Научная статья на тему 'Динамика умственной работоспособности на разных этапах профессиональной карьеры менеджера'

Динамика умственной работоспособности на разных этапах профессиональной карьеры менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системный личностно-развивающий подход / динамика умственной работоспособности (УРС) / ресурсы / учителя / завучи / директора / systematic personality-developing approach / dynamics of mental performance (URS) / resources / teachers / head teachers / directors

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зиновьева Дина Муратовна, Овчинникова Анастасия Андреевна

Обсуждаются результаты изучения динамики умственной работоспособности (УРС) в русле системного личностно-развивающего подхода. В режиме «карандаш–бумага» опрашивались директора, завучи, учителя (30 чел.) в возрасте от 25 до 64 лет (М=43,0; SD=12,0), а также контрольная группа (12 чел.) работников разных сфер деятельности. Использовались психодиагностические методики, исследовательская методика «Динамика умственной работоспособности», методы параметрической статистики. Установлены тенденции и статистически значимые различия в отношении отдельных стадий и фаз суточного, недельного, годичного цикла, в средствах восстановления работоспособности и др. Вывод: в сфере образования учителя, завучи, директора школ работают на фоне хронического недовосстановления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MENTAL WORKABILITY AT DIFFERENT STAGES OF A PROFESSIONAL CAREER OF A MANAGER

The results of studying the dynamics of mental performance (URS) in line with the system of personality-developing approach are discussed. In the “pencil-paper” mode, directors, head teachers, teachers (30 people) aged 25 to 64 years (M=43.0; SD=12.0), as well as a control group (12 people), employees were interviewed different fields of activity. Psychodiagnostic techniques, research methodology “Dynamics of mental performance”, methods of parametric statistics were used. Trends and statistically significant differences have been identified in relation to the individual stages and phases of the daily, weekly, annual cycle, in the means of restoring working capacity, etc. Conclusion: in the field of education, teachers, head teachers, school principals work against the backdrop of chronic non-restoration

Текст научной работы на тему «Динамика умственной работоспособности на разных этапах профессиональной карьеры менеджера»

его развития. Его целью является сформирование у человека умений и навыков здорового образа жизни и борьба с существующей проблемой здравоохранения. Обучение пациента затрагивает его познавательную, эмоциональную и психомоторную сферы. Обучение пациента проходит по следующему алгоритму: использование правильных источников информации; оценка факторов, влияющих на обучение (возраст, образовательный ценз, предыдущий опыт обучения, физическое состояние пациента, острота чувств, эмоции, социальное и экономическое положение, ответственность за собственное здоровье, отношение к обучению и мотивация к нему, культура и уровень общения).

Обучение пациента эффективно только тогда, когда он и специалист в области здравоохранения устанавливают реалистичные цели. Пациент или его родные должны подтвердить свое желание учиться. Специалист в области здравоохранения должен составить план обучения, определяя его цели, упорядоченные по приоритетности. Пациент также должен включиться в планировании. Совместно составляется план обучения и график его проведения. Получают информированное согласие пациента в письменной и устной форме. После окончания обучения производится оценка достигнутых целей и оценка преподавания пациентом и специалистом в области здравоохранения. Важным моментом является пересмотр плана недостигнутых целей. Все результаты учебного процесса документируются.

Специалист в области здравоохранения должен иметь достаточно знаний, умений и компетенций в области медицины, здравоохранения и коммуникации. Процесс обучения более эффективен, когда пациент принимает участие в постановке целей и его планирования.

Оценка является показателем достигнутых целей проведенного обучения. Если оценка не удовлетворительна, обучение повторяется осторожно, но включаются и новые идеи с учетом состояния здоровья пациента.

Литература

1. Митова М. [и др.]. Медицинска педагогика. — София, 2008.

2. Рангелова Е. Методика на възпитателната дейност. — София, 2008.

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА

Зиновьева Дина Муратовна (Волгоград, Россия), заведующая кафедрой психологии Волгоградского института управления — филиала Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru.

Овчинникова Анастасия Андреевна (Волгоград, Россия), студентка Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: nastyany14@mail.ru

Аннотация. Обсуждаются результаты изучения динамики умственной работоспособности (УРС) в русле системного личностно-развивающего подхода. В режиме «карандаш—бумага» опрашивались директора, завучи, учителя (30 чел.) в возрасте от 25 до 64 лет (М=43,0; SD=12,0), а также контрольная группа (12 чел.) работников разных сфер деятельности. Использовались психодиагностические методики, исследовательская методика «Динамика умственной работоспособности», методы параметрической статистики. Установлены тенденции и статистически значимые различия в отношении отдельных стадий и фаз суточного, недельного, годичного цикла, в средствах восстановления работоспособности и др. Вывод: в сфере образования учителя, завучи, директора школ работают на фоне хронического недовосстановления.

