Научная статья на тему 'Стили делового общения в условиях взаимодействия субъектов образования'

Стили делового общения в условиях взаимодействия субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стили делового общения / учителя / коллеги / руководители / связи / компоненты / структуры / эффективность / business communication styles / teachers / colleagues / leaders / communications / components / structures / efficiency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьева Дина Муратовна, Прокофьева Татьяна Романовна

Представлены результаты изучения стилей делового общения (СДО) 65 учителей в возрасте от 28 до 62 лет (М=43,5; SD=8,3). Установлено, что выраженность компонентов СДО учителей в разных ситуациях (общение с коллегами, руководителями) характеризуется малой изменчивостью; структуры стилей более сопряжены с особенностями ситуаций взаимодействия с партнерами, с индивидуальными особенностями человека. В плане экспертной оценки признается, что в общении с коллегами эффективными можно считать два стиля, один – условно эффективным, три – неэффективными стилями; также и в общении с руководителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьева Дина Муратовна, Прокофьева Татьяна Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATIONS UNDER CONDITIONS OF INTERACTION OF EDUCATION SUBJECTS

The results of the study of business communication styles (LMS) of 65 teachers aged 28 to 62 years (M = 43.5; SD = 8.3) are presented. It was established that the severity of the components of the LMS of teachers in different situations (communication with colleagues, with leaders) is characterized by small variability; style structures – more associated with the characteristics of situations of interaction with partners, with individual characteristics of a person. In terms of peer review, it is recognized that in communication with colleagues two styles can be considered effective, one is conditionally effective, three are ineffective styles; also in communication with leaders.

Текст научной работы на тему «Стили делового общения в условиях взаимодействия субъектов образования»

Литература

1. Здоровая личность / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2013.

2. Зиновьева Д.М. Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып 2 (14). С. 139—142.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя — М.: ИЦ «Академия», 2004.

4. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности — М.; СПб.: Нестор-История, 2019.

5. Толочек В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48—61.

6. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. — М.: Юрайт, 2018.

7. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2019.

8. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. — Л.: Наука, 1984.

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Зиновьева Дина Муратовна (Волгоград, Россия), заведующая кафедрой психологии Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru.

Прокофьева Татьяна Романовна (Волгоград, Россия), студентка Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: belo4ka1380@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты изучения стилей делового общения (СДО) 65 учителей в возрасте от 28 до 62 лет (М=43,5; SD=8,3). Установлено, что выраженность компонентов СДО учителей в разных ситуациях (общение с коллегами, руководителями) характеризуется малой изменчивостью; структуры стилей более сопряжены с особенностями ситуаций взаимодействия с партнерами, с индивидуальными особенностями человека. В плане экспертной оценки признается, что в общении с коллегами эффективными можно считать два стиля, один — условно эффективным, три — неэффективными стилями; также и в общении с руководителями.

Ключевые слова: стили делового общения, учителя, коллеги, руководители, связи, компоненты, структуры, эффективность.

STYLES OF BUSINESS COMMUNICATIONS UNDER CONDITIONS OF INTERACTION OF EDUCATION SUBJECTS

Zinovieva Dina Muratovna (Volgograd, Russia), Head of the Department of Psychology, Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: zinovyeva.dina@yandex.ru

Prokofieva Tatyana Romanovna (Volgograd, Russia), student of the Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: belo4ka1380@yandex.ru

Abstract. The results of the study of business communication styles (LMS) of 65 teachers aged 28 to 62 years (M = 43.5; SD = 8.3) are presented. It was established that the severity of the components of the LMS of teachers in different situations (communication with colleagues, with leaders) is characterized by small variability; style structures — more associated with the characteristics of situations of interaction with partners, with individual characteristics of a person. In terms of peer review, it is recognized that in communication with colleagues two styles can be considered effective, one is conditionally effective, three are ineffective styles; also in communication with leaders.

Keywords: business communication styles; teachers, colleagues, leaders, communications, components, structures, efficiency

Введение. Взаимодействия представителей социономических профессий сравнительно недавно стали предметом систематических исследований. Актуальность этих вопросов, помимо собственно профессиональных аспектов, определяется несколькими тенденциями исторической эволюции социальных объектов: 1) возрастание доли социономических профессий среди других типов; 2) возрастание доли проектных форм, предполагающих владение эффективными стратегиями общения; 3) возрастание объема задач на согласование взаимодействий представителей разных подразделений; 4) частой смены людьми вида деятельности и места работы; 5) сокращением времени работы человека в одной организации, на одном рабочем месте [1, 2, 6—8].

