have air release sources of chemicals with active sorptional properties.

УДК 371.711.2:377

Л. А. Хачатрян

ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НИИ общей гигиены и профзаболеваний Минздрава Армянской ССР, Ереван

В процессе производственного обучения учащиеся впервые сталкиваются с различными профессионально-производственными факторами, которые могут в той или иной степени повлиять на состояние их здоровья.

Исследования, проведенные в средних ПТУ различных отраслей народного хозяйства (Л. X. Нусбаум и Н. А. Ананьева; Э. С. Рутен-бург и Т. М. Морейнис; Н. М. Харковенко и Р. Н. Анохина; А. Н. Малахова с соавт.; Л. Т. Антонова; А. М. Мамедов и соавт., и др.) показали, что степень изменений, наблюдаю-

щихся в организме учащихся, зависит от профиля училища и организации обучения.

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья учащихся средних ПТУ легкой промышленности в динамике 3-летнего обучения с учетом влияния производственных факторов. Исследования проводились в среднем ПТУ № 20 Еревана. Обследованию подлежали юноши и девушки 15—16 лет: 46 юношей, осваивающих профессию текстильщиков — помощников мастеров по ткацкому производству и 117 швей. Производственное обучение в це-

хах базового предприятия для профессиональной группы текстильщиков было организовано со второго полугодия 1-го года обучения, а для швей — в период производственной практики и в течение 3-го года обучения. В ткацких цехах помощники мастера подвергаются сочетанному действию комплекса неблагоприятных производственных факторов (повышенная температура и относительная влажность, запыленность воздуха, высокий уровень производственного шума, напряжение внимания и зрения). Выполняемая ими работа связана со значительным физическим напряжением. Условия работы швей характеризуются меньшей степенью воздействия производственных факторов. Работа связана с вынужденно длительной и часто неправильной позой сидя.

Состояние здоровья учащихся изучалось по результатам специально организованных медицинских осмотров и данным физического развития учащихся при поступлении в училище и в конце каждого года обучения. Регистрировалась также заболеваемость с временной утратой трудоспособности на основании амбулаторных карт (форма Ю-25) и документации, находившейся в ПТУ (справки № 295, а также справки, представляемой в ПТУ о временной нетрудоспособности, выдаваемой другими лечебно-профилак-тическими учреждениями). Физическое развитие обследуемого контингента оценивалось по схеме В. Г. Властовского (1966) с использованием стандартов, разработанных для юношей и девушек Еревана. При комплексной оценке состояния здоровья каждого подростка использовалась принятая схема распределения подростков по состоянию здоровья на 5 групп. При поступлении в училище у 72 % обследованных установлено нормальное гармоничное физическое развитие, у 18 % —ухудшенное (у 12 % с дефицитом массы тела); у 10% —плохое (у 7 % —дефицит, у 3%—избыток массы.) Изучение динамики качественной характеристики физического развития показало последовательное ухудшение показателей от начала к концу 2-го года с последующим улучшением к концу 3-го года обучения. Так, в конце 1-го года обучения нормальное физическое развитие было у 61 % обследо-

ванных, ухудшенное — у 28 %, плохое — у 11 %, в конце 2-го года—соответственно у 59, 21, и 20 %, в конце 3-го — у 69, 18 и 13 %." Таким образом, на 3-м году обучения происходила нормализация физического развития учащихся, что, вероятно, связано с увеличением возраста обследованных и их адаптацией к условиям обучения.

Клиническое обследование учащихся, проведенное на различных этапах обучения, позволило распределить их по состоянию здоровья на 3 группы (табл. 1). Как видно из таблицы, при поступлении в училище в различных профессиональных группах от 77 до 96 % обследованных относились к 1-й и 2-й группам здоровья. При этом профессиональный отбор был проведен правильнее у текстильщиков. 18% всех учащихся, имеющих при поступлении в училище различные формы хронических заболеваний, были отнесены к 3-й группе здоровья. Последнее в большинстве случаев явилось медицинским противопоказанием к приему на обучение в училище легкой промышленности и по существу демонстрирует недостаточность профессионального отбора.

Структура хронических заболеваний и их распространенность среди учащихся в динамике обучения приведены в табл. 2. Как видно из таблицы, в течение 1-го года обучения наблюдались стабильность состояния здоровья учащихся и последующее его ухудшение в течение 2-го и 3-го годов обучения. В структуре хронических заболеваний первое место занимали болезни ЛОР-органов (главным образом хронический тонзиллит). В динамике обучения в ПТУ (2-й и 3-й годы) частота болезней этой группы снизилась, что объясняется проведением тонзилл-эктомии вследствие учащения случаев заболеваемости ангиной. Несмотря на уменьшение общего числа болезней ЛОР-органов, от 1-го года обучения к 3-му появились новые случаи хронических заболеваний этой группы (хронический фарингит, ларингит), что, по-видимому, связано с воздействием профессиональных факторов, в частности неблагоприятных микроклиматических условий и запыленности воздуха, что было характерно для обеих профессиональных групп.

