Научная статья на тему 'Специалист здравоохранения в процессе обучения пациента'

Специалист здравоохранения в процессе обучения пациента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалист в области здравоохранения / учебный процесс / высшая школа / пациент / обучение. / health care specialist / educational process / high school / patient / training.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Желева Елена Грозева

Учебный процесс в высшей школе имеет важную социальную задачу подготовить специалистов в области здравоохранения. Они должны создать в себе добродетелей, которые им необходимы для осуществления повседневной профессиональной деятельности. Специалист в области здравоохранения проявляется в своей роли обучающего, когда пациент нуждается в обучении и существуют взаимоотношения, основанные на уважении и доверии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Желева Елена Грозева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CARE PROFESSIONSL IN PATIENT TRAINING PROCESS

The educational process in higher education has the important social task of preparing health care professionals. Have built in themselves the virtues they need to carry out their daily professional activities. The healthcare professional manifests himself as a trainer when the patient needs training and there is a relationship based on respect and trust.

Текст научной работы на тему «Специалист здравоохранения в процессе обучения пациента»

Литература

1. Безносов Д.С., Безносов С.П. Правовое сознание: психологические особенности // Современные проблемы социальной психологии и социальной работы. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23 марта 2016 года. — СПб., СПбГУП. С. 45-47.

2. Есикова Т.В., Федорова Г.Г. Развитие правового сознания у студентов вузов // Право и образование. 2019. № 4. С. 15-26.

3. Митина Л.М. Взаимодействие преподавателя и студента в эпоху социального перелома: теории, модели, технологии // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на уни-верситетското образование: теории, технологии, управление. — Сборник с научни доклади. — Китен, 02—06 сентября, 2019 г. — С. 21—28.

4. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. — М.: Прогресс—Традиция, 2005. — 416 с.

5. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 167 с.

СПЕЦИАЛИСТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА

Желева Елена Грозева (Варна, Республика Болгария), доктор педагогики, профессор, Медицинский университет «Проф. д-р Параскев Стоянов». E-mail: ejeleva@abv.bg

Аннотация. Учебный процесс в высшей школе имеет важную социальную задачу подготовить специалистов в области здравоохранения. Они должны создать в себе добродетелей, которые им необходимы для осуществления повседневной профессиональной деятельности. Специалист в области здравоохранения проявляется в своей роли обучающего, когда пациент нуждается в обучении и существуют взаимоотношения, основанные на уважении и доверии.

Ключевые слова: специалист в области здравоохранения, учебный процесс, высшая школа, пациент, обучение.

HEALTH CARE PROFESSIONSL IN PATIENT TRAINING PROCESS

Zheleva Elena Grozava (Varna, Bulgaria), PhD, professor, Medical University "Prof. Dr. Paraskev Stoyanov". E-mail: ejeleva@abv.bg

Abstract. The educational process in higher education has the important social task of preparing health care professionals. Have built in themselves the virtues they need to carry out their daily professional activities. The healthcare professional manifests himself as a trainer when the patient needs training and there is a relationship based on respect and trust.

Keywords: health care specialist, educational process, high school, patient, training.

Учебный процесс в высшей школе имеет важную социальную задачу подготовить специалистов в области здравоохранения. Они должны быть в состоянии осуществлять качественную профессиональную деятельность. Они должны создать в себе добродетелей, которые им необходимы для осуществления повседневной профессиональной деятельности. Их участие в процессе обучения влечет за собой приобретение профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, а также формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности [2].

Целью научной публикации является организационно-педагогические условия и факторы, при которых специалист в области здравоохранения участвует в процессе обучения пациента, чтобы улучшить качество его жизни.

Предметом этого исследования являются процесс и условия, при которых специалисты в области здравоохранения участвуют в процессе обучения человека — здорового или больного.

Объектом исследования является процесс обучение пациента в МБАЛ-Сливен студентами Филиал—Сливен, Департамент здравоохранения.

В ходе проведенного исследования были использованы анкетный метод, обсуждение, целенаправленное наблюдение и педагогический эксперимент.

«Присутствие пациента в учебном процессе придает ему свою специфическую характеристику. Пациент со своими страхами, отношением к здоровью и болезни, к медицинскому персоналу и обучающимся может помочь или затруднить педагогические желания преподавателя. Влияние на ход учебного процесса имеют и факторы, связанные с видом и тяжестью заболевания, этапом протекания болезни, существующими осложнениями, прогнозом, а также возрастом, полом, культурой и социальным статусом пациента. Каждый больной является и личностью с темпераментом, характером, физическими и умственными способностями, потребностями и интересами, которые определяют его реакции в условиях различных социальных взаимодействий, каким является и учебный процесс» [1].

Целостная личность студента, обучающегося в высшей школе, сталкивается с тяжелым бременем памяти, мышления и других психических процессов. Кроме того, его дополнительно нагружают ежедневные встречи с человеческими страданиями и смертью, с опасными для здоровья человека факторами и условиями.