Ключевые слова: системный личностно-развивающий подход, динамика умственной работоспособности (УРС), ресурсы, учителя, завучи, директора.

DYNAMICS OF MENTAL WORKABILITY AT DIFFERENT STAGES OF A PROFESSIONAL CAREER OF A MANAGER

Zinovieva Dina Muratovna (Volgograd, Russia), Head of the Department of Psychology, Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru

Ovchinnikova Anastasia Andreevna (Volgograd, Russia), student of the Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E mail: nastyany14@mail.ru

Abstract. The results of studying the dynamics of mental performance (URS) in line with the system of personality-developing approach are discussed. In the "pencil-paper" mode, directors, head teachers, teachers (30 people) aged 25 to 64 years (M=43.0; SD=12.0), as well as a control group (12 people), employees were interviewed different fields of activity. Psychodiagnostic techniques, research methodology "Dynamics of mental performance", methods of parametric statistics were used. Trends and statistically significant differences have been identified in relation to the individual stages and phases of the daily, weekly, annual cycle, in the means of restoring working capacity, etc. Conclusion: in the field of education, teachers, head teachers, school principals work against the backdrop of chronic non-restoration

Keywords: systematic personality-developing approach, dynamics of mental performance (URS), resources, teachers, head teachers, directors.

Введение. Умственная работоспособность (УРС) на протяжении ХХ столетия чаще выступала темой гигиены умственного труда отдельных категорий работников как рекомендации для соискателей ученой степени, работающих над диссертацией. Во второй половине ХХ столетия динамика УРС изучалась на примере операторских профессий (типа «человек—техника») [1, 6—8, др.].

С учетом изменения продолжительности жизни, социальных критериев возраста тема УРС становится актуальной для многих людей. Исследования множества разных пространств жизнедеятельности человека на разных этапах его онтогенеза, на разных стадиях его профессиональной жизни предполагает знание хронологической метрики этой жизни. Реализация научно-обоснованного прогноза формирования профессионального будущего учителя, врача, инженера предполагает наличие достаточной эмпирической базы, позволяющей проводить «аудит» реальных и планируемых траекторий личностного, профессионального, карьерного развития специалиста. Изучение динамики умственной работоспособности [1, 5—8, др.] в русле системноголичностно-развивающего подхода [3, 4] будет содействовать получению целостной картины динамики и фактографии изменений профессионального потенциала специалистов и руководителей, выявлять как единство, так и расхождения процессов их личностного и профессионального развития в совокупности «позитивных» и «негативных» проявлений.

Объект исследования: умственная работоспособность представителей профессий типа «человек—человек»; предмет: динамика умственной работоспособности (УРС), ее детерминанты; цель: изучение и описание динамики умственной работоспособности в продолжении профессиональной карьеры менеджеров.

Гипотезы: 1. Динамика УРС имеет типичный циклический характер (повторяясь в своих экстенсивных параметрах в интервале недели, месяца, года). 2. Динамика УРС имеет типичные особенности для каждой социальной группы.

Методы: психодиагностика; исследовательская методика «Динамика умственной работоспособности» («Динамика УРС») [6].

В режиме «карандаш—бумага» опрашивались директора, завучи, учителя (30 чел.) школ г. Волгограда, Волгоградской области, республики Калмыкия в условиях прохождениями ими КПК в Волгоградском институте управления РАНХиГС. В качестве

контрольной группы выступили инженеры и руководители низового звена разных сфер деятельности (12 чел.). Опросы проводились анонимно.

Результаты и обсуждение результатов исследования. Согласно описательным статистикам, имела место умеренная вариативность по возрасту — от 25 до 64 лет (М=43,0; ББ=12,0) и другим переменным. В процессе НИР нами выявлены несколько интересных фактов, не отраженных в доступных нам литературных источниках. Так, например, в оценках профессионализма мужчины, занимающие более низкую управленческую позицию, и более молодые находят свой профессионализм достаточно высоким, в отличие от женщин, руководителей среднего звена и более зрелых по возрасту, соответственно. Роль учителей в становлении профессионализма лица, занимающие более низкую должностную позицию, оценивают статистически значимо ниже, как и роль непосредственных руководителей; последнее характерно и для группы более молодых менеджеров, то есть молодые, занимающие низкую управленческую позицию, считают себя более профессиональными, с одной стороны, с другой — менее «обязанными» этим своим учителям и непосредственным руководителям.