В русле исследований личностного, профессионального и карьерного развития людей в логике системного личностно-развивающего подхода, предложенного Л.М. Митиной [3, 4], эти динамичные условия социальной среды (смещающие и преобразующие условия социальных взаимодействий многих категорий людей) можно рассматривать как специфические условия социальной микро- и мезосреды, определяющие и формирующие сферы жизнедеятельности людей. В плане теоретической значимости исследований СДО могут способствовать поиску и выявлению тенденций эволюции стилей в условиях современной социальной среды — среды образования, здравоохранения и др. [2, 5, 7]. В плане практической значимости исследования СДО могут содействовать повышению профессиональной культуры, становлению «компетенций позитивного общения», способствовать поиску средств и путей адекватной самореализации в труде, в семейной сфере, в сфере досуга [1—4, 7, 8].

Объект исследования: деловые коммуникации субъектов в среде объектов образования; предмет — стили деловых коммуникаций (делового общения) субъектов в условиях профессионального взаимодействия с партнерами; цель: изучить и описать стили деловых коммуникаций (делового общения) субъектов в условиях профессионального взаимодействия с партнерами.

Гипотезы:

1. Стили делового общения (деловых коммуникаций) в условиях взаимодействия субъектов образования имеют выраженные специфические особенности.

2. Социальный опыт субъектов может проявляется в предпочтении разных компонентов стилей общения (деловых коммуникаций).

Задачи. Описать типичные стили деловых коммуникаций субъектов в среде объектов образования; раскрыть связи стилей субъектов с их социально-демографическими, профессионально-должностными, индивидуально-психологическими особенностями.

База исследования: 65 человек — учителей, заведующих учебной частью и директоров средних школ (Волгоградской и Ростовской обл.) в возрасте от 28 до 62 лет (М=43,5; SD=8,3).

Методы. психодиагностические методики: «Стили делового общения» (СДО35) [6]; опросники УСК, 16PF Кеттелла; методы параметрической статистики, корреляционный и факторный анализы. Для изучения вариации переменных внутри выделяемых групп субъектов образования (по полу, возрасту, стажу педагогической работы, должности, месту жительства, состоянию в браке) использовались три варианта сравнения (ANOVA, t-критерий для парных выборок, для независимых групп).

Обсуждение результатов исследования. В настоящей работе рассматриваются только результаты исследования особенностей стилей общения. Обследуемых просили дважды (через соответствующий интервал времени) заполнить опросник СДО35: а) особенности

стиля общения с коллегами; б) особенности стиля общения с руководителями. Согласно описательным статистикам, респонденты использовали пятибалльную шкалу оценок стилей в ее полном объеме. Средние значения (М) чаще находятся в интервале 2,5—3,1 балла со стандартными отклонениями (SD) — чаще в пределах 1,0 — в отношении двух вариантов оценок стиля (в ситуациях взаимодействия как с коллегами, так и с руководителями). Согласно описательным статистикам, большая часть переменных характеризовалась нормальным распределением; асимметрия и эксцесс были в границах нормы. В целом обследуемые адекватно отнеслись к предложенной им работе.

При факторном анализе составляющих стилей общения в ситуациях взаимодействия с коллегами выделено 6 факторов, объясняющих 67,7 % дисперсии с собственным значением более 1,00; в ситуациях взаимодействия с руководителями — 6 факторов, объясняющих 60,0 % дисперсии. При использовании разных методов t-сравнения (для зависимых и независимых групп) не выявлено значимых изменений стилей учителей (за исключением некоторых компонентов) при общении с коллегами и руководителями с изменениями возраста, опыта и пр.

Согласно результатам корреляционного анализа, имеют место лишь слабо выраженные профессиональные деформации. В целом ни работа в школе, ни стихийно обретаемый жизненный опыт (профессиональной и семейной жизни и пр.) выраженно не влияют на изменения паттернов поведения учителей. С возрастом, с опытом появляется больше сдержанности, больше внимания к партнеру и т.п., но такие изменения в стилях общения нужно объяснять возрастом, а не окружением. Рабочие гипотезы подтверждаются; наши результаты согласуются с литературными [1, 2, 6—8; др.].

Выводы

1. Выраженность компонентов СДО учителей в разных ситуациях (общения с коллегами, с руководителями) характеризуется устойчивостью, малой изменчивостью.

2. Структуры стилей учителей более сопряжены с особенностями ситуаций взаимодействия с партнерами, с индивидуальными особенностями человека.

3. В плане экспертной оценки выделенных СДО: а) в общении с коллегами эффективными можно считать два стиля, один — условно эффективным, три — неэффективными стилями; в) в общении с руководителями эффективными можно считать также два стиля, один — условно эффективным, три — неэффективными стилями.

Литература

1. Зиновьева Д.М. Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып 2(14). С. 139-142.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений — СПб.: Питер, 2010.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: ИЦ «Академия», 2004.

4. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности — М.; СПб.: Нестор-История, 2019.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

6. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. — М.: Юрайт, 2018.

7. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2019.

8. Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 16—32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.