Общение пациентов и их родных требует от специалиста в области здравоохранения адекватного этического поведения, строгого соблюдения принципов автономии, конфиденциальности, безвредности, доброжелательности, равенства, полезности, а также и требование получить информированное согласие пациента [1].

Учебный процесс в высшей школе организуется и проводится при определенных условиях и, следовательно, педагогическом взаимодействии.

Проведенное исследование показало, что в процессе обучения пациента, специалист в области здравоохранения способен воспринимать реально пациента и его здоровье. Благодаря его обучению, специалист активно включается в несение ответственности за принятие решений о здоровье человека, нуждающегося в медицинской помощи. Он использует свой профессиональный опыт в общении с человеком — здоровым или больным.

Было установлено, что в своей позиции обучающего специалист в области здравоохранения использует следующие знания, умения и компетенции: своевременное вмешательство для обучения; адаптация к болезни и восстановление качества жизни; обучение пациента правильной интерпретации своего собственного здоровья; целостное и на доступном языке объяснение изменений в состоянии здоровья пациента.

Педагогический эксперимент показывает, что обучение пациента специалистом в области здравоохранения включает в себя: исследование (для определения надлежащего ухода за пациентом); формулирование его проблемы со здоровьем после получения полной истории болезни; комплексная оценка проблем пациента в зависимости от их важности для него; разделение нужд пациента решать его проблемы, планирование решаемых проблем со здоровьем пациента; оценка полезности обучения пациента к применению качественной медицинской помощи для самого себя.

Проведенное целенаправленное наблюдение подтвердило, что специалист в области здравоохранения проявляется в своей роли обучающего, когда пациент нуждается в обучении и существуют взаимоотношения, основанные на уважении и доверии. Обучение наиболее эффективно, когда соблюдается алгоритм заботы. Процесс обучения и процесс ухода за нуждающимся человеком являются взаимозависимыми.

Было доказано, что обучение пациента представляет собой непрерывный процесс, охватывающий всю его жизнь, так как оно меняется в зависимости от заболевания и стадии

его развития. Его целью является сформирование у человека умений и навыков здорового образа жизни и борьба с существующей проблемой здравоохранения. Обучение пациента затрагивает его познавательную, эмоциональную и психомоторную сферы. Обучение пациента проходит по следующему алгоритму: использование правильных источников информации; оценка факторов, влияющих на обучение (возраст, образовательный ценз, предыдущий опыт обучения, физическое состояние пациента, острота чувств, эмоции, социальное и экономическое положение, ответственность за собственное здоровье, отношение к обучению и мотивация к нему, культура и уровень общения).

Обучение пациента эффективно только тогда, когда он и специалист в области здравоохранения устанавливают реалистичные цели. Пациент или его родные должны подтвердить свое желание учиться. Специалист в области здравоохранения должен составить план обучения, определяя его цели, упорядоченные по приоритетности. Пациент также должен включиться в планировании. Совместно составляется план обучения и график его проведения. Получают информированное согласие пациента в письменной и устной форме. После окончания обучения производится оценка достигнутых целей и оценка преподавания пациентом и специалистом в области здравоохранения. Важным моментом является пересмотр плана недостигнутых целей. Все результаты учебного процесса документируются.

Специалист в области здравоохранения должен иметь достаточно знаний, умений и компетенций в области медицины, здравоохранения и коммуникации. Процесс обучения более эффективен, когда пациент принимает участие в постановке целей и его планирования.

Оценка является показателем достигнутых целей проведенного обучения. Если оценка не удовлетворительна, обучение повторяется осторожно, но включаются и новые идеи с учетом состояния здоровья пациента.

Литература

1. Митова М. [и др.]. Медицинска педагогика. — София, 2008.

2. Рангелова Е. Методика на възпитателната дейност. — София, 2008.

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА

Зиновьева Дина Муратовна (Волгоград, Россия), заведующая кафедрой психологии Волгоградского института управления — филиала Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru.

Овчинникова Анастасия Андреевна (Волгоград, Россия), студентка Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: nastyany14@mail.ru

Аннотация. Обсуждаются результаты изучения динамики умственной работоспособности (УРС) в русле системного личностно-развивающего подхода. В режиме «карандаш—бумага» опрашивались директора, завучи, учителя (30 чел.) в возрасте от 25 до 64 лет (М=43,0; SD=12,0), а также контрольная группа (12 чел.) работников разных сфер деятельности. Использовались психодиагностические методики, исследовательская методика «Динамика умственной работоспособности», методы параметрической статистики. Установлены тенденции и статистически значимые различия в отношении отдельных стадий и фаз суточного, недельного, годичного цикла, в средствах восстановления работоспособности и др. Вывод: в сфере образования учителя, завучи, директора школ работают на фоне хронического недовосстановления.

Ключевые слова: системный личностно-развивающий подход, динамика умственной работоспособности (УРС), ресурсы, учителя, завучи, директора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.