Таблица 1

Распределение учащихся по группам здоровья в динамике 3 лет обучения

Тскстнлыцнкн Швеи Всего

Группа начало конец конец конец начало конец конец конец начало конец конец конец

здоровья 1-го года I -го года 2-го года 3-го года 1 -го года 1-го года 2-го года 3-го года 1-го года 1 - го года 2-го года 3-го года

абс. %• абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

1-Я 22 48.0 21 45,7 19 41 ,3 23 50,0 42 36,0 42 34,1 43 36,8 47 40.1 64 39,0 61 37,4 62 38,0 70 42,9

2-я 22 48,0 23 50.0 23 50,0 19 41 .3 48 41,0 50 42,7 55 47,0 51 43,6 70 43,0 83 50,9 78 47,9 70 42.9

3-я 2 4.0 2 4,3 4 8,7 4 8,7 27 23,0 27 23,0 19 16,2 19 16,2 29 18,0 29 18,0 23 14,1 23 14,1

* Процент к общему числу подростков, обследованных на I, 2, 3-м годах обучения.

Таблица 2

Частота и структура хронических заболеваний среди учащихся среднего ПТУ легкой промышленности (п— 163) в динамике

3 лет обучения

Заболевания Распространенность хронических заболеваний, % к общему числу обследованных подростков Структура хронических заболеваний, % к общему числу заболенаинй

начало обучения 1-11 год 2-й год 3-й год начало обучения 1-й год 2-й год 3-й год

Болезни ЛОР-органов 15,0 15,3 9,8 9,2 80 76 50 44

В том числе:

хронический тонзиллит 14,0 15 7,9 7,9 77 73 41 38,2

хронический отит, неврит слухового 0,6 0,6 2.9

нерва 0,6 0.6 3 3 3

Астсноневротические синдромы — — 0,6 3.0 — — 3 14,7

Заболевания сердечно-сосудистой систе- 12

мы 1,2 1,2 2,4 2.4 6,6 6,0 12,5

В том числе:

ревматизм 0,6 0,6 0,6 0.6 3,3 3 3 2,9

гипертоническая болезнь 1А стадии 0,6 0,6 1,8 1.8 3,3 3 9,3 9

Заболевания желудочно-кишечного тракта 1,2 1,2 2,4 3.0 6,6 6,0 12,5 14,7

В том числе:

хронический гастрит 1.2 1,2 2.4 2.4 6,6 6,0 12,5 12

Прочие 1.2 2,4 4,3 3.0 6.6 12 22 14.7

Условия текстильной и швейной промышленности оказывают определенное влияние на структуру заболеваемости. Так, иод продолжительным воздействием факторов этих производств к концу 2-го и особенно 3-го года обучения возникали патологические изменения со стороны нервной системы в виде вегетоневрозов, сопровождающиеся сосудистой дистопией по гипертоническому типу. В возникновении таких форм заболеваний большая роль принадлежит производственному шуму, неблагоприятным микроклиматическим условиям и нервно-напряженному труду. Между тем к концу 2-го и 3-го годов обучения в профессиональной группе текстильщиков, имеющих лучший исходный уровень состояния здоровья, появились случаи гипертонической болезни (фаза 1А). Формирование таких форм болезней, вероятно, связано с выполнением физической нагрузки в условиях интенсивного производственного шума и неблагоприятного микроклимата. В динамике обучения участились также случаи заболевания желудочно-кишечного тракта (в частности, хронический гастрит и колит), в возникновении которых определенная роль принадлежит шуму, влияющему на секреторную функцию желудка, а также неблагоприятным микроклиматическим условиям, влияющим на водно-солевой обмен. В динамике наблюдалось учащение прочих болезней — миопии средней степени и гинекологических заболеваний, в частности хронических ад-некситов у швей. Возникновение таких форм заболеваний связано с выполнением работы очень ' высокой точности и длительной позой сидя у швей-мотористок, приводящей к застойной гиперемии внутренних органов.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности показало, что на 1-м году обу-

чения учащиеся, имеющие временную нетрудоспособность, в профессиональной группе текстильщиков составляли 59%, среди швей — 80 %• Сравнительно низкий процент нетрудоспособности у текстильщиков объясняется более высоким уровнем состояния их здоровья при поступлении в училище. Однако на 2-м году среди текстильщиков увеличилось число учащихся с временной нетрудоспособностью в связи с болезнями (76%), что можно объяснить продолжительным сочетанным действием комплекса неблагоприятных факторов ткацкого производства и физической нагрузки на организм учащихся. Снижение заболеваемости у учащихся этой группы на 3-м году, вероятно, связано с адаптацией организма подростков к условиям учебно-производственной деятельности, а также с увеличением возраста учащихся.

Последовательное снижение заболеваемости у швей от 1-го к 3-му году обучения (с 75 до 61 %), по-видимому, связано с ранней но сравнению с текстильщиками адаптацией к учебно-производственной деятельности в связи с влиянием на их организм факторов меньшей интенсивности и меньшей продолжительностью контакта.