Динамика УРС в продолжение суток: в первой половине суток она выше у женщин, во второй — у мужчин (статистически значимо — в 20—21 ч и в 23—24 ч.). Также молодые по возрасту люди склонны проявлять более высокую УРС в ночные часы, при этом они уступают более зрелым — в утреннее и дневное время (до 14—15 ч), но сохраняют более высокую УРС во второй половине дня (статистически значимо — в 23—24 ч.).

Динамика УРС в продолжение трудовой жизни: во второй половине жизни более зрелые респонденты считают, что их УРС сохраняется на высоком уровне (значимые различия — в возрастных этапах 51—55 и 56—60 лет).

Динамика УРС в продолжение года: реализованные в семейной сфере отмечают более высокую УРС в продолжение всего года, статистически значимо — в январе и в марте; работающие в сфере образования отмечают более низкую работоспособность в продолжение года, чем работающие в других сферах (значимо — в июле и в августе).

Динамика УРС в продолжение рабочей недели: реализованные в семейной сфере отмечают высокую УРС в продолжение недельного цикла; работающие в сфере образования отмечают более низкую работоспособность в продолжении всей недели, чем работники других сфер (статистически значимо — в воскресенье).

Динамика УРС в продолжение суток: реализованные в семейной сфере отмечают более высокую УРС в утренние и дневные часы (с 04 ч до 19 ч; затем с 21 до 23 ч, то есть в продолжение нормального суточного биоритма); работающие в сфере образования отмечают более низкую работоспособность в продолжение суточного цикла.

Сфера ресурсов УРС: женщины более тяжело переживают кризисы; имеют место и различия в предпочтении разных форм восстановления работоспособности. Экстренная стимуляция УРС (чай, кофе, употребление спиртных напитков) более выражена у менеджеров, занимающих низовые ступени, но при этом они легче переносят кризисы (напряженные ситуации с работой, конфликты с друзьями, в коллективе, с вышестоящими руководителями).

Рабочий стаж и стаж управленческой деятельности: реализованные в семье имеют статистически значимо более продолжительный стаж работы в разных должностях; они чаще состоят в браке, имеют больше детей и стаж семейной жизни (то есть самореализация в труде и в семье взаимосвязаны).

Обобщая, можно делать вывод: работники сферы образования (учителя, завучи, директора школ) работают на фоне хронического недовосстановления [5—7, др.]. Ввиду сравнительно небольших выборок обследуемых и допущенных «промахов» в процедурах можно говорить лишь о тех или иных тенденциях. Вместе с тем, полученные результаты подтверждают наши рабочие гипотезы и мотивируют на продолжение НИР.

Литература

1. Здоровая личность / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2013.

2. Зиновьева Д.М. Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып 2 (14). С. 139—142.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя — М.: ИЦ «Академия», 2004.

4. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности — М.; СПб.: Нестор-История, 2019.

5. Толочек В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48—61.

6. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. — М.: Юрайт, 2018.

7. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2019.

8. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. — Л.: Наука, 1984.

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Зиновьева Дина Муратовна (Волгоград, Россия), заведующая кафедрой психологии Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru.

Прокофьева Татьяна Романовна (Волгоград, Россия), студентка Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: belo4ka1380@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты изучения стилей делового общения (СДО) 65 учителей в возрасте от 28 до 62 лет (М=43,5; SD=8,3). Установлено, что выраженность компонентов СДО учителей в разных ситуациях (общение с коллегами, руководителями) характеризуется малой изменчивостью; структуры стилей более сопряжены с особенностями ситуаций взаимодействия с партнерами, с индивидуальными особенностями человека. В плане экспертной оценки признается, что в общении с коллегами эффективными можно считать два стиля, один — условно эффективным, три — неэффективными стилями; также и в общении с руководителями.

Ключевые слова: стили делового общения, учителя, коллеги, руководители, связи, компоненты, структуры, эффективность.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATIONS UNDER CONDITIONS OF INTERACTION OF EDUCATION SUBJECTS

Zinovieva Dina Muratovna (Volgograd, Russia), Head of the Department of Psychology, Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru

Prokofieva Tatyana Romanovna (Volgograd, Russia), student of the Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: belo4ka1380@yandex.ru

Abstract. The results of the study of business communication styles (LMS) of 65 teachers aged 28 to 62 years (M = 43.5; SD = 8.3) are presented. It was established that the severity of the components of the LMS of teachers in different situations (communication with colleagues, with leaders) is characterized by small variability; style structures — more associated with the characteristics of situations of interaction with partners, with individual characteristics of a person. In terms of peer review, it is recognized that in communication with colleagues two styles can be considered effective, one is conditionally effective, three are ineffective styles; also in communication with leaders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.