Научная статья на тему 'Анализ отношения к праву у представителей различных поколений (на примере самоизоляции)'

Анализ отношения к праву у представителей различных поколений (на примере самоизоляции) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое сознание / отношение к праву / правовая норма / законопослушность личности / самоизоляция в период пандемии / legal consciousness / attitude to law / legal norm / law-abiding personality / self-isolation during a pandemic.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Есикова Татьяна Владиславовна

Исследование посвящено проблеме отношения к праву личности в период пандемии. Выявлены личностные особенности, влияющие на законопослушность личности. В статье анализируется отношение представителей различных поколений к правовым нормам. Данный анализ основан на отношении респондентов к самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RELATIONSHIP TO LAW IN REPRESENTATIVES OF DIFFERENT GENERATIONS ON THE EXAMPLE OF SELF-INSULATION

The study focuses on the issue of attitudes to personal law during a pandemic. Identified personality characteristics that affect the law-abiding person. The article analyzes the attitude of representatives of various generations to legal norms. This analysis is based on the respondents’ attitude towards self-isolation.

Текст научной работы на тему «Анализ отношения к праву у представителей различных поколений (на примере самоизоляции)»

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САМОИЗОЛЯЦИИ)

Есикова Татьяна Владиславовна (Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Аннотация. Исследование посвящено проблеме отношения к праву личности в период пандемии. Выявлены личностные особенности, влияющие на законопослушность личности. В статье анализируется отношение представителей различных поколений к правовым нормам. Данный анализ основан на отношении респондентов к самоизоляции.

Ключевые слова: правовое сознание, отношение к праву, правовая норма, законопослушность личности, самоизоляция в период пандемии.

ANALYSIS OF RELATIONSHIP TO LAW IN REPRESENTATIVES OF DIFFERENT GENERATIONS ON THE EXAMPLE OF SELF-INSULATION

Yesikova Tatyana Vladislavovna (St. Petersburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia. E-mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Abstrsct. The study focuses on the issue of attitudes to personal law during a pandemic. Identified personality characteristics that affect the law-abiding person. The article analyzes the attitude of representatives of various generations to legal norms. This analysis is based on the respondents' attitude towards self-isolation.

Keywords: legal consciousness, attitude to law, legal norm, law-abiding personality, self-isolation during a pandemic.

В современной ситуации мирового сообщества отношение к праву у людей является одним из важных вопросов. Право пронизывает жизнедеятельность каждого человека в социуме и невозможно функционировать в социальных отношениях вне правовой действительности. Особенно остро это проявляется в период кризисов, стихийных бедствий, эпидемий, когда человек вынужден защищать себя с помощью правовых норм.

Право является «особым типом регулирования общественного поведения. Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно стоит на страже добровольно выбираемого добра» [4, с. 405]. Право имеет охранительную, регулятивную, гуманистическую, идеологическую, воспитательную функции. Правовые нормы сдерживают и подавляют потребности, противоречащие развитию социума и его сохранению.

Сущность правовой нормы заключается в ее обязательности исполнения, независимо от желания и взглядов человека. Особенность правовых норм, в отличие от нравственности и духовности, в том, что право может меняться в зависимости от обстоятельств. Законопослушный гражданин должен следить за информацией и изменять свою жизнедеятельность в зависимости от новых правовых норм, которые всегда сопровождают текущую ситуацию в обществе. Если в первобытном обществе соблюдение права осуществлялось под страхом наказания и в сознании первобытных людей, возможно, превалировал архетип подчинения, то в современном обществе право защищает личность, и человек, соблюдающий правовые нормы, имеет больше преимуществ по сравнению с теми, кто ими пренебрегает. Это не сложно проанализировать на примере функционирования различных легальных и нелегальных организаций в период пандемии.

На законопослушность личности влияет способность к анализу происходящего, гибкость мышления, навыки саморегуляции и ряд личностных качеств, обеспечивающих послушание закону: высокий уровень субъективного контроля (интернальность), чувство ответственности личности за свою жизнь и здоровье близких; низкий уровень

агрессивности, умение сдерживать эмоции и импульсивное поведение; высокий уровень мотивации достижений, который основан на умении анализировать ситуацию, потребности и возможности; выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов к интересам общества, которые выражены в нормах права [1, 2, 5].

Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены в процессе эмпирического исследования. В настоящее время отношение к праву наиболее отчетливо проявилось в период пандемии СОУГО-19, в процессе самоизоляции людей во время карантина. Оценка правовой нормы предполагает сравнение, в результате которого субъект выбирает то, что соответствует его потребностям, интересам, ценностям его сознания. Отношение к правовым нормам было исследовано через оценивание респондентами самоизоляции во время карантина. Самоизоляция была рекомендованной правовой нормой для возрастных групп до 65 лет и обязательной правовой нормой для более старшего поколения. Целью исследования было выяснить признание значимости самоизоляции с точки зрения отдельных индивидов и групп поколений и типов отношения к правовым нормам.

Предполагаемая разница в типах отношения к праву у представителей различных поколений основывалась на теориях и концепциях изучения поколений, представляющих собой группы с возрастным интервалом 17—25 лет, отличающихся друг от друга различиями в восприятии социальных изменений. Развитие личности представителей этих возрастных групп приходилось на совершенно различные исторические периоды, влияющие на формирование мировоззрения и способов жизнедеятельности [3].

Эмпирическое исследование было проведено в шести возрастных группах от 18 до 65 лет и более (п=327). При разделении на группы мы руководствовались теориями исследования поколений, выявленными и описанными Л.М. Митиной [3]. Первая группа «мобилизационное поколение» — люди от 82 лет и старше; вторая группа — поколение «оттепели» — 72—81 год; третья группа — поколение «застоя» — 53—71 год; четвертая группа — «реформенное поколение» — 40—52 года; пятая группа — миллениалы, или поколение X — 21—39 лет; шестая группа — поколение X, или центениалы; в нашем исследовании — это респонденты 18—20 лет.

Целью исследования являлось выяснение типов отношения к правовым нормам у представителей различных поколений на примере самоизоляции в период карантина. Для исследования был проведен опрос и применены методики изучения правового сознания личности [2]. В опросе предполагалось выяснить не только отношение к праву с помощью прямых вопросов, но и выяснять объективные показатели, такие как частота отлучения от места самоизоляции, причины нарушения самоизоляции и мотивация соблюдения правовых норм.

Кластерный анализ выявил, что отношение к самоизоляции у респондентов разделилось на три группы. Всегда соблюдают право 35 %, не всегда соблюдают правовые нормы — 26 %, живут по совести и не знают всех правовых норм — 39 %.

Из числа всех респондентов между представителями 1 и 2 групп поколений не было выявлено значимых различий. При этом 92 %испытуемых «мобилизационного» поколения (старше 82 лет) и поколения «оттепели» (72—81 год), которые «живут по совести и не знают всех новых законов», соблюдали режим изоляции. 8 % из них считали, что нужно сходить в магазин (например, строительный) и продолжать свои «неотложные» дела, нанимали работников и контактировали с ними и считали, что, главное, «чтобы их не задержала полиция», они были уверены, что болезнь для них не представляет опасности и «все это — политика». Интересно также, что респонденты 1 группы из 80 %, которые считают себя законопослушными полностью и соблюдающими самоизоляцию, тем не менее

один раз в неделю или в десять дней выезжали более далеко, чем было рекомендовано, а в их группе это была обязательная (!) правовая норма. При этом они осознавали, что самоизоляция необходима для их собственной безопасности и для того, чтобы заболевание не распространялось.

Представители поколения «застоя» (53—71 год) честно писали о том, что они не всегда соблюдают правовые нормы (73 %), всегда соблюдают право только 5 %, 12 % живут, основываясь на моральных нормах, и не знают всех законов, 10 % не ответили. При соблюдении самоизоляции 84 % опрошенных в допустимых пределах выезжали или выходили из дома и действовали по ситуации, полагаясь на здравый смысл, не менее, чем один раз в неделю; остальные не выезжали.

Из числа опрошенных четвертой группы «реформенного» поколения 64 % респондентов ответили, что они полностью соблюдают режим самоизоляции, хотя, если нужно, выезжают за пределы рекомендованных границ. 36 % не знают точно правовые норм.

Поколение миллениалов в подавляющем большинстве не соблюдают режим самоизоляции (91 %), считают, что он нужен для собственной безопасности, но они уверены, что болезнь их не коснется или они переболеют ею как обычным ОРВИ в легкой форме.