В структуре заболеваемости с нетрудоспособностью в динамике обучения ведущее место принадлежит болезням органов дыхания. Основную роль в патогенезе указанных заболеваний играет простудный фактор, особенно у лиц с неустойчивой терморегуляцией, чему способствуют неблагоприятные условия на производстве. Определенная роль принадлежит пыли и массовому контакту работающих.

В динамике обучения увеличился удельный вес заболеваемости органов пищеварения и кровообращения, с чем, помимо нарушения режи-

ма питания, связано сочетанное воздействие комплекса неблагоприятных производственных факторов.

Комплексная оценка состояния здоровья в динамике обучения показала заметное изменение групп здоровья: у текстильщиков и швей перемещение с 1-й во 2-ю, из 2-й в 3-ю группу обусловлено увеличением числа лиц с ухудшенным и плохим физическим развитием, нарастающей миопией и возникновением новых случаев хронических заболеваний; перемещение из 3-й во 2-ю, из 2-й в 1-ю группу главным образом обусловлено нормализацией физического развития учащихся к концу 2-го и 3-го годов обучения, а также проведением тонзиллэктомии.

Выводы. 1. Условия производственного обучения оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся средних ПТУ легкой промышленности.

2. Степень изменений в организме учащихся тесно связана с характером труда, интенсивностью и продолжительностью воздействия неблагоприятных факторов производства, а также с уровнем состояния здоровья учащихся при поступлении в училище.

3. Воздействие производственных факторов проявляется в увеличении числа случаев хронических заболеваний, изменении уровня и структуры заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Литература. Антонова Л. Т. — В кн.: Работоспособность и состояние здоровья учащихся профессионально-технических училищ. М., 1978, с. 6—10. Малахова А. П.. Центерова Л. Г., Зутлер А. С. — В кн.: Работоспособность и состояние здоровья учащихся профессионально-технических училищ. М., 1978, с. 99— 102.

Мамсдов А. М., Алиев В. А., Гусейнова Н. Г. — Там же, с. 108—111.

Нусбаум Л. X., Ананьева Н. А. — Гиг. и сан., 1975. № 8, с. 29—32.

Рутенбург Э. С., Морейнис Т. М. — В кн.: Вопросы адаптации подростков к производственным факторам среды. М„ 1976, с. 27—40. Харковенко Н. М„ Анохина Р. Н. — Гиг. и сан., 1977, № 12, с. 94—96.

Поступила 05.03.83

Summary. Research was made to study the health status dynamics in students of vocational light industry schools in relation to the impact of occupational factors. The test group comprised female and male students trained to become sewers and assistant foremen in textile plants. During the training period in the shops of the base plant the students were exposed to a number of unfavorable occupational factors (air temperature exceeding the norm, humidity, a high dust content, enhanced noise levels, strain on attention and vision). The impact of hazardous factors of textile and sewing industries was manifested by an increase in the incidence of chronic and other diseases with temporary disability, by certain changes in the structural morbidity patterns throughout the period of training at vocational schooL

УДК 613.648+614.731 (470)

И. Э. Бронштейн, А. Н. Либерман, М. Я. Лев, О. //. Перевозников, В. Н. Нуралов, Е. Р. Мельникова, В. И. Коваленко

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАДИОИЗОТОПНЫХ ПРИБОРОВ

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР

Одним из важнейших направлений использования источников ионизирующего излучения (ИИИ) является их внедрение в автоматизированные системы управления и контроля разнообразных технологических процессов, создание и применение радиоизотопных приборов — РИП (Е. Е. Кулиш; Д. М. Цымлов). Рост численности внедряемых в народное хозяйство РИП значительно опережает увеличение числа других приборов и установок основанных на использовании ИИИ.

Одна из важнейших особенностей применения РИП состоит, как известно, в том, что они эксплуатируются на предприятиях и в учреждениях самых разнообразных отраслей промышленности (А. В. Пугачев), не имеющих, как правило, штатных служб радиационной безопасности. В цехах и на участках РИП нередко размещены в непосредственной близости от постоянных рабочих мест лиц, не отнесенных к категории А

(персонал). Необходимо при этом учитывать весьма широкий диапазон ИИИ, применяемых в РИП (источники у-, [)-, а- и нейтронного излучения), и величины их активности (от долей до сотен ГБк). До настоящего времени имеют место случаи аварийных ситуаций (АС) и при эксплуатации и при хранении РИП, которые в общей структуре зарегистрированных АС с ИИИ достигают 50 % (О. Г. Польский).

В 1980 г. изданы первые в СССР Санитарные правила устройства и эксплуатации РИП № 1946—78, основанные на результатах проведенных ранее исследований и обобщении опыта санитарного надзора за применением РИП. Эти правила регламентируют требования к обеспечению условий радиационной безопасности при получении, размещении и эксплуатации РИП, а также организации дозиметрического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.