Правовые нормы рекомендованного характера можно и не соблюдать строго, считают молодые люди. Они недовольны проблемами экономического характера, многие потеряли работу или стали получать меньше зарплату. В целом они считают, что нарушилась их жизнь, и находят возможность посетить нелегальные бары, салоны красоты, активно обмениваются информацией о том, где и что можно сделать, продолжают посещать тусовки на дому друг у друга и мечтают поехать поскорее за границу отдыхать. «Скорее бы все это закончилось», мечтает молодежь. 7 % испытуемых открыто утверждают что самоизоляция вообще не нужна, и только 2 % считают, что нужно соблюдать правовые нормы и из принципа соблюдают режим самоизоляции. Также исключение составляют врачи, особенно те, которые непосредственно работают с больными короновирусом. Они считают, что самоизоляция нужна для того, чтобы «сохранить больше жизней людей, больных тяжелыми формами короновируса».

Поколение 2, или центениалы, в своем большинстве — 65 % — соблюдают режим самоизоляции. 23 % — не всегда соблюдают, 12 % — не соблюдают данную правовую норму, не считают, что это вообще их касается. В целом молодежь 18—20 лет, студенты, восприняли ситуацию как каникулы, они довольны и занимаются своими делами, из числа опрошенных никто не болеет, и их родственники также не болеют. Молодые люди активно общаются в интернет-пространстве и отдыхают дома.

Таким образом, в данном исследовании было выяснено отношение к правовым нормам через рекомендации и обязанность самоизоляции в период пандемии СОУГО-19. Правовое сознание у представителей различных поколений имеет типичные черты. «Мобилизационное поколение» отличается в большинстве правовым реализмом и в отдельных случаях проявлениями правового нигилизма; типичным отношением к праву поколения «оттепели» является правовая индифферентность; поколение «застоя» характеризуется отчасти правовым реализмом и в большинстве случаев — правовой безответственностью; «реформенное поколение» отличает правовая индифферентность; миллениалы олицетворяют в большинстве случаев правовой нигилизм; поколение 2, или центениалы, — правовой инфантилизм.

Данное исследование не исчерпывает всех вопросов проблемы развития правового сознания в целом и, в частности, отношения к правовым нормам в период пандемии СОУГО-19. Проблема как в социальном, так и в научном плане приобретает все большую остроту и требует дальнейшего изучения как в российской действительности, так и во всем мире.

Литература

1. Безносов Д.С., Безносов С.П. Правовое сознание: психологические особенности // Современные проблемы социальной психологии и социальной работы. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23 марта 2016 года. — СПб., СПбГУП. С. 45-47.

2. Есикова Т.В., Федорова Г.Г. Развитие правового сознания у студентов вузов // Право и образование. 2019. № 4. С. 15-26.

3. Митина Л.М. Взаимодействие преподавателя и студента в эпоху социального перелома: теории, модели, технологии // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на уни-верситетското образование: теории, технологии, управление. — Сборник с научни доклади. — Китен, 02—06 сентября, 2019 г. — С. 21—28.

4. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. — М.: Прогресс—Традиция, 2005. — 416 с.

5. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 167 с.

СПЕЦИАЛИСТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТА

Желева Елена Грозева (Варна, Республика Болгария), доктор педагогики, профессор, Медицинский университет «Проф. д-р Параскев Стоянов». E-mail: ejeleva@abv.bg

Аннотация. Учебный процесс в высшей школе имеет важную социальную задачу подготовить специалистов в области здравоохранения. Они должны создать в себе добродетелей, которые им необходимы для осуществления повседневной профессиональной деятельности. Специалист в области здравоохранения проявляется в своей роли обучающего, когда пациент нуждается в обучении и существуют взаимоотношения, основанные на уважении и доверии.

Ключевые слова: специалист в области здравоохранения, учебный процесс, высшая школа, пациент, обучение.

HEALTH CARE PROFESSIONSL IN PATIENT TRAINING PROCESS

Zheleva Elena Grozava (Varna, Bulgaria), PhD, professor, Medical University "Prof. Dr. Paraskev Stoyanov". E-mail: ejeleva@abv.bg

Abstract. The educational process in higher education has the important social task of preparing health care professionals. Have built in themselves the virtues they need to carry out their daily professional activities. The healthcare professional manifests himself as a trainer when the patient needs training and there is a relationship based on respect and trust.

Keywords: health care specialist, educational process, high school, patient, training.

Учебный процесс в высшей школе имеет важную социальную задачу подготовить специалистов в области здравоохранения. Они должны быть в состоянии осуществлять качественную профессиональную деятельность. Они должны создать в себе добродетелей, которые им необходимы для осуществления повседневной профессиональной деятельности. Их участие в процессе обучения влечет за собой приобретение профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, а также формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности [2].

Целью научной публикации является организационно-педагогические условия и факторы, при которых специалист в области здравоохранения участвует в процессе обучения пациента, чтобы улучшить качество его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.